Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 16:24, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современное социально-экономическое развитие страны требует создания эффективной системы управления персоналом на предприятии, развитие кадрового потенциала.
Возникает необходимость в разработке методологии формирования стратегии и тактики эффективного использования персонала на российских предприятиях, способствующих развитию и обеспечению их конкурентоспособности, как на отечественном, так и на мировых рынках.
В качестве критерия эффективности производства и управления используются обобщающие показатели, характеризующие конечные результаты (объем производства, прибыль, рентабельность, время и др.), и частные показатели использования отдельных видов ресурсов — труда, основных фондов, инвестиций.
ВЫВДЫ ПО ГЛАВЕ
Исследование следует начать с подробной характеристики предприятия на базе которого проводилось данное исследование. Для более глубокого понимания существующей проблемы необходимо ознакомиться с организационной структурой и хозяйственной деятельностью этого предприятия.
Магазин «Лоск» является предприятием розничной торговой сети города Курска, расположенный по ул. улица Дубровинского, дом 35.
Магазин принадлежит частному предпринимателю, Казакову Сергею Александровичу, по договору аренды.
Главная цель деятельности магазина – полное и качественное удовлетворение потребностей покупателей в соответствии с торговым профилем магазина и, как следствие, получение максимальной прибыли. В соответствии с целью магазин директор осуществляет торгово-закупочную деятельность и реализацию товаров в розничной торговой сети.
Прием на работу сотрудников, увольнение, кадровые перемещения штатное расписание, а также формы, размеры и оплата труда оформляются приказами директора.
Коллектив магазина «Лоск» обязан соблюдать правила торговли, обеспечивать сохранность продукции, обеспечивать соблюдение правил и норм охраны труда и техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной безопасности.
Среди всех своих конкурентов магазин «Лоск» имеет наибольший ассортимент продукции, предоставляет гарантии качества при относительно высоких ценах на отдельные группы товара.
Ознакомясь с организационно-правовой характеристикой магазина «Лоск» и родом хозяйственной деятельности необходимо рассмотреть целевой подход к управлению магазином.
Для достижения
положительных результатов
Для реализации стратегии по обеспечению выполнения миссии, целей и задач в организации как социально-экономической системе выделяется подсистема в виде структуры управления, которая имеет свои специфические связи. Таким образом, структурирование организации это распределение полномочий, прав принимать решения и функций. В основе построения структуры организации находятся функции разделения управленческой деятельности.
Рассмотрев миссию, цели и задачи в достижении намеченных ориентиров развития магазина «Лоск», рассмотрим его существующую организационную структуру. В менеджменте выделяют несколько типов организационных структур:
Существующая организационная структура анализируемого магазина, строящаяся по принципу подчинения нижестоящего органа вышестоящему, представлена далее (рисунок 3).
Рисунок 3 - Организационная структура магазина «Лоск».
Численность сотрудников магазина составляет 9 человек согласно штатного расписания. Общим руководством магазина занимается непосредственно директор, в подчинении у которого находится штат из восьми человек, работающих по найму. В составе штатного аппарата числятся: бухгалтер, товаровед, менеджер по продажам, три продавца, две уборщицы.
Организационная структура магазина «Лоск» имеет три уровня:
Б) Менеджер по продажам, который занимается ассортиментом продукции, реализацией, подчиняющийся непосредственно директору.
В) Товаровед, также подчиняющийся директору, занимается товарным ассортиментом магазина, ведет приемку товара, осуществляет выкладку товара на прилавки, имеет в своем подчинении вспомогательный персонал и продавцов.
3. Продавцы, осуществляющие
продажу товара
Рассмотрев структуру управления магазином «Лоск» мы выяснили, что она является линейной.
Далее необходимо рассмотреть эффективность управления предприятием, проанализировать основные экономические показатели деятельности: товарооборот, издержки, рентабельность.
Понятие эффективность содержит в себе соотношение показателей результата и затрат на его достижение. Эффективность управления это результат деятельности, эффект от которой можно получать в течение длительного времени.
Эта система экономических показателей дает возможность оценивать и сравнивать эффективность работы предприятия, проводить анализ использования отдельных видов ресурсов предприятия, учитывать и определять влияние значимых факторов на общие результаты деятельности предприятия торговли, выявлять резервы и намечать пути повышения эффективности их работы.
Эффективность деятельности предприятия формируется под влиянием факторов, обеспечивающих изменение конечных результатов деятельности при рациональном использовании всех видов ресурсов и затрат. С учетом анализа системы показателей эффективности определяют мероприятия, направленные на повышение эффективности их деятельности. Анализ эффективности деятельности предприятия является заключительным этапом подведения итогов работы предприятия.
Основными факторами, влияющими на деятельность предприятия, являются: дисциплина и ответственность работников, специализация предприятия, обновление основных фондов, условия труда работников, организация рабочих мест, текучесть кадров, заинтересованность работников в достижении высоких результатов деятельности, применение прогрессивных форм торговли и т.д.
Рассмотрев понятия эффективности и факторы, влияющие на нее, определим степень эффективности существующей системы управления магазином «Лоск» с помощью показателей деятельности (Таблица 4).
Таблица 4. Оценка эффективности управления магазина «Лоск» за 2012 – 2013 гг.
Показатели |
Ед. изм. |
2012 г. |
2013 г. |
Отклонение |
Темп роста |
А |
Б |
1 |
2 |
3 |
4 |
Обобщающие показатели эффективности деятельности | |||||
Рентабельность |
% |
13.3 |
16.0 |
+ 2.7 |
123.1 |
Эффективность использования основных фондов | |||||
Фондоотдача |
руб. |
28.8 |
33.2 |
+ 4.4 |
115.28 |
Фондоемкость |
руб. |
0.035 |
0.030 |
- 0.05 |
85.71 |
Товарооборот на 1 кв.м. торговой площади |
тыс. руб. |
13.53 |
16.35 |
+ 2.82 |
120.84 |
Доход на 1 кв.м. тоговой площади |
тыс. руб. |
2.96 |
3.49 |
+ 0.53 |
117.91 |
Эффективность использования оборотных средств | |||||
Среднегодовая стоимость товарных запасов |
тыс. руб. |
870 |
1520 |
+ 650 |
174.71 |
Скорость обращения |
обор. |
3.13 |
3.82 |
+ 0.69 |
122.04 |
Эффективность использования трудовых ресурсов | |||||
Производительность труда 1 работника |
тыс. руб. |
272 |
644.44 |
+ 372.44 |
236.93 |
Товарооборот на 1 руб. ФЗП |
тыс. руб. |
19.34 |
24.58 |
+ 5.24 |
127.09 |
Прибыль на 1 руб. ФЗП |
тыс. руб. |
2.57 |
3.92 |
+ 1.35 |
152.53 |
Прибыль на 1 работника |
тыс. руб. |
36.18 |
102.79 |
+ 66. 61 |
284.11 |
Определяя степень эффективности существующей системы управления магазина «Лоск» с помощью основных показателей функционирования, необходимо отметить, что за анализируемый период они увеличились.
Самым положительным моментом является рост показателя рентабельности в 2013 году по сравнению с 2012 годом. Увеличение фондоотдачи и уменьшение фондоемкости свидетельствуют о повышении эффективности использования основных фондов магазина. В отчетном году увеличились размеры торговой площади, несмотря на это увеличилась и нагрузка на 1 кв. м. по сравнению с прошлым годом. Результатом роста объема продаж является рост товарных запасов. Показатель эффективного использования основных средств – скорость обращения товарных запасов, который в отчетном году вырос на 22.04%. Так же плюсом в деятельности магазина является рост производительности труда. Тенденция роста зафиксирована и у таких показателей как: товарооборот на 1 руб. ФЗП (на 27.09%), прибыль на одного работника (на 184.11%),
Помимо оценки эффективности управления, проведенной выше, необходимо обратить внимание на то, как непосредственно руководство магазина «Очень нужные товары» оценивает социально - экономическую эффективность управленческой точки зрения (Таблица 5).
Таблица 5. Оценка эффективности управления магазина «Лоск»
Система направлений оценки эффективности |
Основные критерии оценки эффективности |
Оценка в баллах (0 – 1) |
Достижение цели |
|
0.9 0.7 1.0 |
Качество функционирования |
|
0.6
0.8 0.9 1.0 1.0 1.0 1.0 |
Экономичность |
|
0.1 0.1 0.8 1.0 0.9 1.0 1.0 |
Качество рабочей силы |
|
0.5 0.9 0.9 |
Внешние и внутренние социально - экономические условия |
|
0.8 1.0 |
Норма баллов: 22 |
||
ИТОГО: |
17.9 |
Анализируя полученные по представленным показателям данные необходимо отметить, что, по мнению руководства, эффективность довольно низкая (17.9 баллов). Делая вывод, руководству необходимо в дальнейшем совершенствовать и внедрять новые наиболее эффективные действия, реализация которых повысит степень эффективности управления до оптимального уровня.
На основе проведенного анализа финансово – хозяйственной деятельности магазина «Лоск» можно выделить отрицательные и положительные моменты в организации управления персоналом (Таблица 6).
Таблица 6. Преимущества и недостатки системы управления персоналом магазина «Лоск».
Преимущества |
Недостатки |
Подготовка кадров перед принятием должностных обязательств; При найме предпочтение отдается кандидату с опытом, что позволяет не тратить средства на обучение; Быстрая адаптация персонала в неформальной обстановке; Учет мнений персонала.
|
Отсутствие долгосрочного планирования кадров; Отсутствие четкой кадровой политики; Отсутствие кадрового резерва; Возрастной ценз; Отсутствие передвижения кадров для обеспечения взаимозаменяемости на рабочих местах; Отсутствие поощрения инициативы персонала; Частичное отсутствие материального стимулирования. Относительно низкая оплата труда при длительном рабочем дне; Отсутствие отпусков у некоторых групп работников. |
Указанные недостатки являются минусом организации системы управления персоналом магазина. Устранение этих минусов могло бы привести к решению многих проблем, таких как больничные листы, отпуск. Руководству необходимо обращать внимание на приведенные выше недостатки, т.к. в итоге они сказываются на конечном результате деятельности магазина.
Так как основными составляющими системы управления персоналом является, набор, отбор, обучение, мотивация, то и рекомендации по повышению эффективности будут затрагивать эти направления, с учетом экономического, социального и организационного эффекта.
1. Набор кадров. Так как цель набора заключается в создании необходимого резерва кандидатов на все должности и специальности, из которого предприятие отбирает наиболее подходящих для нее работников, то необходимый объем по набору определяется кадровой службой разницей между наличной рабочей силой и будущей потребностью в ней. При этом должны учитываться такие факторы, как выход на пенсию, текучесть, увольнения в связи с истечением срока договора найма, а также перспективное расширение сферы деятельности предприятия. Набор ведется и из внешних и из внутренних источников. Но все же предпочтение отдается внутреннему набору. Продвижение по службе своих работников обходится дешевле. Кроме того, это повышает их заинтересованность, улучшает моральный климат и усиливает привязанность работников к заводу. Предлагается организация уведомлений всех служащих о любой открывающейся вакансии, что дает возможность подать заявление до того, как будут рассматриваться заявления людей со стороны.
Информация о работе Теоретические аспекты оценки эффективности управления персоналом в организации