Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 20:38, курсовая работа
Бюджет является одним из важнейших институтов любого государства. За счёт финансовых ресурсов, мобилизуемых в бюджет, органы государственной власти осуществляют свои функции.теоретические аспекты сбалансированности бюджета
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.Теоретические аспекты сбалансированности бюджетов
1.1 Понятие и сущность бюджета …………………………………….…..6
1.2.Дефицит и профицит бюджета…..…………….…………………...…10
1.3 Сбалансированный бюджет……..…………………………………….12
2. Бюджетный дефицит и источники его финансирования…...........................16
2.1. Виды бюджетного дефицита……………………….………………...16
2.2. Источники финансирования бюджетного дефицита………….……18
3. Бюджетный профицит и направления его использования……………….....27
3.1. Причины появления бюджетного профицита……………………....27
3.2. Направления использования бюджетного профицита……………..31
3.3. Анализ профицита бюджета РФ до 2009 года………………………
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованной литературы……………………………………....… 40
Опыт крупнейших стран мира показывает, что значительная профицитность бюджета имеет свои недостатки. Дополнительные деньги расходуются менее прозрачно.
В период с 2000 по 2006 гг. 15 из 29 развитых стран мира в среднем имели бюджетный дефицит, а 14 -- профицит бюджета. Показатели бюджета колеблются от дефицита 6,8% к ВВП в Японии до профицита 13% к ВВП в Норвегии. Примечательно, что первая пятерка стран-лидеров, за исключением Швейцарии, имеет бюджетный профицит. В 2005 г. профицит бюджета был в Дании - 4,9%, Швеции - 3%, Финляндии - 2,7%, Эстонии - 2,3%, Испании - 1,1%, Ирландии - 1,1% и Бельгии и Латвии - по 0,1%.
Но бюджетный профицит далеко не всегда показатель экономического развития страны. Так, к примеру, профифит консолидированного бюджета последние годы имеет Белоруссия. За первую половину 2006 г. он составил 764,2 млрд. белорусских рублей (9 млрд. 528 млн. 198,4 тыс. российских рублей), или 2,2% к ВВП. За аналогичный период предыдущего года профицит консолидированного бюджета был еще больше, 950,3 млрд. белорусских рублей (11 млрд. 848 млн. 530,5 рублей), или 3,4% к ВВП. [11.www.finansy.ru]
В целом в доходной части бюджета Белоруссии преобладают поступления от четырех основных налогов: налога на добавленную стоимость, подоходного налога, налога на прибыль и акцизов -- их удельный вес в общих доходах бюджета был на уровне 41%.
Расходы консолидированного бюджета Белоруссии по отношению к ВВП в первом полугодии составили 48,3%. Основная доля в общих расходах консолидированного бюджета приходилась на финансирование социальной сферы и других отраслей экономики.
Республиканский бюджет за первое полугодие 2006 года был исполнен с профицитом 587,9 млрд. белорусских рублей (7 млрд. 330 мл. 054,8 тыс. рублей).
Пополнению доходной части бюджета способствовали поступления от экспортных пошлин на нефтепродукты, которые были введены в Беларуси на уровне ставок с Российской Федерацией. За счет этого обеспечен прирост доходов в бюджет.
Есть также ряд других факторов, способствовавших пополнению бюджета. Министерство финансов республики проводит работу по повышению эффективности бюджетных расходов. Проводится политика безусловного финансирования первоочередных защищенных статей бюджета, неотложных расходов. Все эти расходы в первом квартале были профинансированы в полном объеме. Что касается непервоочередных расходов, то они были существенно ограничены и отнесены на более поздний срок исполнения того же года.
В 2006 г. большинство лидеров
мировой экономики не могли похвастаться
профицитом бюджета. Из стран Большой
Восьмерки России смогла составить
компанию единственная страна -- Канада.
В 2006 г. доходы ее правительства превысили расходы примерно на $10,8
млрд., что составило около 1% ВВП. Причем
в отличие от России, где потоки нефтедолларов
в казну хлынули сравнительно недавно,
северный сосед США вот уже девять лет
сводит бюджет с дефицитом.[11.www.kommersant.
3.3 Анализ профицита бюджета до 2009 года
Рассмотрим динамику с 1997 по 2007г.
Таблица 1. Динамика расходов и доходов федерального бюджета РФ.
год |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
доходы |
6,15 |
11,3 |
15,9 |
22,0 |
24,2 |
34,2 |
51,2 |
62,7 |
76,8 |
92,7 |
73,3 |
расходы |
6,69 |
10,3 |
13,2 |
20.5 |
23,5 |
27,4 |
35,0 |
42,8 |
59,8 |
75,7 |
96,6 |
дефицит(-) профицит(+) |
-0,5 |
1,0 |
2,7 |
1,5 |
0,7 |
6,9 |
16,2 |
19,9 |
17,0 |
17,1 |
23,2 |
Рис. 1. Динамика доходов
и расходов федерального бюджета
РФ.
2.2. ПРОфицит, дефицит (-) консолидированного И ФЕДЕРАЛЬНОГО бюджетОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ1)
(в процентах к ВВП)
Вывод:
На основании выше приведенных таблицы и графика можно сделать следующий вывод: дефицит бюджета наблюдался до 1999г, начиная с 2000г дефицит постепенно трансформировался в профицит. Этому способствовали следующие причины.
Во-первых, рост налоговых доходов (см. таблица 2, диаграмма 2).
Динамика исполнения федерального бюджета по доходам
Рассмотрим динамику доходов и ее исполнение за период с 1997 по 2007г.
Таблица 2. Динамика доходов федерального бюджета РФ.
год |
налоговые доходы |
неналоговые доходы |
доходы целевых бюджетных фондов |
ЕСН |
1997 |
82,2 |
5,6 |
12,2 |
|
1998 |
84,6 |
6,6 |
8,8 |
|
1999 |
82,8 |
8 |
9,2 |
|
2000 |
85,2 |
6,6 |
8,2 |
|
2001 |
91,6 |
7,5 |
0,9 |
|
2002 |
79,6 |
7 |
0,7 |
15,4 |
2003 |
78,5 |
6,8 |
0,6 |
14,1 |
2004 |
65,9 |
4,7 |
9,3 |
20,1 |
2005 |
74,4 |
5,1 |
6,4 |
21,7 |
2006 |
83,5 |
6,4 |
8,2 |
23,6 |
2007 |
81,6 |
5,2 |
7,8 |
23,1 |
Рис. 2. Динамика доходов федерального бюджета РФ.
Источник: Росстат.
Анализ динамики исполнения федерального бюджета по доходам показывает, что основную часть федерального бюджета составляют налоговые доходы за период с 1997г. по 2007г. при этом наблюдается неравномерная динамика от незначительного роста к спаду и наоборот. Так анализируя период с 1997 по 1999г, можно увидеть, что в 1997г. налоговые доходы составили 82,2% от общего объема доходов, в 1998г. произошел рост и доходы составили 84,6% от общего числа доходов, что в процентом соотношении увеличение составило 2,4%. В 1999г произошел спад налоговых доходов федерального бюджета и составил 82,8 %, что на 1,8 % меньше по сравнению с предыдущим годом. Анализируя период с 1999г. по 2001г., можно увидеть значительный рост налоговой части доходов в федеральный бюджет. Так в 2000г. налоговые доходы в процентом соотношении к общему объему составил 85,2%. Рост составил 2,4% по сравнению с 1999г. В 2001г. налоговые доходы составили 91,6% по сравнению с 2000г рост составил 6,4%. Этого удалось достичь благодаря не только сверхплановому росту ВВП, но и росту собираемости налогов (16,0% ВВП против 14,4% ВВП, заложенных в бюджет 2001г.). Правда, связано это в основном с налогами на внешнюю торговлю и отражало благоприятную конъюнктуру мировых рынков.
Анализируя период с 2002г. по 2004г., можно наблюдать снижение налоговой части доходов бюджета. Так в 2002г. они составили 76,9%, что по сравнению с 2001г снижение составило -14,7%. В 2003 происходит рост % доли налоговых доходов в федеральный бюджет и составляет 78,5, что по отношению к 2002г рост составляет 1,6%. В 2004г. происходит снижение налоговых доходов в процентом соотношении к общей доли и составляет 65,9% по отношению к 2003г. снижение составило 12,6%. Это связано, прежде всего, с внесением изменений в Налоговое законодательство РФ с 2004г. уменьшались налоговые доходы федерального бюджета РФ на 102,2 млрд. руб. или на 0,66% ВВП. Изменения, произошедшие в части бюджетного законодательства, снизили налоговые доходы федерального бюджета на 23 млрд. руб. или на 0,15% ВВП. За период с 1997г. по 2004г. снижение поступлений налоговых доходов в процентном соотношении составило 16,3%.
Анализ доходов с 2004-2007 показывает рост, что после спада в 2004г. налоговые доходы опять выросли на 17,6% в 2006г. по сравнению с 2004г., а в 2007г. снизились на 1,9% по сравнению с 2006г,что было связано с кризисом в мировой экономике.
Анализируя неналоговые
доходы можно также сделать вывод
о неравномерностях поступления
неналоговых доходов в
Далее рассматривая доходы целевых бюджетных фондов можно сказать, что наибольший рост пришелся на 1997г.- 12,2% от общего объема доходов федерального бюджета. В 1998г. произошло снижение на 3,4% и составило 8,8%. В 1999г. -9,2 % что на 0,4 % больше по сравнению с 1998г. В 2000г.- соответственно 8,2%. Особое внимание нужно обратить на период с 2001 по 2003г. здесь наблюдается значительное снижение доходов целевых бюджетных фондов, это связано, прежде всего, повлияли изменения ставок налогов и отмена отдельных отчислений.
Особенно хочется отметить появление нового ЕСН зачисление, которого началось с 2002г. Сбор в 2002г. составил 15,4%, в 2003г. 14,1% снижение на 1,3%. Соответственно в 2004г – поступления от ЕСН увеличилось и составило - 20,1%, в 2006г.- 23,6%.
На основании выше проведенного анализа можно сделать вывод, о том, что динамика поступлений доходов в федеральный бюджет обладает завидной неравномерной динамикой, как правило, это связано с различными факторами воздействиями в области законодательства, социально-экономического развития, мирового хозяйства.
Во-вторых, рост ВВП. Экономический рост в России начался в 1997 году после преодоления постсоциалистической рецессии, связанной с крахом советской экономики, перестройкой важнейших экономических институтов. В 1998 году он был прерван резким ухудшением мировой экономической конъюнктуры, оттоком капитала с многих развивающихся рынков (включая российский), падением цен на нефть (в реальном исчислении) до беспрецедентно низкого за последние 30 лет уровня. Рост восстановился в 1999 году и с тех пор продолжается уже 9 лет. Его средние темпы за этот период – 6,9% в год (см. рис. 3).
Рис.3. Темпы прироста ВВП России, 1997–2007 гг. (в % к предыдущему году)
В начале рост носил восстановительный характер. Его основным источником было использование производственных мощностей, созданных в советское время. Начиная с 2003–2004 годов, он все в большей степени приобретает инвестиционный характер. Темпы прироста инвестиций в основной капитал находятся на устойчиво высоком уровне. В 2007 году они превысили 20%.
В третьих, рост машиностроительного экспорта. Принято считать, что нынешние высокие темпы российского экономического роста лишь результат благоприятной конъюнктуры на рынке нефти. Происходящее на этом рынке действительно серьезно влияет на состояние российского платежного баланса, бюджета. Однако начало постсоциалистического экономического роста в России отнюдь не было связано с благоприятной динамикой цен на нефть. В 1997 году эти цены (в реальном исчислении) были близки к средним многолетним, то же относится и к 1999 году, когда экономический рост восстановился после кризиса. В 2000–2003 годах цены также были близки к средним многолетним (в 1998 году – значительно ниже). Лишь в 2004 году, после 5 лет динамичного развития российской экономики, на фоне благоприятной экономической конъюнктуры, они стали приближаться к уровню цен 1970 – начала 1980-х годов. Но наиболее динамично растущие отрасли российской промышленности, отнюдь, не нефть и газ, а производство машин и электрооборудования (среднегодовые темпы роста за последние 8 лет – соответственно примерно 11 и 15%)[9]. Разумеется, можно сформулировать гипотезу, суть которой в том, что высокие цены на нефть и обеспечивают быстрый спрос на российскую машиностроительную продукцию, рост ее выпуска. Но принять такое предположение не позволяют данные о быстром росте машиностроительного экспорта, темпы прироста которого в 2006–2007 годах приблизились к 15%(см. рис.2).
Информация о работе Теоретические аспекты сбалансированности бюджета