Тенденции развития российского рынка факторинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 14:00, курсовая работа

Краткое описание

Факторинг - это широко распространенный в мире инструмент краткосрочного финансирования оборотного капитала, незаменимый для малых и средних предприятий, доступ к кредиту у которых традиционно затруднен, а ресурсов для инкассации задолженности недостаточно.

В данной курсовой работе мы используем факторинг в финансовой деятельности ОАО «ОГК-2» .

Целью данной курсовой работы является использование факторинга в финансовой деятельности предприятия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…..3
1. Понятие и сущность факторинга………………………………………..…..4
2. Основные виды факторинговых сделок…………………………….…..…..8
3. Преимущества и недостатки использования факторинга в финансовой деятельности предприятия………………………………………..…….….…..10
3.1. Преимущества факторинга…………………………………………….…..10
3.2. Недостатки факторинга………………………………………………….…12
4.Тенденции развития российского рынка факторинга……………………...14
5. Использование факторинга на примере ОАО«ОГК2»……………………………………………………………………..16
5.1. Описание компании………………………………………………………...16
5.2. Возможность повышения эффективности предприятия за счет использования факторинга……………...………………………………………17
Заключение………………………………………………………………………21
Список использованной литературы…………………………………………...2

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая фп РАСПЕЧАТАТЬ.docx

— 49.64 Кб (Скачать файл)

    Обычно факторинговые компании принимают на факторинговое обслуживание без регресса более надежных дебиторов. При этом факторинг с регрессом обычно не предполагает уведомления дебиторов о переуступке прав денежного требования. В мире внутренний факторинг чаще бывает с регрессом, чем внешний. В странах Восточной Европы 66% внутреннего и 35% внешнего факторинга заключено с регрессом.

3. Факторинг открытый (disclosed factoring) и закрытый (undisclosed factoring)

    При открытом факторинге покупатель уведомлен о том, что в сделке участвует лицофактор, и осуществляет платежи на его счет, выполняя тем самым свои обязательства по договору поставки. В случае же закрытого факторинга покупателя не ставят в известность о наличии договора факторингового обслуживания, и он продолжает осуществлять платежи поставщику, который, в свою очередь, направляет их в пользу фактора. В мировой практике факторинг без регресса обычно бывает открытым, факторинг с регрессом как открытым, так и закрытым.

 

 

 

 

 

 

 

3.Приемущества и недостатки использования факторинга

 

3.1. Преимущества факторинга

 

  1. Финансирование

Основное преимущество факторинга - предоставление финансовых средств поставщику продукции сразу после ее отгрузки или в определенный договором факторинга день. Таким образом, поставщик имеет возможность поставлять продукцию своим покупателям с отсрочкой платежа, при этом получать значительную часть от суммы поставки сразу же после поставки или по удобному для него графику, не дожидаясь платежа от своего покупателя.

    Если компания нацелена на увеличение объема продаж, то она имеет возможность постоянно пускать деньги в оборот и при этом конкурировать с другими поставщиками за клиентов, предоставляя отсрочку платежа. Также поставщик, заключив договор факторинга, заранее знает, в какой день деньги поступят на его счет. Обычно же, предоставив отсрочку платежа своим покупателям, поставщик не знает, когда они расплатятся с ним, и расплатятся ли вообще.

Кроме того, финансирование при факторинге имеет ряд неоспоримых преимуществ, среди которых в первую очередь стоит отметить следующие:

· поставщик не должен возвращать выплаченные ему деньги, так как расходы фактора будут возмещены из платежей покупателей;

· финансирование будет длиться так же долго, как долго поставщик будет продавать свою продукцию;

· финансирование автоматически увеличивается по мере роста объемов продаж.

     Таким образом, финансирование в рамках факторинга навсегда избавляет поставщика от проблемы дефицита оборотных средств, и это происходит без роста его кредиторской задолженности. Кроме того, факторинговое финансирование более целевое, чем, например, кредит: компания выплачивает проценты именно за тот промежуток времени, когда ей действительно нужны деньги. «Если деньги компании не нужны, то она может не уступать банку свои денежные требования, - говорит Татьяна Кайгородова, вице- президент «ДельтаБанка». - В целом эта услуга получается даже дешевле, чем кредит, несмотря на большие проценты, поскольку в случае получения кредита компания практи чески всегда имеет на счету определенный неснижаемый остаток».

2) Административное управление дебиторской задолженностью.

Факторинг позволяет клиенту также избавиться от рутинной работы, связанной с отслеживанием состояния дебиторской задолженности, напоминанием дебиторам о задержках платежей. Обычно факторинговая компания по первому требованию поставщика предоставляет ему отчет о состоянии дебиторской задолженности, включающий в себя информацию обо всех поставках поставщика и платежах его покупателей. Также в случае безрегрессного факторинга фактор берет на себя заботу о взыскании долгов с дебиторов, что особенно актуально для небольших компаний, не располагающих собственными ресурсами для инкассации. Это позволяет им экономить трудовые и финансовые ресурсы.

3) Оценка платежеспособности покупателей поставщика

В странах, где кредитные бюро и рейтинговые агентства развиты, эта функция факторинговых компаний является не самой востребованной. В странах же с переходной экономикой факторинговые компании могут играть роль кредитных бюро и рейтинговых агентств, аккумулируя информацию о платежной дисциплине компаний. Помимо этого, факторинговые компании могут использовать различные методы оценки платежеспособности потенциальных покупателей поставщика. В России немногие факторинговые компании предоставляют клиентам независимую информацию о дебиторах клиента.

     Таким образом применение факторинга в финансовой деятельности предприятия позволяет:

  • увеличить ликвидность, рентабельность и прибыль;
  • быстро превратить дебиторскую задолженность в наличные деньги;
  • быть независимым и свободным от соблюдения сроков платежей со стороны дебиторов;
  • расширить объемы оборота;
  • экономить собственный капитал;
  • снизить риски неплатежей.

 

3.2. Недостатки факторинга

 

    Главный недостаток факторинга связан с тем, что его использование обходится предприятию дороже, чем привлечение кредита ( на 20-70%). Как правило, факторинговые комиссионные состоят из трех частей:

· платы за пользование средствами (здесь факторинг практически ничем не отличается от обычного кредита),

· фиксированного сбора за обработку документов

· комиссии за факторинговое обслуживание каждой поставки (обычно зависит от величины дебиторской задолженности, передаваемой на факторинг: чем больше ее размер, тем ниже комиссия).

     Сегодня стоимость средств, предоставляемых фактор-компаниями своим клиентам, варьируется в пределах 18-36 процентов годовых в рублях от объема сделки. Причина такого разброса - различная цена покупки ресурсов на рынке. Как правило, банкам финансы обходятся дешевле, чем специализированным факторинговым компаниям. Их процентные ставки по факторинговому финансированию почти не различаются и в большинстве случаев не превышают 24 процентов годовых.

    Фиксированный сбор за обработку документов лежит в еще больших пределах и составляет от 50 до 300 рублей за документ. Если учесть, что документарное сопровождение одного дебитора по одной сделке может включать в себя десятки документов, то в итоге получается довольно внушительная сумма.

    Комиссия за факторинговое обслуживание каждой поставки также варьируется в широком диапазоне: от 0,5 до 7,5 процента от суммы денежного требования в зависимости от величины отсрочки платежа - чем меньше срок, тем больше комиссия.

    На стоимость факторинга также очень сильно влияют следующие параметры: размер предоставляемого финансирования (колеблется в пределах 60-95 процентов от стоимости поставки), максимальный срок отсрочки платежа (от 14 до 180 дней) и количество дебиторов, которое банк может принять на обслуживание.

 

 

    В общем случае можно выделить следующие недостатки факторинга:

· Сокращение прибыли предприятия по каждому заказу.

· Сокращение возможности для кредита - долги не будут доступны в качестве обеспечения.

· Факторинговая компания может захотеть проверить клиентов фирмы и повлиять на то, как она занимаетесь своим бизнесом.

· Некоторые клиенты предпочитают работать напрямую с фирмой.

· То, как факторинговая компания общается с клиентами фирмы, будет влиять на её репутацию. Поэтому необходимо убедится, что фирма пользуется услугами авторитетной компании, которая не принесет ущерб её репутации.

     Несомненно, все вышеперечисленные недостатки требуют внимания и анализа менеджмента фирмы, которая захочет воспользоваться услугами факторинговых компаний. Но следует заметить, что несмотря на все недостатки клиентская база последних постоянно расширяется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Тенденции развития российского рынка факторинга

     В прошлом году факторинговый рынок в России преодолел исторический максимум по всем объемным показателям, в частности, оборот превысил 1,4 трлн. рублей, объем выплаченного финансирования – 1,2 трлн. рублей. Рост оборота по сравнению с 2011 годом, по данным АФК, составил 63%, тем не менее, отмечается снижение темпов роста за последние 3 года, в 2011 году по сравнению с 2010 годом – 82% (по данным АФК), что характерно для вполне зрелого рынка.

     Одной из основных предпосылок развития факторингового рынка является дальнейшее совершенствование валютного, налогового законодательства и Гражданского Кодекса РФ. В рамках внесения поправок в ГК РФ необходимо более детально отразить факторинговую услугу и на законодательном уровне закрепить понятие «фактор». Другой важной предпосылкой является постепенное открытие новых секторов экономики, в первую очередь, факторинг в отношении подрядов, госзакупок, муниципальных заказов, где сейчас нет четких «правил игры». Во многих странах Западной Европы на госконтракты приходится значительная доля рынка факторинга, в России же существует ряд ограничений на законодательном уровне, в частности запрет на платежи третьим лицам.

    В настоящее время наблюдается активный процесс появление новых факторинговых компаний, статус которых по-прежнему не может конкурировать со статусом банков. Последние обладают преимуществом в части привлечения более дешевого фондирования и доступа к различным секторам экономики. Для того, чтобы специализированные факторинговые компании в России развивались, им необходимо провести работу, связанную с самоидентификацией и донесением полученных результатов до всех сторон: контрагентов и государственных органов.

    Росту российского факторинга также будет способствовать развитие международной торговли, что связано со вступлением России в ВТО и созданием на базе таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана Единого Экономического Пространства (ЕЭП).

   Высокий уровень конкуренции, отмеченный в отчете АФК за 2012 год – 3,7 по 5-бальной шкале, - и, как следствие, стоимость факторинга, сопоставимая с кредитными продуктами, а в некоторых случаях и более низкая, в 2011-2012 годах привела к перетоку клиентов из банковского кредитования в факторинг. Наиболее характерна данная ситуация для сегмента факторинговой отрасли, связанной с финансированием поставок в адрес крупных торговых сетей.

   Кроме того, одной из причин перетока клиентов в факторинг, явились изменения в кредитной и рисковой политиках банков, направленные на сдерживание объемов выдаваемых кредитов.

    Приток большого количества клиентов в связи с низкими ставками подтолкнул игроков к концентрации бизнеса на отдельных сегментах, отраслях. Факторы стали отказываться от работы с клиентами, которые не являлись ключевыми для их модели бизнеса, что привело в ряде случаев к сокращению портфеля клиентов, относящихся к сегменту МСБ. По мнению многих игроков, сегментация рынка приведет к концентрации кредитных рисков факторов на отдельных поставщиках и дебиторах. Решить данную проблему поможет кооперация факторов между собой, развития направления страхования дебиторской задолженности. В 2012 году в данном направлении ряд факторов достигли заметных результатов. Факторы обменивались между собой клиентами, не являющимися их целевым сегментом обслуживания, в т.ч. и за вознаграждение. С успехом был реализован ряд проектов в части обслуживания одного клиента двумя факторами, где один выплачивал финансирование, а другой – покрывал риски неплатежа дебиторов. Кооперация факторов будет способствовать сбалансированному росту рынка факторинга и снижению концентрации рисков на одном субъекте. Достижению этих целей будет также способствовать развитие сотрудничества между факторами и страховыми компаниями, предлагающими услуги кредитного страхования. Область сотрудничества, которая начала зарождаться в России в 2006-2007 годах, приостановила свое развитие после кризиса, сейчас находится в стадии оживления. В Западной Европе на базе такого сотрудничества работает большинство факторов, чем в том числе объясняется большее распространение продуктов с принятием риска заемщика факторами по сравнению с Россией.

     Другой тенденцией последних 3-х лет является развитие конкуренции в области сервисных и продуктовых технологий. От гибкости бизнес-процессов, скорости и качества принятия решений о начале работы и установления лимитов на дебиторов, а также от вариативности продуктовой линейки в конечном счете будет зависеть выбор клиента в пользу того или иного фактора.

 

5. Использование факторинга на примере ОАО «ОГК-2»

5.1. Описание компании

     ОАО «ОГК-2» - крупнейшая российская теплогенерирующая компания

Основными видами деятельности ОАО «ОГК-2» являются производство и продажа электрической и тепловой энергии. Основным рынком сбыта является оптовый рынок электрической энергии (мощности).

Кроме того, общество осуществляет поставку электроэнергии, тепла и воды на розничный рынок местным потребителям, промышленным предприятиям, в том числе структурам ЖКХ.

Информация о работе Тенденции развития российского рынка факторинга