Типы и виды образовательных учреждений, их финансирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 20:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в изучении теоретических положений и совершенствовании методического инструментария по разработке и реализации системы контроля знаний, умений, навыков учащихся.
В ходе исследования выдвинута гипотеза:
«Если учитель будет систематически, всесторонне использовать различные формы контроля знаний и умений, то будет повышаться заинтересованность учащихся в изучении предмета, а следовательно будет повышаться и качество обучения».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ И УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ…………………6
1.1 Цели контроля знаний и умений учащихся………………………..6
1.2 Функции и принципы контроля знаний, умений и навыков учащихся..............................................................................................................8
1.3 Виды проверки……………………………………………………...12
2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ТЕХНОЛОГИИ………………………………………………………………..14
2.1 Особенности нетрадиционных форм урока……………………….14
2.2 Формы контроля на занятиях технологии…………………………20
2.3 «Общественный смотр знаний» – одна из форм нетрадиционного контроля знаний, умений, навыков………………………………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………37

Вложенные файлы: 1 файл

Контроль и оценка знаний, умений и навыков.docx

— 157.30 Кб (Скачать файл)
  •  
    терминологический диктант
  •  
    тестовое задание
  •  
    компьютерная проверка знаний и умений
  •  
    краткая самостоятельная работа
  •  
    письменная контрольная работа
  •  
    практическая работа
  •  
    устный контроль: зачет по изученной теме, устный опрос индивидуальный или фронтальный , семинар

 
Ниже я постараюсь ответить на вопрос, какая именно деятельность  
скрывается за тем или иным названием формы контроля знаний и умений  
учащихся, а также дам собственную оценку целесообразности использования  
данных форм на различных этапах обучения. 
 
 
^ Терминологический диктант – форма письменного контроля знаний и умений учащихся. Он представляет собой перечень вопросов, на которые учащиеся должны дать незамедлительные и краткие ответы. Время на каждый ответ строго регламентировано и достаточно мало, поэтому сформулированные вопросы должны быть четкими и требовать однозначных, не требующих долгого размышления, ответов. Именно краткость ответов терминологического диктанта отличает его от остальных форм контроля. С помощью терминологических диктантов можно проверить ограниченную область знаний учащихся:

  •  
    буквенные обозначения элементов, величин, их названия и т.п.;
  •  
    определения, формулировки законов, связь между величинами, формулировки научных фактов;
  •  
    структурные составляющие, названия, и др.

 
Именно эти знания могут быть проверены в быстрых и кратких  ответах учащихся. Терминологический  диктант не позволяет проверить  умения, которыми овладели учащиеся при  изучении той или иной темы. Таким  образом, быстрота проведения является одновременно как его достоинством, так и недостатком, т.к. ограничивает область проверяемых знаний. Однако эта форма контроля знаний и умений учащихся снимает  
часть нагрузки с остальных форм, а также, как будет показано ниже, может  
быть с успехом применена в сочетании с другими формами контроля. 
 
^ Контрольные задания в тестовой форме 
 
В последнее время все более широкое применение в качестве метода контроля находят тесты. Тестовые задания можно использовать при организации самостоятельной работы в режиме самоконтроля, при повторении ранее изученных тем. 
 
Задание в тестовой форме – это такое задание, к которому предъявляются определенные требования: наличие четкой инструкции по его выполнению, краткость и четкость выражения его смысла, формулирование задания в логической форме высказывания, правильность расположения его элементов, вариативность содержания, наличие определенного места для ответов, одинаковость правил их оценки в рамках принятой формы. 
 
По виду тестовые задания бывают: 
 
- словесные; 
 
знаковые; 
 
числовые; 
 
зрительно-пространственные (схемы, рисунки, графики, таблицы и др.). 
 
Все известные в теории и на практике тестовые задания можно разделить на следующие группы: 
 
Задания с выбором одного или нескольких правильных ответов из предложенных вариантов. 
 
Задание без готового ответа, или открытой формы. Испытуемый во время тестирования вписывает ответ самостоятельно в отведенное для этого место. 
 
Задание на установление соответствия, в котором элементы одного множества требуется соотнести с элементами другого. 
 
Задание на установление правильной последовательности действий 
 

 
Основным критерием эффективности усвоения учащимися содержания учебного материала считается коэффициент усвоения учебного материала – Ку. Он определяется как отношение правильных ответов учащихся в контрольных работах учащихся к общему количеству вопросов (по В.П. Беспалько).  
 
Ку =  
 
где N - количество правильных ответов учащихся на вопросы контрольной работы или тестового задания; К – общее число вопросов в контрольной работе или тестовом задании. 
 
Если Ку > 0,7, то учебный материал считается усвоенным. 
 
При выполнении заданий ставится отметка: 
 
«3» - за 50 – 70% правильно выполненных заданий. 
 
«4» - за 70 –85% правильно выполненных заданий. 
 
«5» - правильное выполнение более 85% заданий. 
 
Однако диагностика уровня знаний учащихся по теоретическому материалу не является основным критерием обученности по предмету «Технология». Успешность усвоения программного материала определяется сформированностью умений и навыков по выполнению учащимися практических работ по конкретному разделу. 
 
Карточки-задания 
 
Используемые в карточках-заданиях контрольные вопросы и задания позволяют учителю применять различные методы контроля: 
 
- по характеру проверяемых знаний, относящихся к различным уровням усвоения; 
 
- по форме проявления проверяемых знаний и умений (устная, письменная, проверка практической работы); 
 
- по способу задания исполнительных действий (задания в свободной форме, задания, отвечающие специальным логико-психологическим требованиям, задания, обуславливающие получение формализованных результатов); 
 
- по степени охвата изученного материала (полная, частичная); 
 
- по степени охвата учащихся (фронтальная, выборочная); 
 
- по видам структурных компонентов проверяемой деятельности (знаний, умений, комплексная); 
 
- по способу отображения результатов проверки (без фиксации и с фиксацией результатов выполнения действий); 
 
- по периодичности проверки (текущая, вспомогательная, тематическая, итоговая). 
 
Контрольные вопросы ориентированы на обучающий контроль, для чего большая часть вопросов снабжена альтернативными подсказками. Для итогового контроля учитель может увеличить сложность вопроса, убрав эти подсказки и предоставив учащимся возможность самостоятельно найти правильный ответ. 
 
Эта форма контроля тоже имеет свои преимущества, неслучайно это одна из наиболее распространенных форм контроля во всей системе образования. Кратковременная самостоятельная работа. Здесь учащимся также задается некоторое количество вопросов, на которые предлагается дать свои  
обоснованные ответы. В качестве заданий могут выступать теоретические  
вопросы на проверку знаний, усвоенных учащимися; задачи, на проверку  
умения решать задачи по данной теме; конкретные ситуации,  
сформулированные или показанные с целью проверить умения учащихся.  
задания по моделированию (воспроизведению) конкретных ситуаций, соответствующих научным фактам и понятиям. В самостоятельной работе могут быть охвачены все виды деятельности кроме создания понятий, т.к. это требует большего количества времени. При этой форме контроля учащиеся обдумывают план своих действий, формулируют и записывают свои мысли и решения. Понятно, что кратковременная самостоятельная работа требует гораздо больше времени, чем предыдущие формы контроля, и количество вопросов может быть небольшое, а иногда самостоятельная работа состоит и из одного задания. 
 
^ Письменная контрольная работа – наиболее распространенная форма в  
школьной практике. Традиционно контрольные работы по химии проводятся с целью определения конечного результата в обучении умению применять знания для решения задач определенного типа по данной теме или разделу. Содержание контрольных работ составляют задачи как текстовые, так и экспериментальные. Таким образом, составленная контрольная работа позволяет проверить довольно узкий круг знаний и умений учащихся: умение решать задачи по теме, а также различные умения по применению химических знаний при решении экспериментальных задач. Поэтому я стараюсь на практике понятие «контрольная работа» расширить и включить в нее различные типы заданий, если она используется как форма контроля знаний и умений учащихся в конце изучения темы. Количество вариантов контрольной работы является спорным вопросом.  
В школе применяется 2,4,6 и даже 8 вариантов, т.к. учителя стараются как  
можно лучше обеспечить самостоятельность выполнения заданий каждым  
учеником. Я же использую чаще один - два разноуровневых варианта. Увеличение числа вариантов ведет к увеличению количества  
времени, требуемого для проверки контрольной работы учителем, а также к  
появлению трудности, связанной с составлением большого числа вариантов  
одинаковой сложности. С другой стороны, недоверие к ученикам мне  
кажется необоснованным, т.к. списывать, зачастую, их заставляет отнюдь не лень или нечестность, а неуверенность в своих силах. Поэтому увеличивать  
самостоятельность при выполнении контрольной работы следует не  
увеличением числа вариантов, а улучшением подготовки учащихся к ней.  
Практическая работа. Ею может стать практическая работа, подобная данным в учебнике к изучаемой теме или какой-то эксперимент, связанный с воспроизведением конкретных ситуаций, соответствующих научным фактам и явлениям. Практическая работа – достаточно необычная форма контроля, она требует от учащихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Практическая работа активизирует познавательную деятельность учащихся, т.к. от работы с ручкой и тетрадью ребята переходят к работе с реальными реактивами и лабораторным оборудованием. Тогда и задания выполняются легче и охотнее.  
 
^ Устный зачет по теме. Это одна из основных форм контроля в старших классах. Его достоинство заключается в том, что он предполагает  
комплексную проверку всех знаний и умений учащихся. Ученик может  
решать задачи, потом делать практическую работу, а затем беседовать с  
учителем. Устная беседа с учителем позволяет проконтролировать  
сформированность естественнонаучного мировоззрения, пробелы в знаниях,  
рассмотреть непонятные места в курсе. 
 
Т.к. зачет является наиболее длительной формой контроля (особенно в школах с большой наполняемостью классов), то в практике учителей наблюдается проведение зачета с помощью ассистентов, наиболее успевающих учеников класса или выпускников, а также с помощью магнитофона, когда часть учеников отвечает, наговаривая на магнитофон. Я считаю, что зачет ценен тем, что это единственная форма контроля, где происходит непосредственная проверка знаний и умений учащихся учителем, идет объективное оценивание результатов в сочетании с индивидуальным подходом к каждому ученику. Близкой по характеру к зачету является семинар. В методической литературе сложились некоторые принципы подготовки и проведения зачетов и семинаров по теме:

  •  
    отводится не более 2 уроков;
  •  
    подготовка ведется забл</span

Информация о работе Типы и виды образовательных учреждений, их финансирование