Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 20:40, реферат
Цель работы: на основе анализа финансовой системы РФ, выявить ее особенности функционирования.
В задачи представленной работы входит:
Характеристика экономической сущности финансов и выявление закономерностей их функционирования на современном этапе развития общества;
Определение понятия «финансовая система Российской Федерации» и характеристика её основных звеньев;
Выявление основных направлений финансовой деятельности государства.
В условиях рыночной экономики
на основе хозяйственной и финансовый
независимости предприятия
Государство должно быть заинтересовано в прибыльной работе и должно стремится создать благоприятные условия для успешного развития ими предпринимательской деятельности.
Рыночные отношения
- самостоятельно развивают
внутрифирменное финансовое
- применяют свободные
рыночные цены как на
- самостоятельно определяют
различные формы оплаты труда
с единственным отграничением
– минимальным уровнем оплаты
труда, установленным
После уплаты налогов предприятия
полностью распоряжаются
Таким образом, сегодня предприятия обладают подлинной, а не мнимой финансовой независимостью, но вместе с тем существенно возрастает их экономическая ответственность. Так, возникновение систематических неплатежей может привести к банкротству, ошибки в управлении акционерным капиталом – потере части собственности, снижению стоимости фирмы.
Финансы предприятия как
экономическая категория также
в настоящее время расширяется
и дополняется анализом не только
финансов негосударственных коммерческих
предприятий производственного
сектора, сферы услуг, банков, страховых
компаний, фермерских хозяйств, других
коммерческих структур на рынке. Отдельный
сектор на рынке занимают государственные
и муниципальные унитарные
1.4.2. Государственный бюджет
Государственный бюджет является
главным звеном финансовой системы.
Он представляет собой форму образования
и использования
Через госбюджет государство
концентрирует у себя значительную
долю национального дохода для финансирования
народного хозяйства, социально-культурных
мероприятий, укрепления обороны страны
и содержания органов государственной
власти и управления. С помощью
бюджета происходит перераспределение
национального дохода, что дает возможность
маневрировать денежными
В условиях перехода на рыночные
отношения государственный
Важная роль государственного
бюджета не ограничивается финансированием
сферы материального
Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, так как представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и служат делу повышения материального и культурного уровня жизни народа.
Бюджетный процесс предполагает балансирование государственных доходов и расходов. В том случае, когда государство осуществляет непомерные расходы, ведет неправильную внешнеторговую и налоговую политику бюджет государства сводится с дефицитом. Под дефицитом бюджета понимают превышение его расходной части над доходной.
Для покрытия дефицита государство прибегает к следующим основным способам:
а) эмиссии, т.е. дополнительному выпуску денег в обращение. Это неизбежно приводит к инфляции, росту цен, обнищанию населения, т. е. к нарастанию социальной напряженности в обществе;
б) сокращению государственных расходов до разумных, обоснованных с точки зрения общественных потребностей пределов;
в) формирование такой налоговой политики, которая позволяла бы стимулировать инвестиционный процесс и увеличивать поступления в бюджет;
г) продаже государственных долговых обязательств (займов).
Как показывает мировой опыт, бюджетный дефицит не является чрезвычайной ситуацией. Проблема состоит в том, чтобы найти правильные пути регулирования бюджетного дефицита и не выпускать его из-под контроля.
По размерам госбюджета, его структуре можно судить об уровне экономического развития страны, о характере ее экономического строя и материальном положении основной части населения. И действительно, что можно сказать о стране, бюджет которой имеет огромный дефицит, т.е. предусмотренные в нем расходы значительно перекрывают планируемые доходы? В этом случае какие-то инвестиционные проекты остаются на бумаге, кто-то из бюджетников не получит вовремя зарплату, а финансовые дыры в одном месте лататься за счет образования дыр в других местах.
1.4.3. Внебюджетные фонды
Одним из звеньев общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды – средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда.
Для внебюджетных фондов характерно
четкое установление доходных источников,
позволяющих достаточно точно прогнозировать
объемы средств этих фондов и, что
не менее важно, контролировать целевое
использование указанных
Организационно внебюджетные
фонды отделены от бюджетов и имеют
определенную самостоятельность. Всего
существует более 40 федеральных внебюджетных
фондов. Первыми были организованы
в конце 1990 г. Пенсионный фонд и Фонд
социального страхования РФ. Таким
образом, финансирование государственных
социальных пособий и пенсий было
разделено между двумя
Внебюджетные фонды имеют
строго целевое назначение, что гарантирует
использование средств в полном
объеме. Обособленное функционирование
внебюджетных фондов позволяет оперативно
финансировать важнейшие
Главным источником доходов внебюджетных социальных фондов является единый социальный налог, введенный в действие второй частью Налогового кодекса с 2001 г. Налог платят работодатели, производящие выплаты наемным работникам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; крестьянские (фермерские) хозяйства; физические лица.
В соответствии с
новым законодательством все
ранее уплачиваемые взносы в
социальные внебюджетные фонды
были заменены единым налогом.
Исключение было сделано для
обязательного социального
Не вошли в ЕСН и
взносы на страхование по безработице,
поскольку Государственный фонд
занятости населения РФ (ГФЗ) с 2001
г. ликвидируется. Обеспечение гарантий
для безработных граждан
Ведомственные внебюджетные
фонды создаются на федеральном
уровне для финансирования конкретных
программ развития отдельных отраслей,
проведения научно-исследовательских
и опытно-конструкторских
Ряд фондов, такие как
дорожный, экологический, создавались
путем выделения отдельных
1.4.4. Государственный кредит
Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии.
Государственный кредит участвует в формировании и использовании централизованных денежных фондов государства (бюджета и внебюджетных фондов), что делает его элементом финансов, финансовой системы. В то же время процесс его формирования и использования осуществляется в специфической форме – привлечение денежных средств на временной и, как правило, на возмездной основе.
Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране. В условиях инфляции государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отток денег из обращения на заранее оговоренный срок.
Информация о работе Теоретические аспекты финансовой системы РФ