Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Раздел
I
1.Характеристика сценариев долгосрочного
развития…………………………4
1.1.Консервативный сценарий…………………………………………………...5
1.2.Инновационный сценарий……………………………………………………6
1.3.Целевой (форсированный) сценарий………………………………………..7
1.4.Основные показатели прогноза социально-экономического
развития Российской Федерации на 2010 -
2030 годы……………………………………9
1.5.Основные характеристики
сценариев долгосрочного экономического
развития…………………………………………………………………………..11
1.6.Сравнение основных макроэкономических
параметров………………….13
Раздел
II
Факторы и этапы экономического
развития…………………………………18
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованных источников…………………………………………...32
Введение
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев
утвердил долгосрочный прогноз социально-экономического
развития РФ до 2030г. Об этом он сообщил
на совещании с вице-премьерами.
Как сообщает пресс-служба кабинета министров,
документ разработан Министерством экономического
развития в соответствии с указом президента
РФ от 7 мая 2012г. Прогноз долгосрочного
социально-экономического развития РФ
на период до 2030г. предусматривает создание
и модернизацию высокопроизводительных
рабочих мест, ускоренное развитие высокотехнологичных
и наукоемких отраслей экономики, повышение
инвестиционной активности и улучшение
предпринимательского климата, рост производительности
труда и решение задач социального развития.
В документе рассматриваются три основных
сценария долгосрочного развития: консервативный,
инновационный и форсированный. Указанные
сценарии предполагают сохранение до
2030г. тенденции глобализации рынков с
опережающим ростом мировой торговли,
сокращение разрыва в уровне доходов между
развивающимися и развитыми странами
и исходят из достаточно консервативных
предположений относительно мировых цен
на нефть марки Urals - 91-110 долл./барр. в 2013-2030гг.
в реальном выражении в ценах 2010г.
Раздел
I
- Характеристика сценариев
долгосрочного развития
В долгосрочной перспективе
развитие российской экономики будет
определяться следующими основными тенденциями:
- адаптацией к изменению динамики
мировой экономики и спроса на углеводороды;
- усилением зависимости платежного
баланса и экономического роста от притока
иностранного капитала и состояния инвестиционного
климата;
- исчерпанием имеющихся технологических
заделов в ряде высоко- и среднетехнологичных
отраслей экономики при усилении потребности
в активизации инновационно-инвестиционной
компоненты роста;
- необходимостью преодоления
ограничений в инфраструктурных отраслях
(электроэнергетика, транспорт);
- начавшимся сокращением населения
в трудоспособном возрасте в сочетании
с усилением дефицита квалифицированных
рабочих и инженерных кадров;
- усилением конкуренции как
на внутренних, так и на внешних рынках
при значительном сокращении ценовых
конкурентных преимуществ из-за опережающего
роста заработной платы, энергетических
издержек.
С учетом этого основные варианты
долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации определяются
степенью реализации следующих ключевых
факторов:
степенью развития и реализации
сравнительных преимуществ российской
экономики в энергетике, науке и образовании,
высоких технологиях и других сферах;
интенсивностью инновационного
обновления обрабатывающих производств
и динамикой производительности труда;
модернизацией транспортной
и энергетической инфраструктуры;
развитием институтов, определяющих
предпринимательскую и инвестиционную
активность, эффективностью государственных
институтов;
укреплением доверия в обществе
и социальной справедливости, включая
вопросы легитимности собственности;
интенсивностью повышения качества
человеческого капитала и формирования
среднего класса;
интеграцией евразийского экономического
пространства.
В зависимости от степени реализации
этих факторов выделяются три сценария
социально-экономического развития в
долгосрочной перспективе - консервативный,
инновационный и форсированный.
1.1.Консервативный
сценарий
Консервативный
сценарий (вариант 1) характеризуется умеренными
(не более 3,2%) долгосрочными темпами роста
экономики на основе активной модернизации
топливно-энергетического и сырьевого
секторов российской экономики при сохранении
относительного отставания в гражданских
высоко- и среднетехнологичных секторах.
Модернизация экономики ориентируется
в большей степени на импортные технологии
и знания. Расходы на научные исследования
и разработки возрастут к 2030 году до уровня
не выше 1,3% ВВП. Расходы на образование
на протяжении всего периода стабилизируются
на уровне 4,8-6,0% ВВП (в том числе бюджетная
система - 5,1% ВВП). Расходы на здравоохранение
к 2030 году вырастут до 6,2%, в том числе за
счет бюджетной системы до 4,9% ВВП. Уровень
частных и государственных инвестиций
в человеческий капитал будет значительно
уступать параметрам развитых стран.
Среднегодовые темпы роста
ВВП оцениваются на уровне 3,2% в 2012 - 2030
годах. Экономика увеличится к 2030 году
всего в 2 раза, реальные доходы населения
возрастут в 2 раза, а доля России в мировом
ВВП уменьшится с 3,8% в 2012 году до 3,6% в 2030
году.
1.2.Инновационный
сценарий
Инновационный сценарий
(вариант 2) характеризуется усилением
инвестиционной направленности экономического
роста и укреплением позиций России в
мировой экономике. Сценарий опирается
на создание современной транспортной
инфраструктуры и конкурентоспособного
сектора высокотехнологичных производств
и экономики знаний наряду с модернизацией
энерго-сырьевого комплекса.
Сценарий предполагает превращение
инновационных факторов в ведущий источник
экономического роста и прорыв в повышении
эффективности человеческого капитала
на рубеже 2020 - 2022 годов, что позволяет
улучшить социальные параметры развития.
Частные и государственные
расходы на здравоохранение возрастают
с 4,6% ВВП в 2010 году до 5,9% ВВП в 2020 году и
до 7,1% ВВП в 2030 году, расходы на образование
- соответственно до 6,3 и 7,0% ВВП (в 2010 году
- 5,2% ВВП). Расходы на науку возрастают с
1,2% ВВП в 2010 году до 3,0% ВВП в 2020 - 2030 гг.,
что сопоставимо с параметрами развитых
стран. При этом предполагается существенное
повышение параметров эффективности экономики:
энергоемкость ВВП по отношению к 2010 году
снизится в 2020 году на 26%, в 2030 году на 46%,
производительность труда возрастет в
2020 году в 1,6 раза по отношению к 2010 году
и в 2030 году - соответственно в 2,5 раза. Среднегодовые
темпы роста российской экономики оцениваются
на уровне 4,1% в 2013 - 2030 гг. без учета эффекта
возможных кризисных шоков в мировой экономике.
При указанных предпосылках
российская экономика будет развиваться
быстрее мировой, и ее доля повысится с
3,8% в 2010 году до 4% в 2020 году и до 4,3% мирового
ВВП к 2030 году. По размеру экономики Россия
переместится с шестого места в 2011 году
на пятое место в 2014 году.*(1) Экономика России в 2021 году
превысит размер экономики Германии. Сценарий
предполагает сохранение нулевого баланса
текущего счета, который достигается за
счет существенного наращивания экспорта
высокой степени переработки. При этом
преобладает тенденция к умеренному ослаблению курса рубля.
Реализация инновационного
сценария позволяет значительно сократить
разрыв с развитыми странами по уровню
благосостояния российских граждан и
повысить статус России в мировой экономике. Уровень
доходов на душу населения (ВВП на душу
населения с учетом раунда сопоставлений
покупательной способности 2008 года) возрастет
с 57% от уровня Еврозоны до 75-77% в 2020 году
и 95-100% в 2030 году. Россия укрепит свои позиции
как одного из лидеров научно-технологического
и образовательного развития в мире.
Рост экономики будет опираться
на активные социальные сдвиги, связанные
с ростом среднего класса и "креативных
созидательных" слоев общества. Доля
среднего класса повысится с 22% в 2010 году
до 37% в 2020 и 48% в 2030 году.*(2)
1.3.Целевой (форсированный)
сценарий
Целевой (форсированный)
сценарий (вариант 3) разработан на базе инновационного
сценария, при этом он характеризуется
форсированными темпами роста, повышенной
нормой накопления, ростом долгов частного
сектора и возросшей макроэкономической
несбалансированностью.
Сценарием предусматривается
реализация задач, поставленных в указах
Президента от 7 мая 2012 г. N 596-606 по созданию
и модернизации 25 млн. высокопроизводительных
рабочих мест к 2020 году, увеличению объема
инвестиций не менее чем до 25% ВВП к 2015
году и до 27% к 2018 году, увеличению доли
продукции высокотехнологичных и наукоемких
отраслей экономики в ВВП к 2018 году в 1,3
раза относительно уровня 2011 года, увеличению
производительности труда в 2018 году в
1,5 раза, а также мероприятий в рамках реализации
государственной социальной политики,
включая увеличение к 2018 году размера
реальной заработной платы в 1,6-1,7 раза,
в том числе увеличение заработной платы
работников бюджетной сферы и научных
сотрудников к 2018 году до 200% от средней
заработной платы в соответствующем регионе.
Среднегодовые темпы роста
ВВП повышаются до 5,4%, что позволит увеличить
долю России в мировой экономике до 5,3%
мирового ВВП к 2030 году. Сценарий предполагает
более интенсивный приток капитала. При
этом сальдо счета текущих операций на
протяжении всего прогнозного периода
будет находиться в отрицательной области,
что повышает уязвимость российской экономики
по отношению к внешним шокам.
Дополнительно сценарий предполагает
более благоприятные демографические
тренды. К 2030 году численность населения
достигнет 150,5 млн. человек против 141,3 млн. человек
по консервативному сценарию. Численность
трудоспособного населения сократится
в меньшей степени.
В основных сценариях предполагается
умеренный рост цен на нефть и другие сырьевые
ресурсы (в среднем около 1% в год в реальном
выражении в 2016 - 2018 годах). Цена на нефть
Urals в 2020 году достигает 116 долларов США
за баррель, в 2030 году - 164 долларов США
за баррель. Это означает, что в реальном
выражении цена на нефть в 2013 - 2030 гг. будет
находиться в диапазоне 90-110 долларов США
за баррель (в ценах 2010 года). Цена на газ
при экспорте в дальнее зарубежье в реальном
выражении в среднем оценивается в 340 долларов
США за тыс. куб. м, что превышает уровень
2010 - 2011 годов. Риски снижения цен на газ,
особенно в среднесрочной перспективе,
выше, чем риски снижения цен на нефть,
что может значительно изменить условия
сценариев развития российской экономики.
Различие сценариев вытекает
из разной модели поведения бизнеса и
государственной политики развития и
обеспечения макроэкономической сбалансированности.
Основные преимущества инновационного
сценария в динамике экономического роста
и доходов населения по сравнению с консервативным
сценарием проявляются после 2015 - 2018 годов. В
то же время уже в среднесрочной перспективе
инновационный сценарий отличается от
консервативного качественными параметрами
экономического и социального развития,
особенно в сфере развития человеческого
потенциала.
Инновационный сценарий отличается
повышенной устойчивостью к возможному
падению мировых цен на нефть и сырьевые
товары, а также к общему ухудшению мировой
динамики и усилению глобальных торговых
и финансовых дисбалансов. В то же время
форсированный сценарий, который предполагает
максимизацию использования всех факторов
роста будет характеризоваться усилением
макроэкономической несбалансированности. Вариант
предполагает рост долгов корпоративного
сектора до 120% ВВП в 2030 году против 78% ВВП
по инновационному сценарию. Долги домашних
хозяйств вырастут по форсированному
сценарию до 67% ВВП, по инновационному
сценарию - до 54% ВВП. Сальдо счета текущих
операций, начиная с 2015 года, будет устойчиво
негативным, что приведет к повышению
уязвимости национального хозяйства к
внешним шокам.
1.4.Основные показатели
прогноза социально-экономического развития
Российской Федерации на 2010 - 2030 годы