Управление прибылью кредитной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 14:32, курсовая работа

Краткое описание

Современная банковская система – это важнейшая сфера национального хозяйства любого развитого государства.
Коммерческие банки, действуя в соответствии с денежно-кредитной политикой государства, регулируют движение денежных потоков, влияя на скорость их оборота, эмиссию, общую массу, включая количество наличных денег, находящихся в обращении.

Содержание

Введение
3
1.
Нормативно правовое регулирование процесса управления прибылью кредитной организации

5
2.
Экспресс диагностика
8
3.
Актуальные методы и инструменты управления финансовым результатом коммерческой организации

21
4.
Экономико-математическое моделирование
38

Список использованных источников
43

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая федорец.docx

— 171.14 Кб (Скачать файл)

Рисунок 11 – Отражения процентных доходов по банковским операциям

К другим доходам от банковских операций и сделок относятся:

Рисунок 12 – Доходы от банковских операций

 

В состав операционных доходов  включаются доходы от операций с ценными  бумагами:

- с приобретенными ценными  бумагами – с делением статей  по выпустившим бумаги организациям (доходы от погашения или реализации);

- с выпущенными ценными  бумагами.

Кроме того, к операционным доходам относятся доходы от участия  в капитале других организаций, которые  включают четыре подраздела: акции/доли в обществах и акции/ доли в дочерних и зависимых обществах, внутри подразделов статьи делятся по эмитентам.

Другие операционные доходы содержат:

Рисунок 13 – Содержание других операционных доходов

 

Прочие доходы включают штрафы, пени и неустойки, полученные по банковским и хозяйственным операциям, выявленные в отчетном году прошлых лет и  доходы, относимые к прочим: от безвозмездно полученного имущества, возмещения причиненных банку убытков.

К прочим доходам относятся  доходы от операций с драгоценными металлами, факторинга, форфейтинга, финансовой аренды, операций по доверительному управлению имуществом.

Для целей управленческого  учета может быть предусмотрена  иная группировка доходов,  вводится собственная классификация доходов, в частности по направлениям деятельности – рисунок 11.

Рисунок 14 – Деление по направлениям деятельности

Классификация по продуктам  может включать: овердрафты и кредиты  частным и корпоративным частным  клиентам, наличные и безналичные  валютно-обменные операции, операции с  ценными бумагами, гарантии. Кредиты  частным клиентам в свою очередь  делятся на экспресс-кредиты, автокредиты, ипотечные кредиты, овердрафты по банковским картам, при этом доход по каждому  кредиту состоит обычно не только из процентов, но и из комиссионных, получаемых банком.

Для количественной оценки влияния взаимосвязанных факторов на изменение в течение года совокупных доходов применяется факторный  анализ доходов. Рассмотрим влияние  изменений остатков на счетах по группе активов, приносящих процентный доход  по кредитным операциям и доход  от операций с ценными бумагами, а также изменения уровня процентной ставки по этим активам на  изменения  доходов от операционной деятельности.

Доход, полученный от этой группы активов, может быть представлен  в виде формулы:

В =

, где

В - доходы от операционной деятельности;

V — средние остатки на счетах по группе активов, приносящих процентный

доход по кредитным операциям  и доход от операций с ценными  бумагами;

R — средний уровень процентной ставки по активам.

Для более детального изучения причин изменения процентных доходов  банка целесообразно произвести классификацию предоставленных  ссуд, например по группам заемщиков (частные лица, торговые организации, финансово-кредитные учреждения). По каждой группе заемщиков банк анализирует  данные о суммах предоставленных  ссуд, наличии и качестве обеспечения, погашении задолженности, процентных платежах,

Исследование причин изменения  размера процентных доходов, полученных от операций с ценными бумагами, целесообразно углубить изучением  размера и структуры портфеля инвестиций и доходности различных видов ценных бумаг. Анализ непроцентных доходов позволяет определить, насколько эффективно банк использует некредитные источники получения доходов. При этом их анализируют по видам операций и в динамике.

На завершающем этапе  оценивается стабильность доходов  акционерного коммерческого банка. Стабильные доходы — это те, которые  остаются практически постоянными  на протяжении достаточно длительного  промежутка времени и могут легко  прогнозироваться. Отсутствие стабильности отражает рискованность бизнеса.

Для выявления стабильных доходов необходимо сравнить структуру  доходов за ряд отчетных периодов. Значительные отклонения свидетельствуют  либо о появлении новых источников дохода в связи с развитием  нового вида операций, либо о единовременных доходах, как правило, связанных  с резким изменением курса иностранной  валюты, В любом случае при выявлении  значительных отклонений от плановой структуры доходов необходимо выявить  факторы, обусловившие эти изменения.

Оценка динамики и объемов  расходов  банка  проводится по тому же принципу, что и анализ совокупных доходов.

Расходами признается уменьшение экономических выгод, приводящее к  уменьшению собственных средств  и происходящее в форме:

  • выбытия активов;
  • снижения стоимости активов в результате переоценки основных средств, нематериальных активов и ценных бумаг;
  • уменьшения активов в результате конкретных операций по поставке активов, выполнения работ, оказания услуг;
  • увеличения обязательств, не связанного с получением соответствующих активов.

Расходы в зависимости  от их характера, условий уплаты и  видов операций подразделяются на расходы:

  • по банковским операциям и другим сделкам;
  • операционные;
  • прочие.

В составе расходов по банковским операциям и другим сделкам отражаются процентные расходы:

Рисунок 15 – Процентные расходы по банковским операциям

К другим расходам по банковским операциям и другим сделкам относятся  расходы:

- по купле – продаже  наличной и безналичной иностранной  валюты;

- по проведению сделок: погашению и реализации приобретенных  прав требования, доверительному  управлению имуществом, операциям  с драгоценными металлами.

В состав операционных расходов входят расходы от операций с ценными  бумагами, состоящие из расходов:

- по операциям с приобретенными  ценными бумагами с делением  статей по субъектам, выпустившим  бумаги, а также статей расходов  профессиональных участников рынка  ценных бумаг;

- от операций с выпущенными  ценными бумагами.

Другие операционные расходы  содержат:

- расходы по расчетным  срочным сделкам от изменения  ставки процента, курса ценной  бумаги, валюты, индекса, иных переменных;

- комиссионные сборы за  проведение операций с валютными  ценностями, за расчетно-кассовое  обслуживание, ведение банковских  счетов, за услуги по переводам  денежных средств;

- прочие операционные  расходы от передачи активов  в доверительное управление, отчислений  в резервы на возможные потери.

Резервы на возможные потери формируются по ссудной и приравненной к ней задолженности, а также  по балансовым активам, по которым существует риск понесения потерь.

К операционным расходам относятся  расходы, связанные с обеспечением деятельности:

- расходы на содержание  персонала;

- амортизационные отчисления  по основным средствам, по основным  средствам, полученным в лизинг, по нематериальным активам. Амортизация  начисляется в соответствии  с  установленными нормами для объектов  основных средств и нематериальных  активов;

- расходы по содержанию  и выбытию имущества;

- организационные и управленческие  расходы – расходы на подготовку  и переподготовку кадров, служебные  командировки, охрану, рекламу, представительские  расходы.

Прочие расходы включают штрафы, пени, неустойки, уплаченные по банковским и хозяйственным операциям, выявленные в отчетном году расходы  прошлых лет и следующие расходы, относимые к прочим:

Рисунок 16 – Перечень прочих расходов

Административно – хозяйственные  расходы банка делятся на капитальные  и текущие. Первые носят нерегулярный характер и связаны с организацией деятельности банка: приобретение помещений  и земли для банковских офисов, строительство и капитальный  ремонт, приобретение мебели, офисной  техники. Текущие расходы связаны  с ежедневной работой банка: заработная плата и персональные выплаты, арендные и коммунальные платежи, оплата связи, канцелярские расходы, текущий ремонт, рекламные расходы.

Расходы по платным привлеченным средствам могут быть представлены в виде формулы:

С =

, где

С — операционные расходы;

W — средние остатки на счетах по группе платных пассивов;

V — уровень средней процентной ставки по пассивам.

Для оценки эффективности  деятельности банка и его прибыльности используют соотношение прибыли  с различными показателями. В некоторых  случаях для расчета берется  не вся прибыль, а только ее часть  за вычетом доходов, не являющихся типичными  для банковского бизнеса, например от продажи имущества. В расчете могут использоваться : численность персонала, активы или только работающие активы, собственный капитал.

Чтобы увеличить прибыль, банк может влиять как на повышение  доходов, так и на сокращение расходов.

Доходы банка можно  повысить за счет внедрения новых  услуг, поиска рыночных ниш, не занятых  конкурентами. Иногда получение повышенных доходов сопряжено для банка  с дополнительными рисками. Выдача кредита под высокие проценты или покупка ценных бумаг с  большой доходностью означает, что  существует риск невозврата кредита  или неоплаты ценных бумаг.

Сокращение расходов возможно за счет экономии административно-хозяйственных  расходов и уменьшения стоимости  привлекаемых пассивов. Экономия расходов может предусматривать сокращение персонала или уменьшение заработной платы, закрытие убыточных офисов и  филиалов.

В настоящее время управление текущей прибылью банка стало  менее значимо, чем управление стоимостью капитала. Под стоимостью капитала понимается ожидаемая инвесторами  предприятия ставка доходности (ставка дисконтирования чистого денежного  потока в текущую стоимость).

Ставка доходности (дисконтирования) представляет собой средневзвешенную стоимость WACC трех элементов капитала : заемного капитала, капитала в части стоимости обыкновенных акций и капитала в части стоимости привилегированных акций.

Стоимость заемного капитала определяется на основе размера выплачиваемых  процентов и ставки налогообложения:

Kd=K(pdt)(1-t),где

Kd – стоимость заемного капитала;

K(pdt) – процентная ставка;

t – ставка налогообложения.

Стоимость капитала в части  обыкновенных акций соответствует  их рыночной доходности, которая зависит  от размера дивидендов и тенденции  движения цен на рынке. Стоимость капитала в части привилегированных акций определяется на основе размера дивидендов и доходности акций соответствующего класса риска.

Расчет средневзвешенной стоимости капитала:

WACC = (Kc*Wc)+(Kp*Wp)+[Kd(pt)(1-t)*Wd], где

WACC – средневзвешенная стоимость капитала;

Kc – стоимость акционерного капитала в части обыкновенных акций;

Wc – доля обыкновенных акций в капитале банка;

Kp – стоимость акционерного капитала в части привилегированных акций;

Wp – доля привилегированных акций в капитале банка;

Kd – процент по заемному капиталу;

Wd – доля заемного капитала банка.

Стоимость капитала банка  используется для дисконтирования  ожидаемого чистого денежного потока банка. Расчет чистого денежного  потока имеет свои особенности для  каждого элемента капитала.

Управление прибылью банка  на низших уровнях

Управление рентабельностью  отдельных направлений деятельности банка основывается на выделении  центров ответственности – функциональных подразделений банка, ответственных  за определенные направления деятельности банка, т.е. за группу однородных банковских продуктов, и финансовый результат, полученный по ним.

Оценка финансового результата работы подразделений, ответственных  за отдельные направления деятельности, может основываться как на бухгалтерском, так и на управленческом учете. Бухгалтерский учет включает несколько этапов.

Первый этап является основным и предполагает определения бюджета  подразделения , т.е. его сметы затрат на соответствующий период и величины доходов, полученных в этот период от создания и реализации продуктов, за которые ответственно данное подразделение.

При составлении сметы  затрат подразделений банка используются следующие способы:

- разделение всех затрат  банка на прямые и косвенные;

- определение критериев  распределения косвенных затрат  между подразделением банка;

- расчет размера затрат, относящихся к отдельным функциональным  и штабным подразделениям банка.

Информация о работе Управление прибылью кредитной организации