Теоретические аспекты сбалансированности бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 20:38, курсовая работа

Краткое описание

Бюджет является одним из важнейших институтов любого государства. За счёт финансовых ресурсов, мобилизуемых в бюджет, органы государственной власти осуществляют свои функции.теоретические аспекты сбалансированности бюджета

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.Теоретические аспекты сбалансированности бюджетов
1.1 Понятие и сущность бюджета …………………………………….…..6
1.2.Дефицит и профицит бюджета…..…………….…………………...…10
1.3 Сбалансированный бюджет……..…………………………………….12
2. Бюджетный дефицит и источники его финансирования…...........................16
2.1. Виды бюджетного дефицита……………………….………………...16
2.2. Источники финансирования бюджетного дефицита………….……18
3. Бюджетный профицит и направления его использования……………….....27
3.1. Причины появления бюджетного профицита……………………....27
3.2. Направления использования бюджетного профицита……………..31
3.3. Анализ профицита бюджета РФ до 2009 года………………………
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованной литературы……………………………………....… 40

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 957.50 Кб (Скачать файл)

Рис. 4. Динамика экспорта машин и оборудования из России (в % к предыдущему году).

Источник: Росстат; IMF IFS 2007; WDI online, World Bank.

 

В четвертых, влияние мировой экономики. Америка и Китай в последние годы вносят наиболее весомый вклад в обеспечение высоких темпов экономического роста в мире: США – в силу масштаба экономики, Китай – высоких темпов развития. Когда их экономики замедляются, с этим приходится считаться всему миру.

Не слишком благоприятно обстоят дела и в других крупнейших мировых экономиках. В январе широко обсуждается вопрос о том, окажется ли в 2008 году в состоянии рецессии Япония. В странах Евросоюза возможности продолжать экономический рост темпами, превышающими 3%, характерными для 2006–2007 годов, ограничиваются влиянием укрепления курса евро по отношению к доллару, осложняющим экспорт из еврозоны, и высокой (по европейским стандартам) инфляцией, не позволяющей снизить базовую процентную ставку для ускорения роста экономики. Индия в меньшей степени, чем Китай и Евросоюз, зависит от мировой конъюнктуры. Но и здесь прогнозируется замедление темпов экономического роста (в 2008 году по отношению к 2006 году – на 1%).

Российская экономика  сильнее, чем экономики других стран  СНГ, зависит от мировой конъюнктуры (см. рис. 5). Когда в 1997–1998 годах страна столкнулась с кризисом на развивающихся рынках, начавшийся в 1997 году экономический рост сменился падением. В 2001 году американская экономика оказалась в состоянии рецессии. Российская отреагировала на это сильно: темпы роста ВВП в 2001 году упали по сравнению с 2000 годом на 4,9 п.п., а в 2002 году – более чем на 5 п.п. Понять причины, почему колебания мировой конъюнктуры влияют на Россию сильнее, чем на мир в целом, нетрудно. 80% экспорта нашей страны – это нефть, нефтепродукты, газ и металлы (см. рис. 5). Цены на эти товары чувствительны к изменениям темпов роста глобальной экономики.

 

Рис. 5. Темпы прироста мирового ВВП, ВВП России и стран СНГ без России, 1996–2007 гг. (в % к предыдущему году).

Источник: Росстат.

 

 В пятых, снижение государственного долга.

  Проведем анализ долга. Пристальное внимание именно к этой статье государственных расходов федерального бюджета связано, прежде всего, с тем, что именно упразднение данной статьи повлияло на переход от дефицита к профициту федерального бюджета РФ.В связи с этим рассмотрим динамику расходов на обслуживание государственного долга за период с 1997 по 2004гг.

 

Таблица 3

Динамика расходов на обслуживание государственного долга  за период с 1997 по 2004гг

 

показатели

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

Расходы на обслуживание гос. долга в млрд. руб.

41,4

148,7

162,9

257,9

231,1

229,6

220,9

301,2

Расходы на обслуживание гос. долга в %

1,8

5,7

3,4

3,5

2,6

2,1

1,7

2


 

                                                                                                                

Источник: Росстат.

 

На основании данных таблицы 3, построим диаграмму 

Рис. 6. Динамика расходов на обслуживание государственного долга.

 

Выводы: На основании данных таблицы 3 и рис.6, проанализируем динамику расходов на обслуживание государственного долга за период с 1997г по 2004г.

Анализ расходов федерального бюджета  на обслуживание государственного долга и дефицит (профицит) за период, показал, что наибольшие затраты  по государственному долгу были в 2000г. – 257,9 млрд. руб., в 2004г. – 301,17 млрд. руб. В 2000г. увеличение затрат по гос. долгу связано с выплатой внешнего долга на сумму 13 млрд. руб.

Увеличение расходов в 2004г. по государственному  долгу  связано с увеличением объема внутреннего долга. Объем государственного внутреннего долга на 1 апреля 2004 г. составил 723457,6 млн. руб. Увеличение его за I квартал 2004 г. составило 41440,1 млн. руб. и сложилось по следующим видам государственных долговых обязательств: облигации федеральных займов с амортизацией долга (ОФЗ-АД) +48379,2 млн. руб., целевые вклады и чеки на автомобили -137,3 млн. руб., государственный внутренний выигрышный заем 1992 г. -1,8 млн. руб.,  задолженность по централизованным кредитам и начисленным процентам организаций АПК и организаций, осуществляющих завоз продукции в районы Крайнего Севера, переоформленная в казначейский вексель, -2,1 млн. руб., государственные краткосрочные облигации (ГКО) +3960,0 млн. руб., облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) -265,2 млн. руб., облигации федеральных займов с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК) -10492,7 млн. руб.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4

Взаимосвязь расходов на обслуживание государственного долга  за период с 1997 по 2004гг. и трансформации  дефицита федерального бюджета в  профицит.

годы

Расходы на обслуживание гос. долга в %

Динамика процентного отношения дефицита / профицита  к объему ВВП

1997

1,8

4,0

1998

5,7

5,6

1999

3,4

1,3

2000

3,5

1,1

2001

2,6

2,7

2002

2,1

1,3

2003

1,7

1,6

2004

2

3,9


 

На основании таблицы 4 построим диаграмму 4.

Рис. 7. Диаграмма расходов на обслуживание государственного долга за период с 1997 по 2004гг. и трансформации дефицита федерального бюджета в профицит

 

 

 Вывод: анализируя данные  рис.7. можно сделать вывод, что повышение объема расходов на государственный долг влечет повышение динамики процентного отношения дефицита к профициту к объему ВВП и, следовательно, наоборот, при снижении расходов по государственному долгу происходит снижение динамики процентного отношения дефицита к профициту к объему ВВП.

Тем самым если выплата  основной части государственного долга (его погашение) относится не к категории “расходов” (в отличие от выплаты процентов), а к платежам из “источников покрытия дефицита”. То  наличие профицита, показывает лишь то, что необходимые суммы займов меньше сумм погашения долга.

В связи с проведенным  анализом  динамики расходов на обслуживание государственного долга за период с 1997 по 2004гг. и трансформации дефицита федерального бюджета в профицит, можно сделать вывод о том, что появление профицита федерального бюджета в полной мере зависит от динамики расходов на обслуживание государственного долга [9].

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что повышение  объема расходов на государственный  долг влечет повышение динамики процентного  отношения дефицита к профициту  к объему ВВП и, следовательно, наоборот, при снижении расходов по государственному долгу происходит снижение динамики процентного отношения дефицита к профициту к объему ВВП.

Основную роль в вопросах урегулирования госбюджета играет правительство. На уровне президента и Министерства финансов решаются вопросы по корректировке бюджетной политики и ведутся поиски источников финансирования.

Однако для нормализации бюджетного дефицита необходимо также  «лечение» самой экономики, так  как без обеспечения динамизма  в ее развитии и реально ощутимой эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие бы прогрессивные финансовые меры не принимались при этом.

Основными направлениями  повышения эффективности бюджетной  политики в области дефицита (профицита) станет:

-в первую очередь  снижение долговой нагрузки, которая  позволила существенно сократить  долю государственного долга  в ВВП;

-во-вторых, дальнейший  рост профицита, который  привел  к формированию значительного  финансового резерва, что дает  возможность проведения активной инвестиционной политики и позволит в будущем увеличить непроцентные расходы.

В связи с этим, основными  задачами правительства будут поддержание высоких темпов экономического роста и борьба с бедностью. Именно бюджетная политика государства, как наиболее значительная составляющая экономической политики правительства, должна быть направлена на выполнение данных задач. В свете поставленных задач  приоритетными направлениями по дальнейшему совершенствованию останутся следующие направления бюджетно-налоговой политики: политика государственных расходов, налоговая политика, профицит бюджета, фискальный федерализм.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из вышесказанного, напрашивается вывод, что как  дефицит, так и профицит бюджета  – это результат не эффективного управления финансово-бюджетной и налоговой политики, осуществляемой государством.

На практике сбалансированный бюджет, у которого доходы равны расходам, сформировать крайне сложно, хотя к этому должны стремиться органы финансового управления.

Государственные финансы оказывают воздействие на основные экономические показатели в силу того, что сектор государственного управления является сектором экономики, участвующем в общем кругообороте доходов, расходов и выпуска продукции. Его расходы наряду инвестиционным и потребительским спросом являются основной частью совокупного спроса, а чистые налоги характеризуют реальное уменьшение частного сектора, которые могут быть использованы для расходов. Изменение этих величин оказывает существенное влияние на экономическую ситуацию в стране.

Однако ежегодно балансируемый бюджет в условиях нормально работающей экономики  может способствовать ускорению  инфляции. Если в условиях инфляции повышаются номинальные доходы, то соответственно возрастают налоговые  поступления, что может привести к бюджетным излишкам. В этих условиях государственные органы могут использовать образующиеся излишки для погашения государственного долга либо снизить налоговые ставки. В обоих случаях увеличивается денежная масса в обращении и стимулируется инфляция.

В условиях спада  экономики, сопровождающегося одновременно недостатком денежной массы в обращении, увеличение государственных закупок за счёт эмиссии денег, покрывающей дефицит бюджета, ведёт к росту совокупного спроса и увеличению производства без или при минимальном инфляционном эффекте.

Более рациональным с позиции обеспечения сбалансированности является составление бюджетов с  дефицитом во время спадов производства и с профицитом в периоды инфляции.

Проблемой должна быть не только сбалансированность бюджета, но и содействие экономическому росту, использованию экономического потенциала, полной занятости. Государственный бюджет должен быть инструментом поддержания обеспечения макроэкономической стабильности независимо от того, достигается это в данный период на основе дефицита или профицита. На первом плане должна быть общая стратегия экономического развития, глобальные цели и направление на их достижение программы развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 1. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов,     обучающихся по экономическим специальностям». Под ред. Г.Б. Поляка, М.: ЮНИТИДАНА, 2007г.

 2. Бюджетная система России: Учебник /Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

    1. Бюджетная система Российской Федерации. Александров И.М. – 2006. – 486 с
    2. Бюджетный кодекс РФ//Правовая система «Консультант»
    3. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993).//Правовая система «Консультант»
    4. Мау В. Экономическая политика России: в начале новой фазы // Вопросы экономики, 2003. - №3. – с.4-23.
    5. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Учебник. М.: «Инфра-М», 2004.
    6. Организация исполнения бюджета: Учебное пособие/ Учебное пособие/Под ред. Г.Б.Поляка – М.:ЮНИТИ, 2007.
    7. «Финансы». Учебник. Под ред. А.И Архипова, И.А. Погосова, М.: ТК Велби, 2007г.
    8. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Г. Б. Поляка. — Ф59 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. -607с.
    9. Интернет ресурсы:

www.budgetrf.ru

www.gks.ru

www.kommersant.ru

www.minfin.ru

www.finansy.ru

 

Дата исполнения

 «___» _________ 2011 г.                                    _______/Мусаллямова Г.Р./     

 

 




Информация о работе Теоретические аспекты сбалансированности бюджета