Теоретические основы накопительной пенсионной системы
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 09:40, реферат
Краткое описание
Становится все более очевидным, что важный недостающий компонент в нынешнем пенсионном обеспечении – это отсутствие механизма страхования активов частных пенсионных фондов. Поэтому в третьей главе я выявила взаимосвязь Пенсионного фонда и Фонда социального страхования, т.е. долю участия страховых компаний в пенсионном обеспечении населения Казахстана. Так как пенсионная система на сегодняшний день в недостаточной степени развита, я осветила не менее важный вопрос о совершенствовании механизма реализации пенсионной реформы Казахстана.
Источник финансирования пенсионных
выплат этих категорий, в конечном счете
единый – средства республиканского и
местных бюджетов.
Сейчас, когда такие специфические
преграды пенсионной реформы как недоверие
населения к финансовым структурам, низкий
уровень доходов населения и другие изживают
себя, когда экономика идет в гору, а занятость
населения растет, появились новые возможности
повышения эффективности работы накопительной
системы. Система будет оптимизироваться
с учетом практических результатов реформы.
То есть, её законодательная база будет
усовершенствована, технологии отточены
и отработаны до автоматизма, качество
услуг достигнет мировых стандартов. Но
реализация по-прежнему в большей мере
будет зависеть от самих вкладчиков.
Глава 2. Анализ деятельности
накопительных пенсионных фондов.
2.1. Пенсионный
фонд, назначение и функции.
Поскольку накопительные пенсионные
фонды являются главным звеном системы
пенсионного обеспечения, в этой главе
речь пойдет именно о них.
Пенсионный фонд создан как
самостоятельная финансово-банковская
система, и его средства не входят в состав
государственного бюджета. Пенсионный
фонд не подменяет, не дублирует органы
социального обеспечения: за ними остается
задача назначения и выплата пенсий, пособий.
Пенсионный фонд создает резервы, чтобы
можно было перечислять средства на территорию,
по той или иной причине оказавшуюся в
трудном финансовом положении – при нехватке
средств на выплату пенсий и пособий. Пенсионному
фонду разрешено помещать резервы в краткосрочные
и долгосрочные государственные ценные
бумаги, заниматься коммерческой деятельностью,
что позволит наращивать средства фонда.
Накопительные пенсионные фонды вправе
также открывать филиалы и представительства
по согласованию с уполномоченным органом,
но накопительный фонд не может выступать
в качестве учредителя другого накопительного
пенсионного фонда.
Руководящий орган Пенсионного
фонда – правление во главе с председателем.
В Казахстане существуют два
вида накопительных пенсионных фондов
Государственный, самый крупный, но единственный
и Негосударственные. Государственный
накопительный пенсионный фонд создается
в форме закрытого акционерного общества,
учредителем которого является Правительство
Республики Казахстан.
Государственный пенсионный
фонд финансирует:
1)государственные пенсии
состоявшимся пенсионерам и получателям
пенсионных выплат, в пользу которых
производились пенсионные взносы
в указанный фонд;
2)социальные пособия в
виде доплат, если размер пенсии
ниже минимально установленного
законодательством уровня.
Данный фонд осуществляет инвестиционную
деятельность путем размещения пенсионных
активов в государственные ценные бумаги,
депозиты банков, ценные бумаги международных
финансовых организаций в порядке, определяемом
уполномоченным органом по регулированию
рынка ценных бумаг.
Негосударственные накопительные
пенсионные фонды создаются в форме закрытого
акционерного общества. Его учредителями
могут быть юридические и физические лица,
являющиеся резидентами Республики Казахстан.
Учредителями и акционерами корпоративного
накопительного пенсионного фонда являются
юридические лица РК. Но государственное
предприятие и предприятие с пакетом акций
или долей государства не могут быть учредителями
и акционерами негосударственных накопительных
пенсионных фондов. ННПФ подразделяются:
1)открытыми;
2)корпоративными.
Открытые накопительные пенсионные
фонды осуществляют прием пенсионных
взносов от вкладчиков независимо от места
работы и жительства получателя.
Корпоративные накопительные
пенсионные фонды создаются для получателей
– работников одного или нескольких юридических
лиц, являющихся учредителями и акционерами
данного фонда.1
В соответствии со статьей 36
Закона «О пенсионном обеспечении в РК»,
в период учреждения и действия открытого
накопительного пенсионного фонда ни
одно лицо не вправе прямо или косвенно
владеть, распоряжаться или управлять
более чем 25 процентами акций с правом
голоса такого накопительного пенсионного
фонда. Но данные ограничения не распространяются
на корпоративный накопительный пенсионный
фонд.
Важно заметить и то, что в случае
уменьшения реальной стоимости пенсионных
накоплений акционеры корпоративных накопительных
пенсионных фондов несут солидарную ответственность
и возмещают потерю инвестиционного дохода
в порядке, установленном Правительством
РК.
Таким образом, демонополизация
государственной пенсионной системы создала
условия для формирования рыночной среды
в пенсионной сфере. Активы пенсионных
фондов являются важной составляющей
инвестиционных ресурсов и уже являются
своеобразным стабилизатором финансовой
системы страны.
Помимо этого накопительные
пенсионные фонды выполняют одну из наиболее
важных функций – инвестиционная деятельность.
С момента реформирования пенсионной
системы, предполагалось, что активы пенсионных
фондов будут одной из составляющих процессов
реформы рынков капитала РК. Двумя другими
неотъемлемыми процессами стратегии экономического
развития Казахстана должно стать развитие
рынка ценных бумаг и приватизация. Также
планировалось, что активы частных пенсионных
фондов будут стимулировать развитие
рынка ценных корпоративных бумаг. Однако
по результатам первого года пенсионной
реформы 99,3% активов были вложены в те
или иные государственные ценные бумаги:
еврооблигации – 15,53%, в краткосрочные,
среднесрочные и долгосрочные ценные
бумаги Минфина – 81, 78%, ноты Нацбанка –
2%.
Таким образом, вся пенсионная
деятельность государственного и негосударственных
фондов на сегодняшний день сводится к
тому, что по указанию Правительства граждане
перечисляют 10% от дохода в накопительные
пенсионные фонды. Эти деньги инвестируются,
90% инвестиционного дохода поступает на
индивидуальный пенсионный счет вкладчика,
а 10% - на нужды фонда.
2.2. Источники формирования
и направления использования
средств пенсионных фондов.
Накопительный пенсионный фонд
является самостоятельной банковской
системой, что подразумевает собой независимость
от государственного бюджета, т.е. его
средства не входят в состав бюджета. Источниками
же формирования средств данного фонда
являются:
1)ежемесячные перечисления
в форме обязательных пенсионных
взносов 10% от оплаты труда;
2)добровольные пенсионные
взносы граждан, а также пенсионные
взносы в пользу третьего лица;
3)инвестиционный доход, получаемый
при размещении средств вкладчиков
пенсионного фонда.
Что касается направлений использования
средств пенсионных фондов, то можно отметить
то обстоятельство, что за 3,5 года пенсионная
реформа зашла в своеобразный тупик. На
начальном этапе пенсионной реформы фонды
дружно инвестировали собранные накопления
в государственные ценные бумаги. Сегодня
экономическая ситуация в стране складывается
так, что новые заимствования на внутреннем
рынке правительство особо не интересуют.
В итоге финансовая система Казахстана
с конца 2000 года и, особенно на протяжении
2001 года столкнулась с проблемой избыточной
ликвидности: реальный сектор экономики
не успевает использовать привлеченные
в неё деньги, в том числе в силу недостатка
качественных финансовых инструментов.
Накопительные пенсионные фонды
сконцентрировали более одного миллиарда
долларов США, которому в нашей стране
практически нет применения. Между тем
цель-то реформы была ведь не только в
механическом накоплении вкладов, но и
в их разумном инвестировании, что на долгие
годы гарантировало бы будущим пенсионерам
дивиденды. Суть накопительной пенсионной
системы – это инвестиции в реальное производство.
Не в ценные бумаги Министерства Финансов
Республики Казахстан и даже не в банковские
депозиты, а именно в те материальные объекты,
которые сами не только не потеряют стоимость,
но и могут создать новую стоимость. Например,
взяли сегодня отчисления от зарплаты
вкладчиков пенсионных фондов и вложили
их в строительство газопровода или нефтепромысел,
которые и через 20 лет будут рентабельными.
Пока же почти 67% накоплений вложены в
государственные ценные бумаги. То есть
вложены в государственный долг, и, по
существу, само государство препятствует
инвестиционной доходности накопительных
пенсионных фондов, т.е. выполнению пенсионных
обязательств. Такие накопления рано или
поздно обрушатся.
Для того, чтобы восстановить
пошатнувшуюся систему «сдержек и противовесов»,
в течение 2001 года принимается ряд мер
по изменению нормативно-правовой базы,
регулирующей деятельность институциональных
инвесторов с целью создания более выгодных
условий их функционирования. Теперь к
продаже на КАSE в качестве почина с 03 февраля
2001 года допущены евроноты Международного
банка реконструкции и развития. А накопительные
пенсионные фонды могут с полным основанием
считать себя глобальными инвесторами
– ведь упомянутые организации ведут
свои операции по всему миру. Казахстан
отныне – экспортер не только сырья, но
и капиталов, причем не теневых, а вполне
легальных – пенсионных. Ежегодно будущим
пенсионерам вполне по силам скупать иностранные
ценные бумаги примерно на 250 млн долларов
США.
Следует отметить и то, что с
10 июля 2001 года введено в действие постановление
НКЦБ «О внесении изменений и дополнений
в постановление НКЦБ «О нормативных актах
по вопросам компаний по управлению пенсионными
активами» от 13 августа 1998 года № 11, которым
изменены нормы, регулирующие инвестирование
пенсионных активов. Нормативный акт устанавливает
следующее:
1)разрешить КУПА инвестировать
пенсионные активы негосударственных
накопительных пенсионных фондов
в ипотечные облигации, установив
минимальный лимит такого инвестирования
на уровне 5% при условии, что эти
облигации включены в официальный
список КASE вне зависимости от категорий
листинга;
2)увеличить для КУПА максимальный
лимит на приобретение негосударственных
ценных бумаг организаций РК за счет пенсионных
активов ННПФ с 40% до 45%;
3)увеличить для КУПА максимальный
лимит на приобретение негосударственных
ценных бумаг иностранных организаций
за счет пенсионных активов ННПФ с 10% до
15%.1
Но все же, несмотря на все принимаемые
меры по решению проблемы дефицита финансовых
инструментов пенсионные фонды, накопившие
уже более одного миллиарда долларов,
не имеют ни высокодоходных объектов для
вложения средств, ни адекватного разнообразия
финансовых инструментов.
Приведем некоторые данные
по сумме активов накопительных пенсионных
фондов. По состоянию на 01 ноября 2014 года
совокупные чистые пенсионные активы
НПФ по данным Департамента по регулированию
рынка ценных бумаг Национального Банка
РК составили 168,135 млрд тенге, в том числе
совокупный инвестиционный доход – 43,8
млрд тенге (26% в совокупных пенсионных
активах).