Типы и виды образовательных учреждений, их финансирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 20:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в изучении теоретических положений и совершенствовании методического инструментария по разработке и реализации системы контроля знаний, умений, навыков учащихся.
В ходе исследования выдвинута гипотеза:
«Если учитель будет систематически, всесторонне использовать различные формы контроля знаний и умений, то будет повышаться заинтересованность учащихся в изучении предмета, а следовательно будет повышаться и качество обучения».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ И УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ…………………6
1.1 Цели контроля знаний и умений учащихся………………………..6
1.2 Функции и принципы контроля знаний, умений и навыков учащихся..............................................................................................................8
1.3 Виды проверки……………………………………………………...12
2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ТЕХНОЛОГИИ………………………………………………………………..14
2.1 Особенности нетрадиционных форм урока……………………….14
2.2 Формы контроля на занятиях технологии…………………………20
2.3 «Общественный смотр знаний» – одна из форм нетрадиционного контроля знаний, умений, навыков………………………………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………37

Вложенные файлы: 1 файл

Контроль и оценка знаний, умений и навыков.docx

— 157.30 Кб (Скачать файл)

Введение 
 
Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль - это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. От его правильной организации во многом зависят эффективность управления учебно-воспитательным процессом и качество подготовки. Проверка знаний учащихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет оценивать получаемые ими знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на занятиях. Хорошо поставленный контроль позволяет не только правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные неудачи и промахи. 
 
В этой работе систематизированы накопленные сведения по проблеме контроля знаний учащихся при изучении предметов естественнонаучного цикла, в том числе и химии. 
 
1.Проблема контроля знаний в психолого-педагогической литературе 
 
1.1.Цели контроля знаний и умений учащихся. 
 
Контроль знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В методической литературе принято считать, что контроль  
является так называемой "обратной связью" между учителем и учеником, тем  
этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об  
эффективности обучения предмету. Согласно этому выделяют следующие  
цели контроля знаний и умений учащихся:

  •  
    диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся;
  •  
    учет результативности отдельного этапа процесса обучения;
  •  
    определение итоговых результатов обучения на разном уровне.

 
Внимательно посмотрев на изложенные выше цели контроля знаний и  
умений учащихся, можно увидеть, что это есть цели учителя при проведении  
контрольных мероприятий. Однако главным действующим лицом в процессе  
обучения какому-либо предмету является ученик, сам процесс обучения – это  
приобретение знаний и умений учащимися, следовательно, все происходящее  
на уроках, включая и контрольные мероприятия, должно соответствовать  
целям самого ученика, должно быть для него личностно важным. Контроль  
должен восприниматься учащимися не как что-то, нужное лишь учителю, а  
как этап, на котором ученик может сориентироваться насчет имеющихся у  
него знаний, убедиться, что его знания и умения соответствуют  
предъявляемым требованиям. Следовательно, к целям учителя мы должны  
добавить цель ученика: убедиться, что приобретенные знания и умения  
соответствуют предъявляемым требованиям. Эта цель контроля, по-моему,  
является основной. 
 
Может показаться, что изменение целей контроля знаний и умений  
учащихся – чисто теоретический вопрос и ничего не меняет на практике.  
Однако это не так. Если учитель будет относиться к контролю как к  
деятельности, важной для учащихся, сама форма проведения его, обсуждения  
результатов, проверки может быть иной. Так, например, проверка  
результатов и проставление отметок может производиться самими  
учащимися. При такой форме проверки они ощущают значимость контроля,  
выясняют свои ошибки, при проставлении отметок развиваются  
самокритичность и ответственность. Такой вид работы никогда бы не  
появился однако, если бы учитель рассматривал цели контроля знаний и  
умений учащихся только как диагностирование и учет знаний.  
С другой стороны представляется непонятным, как учитель может  
корректировать знания и умения учащихся, т.е. пополнять пробелы в знаниях  
учащихся, на контрольном этапе. Контрольные мероприятия могут служить  
лишь для диагностики наличия знаний и умений, но не для их  
корректировки. Контрольный этап имеет свои, совершенно определенные  
задачи, и не стоит пытаться вкладывать в его рамки задачи следующего  
этапа работы. Только после того, как выяснены недочеты в знаниях и  
умениях учащихся на контрольном этапе, можно говорить о последующей  
корректировке, если она необходима. 
 
Согласно замечаниям, приведенным выше, я предлагаю сформулировать следующие цели контроля знаний и умений учащихся:

  •  
    подготовить учащихся, убедившихся в том, что усвоенные ими новые  
    знания и умения отвечают предъявляемым требованиям;
  •  
    получить информацию о том, усвоены или нет каждым учащимся  
    знания, указанные в образовательной цели изучения темы (цикла  
    знаний);
  •  
    получить информацию о том, научились ли учащиеся видам деятельности, указанным в цели по  
    развитию изучения темы (цикла знаний).

 
При такой формулировке целей контрольного этапа обучения становится ясно, что  он несет в себе только одну задачу: учет результативности обучения и выявление  его пробелов, если они имеются, как  учителем, так и, что не менее важно, самими учениками.  
 
 
^ 1.2.Функции контроля знаний и умений учащихся.

  •  
    Контролирующая
  •  
    Обучающая
  •  
    Диагностическая
  •  
    Прогностическая
  •  
    Развивающая
  •  
    Ориентирующая
  •  
    Воспитывающая

 
Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда. При помощи контроля определяется исходный уровень для дальнейшего овладения знаниями, умениями и навыками, изучается глубина и объем их усвоения. 
 
    Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся проверяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации. Проверка помогает учащимся выделить главное, основное в изученном материале, сделать проверяемые знания и умения более ясными и точными. Контроль способствует также обобщению и систематизации знаний. 
 
    Сущность диагностической функции контроля – в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения. 
 
    Прогностическая функция проверки служит получению опережающей информации в учебно-воспитательном процессе. Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные проблемы в системе приемов познавательной деятельности.    Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. Контроль обладает исключительными возможностями в развитии учащихся. В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление. Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности. 
 
    Сущность ориентирующей функции контроля – в получении информации о степени достижения цели обучения отдельным учащимся и классом в целом – насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях, указывает им направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений. Контроль помогает учащемуся лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности. 
 
    Воспитывающая функция контроля состоит  в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности. Проверка побуждает более серьезно и регулярно контролировать себя при выполнении заданий, является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду.  
 
Выделение функции контроля подчеркивает его роль и знание в процессе обучения. В учебном процессе сами функции проявляются в разной степени и различных сочетаниях. Реализация выделенных функций на практике дает контроль более эффективным, а также эффективней становится и  сам учебный процесс.  
 
Контроль должен быть целенаправленным, объективным, всесторонним регулярным и индивидуальным. Раскроем эти принципы контроля подробнее. 
 
^ 1.3. Принципы контроля знаний и умений учащихся.

  •  
    Целенаправленность
  •  
    Объективность
  •  
    Всесторонность
  •  
    Регулярность
  •  
    Индивидуальность

 
Целенаправленность предполагает четкое определение цели каждой проверки. Постановка цели определяет всю дальнейшую работу по обоснованию используемых форм, видов, методов и средств контроля. Цели контроля предполагают ответы на следующие вопросы:

  •  
    что должно проверяться,
  •  
    кто должен опрашиваться,
  •  
    какие выводы можно будет сделать на основе результатов проверки,
  •  
    какой ожидается эффект от проведения проверки.

 
При конкретизации целей контроля исходят из целей воспитания, развития и обучения учащихся, которые реализуются на данном этапе обучения. 
 
^ Объективность контроля предупреждает случаи субъективных и ошибочных суждений, которые искажают действительную успеваемость учащихся и снижают воспитательное значение контроля. Объективность контроля зависит от многих факторов:

  •  
    четкое выделение общих и конкретных целей обучения,
  •  
    обоснованность выделения и отбора и содержания контроля,
  •  
    обеспеченность методами обработки, анализа и оценивания результатов контроля,
  •  
    организованность проведения контроля.

 
Под всесторонностью  контроля понимают охват большого по содержанию проверяемого материала. Этот принцип включает в себя усвоение основных идей данного курса, и усвоение учебного материала по определенным содержательным, стержневым линиям курса, и знание учащимися отдельных и существенных, фактов, понятий, закономерностей, способов действий и способов деятельности. 
 
^ Под регулярностью подразумевается систематический контроль, который сочетается с самим учебным процессом.  
 
Индивидуальность контроля требует оценки знаний, умений, навыков каждого учащегося. 
 
^ 1.4. Типы контроля 
 
В зависимости от того, кто осуществляет контроль за результатами деятельности учащихся, выделяют следующие  три типа контроля.

  •  
    Внешний (осуществляется учителем над деятельностью учащегося)
  •  
    Взаимный (осуществляется учащимся над деятельностью товарища)
  •  
    Самоконтроль (осуществляется учащимся над собственной деятельностью)

 
 Внешний контроль 
 
    В процессе контроля преподавателем знаний и умений учащихся выделяют следующие компоненты:

  •  
    Уточнение целей изучения данного отрезка учебного материала и установление конкретного содержания контроля.
  •  
    Оценка результатов учебной деятельности учащихся.
  •  
    Выбор видов, форм, способов и средств контроля, соответствующих поставленным целям.

 
Содержание  контроля 
 
    Установление содержания контроля зависит от целей изучения данного отрезка учебного материала. Существуют различные подходы к описанию целей и содержанию, чтобы они служили основой для разработки средств для контроля знаний и умений учащихся. 
 
Рассмотрим два из них: 
 
Первый подход связан с указанием тех качеств, которые должны быть присущи сформированным в результате обучения знаниям и умениям учащихся: полноте, глубине, обобщенности, осознанности. 
 
Второй подход связан с указанием уровней усвоения знаний и соответствующим им видам деятельности. 
 
Выделяют следующие уровни усвоения материала: узнавание, запоминание, воспроизведение.  
 
  Оценка и отметка знаний учащихся 
 
    Процесс контроля знаний и умений учащихся связан с оценкой и отметкой. Следует различать эти понятия. Оценка – это процесс, действие (деятельность) оценивания, которое осуществляется человеком. Отметка выступает как результат этого процесса (результат действия), как его условно формальное выражение. 
 
    Для учителя оценка является результатом обработки той информации, которая поступает к нему в ходе обратной связи в системе учитель – учащийся. Осуществляя обработку этой информации, учитель выставляет учащемуся отметку, которая служит количественным выражением оценки. Отметка фиксируется в документах, отражая уровень достижений учащегося. В школах знания и умения учащихся  оцениваются по пятибалльной системе. Хотя в настоящее время это является не эффективным, необходима десяти или даже двенадцатибальная система оценки знаний и умений учащихся. 
 
     Оценка имеет большое образовательное и воспитательное значение. Она является характеристикой результатов учебной деятельности учащегося, дает представление о состоянии его знаний и умений и степени их соответствия требованиям контроля, осведомляет учащегося о том, какого мнения о нем преподаватель. Все это корректирует самооценку учащегося. 
 
^ Взаимный контроль 
 
    Роль взаимного контроля качества и эффективности учебной деятельности учащихся трудно переоценить. Он содействует выработке таких качеств личности, как честность и справедливость, коллективизм. Взаимный контроль помогает осуществить проверку знаний учащихся. В учебном заведении сравнительно часто используется взаимная проверка организационной готовности к уроку (констатирующей взаимоконтроль выполнения домашнего задания) и частичная, эпизодическая взаимопроверка знаний учащихся (рецензирование ответов на уроке, рецензирование письменных работ).  
 
     Взаимопроверка знаний значительно активизирует деятельность учащихся, повышает интерес к знаниям и даже нравится им. В ходе взаимного контроля раскрываются индивидуальные особенности учащихся, их взаимоотношение с товарищами.  
 
Самоконтроль 
 
    На хорошем уроке всегда есть своя сверхзадача, которая сводится к формированию этих навыков и меняется в зависимости от темы урока. В одном случае она состоит в обучении приемам анализа, умению видеть закономерности, ставить вопросы, делать выводы. 
 
     В другом случае – в формировании критического отношения учащихся к результатам своей работы, требовательности к себе. Постоянного внимания учителя требует и проблема воспитания в учащихся веры в свои способности. Многие учащиеся боятся приступать к решению проблемных вопросов, процесс решения которых им неизвестен.  Иногда проявляется страх перед трудностями, неумение преодолевать их самостоятельно. Выход здесь только один – прививать учащимся умения и навыки самоконтроля. Это важно с воспитательной, психолого-педагогической точки зрения. Ведь при этом учащиеся фактически участвуют в управлении своей собственной учебной деятельностью. Это порождает у них у них удовлетворенность своими занятиями, своей работой, позволяет им поверить в себя, в свои познавательные способности, открывает простор для творческой инициативы и самостоятельности.  
 
^ 1.5. Виды контроля 
 
Различают следующие виды контроля:

  •  
    предварительный,
  •  
    текущий,
  •  
    рубежный, (периодический)  и итоговый.

 
Основанием для выделения этих видов контроля является специфика  дидактических задач на разных этапах обучения: текущий контроль проводят в процессе усвоения нового учебного материала, рубежный применяют для  проверки усвоения значительного объема изученного материала (темы, раздела); с помощью итогового контроля выявляют степень овладения учебным  материалом по предмету, ряду дисциплин (на экзаменах). Таким образом, все  эти виды в какой-то степени повторяют  логику учебного процесса. 
 
^ Предварительный контроль служит необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебный процессом. Он позволяет определить наличный (исходный) уровень знаний и умений учащихся, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала. На основании данных предварительного контроля, проводимого в начале года, учитель вносит коррективы в календарно-тематический план, определяет, каким разделам учебной программы следует уделить больше внимания на занятиях с конкретным классом, намечает пути устранения выявленных проблем в знаниях учащихся. 
 
^ Текущий контроль является одним из основных видов проверки знаний, умений и навыков учащихся. Ведущая задача текущего контроля – регулярное управление учебной деятельностью учащихся и ее корректировка. Он позволяет получить непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала и на основе этого оперативно вносить изменения в учебный процесс. Другими важными задачами текущего контроля является стимуляция регулярной, напряженной деятельности; определение уровня овладения учащимися умениями самостоятельной работы, создание условий для их формирования. Проведение текущего контроля – это продолжение обучающей деятельности учителя. Текущий контроль является органической частью всего учебного процесса, он тесно связан с изложением, закреплением, повторением и применением учебного материала. Данный контроль может быть индивидуальным и групповым. При организации текущего контроля необходимо добиться сознательного, а не формального, механического усвоения учащимися учебного материала. Текущий контроль должен занимать небольшую часть учебного занятия, чтобы не приводить к спешке при изложении нового материала и закреплении полученной информации. Нельзя допускать больших интервалов в контроле каждого учащегося. В этом случае учащиеся перестают регулярно готовится к занятиям, а, следовательно, и систематически закреплять пройденный материал. 
 
^ Периодический (рубежный) контроль позволяет определить качество изучения учащимися учебного материала по разделам, темам предмета. Такой контроль проводят обычно несколько раз в год. Примером рубежного контроля могут служить контрольные работы, контрольно-учетные и учетно-обобщающие уроки. Периодический контроль позволяет проверить прочность усвоения полученных знаний и приобретенных умений, так как он проводится через продолжительный период времени и не по отдельным дозам учебного материала. С помощью периодического (рубежного) контроля обобщается и усваивается целый раздел (тема), выявляются логические взаимосвязи с другими разделами, другими предметами. Рубежный контроль охватывает учащихся всего класса и проводится в виде устного опроса, небольших письменных, компьютерного и простого тестирования, практических работ. Проведение его обычно предусматривается в календарно-тематических планах. 
 
^ Итоговый контроль направлен на проверку конкретных результатов обучения, выявление степени овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения отдельного предмета или ряда дисциплин. Итоговый контроль – это контроль интегрирующий, именно он позволяет судить об общих достижениях учащихся. При подготовке к нему происходит более углубленное обобщение и систематизация усвоенного материала, что позволяет знания и умения поднять на новый уровень. При систематизации и обобщении знаний и умений учащихся проявляется в большей степени и развивающий эффект обучения, поскольку на этом этапе особенно интенсивно формируются интеллектуальные умения и навыки.  
 
^ 1.6. Формы контроля знаний и умений учащихся. 
 
Формы контроля знаний и умений учащихся – многочисленные,  
разнообразные виды деятельности учащихся при выполнении контрольных заданий. Форм контроля очень много, т.к. каждый учитель вправе придумать и провести собственные, кажущиеся ему наилучшими, контрольные задания. Государственный стандарт образования обозначил  
обязательные требования к форме и содержанию контрольных мероприятий на уроках : "Проверка соответствия учебной подготовки школьников требованиям стандарта проводится с помощью специально разработанной системы измерителей достижения стандарта образования….Система измерителей должна быть содержательно валидна (т.е. должна полностью соответствовать требованиям стандарта), надежна (т.е. обеспечивать воспроизводимость полученных при проверке результатов) и объективна (т.е. не должна зависеть от личности проверяющего). 
Система измерителей может быть представлена в форме традиционных письменных контрольных работ, тестов, включающих задания с выбором ответа или краткими ответами, зачета, компьютерная проверка знаний и умений и др.  
 
Все задания, независимо от их формы и того, какие умения они проверяют, считаются равновесомыми, исходя из равной значимости всех требований стандарта. 
 
К каждой системе измерителей должны быть представлены критерии оценивания, на основе которых делается вывод о достижении или не достижении учащимся требований государственного стандарта. В  
практике проверки достижений учащимися обязательного уровня подготовки используется следующий критерий: если ученик правильно  
выполнил две трети заданий проверочной работы, удовлетворяющей  
вышеперечисленным требованиям, то можно сделать вывод о достижении  
данным учеником требований стандарта. 
 
Система измерителей должна быть инвариантна по отношению к  
различным типам школ, учебным планам, программе и учебникам. 
Система образцов заданий должна быть открытой, что позволяет учителям, ученикам и их родителям, а также любому заинтересованному лицу составить более детальное представление об обязательных требованиях стандарта, обеспечить учащимся более комфортную обстановку при проведении контроля, сняв свойственные в такой ситуации тревожность и нервозность.  
 
Особенностью требований к уровню подготовки учащихся в стандарте естественнонаучного образования является наличие в них экспериментальных умений. Проверка сформированности таких умений должна осуществляться с помощью экспериментальных заданий, которые могут составлять часть общей проверочной работы. 
 
В школьной практике существует несколько традиционных форм контроля знаний и умений учащихся, которые представлены в этой работе:

Информация о работе Типы и виды образовательных учреждений, их финансирование