Типы и виды образовательных учреждений, их финансирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 11:31, курсовая работа

Краткое описание

Типы и виды образовательных учреждений, источники их финансировани, включая подушевой норматив, анализ общеобразовательных учреждений на примере г. Улан-Удэ

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Типы и виды образовательных учреждений…………………………5
1.1 Учреждения дошкольного образования……………………………………5
1.2 Учреждения общего образования………………………………………..…7
1.3 Учреждения дополнительного и специального образования…………...15
Глава 2. Финансирование системы образования…………………………..…18
2.1 Источники финансирования в системе образования…………………..…18
2.2 Нормативное подушевое финансирование………………………………..22
2.3 Анализ финансирования образования на примере города Улан-Удэ….26
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованных источников…………………………………………..39

Вложенные файлы: 1 файл

ФБУ_курсовая.docx

— 66.22 Кб (Скачать файл)

     8) Учреждения дополнительного профессионального  образования.

     Тип “образовательные учреждения дополнительного  профессионального образования” подразделяется на виды: академия; институт повышения  квалификации (институт усовершенствования) - отраслевой, межотраслевой, региональный; курсы (школы, центры) повышения квалификации; учебные центры службы занятости. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2 Финансирование системы образования 

     2.1 Источники финансирования в системе образования 

     Новый этап экономических и социальных реформ в России предусматривает  в качестве приоритетных направлений  государственных расходов инвестиции на поддержание систем жизнеобеспечения населения страны. Расходы на образование  являются именно такими инвестициями, поскольку развитие всех отраслей экономики  напрямую зависит от уровня образованности общества.  Образование – одно из основных и неотъемлемых конституционных  прав граждан РФ. Основы регулирования  государственной политики в области  образования сформулированы в федеральном  законе от 13 января 1996 года №125 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также в Национальной доктрине развития образования, утверждённой постановлением правительства РФ от 4 октября 2004 года №751.

       Государственные образовательные  стандарты позволяют сохранять  единое образовательное пространство  России. Они представляют собой  систему норм, определяющих обязательный  минимум содержания основных  образовательных программ, требования  к уровню подготовки выпускников,  максимальных объём учебной нагрузки  обучающихся.

       Реализация государственных гарантий  права граждан на образование  обеспечивается путём создания  системы и соответствующих условий  для получения образования. В настоящее время понятие «система образования» трактуется как совокупность факторов, обеспечивающих реализацию его социальных функций: сеть образовательных учреждений; образовательные стандарты;  образовательные программы; ресурсное обеспечение – кадровое, научное, методическое, материальное, финансовое; сотрудничество с другими социальными отраслями; управление.

       Одним из условий обоснованности  расходов и эффективного использования  средств является научно - обоснованная типологизация образовательных программ и учреждений. Содержание образования определённого уровня и направленности определяют образовательные программы, которые подразделяются на общеобразовательные и профессиональные. К общеобразовательным относятся программы дошкольного образования, начального общего образования и среднего (полного) общего образования. Они направлены на решение задачи формирования общей культуры личности, её адаптации к жизни в обществе,  создание основы выбора и освоения профессиональных образовательных программ. С помощью профессиональных образовательных программ осуществляется подготовка специалистов соответствующей квалификации и решаются задачи последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровня специалистов. К профессиональным относятся программы начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.

        Каждое образовательное учреждение  создаётся одним или несколькими  учредителями, которые финансируют  его деятельность. В соответствии  со ст.120 ГК РФ «Учреждением  признаётся организация, созданная  собственником для осуществления  управленческих, социально-культурных  или иных функций некоммерческого  характера и финансируемая им  полностью или частично». Собственником  государственных и муниципальных  образовательных учреждений является  государство в лице федеральных,  региональных и местных органов  управления. В соответствии с  этим основой государственных  гарантий получения гражданином  образования в пределах стандартов  является государственное или  муниципальное финансирование. Объём  бюджетных средств выступает  одним из главных показателей,  характеризующих масштаб государственного  регулирования сферы образования.  В настоящее время удельный  вес федерального бюджета в общих расходах на образование составляет около 20%, на долю региональных и местных бюджетов приходится около 80%.       

       Степень участия бюджета того  или иного уровня в финансировании  расходов зависит от целого  ряда факторов, в том числе:  от государственного устройства  и общей системы государственного  управления; законодательного распределения  ответственности за виды образования;  сложившихся традиций и т.д.  В нашей стране сочетаются  отраслевые и территориальные  принципы управления. Это позволяет  классифицировать структуру финансовых  потоков на содержание образования  по уровням бюджетов. Федеральный  уровень включает в себя три  направления финансирования расходов:

        - на финансирование учреждений  федерального ведения в основном  учреждении профессионального образования;

        - на реализацию федеральных образовательных  целевых программ, таких как «Дети-сироты»,  «Молодёжь России», Программа  развития образования и т.п.

       В последние годы наметилась  тенденция к целевому выделению  средств, для чего на федеральном  уровне создаются различные фонды,  в том числе и на финансирование  федеральных мандатов. Поскольку  право на образование является  одним из основных конституционных  прав граждан РФ, то при недостаточности  средств у регионов в дальнейшем  предполагается шире использовать  систему софинансирования образования.

       Региональный и местный уровни  аналогичны федеральному. В территориальных бюджетах предусматриваются средства на проведение мероприятий и содержание учреждений, находящихся в их ведении, и реализацию собственных программ развития. В тех случаях, когда одни и те же расходы финансируются из разных бюджетов, применяется термин «многоуровневое финансирование». Если же источниками поступления финансовых ресурсов являются не только бюджетные ассигнования, но и внебюджетные средства, употребляется термин «многоканальное финансирование».

       Правовой базой для привлечения внебюджетных источников финансирования в образовательную отрасль явилась целая серия законодательных актов, среди которых, кроме Федерального закона от 13 января 1996г. №12-ФЗ «Об образовании», можно выделить законы от 19 мая 1995г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях и общественных организациях», от 11 августа 1995г. №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», от 12 января 1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

       В настоящее время система  частного предпринимательства в  образовании отражает общественную  реакцию на новые направления  развития экономики государства.  Рынок образовательных услуг  призван удовлетворять не только  государственный заказ, который  обеспечивается бюджетными ассигнованиями,  но и социальный заказ различных  групп населения и предприятий.  В процессы образования включаются  как формирующийся класс предпринимателей, так и представители различных  движений национальных объединений,  религиозных общин. Стремление  реформировать систему образования  в своих интересах побуждает  их открывать альтернативные  негосударственные учебные заведения  и оказывать финансовую поддержку  государственным. В свою очередь, и государственные учреждения вправе предлагать широкий спектр образовательных услуг населению на платной основе. Привлечение дополнительных источников на цели образования может осуществляться двумя путями:

        - предпринимательской, условно-предпринимательской  или специфической деятельностью  самого образовательного учреждения;

        - взаимодействие с юридическими  и физическими лицами, способными  осуществлять благотворительность  в пользу образовательного учреждения.

     2.2 Нормативное подушевое финансирование 

     В соответствии с Федеральным законом  от 6 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах  организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации" и Федеральным законом N131- ФЗ "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" данный вид расходов является бюджетным обязательством субъектов  Российской Федерации и включает в себя, помимо расходов на оплату труда  работников образовательных учреждений, также расходы на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды.

     Финансирование  расходов на реализацию государственных  гарантий прав граждан на получение  общедоступного и бесплатного общего образования осуществляется субъектом  Российской Федерации посредством  выделения субвенций местным  бюджетам.

     Формирование  данного вида расходов осуществляется на основе принципа нормативного подушевого финансирования в расчете на одного обучающегося (далее - нормативное подушевое финансирование).

     Переход на нормативное подушевое финансирование ориентирован на повышение эффективности бюджетного финансирования, повышение качества бюджетной образовательной услуги общего образования в сочетании с мерами недопущения снижения фактически сложившегося финансирования отдельных образовательных учреждений в течение переходного (адаптационного) периода на принципы нормативного подушевого финансирования (за исключением случаев снижения объема оказываемых учреждением образовательных услуг).

     Задачу  выравнивания финансирования на одного учащегося предполагается решать поэтапно и по мере увеличения финансирования общего образования, а не одномоментно за счет резкого перераспределения бюджетных средств внутри отрасли в момент введения принципов нормативного подушевого финансирования.

     С этой целью на переходный (адаптационный) период (не более 3-х лет) устанавливается  адаптационная надбавка для каждого  муниципального образования (далее - адаптационная  надбавка) и поправочный коэффициент  для каждого образовательного учреждения (далее - поправочный коэффициент).

     Снижение  величины установленного на переходный (адаптационный) период регионального расчетного подушевого норматива, а также адаптационной надбавки и поправочного коэффициента в течение этого периода, как правило, не допускается.

     По  истечении переходного (адаптационного) периода (не более 3-х лет) целесообразно  отказаться от использования адаптационной  надбавки и поправочного коэффициента и перейти на финансирование всех образовательных учреждений только по нормативному подушевому принципу, что позволит при распределении бюджетных средств ставить образовательные учреждения в равные финансовые условия, зависящие, прежде всего от числа обучающихся. При отмене адаптационной надбавки и поправочного коэффициента по завершении переходного (адаптационного) периода снижение общего объема финансирования образовательных учреждений в целом по субъекту Российской Федерации не допускается. Высвободившиеся средства направляются на повышение величины нормативов финансирования*.

     При переходе на принципы нормативного подушевого финансирования должны быть предусмотрены такие организационно-экономические механизмы, которые не мотивировали бы муниципальные образования и образовательные учреждения на неоправданное увеличение числа работающих, снижение наполняемости классов ниже установленной типовым положением о соответствующем образовательном учреждении, увеличение учебной нагрузки выше установленных санитарных норм.

     Три уровня перехода:

     1. Первый уровень: определение регионального  расчетного подушевого норматива бюджетного финансирования общего образования (межбюджетный уровень).

     2. Второй уровень: определение механизма использования регионального расчетного подушевого норматива при бюджетном финансировании муниципальных образовательных учреждений (внутрибюджетный уровень).

     3. Третий уровень: реализация принципа  нормативного подушевого финансирования на уровне образовательного учреждения.

     Образовательное учреждение самостоятельно определяет в общем объеме средств, рассчитанном на основании регионального подушевого норматива, количество обучающихся и поправочного коэффициента, доведенном до образовательного учреждения, долю:

     - на материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями;

     - на заработную плату работников образовательного учреждения, в том числе надбавки и доплаты к должностным окладам.

       Образовательное учреждение самостоятельно  устанавливает штатное расписание  и заработную плату работников; разрабатывает и утверждает компонент  образовательного учреждения государственного  образовательного стандарта общего  образования, образовательную программу  и учебный план.

     Образовательное учреждение самостоятельно определяет:

     - соотношение базовой и стимулирующей части фонда оплаты труда;

     - соотношение фонда оплаты труда педагогического и учебно-вспомогательного персонала;

     - внутри базовой части фонда оплаты труда соотношение общей и специальной частей;

     - порядок распределения стимулирующей части фонда оплаты труда в соответствии с региональными и муниципальными нормативными актами.

Информация о работе Типы и виды образовательных учреждений, их финансирование