Теоретические аспекты финансовой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 20:40, реферат

Краткое описание

Цель работы: на основе анализа финансовой системы РФ, выявить ее особенности функционирования.
В задачи представленной работы входит:
Характеристика экономической сущности финансов и выявление закономерностей их функционирования на современном этапе развития общества;
Определение понятия «финансовая система Российской Федерации» и характеристика её основных звеньев;
Выявление основных направлений финансовой деятельности государства.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 49.43 Кб (Скачать файл)

В условиях рыночной экономики  на основе хозяйственной и финансовый независимости предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого  расчета, целью которого является обязательное получение прибыли. Они самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, формируют и используют фонды производственного и социального  назначения, изыскивают необходимые  им средства для расширения производства продукции, используя кредитные  ресурсы и возможности финансового  рынка. Развитие предпринимательской  деятельности способствует расширению самостоятельности предприятий, освобождению их от мелочной опеки со стороны  государства и вместе с тем  повышению ответственности за фактические  результаты работы.

Государство должно быть заинтересовано в прибыльной работе и должно стремится  создать благоприятные условия  для успешного развития ими предпринимательской  деятельности.

Рыночные отношения существенным образом повлияли на организацию  финансовых  отношений предприятий. Теперь они могут самостоятельно выбирать любую форму предпринимательства, видов деятельности с учетом лишь ограничений, предусмотренных гражданским  законодательством. Исходя из условий  производства и сбыта собственники предприятий могут принимать  решения и их реализовывать в  области слияния, поглощения, преобразования предприятий в различные организационно-правовые формы. Вместо директивного внутрифирменного планирования «сверху» предприятия:

- самостоятельно развивают  внутрифирменное финансовое планирование, основанное на изучении спроса  на их продукцию и возможностей  ее реальных продаж;

- применяют свободные  рыночные цены как на продукцию  своего производства, так и на  потребляемое сырье, материалы  и полуфабрикаты (за исключением  продукции (услуг) предприятий  естественных монополий);

- самостоятельно определяют  различные формы оплаты труда  с единственным отграничением  – минимальным уровнем оплаты  труда, установленным законодательством.

После уплаты налогов предприятия  полностью распоряжаются оставшимися  у него финансовыми ресурсами, самостоятельно выбирают наиболее эффективные объекты  инвестирования, вложений в оборотные  и нематериальные активы, самостоятельно разрабатывают учетную политику, влияющую на формирование финансовых показателей. Любое предприятие  может стать участником внешнеэкономической  деятельности.

Таким образом, сегодня предприятия  обладают подлинной, а не мнимой финансовой независимостью, но вместе с тем  существенно возрастает их экономическая  ответственность. Так, возникновение  систематических неплатежей может  привести к банкротству, ошибки в  управлении акционерным капиталом  – потере части собственности, снижению стоимости фирмы.

Финансы предприятия как  экономическая категория также  в настоящее время расширяется  и дополняется анализом не только финансов негосударственных коммерческих предприятий производственного  сектора, сферы услуг, банков, страховых  компаний, фермерских хозяйств, других коммерческих структур на рынке. Отдельный  сектор на рынке занимают государственные  и муниципальные унитарные предприятия, внося свой вклад в углубление понимания финансов предприятий  и фирм.

 

1.4.2. Государственный  бюджет

Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы. Он представляет собой форму образования  и использования централизованного  фонда денежных средств для обеспечения  функций органов государственной  власти. Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием как закон. Бюджет государства состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной и расходной. В доходной части госбюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные характеристики. В расходной части госбюджета указываются направления, сферы, в которых расходуются деньги, их количественные параметры.

Через госбюджет государство  концентрирует у себя значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной  власти и управления. С помощью  бюджета происходит перераспределение  национального дохода, что дает возможность  маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы  и уровень развития общественного  производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.

В условиях  перехода на рыночные отношения государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Изменяются лишь методы его воздействия на общественное производство путем  создания иного  режима расходования бюджетных средств. В современных условиях развитие общественного производства обеспечивается не методами бюджетного финансирования и дотирования, а с помощью  экономических методов, использование  которых позволяет перейти к  финансовому регулированию экономики. Средства бюджета должны направляться на осуществление инвестиционной политики, субсидировании предприятий, финансирование конверсии оборонных отраслей. Расходы  бюджета в области экономики  призваны способствовать формированию рациональной структуры общественного  производства, наращиванию научно-технической  базы. Государство, применяя различные  формы воздействия на экономику, способно существенно изменить сложившиеся  народнохозяйственные пропорции, например, ликвидировать нерентабельные предприятия  или перепрофилировать их. Государственное  регулирование экономики позволяет существенно сократить расходы бюджета, изменить их состав и структуру.

Важная роль государственного бюджета не ограничивается финансированием  сферы материального производства. Бюджетные ресурсы направляются также и в непроизводственную сферу (образование, здравоохранение, культуру). За счет бюджетных и внебюджетных фондов финансируются предприятия  и учреждения социально-культурного  направления. Расходы бюджета, обусловленные  реализацией социальной политики государства, имеют огромное значение. Они позволяют  государству развивать систему  народного образования, финансировать  культуру, удовлетворять потребности  граждан в медицинском обслуживании, осуществлять социальную защиту.

Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, так  как представляют важнейшую часть  затрат на воспроизводство рабочей  силы и служат делу повышения материального  и культурного уровня жизни народа.

Бюджетный процесс предполагает балансирование государственных доходов  и расходов. В том случае, когда  государство осуществляет непомерные расходы, ведет неправильную внешнеторговую и налоговую политику бюджет государства  сводится с дефицитом. Под дефицитом  бюджета понимают превышение его  расходной части над доходной.

Для покрытия дефицита государство  прибегает к следующим основным способам:

а) эмиссии, т.е. дополнительному  выпуску денег в обращение. Это  неизбежно приводит к  инфляции, росту цен, обнищанию населения, т. е. к нарастанию социальной напряженности  в обществе;

б) сокращению государственных  расходов до разумных, обоснованных с  точки зрения общественных потребностей пределов;

в) формирование такой налоговой  политики, которая позволяла бы стимулировать  инвестиционный процесс и увеличивать  поступления в бюджет;

г) продаже государственных  долговых обязательств (займов).

Как показывает мировой опыт, бюджетный дефицит не является чрезвычайной ситуацией. Проблема состоит в том, чтобы найти правильные пути регулирования  бюджетного дефицита и не выпускать  его из-под контроля.

По размерам госбюджета, его структуре можно судить об уровне экономического развития страны, о характере ее экономического строя  и материальном положении основной части населения. И действительно, что можно сказать о стране, бюджет которой имеет огромный дефицит, т.е. предусмотренные в нем расходы  значительно  перекрывают планируемые  доходы? В этом случае какие-то инвестиционные проекты остаются на бумаге, кто-то из бюджетников не получит вовремя  зарплату, а финансовые дыры  в  одном месте лататься за счет образования  дыр в других местах.

 

1.4.3. Внебюджетные  фонды

Одним из звеньев общегосударственных  финансов являются внебюджетные фонды  – средства федерального правительства  и местных властей, связанные  с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для  обычного налогоплательщика ничем  не отличаются от налогов. Основные суммы  отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены  в процентах к фонду оплаты труда.

Для внебюджетных фондов характерно четкое установление доходных источников, позволяющих достаточно точно прогнозировать объемы средств этих фондов и, что  не менее важно, контролировать целевое  использование указанных финансовых ресурсов.  Большинство фондов создаются  в процессе перераспределения национального дохода с помощью специальных налогов, сборов, займов, а также выделения средств из бюджета. Бюджетные средства переводятся в фонды в виде субсидий либо в форме отчислений от налоговых доходов. Внебюджетные фонды могут также привлекать  заемные средства для решения конкретных задач.

Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют  определенную самостоятельность. Всего  существует более 40 федеральных внебюджетных фондов. Первыми были организованы в конце 1990 г. Пенсионный фонд и Фонд социального страхования РФ. Таким  образом, финансирование государственных  социальных пособий и пенсий было разделено между двумя отдельными внебюджетными фондами, причем пенсионное обеспечение впервые получило самостоятельный  финансовый источник и было выделено из государственного бюджета. Финансовый кризис государственной системы  здравоохранения и появление  безработицы потребовали принятия в 1991 г. законов о введении медицинского страхования и страхования по безработице. Обеспечение дополнительных финансовых ресурсов по покрытие новых  социальных рисков потребовало создания специальных внебюджетных фондов. В  течение 1992-1993 гг. были организованы Государственный  Фонд занятости населения РФ, Федеральный  и территориальные фонды обязательного  медицинского страхования.

Внебюджетные фонды имеют  строго целевое назначение, что гарантирует  использование средств в полном объеме. Обособленное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно финансировать важнейшие социальные мероприятия.

Главным источником доходов  внебюджетных социальных фондов является единый социальный налог, введенный  в действие второй частью Налогового кодекса с 2001 г. Налог платят работодатели, производящие выплаты наемным работникам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; крестьянские (фермерские) хозяйства; физические лица.

 В соответствии с  новым законодательством все  ранее уплачиваемые взносы в  социальные внебюджетные фонды  были заменены единым налогом.  Исключение было сделано для  обязательного социального страхования  от несчастных случаев на производстве  и профессиональных заболеваний. 

Не вошли в ЕСН и  взносы на страхование по безработице, поскольку Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗ) с 2001 г. ликвидируется. Обеспечение гарантий для безработных граждан остается в ведении Министерства труда  и социального развития и Государственной  службы занятости, а финансирование всех выплат будет осуществляться через  государственный бюджет.

Ведомственные внебюджетные фонды создаются на федеральном  уровне для финансирования конкретных программ развития отдельных отраслей, проведения научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ, социального и материально-технического обеспечения отдельных ведомств. Сроки существования их в РФ крайне незначительны, что во многом предопределяется непоследовательностью и противоречивостью  социально-экономической политики государства.

Ряд фондов, такие как  дорожный, экологический, создавались  путем выделения отдельных расходов бюджета с приданием им статуса  внебюджетных.

 

1.4.4. Государственный  кредит

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации  государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций  и населения на началах возвратности для финансирования государственных  расходов. Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком  – государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы  государство привлекает путем продажи  на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных  ценных бумаг. Данная форма кредита  позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии.

Государственный кредит участвует  в формировании и использовании  централизованных денежных фондов государства (бюджета и внебюджетных  фондов), что делает его элементом финансов, финансовой системы. В то же время  процесс его формирования и использования  осуществляется в специфической  форме – привлечение денежных средств на временной и, как правило, на возмездной основе. 

Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного  обращения в стране. В условиях инфляции государственные займы  у населения временно уменьшают  его платежеспособный спрос. Из обращения  изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отток денег из обращения  на заранее оговоренный срок.

Информация о работе Теоретические аспекты финансовой системы РФ