Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 12:25, курсовая работа
Страхование - одна из древнейших категорий общественных отношений. Зародившись в период разложения первобытнообщинного строя, оно постепенно стало непременным спутником общественного производства. Первоначальный смысл рассматриваемого понятия связан со словом “страх”. Владельцы имущества, вступая между собой в производственные отношения, испытывали страх за его сохранность, за возможность уничтожения или утраты в связи со стихийными бедствиями, пожарами, грабежами и другими непредвиденными опасностями экономической жизни.
В целом же в 2008 году наибольший рост получило страхование ответственности (169%) по государственным и муниципальным строительным контрактам на средства из госбюджета. Однако доля этого вида по-прежнему невелика (всего 2%). Основной же вклад в сборы страховых компаний сделали «три кита» регионального страхования: автогражданка (35%), имущество юридических и физических лиц (33%) и личное страхование (21%).
Наибольшую устойчивость имеет рынок ОСАГО, который в 2009 году претерпел несколько существенных изменений: с 1 марта вступили в действие изменения, касающиеся прямого урегулирования. А с 25 марта повысились в среднем примерно на 15-25% тарифы для ряда категорий страхователей (особенно до 25 лет и до 3 лет стажа, а также проживающих в районах республики).
ОСАГО стало объектом ожесточенной конкуренции среди ведущих страховых компаний в регионе. Если в первые годы автовладельцы не обращали внимания на уровень сервиса страховщиков, то в настоящее время клиенты принимают решение страховаться, учитывая в том числе и горький опыт получения выплат от исчезнувших с рынка страховщиков. Тем не менее, пока среди автостраховщиков в Бурятии сохраняется привычное уже распределение мест: Росгосстрах-Сибирь (156 млн руб.), МСК (43,5 млн руб.) и Цюрих-ритейл (20,3 млн руб.). Наибольший рост сборы по ОСАГО в Московской страховой компании в 2008 году (на 38% при среднем росте рынка на 16%).
Страхование имущества в республике в настоящее время в значительной мере зависит от страхования залогов по банковским кредитам, в том числе автокредитования, и кэптивного страхования, в рамках закрытых финансовых корпоративных схем. Лидерами в регионе являются Росгосстрах-Сибирь, МСК и Ингосстрах. Особого успеха удалось достичь Ингосстраху, увеличившему свои сборы по данному виду страхования с 15 млн в 2007 году до 47 млн в 2008 году.
Данный рынок весьма подвержен общим колебаниям на банковском рынке и в экономике России в целом. Рост его в 2008 году на 31% был напрямую связан с взрывным увеличением банковского кредитования как физических, так и юридических лиц. Происходящий сейчас спад банковского кредитования привел к снижению объемов связанного с ним страхования.
Личное страхование в Бурятии получило толчок в 2008 году во многом благодаря буму потребительского кредитования. На этой волне сборы Чешской страховой компании, лидера регионального рынка, в которой страхуются все клиенты банка «Хоум Кредит», составили 58,9 млн руб. При этом выплаты данной компании по Бурятии за год составили чуть более 1,3 процента! Следом за ней по рейтингу идут МСК (свыше 20 млн рублей страховой премии за год) и Росгосстрах-Сибирь (16 млн руб.).
Значительное
развитие в 2008 году получило добровольное
медицинское страхование в
Отдельное
место на рынке страхования занимает
накопительное страхование
В целом в Бурятии сложилась устойчивая группа ведущих компаний, представляющих на местном рынке крупнейшие страховые группы и имеющих наиболее сбалансированные портфели и объемы выплат клиентам. К ним относятся Росгосстрах, который, несмотря на вывод его из перечня стратегических российских предприятий и отказ правительства РФ поддержать его, остается по-прежнему крупнейшим российским страховщиком и на региональном рынке. Следом за ним идут Московская страховая компания (страховая группа МСК, которая в 2008 году приобрела через управляющую компанию СК «Спасские ворота»), обеспечивающая самые устойчивые темпы роста, и Ингосстрах, солидный пакет которого принадлежит чешскому фонду PPF Investments. Далее с заметным отрывом отстают СОГАЗ, ВСК, некогда входившая в тройку СК в регионе, Цюрих-Ритейл, Согласие и Русская страховая компания, у которой в начале 2009 года Федеральной службой по страховому надзору РФ была отозвана лицензия. За исключением РГС и МСК все остальные компании функционируют большей частью в Улан-Удэ и не представлены за его пределами.
Главной угрозой для развития рынка страхования в Бурятии является рост страховых случаев, имеющий как объективные, так и субъективные причины. Если объективные факторы связаны с низкой культурой страхования, увеличением доли молодых неопытных водителей на дорогах, низким качеством дорожного покрытия, то субъективные имеют почвой под собой нарастание фактов как бытового, так и профессионального мошенничества, усугубляемого ухудшением социально-экономической ситуации в регионе. При этом если динамика, например по ДТП, выравнивается к уровню прошлого года, то количество обращений по страховым случаям растет. Единственным способом эффективного противодействия этой волне является организация тесного взаимодействия страховщиков между собой и с правоохранительными органами.
Начавшийся в прошлом году экономический кризис напрямую отразился на страховом рынке Бурятии и обострил вопросы проблемных компаний с узким недиверсифицированным страховым портфелем. Статистика IV-го квартала 2008 года не отражает всей динамики начавшегося спада, когда резко обрушился банковский рынок и связанные с ним виды страхования (залоги, ипотека, автострахование, жизнь). Причем по некоторым видам страхования, по мнению специалистов, спад сборов составляет 3-4 раза. Как предполагают специалисты, с российского рынка могут уйти до 50% страховых компаний.
В условиях ужесточения внешних условий хозяйствования значительно возрастает ценность всего того потенциала, который сумели создать компании в предшествующий «золотой» период. «Входная плата» за организацию эффективной системы продаж в республике уже сейчас существенно выросла по сравнению с предыдущими годами. Более того, в условиях фактического введения режима антикризисного управления практически во всех страховых компаниях новые инвестиции предполагающие обязательный период окупаемости и не гарантирующие одномоментного «выхлопа» маловероятны. Карты, выражаясь образным языком, розданы, теперь все в руках как страховщиков, так и, прежде всего, самих клиентов.
Развитие страхового рынка определяется динамикой производства и потребления товаров и услуг. В докризисное время (в 2006–2007 годах) страховые премии (без учета ОМС) составляли 1,4–1,5% ВВП. На фоне сокращения экономической активности в 2008–2009 годах доля страховых премий в ВВП снизилась до 1,3% ВВП. Падение доли страхования в ВВП в годы кризиса связано с несколькими причинами.
Во-первых, потребность в страховании очень часто возникает в связи с крупными инвестициями – при покупке новой техники, помещений или другого имущества его чаще страхуют. В кризис инвестиционная деятельность резко замедлилась – по данным Росстата, в 2009 году инвестиции в основной капитал упали на 17%.
Во-вторых,
страхование сопутствует
В-третьих, страхование – это инструмент сохранения достигнутого благополучия. При наличии свободных средств потребители могут себе позволить расходы на защиту бизнеса или качества жизни своей семьи. И наоборот – при недостатке финансовых ресурсов на основные нужды население и предприниматели сокращают расходы на страхование. Именно это и произошло в России в 2009 году. Однако при всем этом страховой рынок показал свою устойчивость – снижение доли премии в ВВП оказалось незначительным.
История развития российского страхования за последние годы ясно показала нам, что его судьба самым тесным образом связана с экономическим развитием страны в целом. Таким образом, прогноз роста российского страхового рынка должен опираться на общий прогноз экономического развития.
В целом прогнозы роста российской экономики, которые делаются различными аналитическими центрами на ближайшие несколько лет, выглядят умеренно оптимистичными. Например, по мнению МВФ, рост ВВП в 2010 и 2011 годах составит в России 4,3% и 4,1% соответственно. А согласно прогнозам российского МЭР ВВП в 2011–2013 годах будет увеличиваться на 2,6–4,4% (в зависимости от реализации тех или иных сценарных условий).
Прогнозы, сделанные ЦСИ Росгосстраха, приводят к более низким оценкам потенциального роста российской экономики. Методика, на основании которой делается прогноз, основана на зависимости темпов роста ВВП от удовлетворенности населения своей жизнью – чем больше люди довольны своей жизнью, тем медленнее растет экономика. На сегодняшний день, согласно замерам ЦСИ Росгосстраха, в России полностью или в основном довольны своей жизнью более 75% взрослого населения (от числа определившихся с оценкой). Это, несомненно, снижает экономическую активность россиян. Расчеты показывают, что такой уровень удовлетворенности населения своей жизнью соответствует росту ВВП на уровне 2,5% в год. Этот показатель характеризует рост экономики на основании внутреннего спроса – при том условии, что цены на российский экспорт не будут быстро расти, как в докризисные годы.
Особо следует остановиться на численности и доходах российского среднего класса. Дело в том, что эта группа предъявляет основной спрос на новые автомобили и недвижимость. Известно, что 10% наиболее состоятельных российских семей обеспечивают 85% спроса на новые автомобили (в денежном выражении). На эту же группу приходится более 90% платежеспособного спроса на новое городское и загородное жилье. В кризис, несмотря на общий рост реальных доходов населения (в 2009 году они выросли на 2%), доходы наиболее состоятельных 10% россиян упали примерно на 20–25% в реальном исчислении. Именно с этим связано сокращение спроса на новые автомобили и страхование автотранспорта – в 2009 году продажи новых машин упали на 49%, а премии по страхованию каско автотранспорта снизились на 17%. При этом в 2010 году доходы наиболее состоятельных россиян, скорее всего, не достигнут докризисного уровня. Этого можно ожидать, вероятно, к середине или к концу 2011 года.
На основании этих предпосылок можно попытаться оценить потенциал роста российского страхового рынка на ближайшие годы. Выглядит он следующим образом.
|
Как видно из этого прогноза, в сегменте добровольного страхования и ОСАГО в ближайшие три года можно ожидать роста премий на 11–13% в год. В сегменте страхования за счет средств населения темпы роста премии будут несколько выше – до 15% в год.