Управление оборотными активами и денежными потоками организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 16:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – провести анализ использования оборотных и денежных средств. Данная цель требует постановки следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы анализа и оценки оборотных средств.
- провести анализ и оценку платежеспособности и финансовой устойчивости ОАО «ЧМЗ».
- наметить основные пути повышения эффективности использования оборотных средств ОАО «ЧМЗ».
Объектом исследования в настоящей работе является ОАО «ЧМЗ».

Содержание

Введение 4
1. Характеристика оборотных и денежных средств и их роль в хозяйственной деятельности 7
1.1 Понятие и принципы организации оборотных средств 7
1.2 Методы определения потребности в оборотных средствах 14
1.3 Характеристика денежных потоков предприятий и построение отчета о движении денежных средств 17
2. Анализ использования оборотных и денежных средств предприятия 28
2.1 Динамика состояния и структуры оборотных средств 28
2.2 Анализ эффективности использования оборотного капитала 32
2.3 Анализ денежных потоков компании 35
3. Разработка и оценка мероприятий в области управления активами предприятия 40
Заключение 47
Список используемой литературы 48

Вложенные файлы: 1 файл

54176f.docx

— 164.55 Кб (Скачать файл)

     Учет дебиторской задолженностью  могут усложнить случаи, когда  несколько выставленных счетов  оплачиваются одним платежным  поручением или, наоборот, когда  один счет погашается несколькими  платежными поручениями. Поэтому  не всегда можно понять,  что  оплатил дебитор и какой из  счетов просрочен. Рекомендуется  использовать метод ФИФО, если   не указано иное в назначении  платежа, то есть считать, что  дебитор первоначально оплачивает  первый из выставленных и неоплаченных  счетов. 

      Для учета поступления платежей и определения просрочки в ОАО по каждому задолжнику необходимо составлять отчет о списании дебиторской задолженности (см. табл. 10). Из таблицы мы видим, например что   последний срок оплаты  наступает 13.01.12 и покупатель сделал оплату четырьмя платежными поручениями. Первый перевод денег был сделан с просрочкой в пять дней, а последний платеж был задержан на десять дней. Средний срок просрочки составил 8,2 дня. Предприятие привлекает денежные средства при средней ставке 15% годовых (0,05% в день),   затраты, полученные из – за несвоевременной оплаты  по одному счету, составят 836 руб. (0,05% х (100 тыс. руб. х 5 дн. + 84 тыс. руб. х 7 дн. + 64 тыс. руб. х 9 дн. + 14 тыс. руб. х 10 дн.). Так как у организации достаточно много выставленных счетов,  то затраты на содержание просроченной дебиторской задолженности будут составлять существенную сумму.

Таблица 11 - Реестр инкассации дебиторской задолженности 

№ счета фактуры

Сумма, тыс.руб

Критический срок оплаты

Дата поступления платежа

Сумма оплаты. Поступившая в период  тыс.руб

       

0 дн.

До 7 дн.

До 30 дн.

До 60 дн

Свыше 60 дн

ООО 

               

146

350

12.01.12

12.01.12

17.01.12

18.01.12

27.01.12

12.02.12

50

 

100

50

 

 

 

100

 

 

 

 

50

 

157

190

15.01.12

4.02.12

   

190

   

итого

540

   

50

150

290

50

0

 В 

100

   

9

28

54

9

0

(коэф.инкассации) %

100

   

37

15

12

8

10


     

Основным  методом контроля за просроченными  платежами является документ, дающий представление о старении дебиторской  задолженности. Данный документ представляет собой таблицу, которая содержит неоплаченные счета. Данные счета сводятся по периодам просрочки платежа. Объединение  счетов осуществляется исходя из тактики  компании в области кредитования покупателей. Например, руководитель фирмы  может полагать, что неоплата товара в течение шести дней допустима, если этот срок превышен, то необходимо настойчиво работать с контрагентом по оплате дебиторской задолженности. Если просрочка составила более 30 дней, лучше обращаться в суд. 

     Используя данные о среднем  времени дебиторской задолженности  по покупателям и в целом  по организации по уже оплаченным  счетам можно основательно увеличить  точность планирования поступления  сумм от задолжников. Это облегчает  систему построения реестра движения  денежных средств в области  определения поступлений денежных  средств.  Чтобы планировать оплату  счетов  покупателей необходимо  применять коэффициенты инкассации  дебиторской задолженности. Коэффициент  инкассации рассчитывется как  процент от общей суммы выставленного  счета в определенный момент  времени (данные приведены в  таблице 11).

      Месячный  план поступления денежных  средств (применяются так же  такие интервалы как декады  или недели) получается в результате  умножения рассчитанных коэффициентов  инкассации на запланированный  объем продаж. На основе данных  о поступлении денежных средств,  можно  точно определить кассовые  разницы и планировать привлечение  дополнительного финансирования.

    Можно рекомендовать определять коэффициенты инкассации в части не только покупателей организации, но и номенклатуры отгружаемой продукции. Так как период оборачиваемости у разных товаров различается, таким образом будут отличаться и сроки возврата денежных средств.

    1Например для ОАО  «ЧМЗ» для определения коэффициентов инкассации можно составлять таблицу инкассации дебиторской задолженности по каждому покупателю и по организации в целом ( табл. 11). Как мы видим из таблицы, ОАО «ЧМЗ»   получает 37% платежей в качестве предоплаты, а 54% уже после отправки товара. Из них 15% ожидаются в течение первой недели, 12% в течение месяца, 8% в течение двух месяцев, а по 10% платеж поступит намного позже.

Представим, что за первую неделю  ОАО  «ЧМЗ»    планирует реализовать продукцию  на сумму 100 тыс. руб. На основании рассчитанных коэффициентов инкассации можно  определить следующие сроки поступления  платежей в организацию: - предоплата - 37 тыс. руб. (37% от 100 тыс. руб.); - до 7 дней - 15 тыс. руб. (15%); - до 30 дней - 12 тыс. руб. (12%); - до 60 дней - 8 тыс. руб. (8%); - свыше 60 дней - 10 тыс. руб. (10%).

      В регламенте управления дебиторской задолженностью может быть закреплена ответственность сотрудников ОАО  «ЧМЗ». Приведем пример данного регламента.   

Таблица 12 - регламент управления дебиторской задолженностью

Этап управления дебиторской задолжнностью

процедура

ответственные

Критический срок оплаты не наступил

 Контроль отгрузки

Контроль отгрузки

Выставление счета

Менеджер по продажам

Коммерческий директор

Финансовая служба

Просрочка до 7 дней

При неоплате в срок - звонок с выяснением причин, формирование графика платежей

Прекращение поставок (до оплаты)

Направление предупредительного письма о начислении штрафа

Менеджер по продажам

 

 

 

Коммерческий директор

Финансовая служба

Просрочка от 7 до 30 дней

Начисление штрафа

Начисление штрафа

Предарбитражное предупреждение

Предарбитражное предупреждение

Ежедневные звонки с напоминанием

Ежедневные звонки с напоминанием

Переговоры с ответственными лицами

Переговоры с ответственными лицами

Просрочка от 30 до 60 дней

Командировка ответственного менеджера, принятие всех возможных мер по досудебному  урегулированию

Менеджер по продажам

Официальная претензия (заказным письмом)

Юридический отдел

Просрочка более 60 дней

Подача иска в арбитражный суд

Юридический отдел





 

          Менеджер ежедневно контролирует ситуацию  по оплате, на основе отчетов по критическому сроку оплаты просроченного платежа. Часть их зарплаты зависит насколько вовремя погашается дебиторская задолженность. Бухгалтерия определяет типовые основы управления дебиторской задолженностью,  это например лимиты, сроки погашения, условия предоставления кредита, контроль погашения.  На определенном этапе выставляется претензия, подключаются служба безопасности и юридический отдел.

            На мой взгляд, необходимо решать стратегические вопросы управления дебиторской задолженностью. Например можно разработать и оформить три части: процесс предоставления кредита (отсрочка платежа), методы контроля просроченного платежа   и анализ того, как задолженность влияет на финансовые результаты организации. Тогда управление дебиторской задолженностью будет иметь целенаправленный и системный характер.

           Учитывая разницу в средних периодах оплаты предъявленных счетов и поступлений от покупателей продукции, а также учитывая стабильность сложившихся условий взаиморасчетов, предприятие установило минимально необходимый запас денежных средств 5 дней. Ориентируясь на недельное обеспечение платежей денежными средствами, и зная среднедневные затраты, можно определить, что при сложившихся в первом квартале условиях функционирования предприятия нормальная величина денежных средств организации должна быть на уровне 1525 тыс. руб. (305*5). С учетом данных значений, величина коэффициента абсолютной ликвидности составит 0,5.

     Сравнивая фактическое значение коэффициента абсолютной ликвидности на конец года с расчетным, можно сделать вывод, что ситуация с абсолютной ликвидностью предприятия улучшилась.

          Таким образом, расчет показателя общей ликвидности, нормального для данного предприятия, должен строиться на анализе условий взаимоотношений предприятия с поставщиками и покупателями, а также на анализе структуры активов предприятия. 

 

 

 

 

Заключение

Отчет о  движении денежных средств (Cash Flow) - один из трех основных документов, используемых для анализа финансового состояния  предприятий. В отличие от бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и  убытках, отчет о движении денежных средств относительно недавно был  включен в состав отчетных бухгалтерских  документов. В то же время это  наиболее важный отчетный финансовый документ для анализа эффективности  инвестиций и оценки бизнеса.

Оборотные средства— это денежные средства, авансированные в оборотные производственные фонды и фонды обращения. Понятие  оборотных средств определяется их экономической сущностью, необходимостью обеспечения воспроизводственного процесса, включающего как процесс  производства, так и процесс обращения.

Важным  принципом организации оборотных  средств является обеспечение их сохранности, рационального использования  и ускорения оборачиваемости.

Оборотные средства предприятий складываются из собственных и заемных. Кроме  собственных и заемных средств  предприятиями используются привлеченные средства – кредиторская задолженность  и средства целевого назначения до их расходования по прямому назначению. В числе кредиторов могут быть поставщики, срок оплаты которым еще  не наступил, поставщики, которым оплата не произведена в установленный  срок и др.

Чтобы планировать  оплату счетов  покупателей необходимо применять коэффициенты инкассации дебиторской задолженности. Коэффициент  инкассации рассчитывается как процент от общей суммы выставленного счета в определенный момент времени.

 

 

 

Список  используемой литературы

  1. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник / В.И. Стражев, Л.А. Богдановская, О.Ф. Мигун и др.; Под общ. ред. В.И. Стражева. – Мн.: Выш. Шк., 2008. – 480 с.
  2. Артеменко В.Г. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие для студентов. / В.Г. Артеменко, В.В. Остапова. – Москва: Издательство «Омега», 2009. – 270 с.
  3. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта / И.Т. Балабанов. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 208 с.
  4. Басовский, Л.Е. Лунева, А.М. и др., Экономический анализ. Учеб. пособие / Под ред Л Е Басовского – М.: ИНФРА М, 2009. – 222 с.
  5. Богатко А.Н. Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 322 с.
  6. Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учебник. – Мн.: Новое знание, 2009. – 5-е изд., стереотип. – 635 с.
  7. Ковалёв В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 768 с.
  8. Ковалёв В.В. Финансовый анализ. М.: Финансы и статистика, 1998.
  9. Платонова Н.А., Харитонова Т.В. Планирование деятельности предприятия: Учебное пособие. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2009. – 432 с.
  10. Попов В.М. и др. Бизнес фирмы и бюджетирование потока денежных средств. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 400 с.
  11. Попов В.М. Ситуационный анализ бизнеса и практика принятия ре-шений. – М.: КноРус, 2011.
  12. Сергеев И.В., Шипицын А.В. Оперативное финансовое планирование на предприятии. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 288 с.
  13. Ткачук М.И. Финансовая работа производственных объединений в условиях АСУ. – М.: Финансы и статистика, 2009.
  14. Ченг Ф. Ли, Джозеф И. Финнерти. Финансы корпораций: теория, методы и практика / Пер. с англ. – М.: ИНФРА, 2010
  15. Четыркин Е.М. Методы финансовых и коммерческих расчетов. -М.: Финансы, 2008 – 148 с.
  16.   Шепеленко Г.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии. – М.: ИКЦ «Март»; Ростов-на-Дону, 2009.
  17.    Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. – М.: ИНФРА-М, 2005.
  18.   Экономика предприятия. 100 экзаменационных ответов. - Ростов н\Д: издательский центр «МарТ», 2011.

Информация о работе Управление оборотными активами и денежными потоками организации