Управление дивидендной политикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 12:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: изучить статьи, касающиеся дивидендной политики российских компаний и установить, каким образом строится эффективная дивидендная политика.
Основные задачи:
- рассмотрение теоретических основ дивидендной политики и влияния ее на инвестиционную привлекательность компании
- определение способов эффективного управления дивидендной политикой.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 239.78 Кб (Скачать файл)

В развитых западных странах уровень дивидендных выплат – один из основных факторов, по которому инвесторы выбирают акции для вложений. В мировой рыночной экономике акционеры традиционно получают основной доход не от перепродажи акций, как долгое время было в России, а в форме дивидендов. Одной из стратегий торговли на фондовом рынке является покупка акций компаний, выплачивающих щедрые дивиденды, в преддверии даты закрытия реестра. Кроме получения дивидендов, инвестор в этом случае получит еще один бонус – уменьшение налоговой базы. По закону, в России физические лица обязаны заплатить подоходный налог по ставке 13% за приращение курсовой стоимости акций, в то время как налог на дивиденды составляет 9%. Поэтому неудивительно, что за два-четыре дня датой закрытия реестра спрос на акции заметно увеличивается. Наибольшим спросом при этом пользуются компании, выплачивающих высокие дивиденды. Из этого следует, что повышение уровня дивидендных выплат приведет к повышению спроса на акции компании.

Попробуем предположить уровень дивидендных выплат в 2010 году. На основании консолидированного отчета о прибылях и убытках 2013 года.

Из отчета мы видим, что прибыль за 9 месяцев 2013года ОАО «Лукойл» составила 6820млн. долл. США, предположим, что за оставшиеся 3 месяца организация получит в среднем такую же прибыль, рассчитаем как:

6820/3=2273,33 6820млн. долл. США

Тогда Чистая прибыль за год составит:

6820+2273,33=9093,33млн. долл. США,

Что на 2082,33 млн. долл. США выше прибыли 2009 года, которая составила 7011 млн. долл. США

Предположим, что на выплату дивидендов компания направит рекомендованных 25-30% от прибыли, рассчитаем на уровне 30%

9093,33*30/100=2728 млн. долл. США,

Компания направит на выплату дивидендов. При неизменном количестве акций, которое составляет 850,563 млн. шт. дивиденд на одну акцию составит:

2728/850,563=3,21 долл. США,

Что на 1,61 доллара больше чем в 2009 году, такие показатели очевидно вызовут повышение спроса на акции, и рост их стоимости.

По данным интернета цена акции на 31 декабря 2010 года составила 78 долларов США, что на 21,8 долл. США выше предыдущего года, а дивидендная доходность составит :

3,21/78*100=4,11%,

Что на 1,27% выше показателя 2012 года.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хотелось бы отметить, что, изучив и проанализировав методы выбора дивидендной политики, мы можно сделать слеующие выводы.

Сущность дивидендной политики заключается в выборе оптимального соотношения между долей прибыли отвлекаемой из оборота, то есть выплачиваемой в виде дивиденда, и долей, которая направляется на расширение производства.

Получая прибыль, предприятие решает задачи ее использования. Характер направлений использования прибыли отражает стратегические задачи предприятия. Выплачивая дивиденды, предприятие стимулирует рост стоимости своих акций, оставляя прибыль на предприятии, акционеры инвестируют развитие производства. Финансист должен уметь ставить стратегические цели и формулировать задачи для их достижения. Механизм воздействия финансов на хозяйство, на его экономическую эффективность находится не в самом производстве, а в распределительных денежных отношениях.

Дивидендная политика не является однозначным явлением. Ее определяют как атрибут успешной деятельности акционерного общества, гарант устойчивости системы корпоративного управления, как важную часть финансового менеджмента.

Закрепление во внутренних документах акционерного общества порядка расчета, утверждения и выплаты дивидендов служит целям информирования акционеров и заинтересованных лиц о принципах реализации имущественных прав по обыкновенным и привилегированным акциям.

Дивидендная политика представляет обязательства компании направлять в пользу акционеров определенную часть чистой прибыли. Отклонение от дивидендной политики, даже объективно необходимое, вызывает болезненную реакцию акционеров, ограничивает доступ на рынок капитала.

Признаком эффективной дивидендной политики в современном акционерном обществе является детальность и гибкость установленного порядка расчета размера дивидендов в зависимости от финансового состояния и стратегий развития общества.

В развитых западных странах уровень дивидендных выплат – один из основных факторов, по которому инвесторы выбирают акции для вложений. В мировой рыночной экономике акционеры традиционно получают основной доход не от перепродажи акций, как долгое время было в России, а в форме дивидендов. В России рост курсовой стоимости акций заметно превышает дивидендную доходность. За последние два года дивидендная доходность российских акций заметно выросла и достигла уровней западных компаний, что свидетельствует о развитии российских компаний и улучшении их финансового состояния. Для размера дивидендных выплат еще одним важным параметром является коэффициент дивидендных выплат, показывающий процент чистой прибыли компании, направляемый на выплаты по дивидендам. Для западных компаний этот показатель находиться на уровне 30-40%, а в США он достигает 50%. Для российских он долгое время был на уровне 10-15%, но в последние годы этот показатель показал заметный рост - до 20-25%.

В целом, размер дивидендных выплат несколько зависит от отрасли, в которой работает компания. Так, сравнение средней дивидендной доходности среди российских компаний по отраслям налицо, что самые “щедрые” среди российских компаний представители нефтегазового и металлургического секторов (как наиболее прибыльные в России сектора), а самые “скупые” – компании энергетического сектора. Последнее можно объяснить тем, что электроэнергетика в последние годы нуждается в инвестициях и компании сектора не могут себе позволить роскошь “побаловать” акционеров. Вместе с тем дивидендная доходность может сильно варьироваться от компании к компании внутри одной отрасли.

Российский фондовый рынок на данный момент находится в стадии становления. И дивидендные доходности, хоть и приближаются по уровню к западным аналогам, но пока все еще заметно отстают. Однако, если в ближайшее время борьба с инфляцией в РФ будет успешной и ставки на денежном рынке пойдут на убыль, то российские инвесторы большее внимание будут уделять именно уровню дивидендных выплат, а не годовому приросту стоимости акций.

Дивидендная политика должна рассматриваться в свете общей финансовой задачи компании, которая заключается в максимизации богатства акционеров. Это не всегда означает выплату максимальных дивидендов, так как может быть найдено более прибыльное применение для дивидендов внутри самой компании. Дивидендная политика имеет большое значение, потому что она влияет на структуру капитала и финансирование компании, а так же на информационную ценность.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 г. N 51-ФЗ. Часть вторая от 26.01. 1996 г. N 14-ФЗ [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http//www.consultant.ru.
  2. О рынке ценных бумаг [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 22.04.1996г. N 39-ФЗ. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http//www.consultant.ru.
  3. Об акционерных обществах [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 26.12.1995г. N 208-ФЗ. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http//www.consultant.ru.

4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральным закон от 29.12.2012 № 282-ФЗ (в ред. от 23.07.2013) - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http//www.consultant.ru.

5.  Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. [Текст]2е издание -перераб. и доп. –М.: ТК Велби, Издательство Проспект,2007 -1024с.

6. Лукасевич И.Я. Анализ финансовых операций. Методы, модели, техника вычислений: [Текст] Учебн. пособие для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2010. – 400 с.

7. Бочарова, И.Ю. Дивидендная политика в системе корпоративного управления компаний/ [Текст]И.Ю. Бочарова //Корпоративные финансы. - 2012. - N 47. - C. 358

8.  Рудык Н.Б.Ежемесячный журнал «Финансовый менеджмент», [Текст] «Проблема самоконтроля и дивидендная политика корпораций», №4 2008 г., 108-113 с.

9. Серебрякова А.А. Дивидендная политика российских корпораций. [Текст] / А.А. Серебрякова // Законы России. -2012. -№7. - С. 6 - 1010.

10. Смирнова И.А., Ежемесячный журнал «Финансовый менеджмент» [Текст] «Оценка изменения акционерной ценности российских компаний: сравнение ценностно-ориентированных и бухгалтерских показателей», №1 2013г.,38-51 с.

11. С.В. Лакина., «Акционерный вестник» №10, 2013г., «Дивидендная политика или как договориться о распределении прибыли» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.inkorp.ru/

12. Саперов Н. «Дивидендная политика российских компаний» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.rcb.ru

13. Беленькая О., Новикова Е., «Дивидендная политика российских компаний» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.rb.ru

14. Гребёнкин А.С. «Тенденции дивидендной политики российских компаний» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.2stocks.ru.

15. Алекс Фридман «дивидендная политика российских компаний» №9 2008г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.trcw.ru

16. Забулонов А. «Отдача на акционерный капитал. Баланс интересов менеджмента корпорации, акционеров и потенциальных инвесторов» . [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://old.rcb.ru/

17. Сергеева О.Ю., «Выплата дивидендов» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.vkursedela.ru

18. «Дивиденды и порядок их выплаты» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://russian-invest.ru

19. Официальный сайт компании ОАО «Газпром». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gazprom.ru.

  1. Официальный сайт компании ОАО «ЛУКОЙЛ». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.lukoil.ru.
    1. Официальный сайт компании ОАО «НК «Роснефть». [Электронный ресурс]. – Режим доступа:www.rosneft.ru.
    2. Официальный сайт компании ОАО «Сургутнефтегаз». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.surgutneftegas.ru.

 

 

1 Составлено автором по: [23,24,25].

2 Составлено автором по: [23,24,25].

3 Составлено автором по: [23,24,25].

 

 


Информация о работе Управление дивидендной политикой