Финансовая политика российских регионов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 21:56, курсовая работа

Краткое описание

Финансы субъектов РФ — одна из важнейших составных частей государственных финансов. Они реализуются в рамках субъектов РФ в пределах их компетенции в вопросах законодательного регулирования, организации и управления финансовыми потоками.
Функционирование и развитие финансов субъектов РФ основываются на концепции региональной экономической политики. Государственная региональная финансовая политика – это часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы региона и выполнению его социально-экономических программ, ставящих своей целью рост уровня и качества жизни населения [16, с. 23.].

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
1. СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ 5
1.1. Определение финансовой политики на государственном уровне 5
1.2. Содержание и значение финансовой политики на региональном уровне 5
1.3. Цели и задачи региональной финансовой политики 7
2. НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ И ПРОБЛЕМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ 10
2.1. Виды направлений финансовой политики 10
2.2. Финансовое планирование 21
2.3. Решение задач в направлениях финансовой политики 22
2.4. Тенденции финансовой политики России на современном уровне 24
3. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКИХ РЕГИОНАХ 25
3.1. Финансовая политика Нижегородской области 26
3.2. Финансовая политика Калининградской области 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Виноградова А.doc

— 225.50 Кб (Скачать файл)

       Кризис, начавшийся осенью 2008 году, проявился в регионах России с разной силой. Динамика промышленности за 2009 год и начало 2010 г. различалась от почти 30%-го спада до почти 40%-го роста при среднем спаде по России в 9%. Менее всего кризис затронул слаборазвитые и высокодотационные регионы, в легальной экономике которых преобладает сектор бюджетных услуг, стабильно финансируемый за счет федеральных трансфертов. Более стабильной была динамика промышленного производства на Дальнем Востоке, поскольку в самой удаленной части страны санация неконкурентоспособных производств произошла раньше, еще в период прошлого кризиса 1990-х годов. Кроме того, на востоке страны повышена доля теневой экономики (рыболовство, лесная промышленность), состояние которой невозможно измерить статистически

       В среднеразвитых регионах глубина кризисного спада определялась структурой экономики, сильнее всего пострадали регионы  машиностроительной и текстильной  специализации, все они расположены  в Европейской части страны. Их неконкурентоспособная промышленность, производящая продукцию для внутреннего рынка, выходит из кризиса очень медленно.

       Среди развитых регионов, которые сильнее  интегрированы в глобальную экономику, ранее всего испытали сильный  кризисный спад (до -35-40%) регионы  металлургической специализации. Но они быстрее восстанавливались в 2009 г. благодаря улучшению мировой конъюнктуры на рынке металлов. Спад в развитых регионах с диверсифицированной экономикой в целом был более умеренным, к середине 2010 года его удалось почти полностью преодолеть. Ведущие регионы нефтедобычи – самые благополучные по динамике промышленности, в них спад был минимальным, а в регионах с новыми проектами по добыче нефти и газа продолжался рост, в том числе в Сахалинской области -  на 38% в 2009 г. по сравнению с 2008 г.

       Все вышеперечисленные региональные особенности  кризисных трендов, обусловленные  базовыми факторами развития, в том  числе устойчивыми институциональными факторами,  вряд ли исчезнут до 2020 года. Они будут вновь проявляться в динамике развития регионов.

3.1. Финансовая политика Нижегородской области

 

       Правительство Нижегородской области 22 июня одобрило основные направления бюджетной и налоговой политики на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, которые определяют стратегию действий правительства области в части доходов, расходов бюджета, межбюджетных отношений и долговой политики. 
Как и в предыдущие годы, бюджетная политика правительства области на среднесрочную перспективу в первую очередь ориентирована на реализацию основной цели, определенной стратегией развития региона до 2020 года.

       Итоги исполнения областного бюджета в текущем финансовом году свидетельствуют о наметившейся тенденции роста всех бюджетных показателей. 
За 5 месяцев 2010 года в областной бюджет поступило 25,4 млрд рублей налоговых и неналоговых доходов, что на 3,1 млрд рублей превышает плановые назначения. В областном правительстве считают, что исходя из такой положительной динамики, есть веские основания полагать, что данная тенденция сохранится до конца текущего года. Тем не менее, учитывая трудности с которыми пришлось столкнуться в 2009 году при исполнении бюджета, необходимо очень взвешенно подходить к вопросу бюджетного планирования на следующий год, чтобы минимизировать бюджетные риски и обеспечить долгосрочную сбалансированность бюджета. 
Базовой основой при планировании бюджета предлагается использовать консервативный сценарий развития экономики Нижегородской области.

       Исходя из текущей экономической ситуации бюджетная политика в среднесрочном периоде будет направлена на реализацию мер, направленных на смягчение последствий экономического кризиса, сохранение и развитие налогового потенциала, последовательное снижение дефицита областного бюджета и объема государственного долга, безусловное и полное исполнение действующих расходных обязательств, в первую очередь перед гражданами, повышение эффективности бюджетных расходов, доступности и качества бюджетных услуг, создание условий для исполнения органами местного самоуправления закрепленных за ними полномочий, усиление роли финансового контроля, в том числе в вопросах оценки эффективности использования бюджетных средств, качества финансового менеджмента, анализа достигнутых результатов, утверждаемых в государственных заданиях. 
В области доходов важнейшей задачей правительства на среднесрочную перспективу является увеличение налогового и неналогового потенциала Нижегородской области путем обеспечения стабильных условий деятельности инвесторов, оказания государственной поддержки при реализации высокоэффективных инвестиционных проектов, взаимовыгодного сотрудничества с головными компаниями, структурные подразделения которых находятся на территории региона, стимулированию увеличения ими налоговых платежей в областной бюджет, взаимодействия с крупными и средними предприятиями в целях принятия мер по улучшению результатов их финансово-хозяйственной деятельности, сокращению задолженности по налоговым платежам, своевременной уплате текущих платежей, увеличению поступлений налогов в бюджеты всех уровней, проведения целенаправленной работы с предприятиями-недоимщиками по погашению задолженности по платежам в бюджет, обеспечения эффективного управления государственной собственностью и увеличения доходов от ее использования. 
В области расходов бюджетная политика будет направлена на повышение качества бюджетных услуг и эффективности бюджетных расходов, в том числе за счет проведения инвентаризации и оптимизации публичных обязательств, ограничения принятия новых расходных обязательств, приостановления роста расходов, не связанных с обеспечением социальных выплат и деятельностью объектов социальной инфраструктуры, совершенствования форм социальной поддержки населения, предоставления субсидий и льгот социального характера с учетом уровня доходов получателя, повышения качества принимаемых областных целевых программ, усиления их роли в целях подготовки к переходу на программно-целевой принцип планирования бюджета. 
В соответствии с основной целью бюджетной политики в 2011-2013 годах приоритетами бюджетных расходов станут выплата заработной платы работникам бюджетной сферы, реализация мер социальной поддержки населения, финансирование программ занятости и поддержки приоритетных отраслей экономики, а также малого бизнеса, предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов и городских округов. 
Политика в части формирования межбюджетных отношений будет направлена на поддержание мер по обеспечению сбалансированности и платежеспособности местных бюджетов. 
Будет также проведена оценка состава и объема субсидий, предоставляемых органам МСУ для решения вопросов местного значения, с целью усиления роли субсидий в снижении различий в обеспечении населения муниципальными услугами и повышения качества предоставляемых услуг. 
Наиболее значимым направлением бюджетной политики правительства области на среднесрочную перспективу станет работа по совершенствованию правового статуса государственных учреждений и внедрению новых форм оказания и финансового обеспечения государственных услуг, снижение объема государственного долга, разработка и реализация программы повышения эффективности бюджетных расходов.
 
 
 

    1. Финансовая  политика Калининградской области

       Калининградская область – самый западный регион России, который можно по праву назвать мостом дружбы и партнерства, соединяющим Россию и Европу. Одна из самых молодых и сравнительно небольших по территории, область входит в число наиболее динамично развивающихся субъектов Российской Федерации. Исключительное геополитическое положение, близость к морю, развитая инфраструктура – стали предпосылками для создания здесь Особой экономической зоны, главные преимущества которой – льготное налогообложение, упрощенный порядок виз для иностранных инвесторов и их представителей. Все это дает мощный импульс для социально-экономического развития региона.

       Валовой региональный продукт (% от РФ) 145,9 млрд. рублей (2007 г.) - 0,4 % от ВВП России. Доходы на душу населения 12561 руб. в 2008 году.

       Также выделяет этот регион и заинтересованность в нём инвесторов.  В 2008 году инвестиции в основной капитал составили 67 млрд. рублей, что на 27,1% больше, чем в 2007 году. Инвестиции в машины, оборудование и транспортные средства составили 27,3 млрд. руб., здания (кроме жилых) и сооружения – 26,1 млрд. руб., жилища – 12,4 млрд. руб., прочие – 1,2 млрд. руб.

       Наибольший  объем инвестиций в основной капитал (треть от общей суммы) направлен в обрабатывающие производства, а именно: в производство пищевых продуктов, включая производство напитков и табака. Более 20% от общего объема инвестиций в основной капитал направлены в отрасли транспорта и связи.

       В структуре инвестиций в основной капитал по источникам финансирования наибольший удельный вес занимают привлеченные средства – 72,8% (за аналогичный период 2007 г. – 69,76%), причем доля кредитов банков в общей сумме привлеченных средств занимает 32%, доля бюджетных средств – 31%. Собственные средства предприятий, направленные на инвестиции в 2008 году составили 27,2% от общей суммы инвестиций в основной капитал (против 30,3% в 2007 г.).

       Развитие  банковского сектора в последние  годы способствовало тому, что постепенно сокращалась доля инвестиций в основной капитал предприятий за счет собственных средств и увеличивалась доля заемных средств в структуре инвестиций в основной капитал.

       В 2008 году в экономику Калининградской  области поступило 376,0 млн. долларов иностранных инвестиций, что на 25,8% больше, чем в 2007 году. Из них прямые иностранные инвестиции составили 160,3 млн. долларов США (99,4% к уровню 2007 года), портфельные – 52,1 млн. долларов США (ув. 2,2 раза к уровню 2007 года), прочие иностранные инвестиции – 163,5 млн. долларов США (143,5% к уровню 2007 года). 
Иностранные инвестиции в основном направлены в следующие виды деятельности: обрабатывающие производства (63,2%), финансовая деятельность (18,8%).

       Основными странами-инвесторами являются: Кипр (21,1%), США (20,4%), Польша (19,2%), Дания (11,1%). 

       Что касается бюджетной политики области, то без повышения транспортного налога в бюджете образовался профицит. 
В Калининградской области по сравнению с 2008 годом, в кризисном 2009-м финансирование социальной сферы не уменьшилось, а по некоторым статьям даже увеличилось. Согласно ДРОНДу (Докладам о результатах и основных направлениях деятельности), основными направлениями расходов в 2009 году стали образование, ЖКХ, здравоохранение и спорт, социальная политика. Финансирование последней увеличилось на 16 процентов. При этом позитивных результатов удалось достичь, практически не влезая в долги. Например, если в 2009 году доля государственного долга на одного жителя области в янтарном крае выросла лишь на 10 процентов, по СЗФО этот показатель составил 65 процентов, а в целом по России – 38 процентов от уровня предыдущего года. 
Также, несмотря на кризис, в области удалось сохранить комфортные условия для ведения бизнеса. По данным министерства финансов, региональная составляющая налоговой нагрузки в процентах от валового регионального продукта равнялась 11,7 процента, что ниже, чем в СЗФО и в среднем по России.
 
 

       Заключение

       Региональная  политика - очень важная составляющая практически любой политики как на федеральном, так и на субфедеральном и местном уровнях. Хотя говорить о региональной политике только как о части какой-либо другой политики неверно. Региональная политика - самостоятельная и необходимая часть политической и правовой основы общества и всего государства.

       Будущее России во многом определяется именно проводимой сейчас в нашей стране региональной политикой. Только при  разумной, целостной и учитывающей  интересы государства, регионов и населения  региональной политике можно вообще говорить об этом будущем России как единой и процветающей страны. К сожалению, современная региональная политика Российской Федерации редко отвечает хотя бы одному из этих критериев.

       Поэтому назрела необходимость проведения не только различных экономических и социально-экономических реформ в нашей стране, но также и единой и комплексной ''региональной'' реформы. В перспективе эта реформа должна быть направлена на сохранение единого как в социальном, экономическом так и политическом аспектах государства, выравнивание уровней развития регионов, повышение уровня жизни населения, дальнейшее развитие региональных и общегосударственной экономик, превращение России в развитое правовое демократическое федеративное государство.

       На  мой взгляд, федеральный центр в России должен выступать не только как управляющий и перераспределяющий финансовые ресурсы орган Федерации, но скорее как координирующий отношения между регионами и являющийся гарантом сохранения единого экономико-социально-политико-правового пространства. Регионы же не должны ограничиваться только своими сугубо региональными проблемами, но должны играть активную роль в политической и экономической жизни всего государства, а роль Совета Федерации как органа государственной власти должна быть повышена. Кроме того равноправие субъектов Федерации из фактически фикции, закрепленной в Конституции РФ, должно стать реальностью, а разделение страны по фактическим правам на ''республики'', ''области'', ''округа'' - анахронизм, место которому в истории. Федеральный центр не должен бояться передать некоторые права и свои функции в ведение субъектов Федерации (например, вопросы владения, распоряжения и пользования землей).

       Таким образом, подводя итог, о  необходимости  проведения  согласованной  по   всем   направлениям политики может говорить хотя бы такой факт, что ежегодно  бюджеты  всех  уровней лихорадит  из-за  больших  неплановых  расходов  по разным направлениям финансовой политики, но  одновременно  не  принимается  кардинальных решений по изменениям в страховой политике, которые могли  бы  и  должны  бы снять  полностью  или,  по  крайней мере,   существенно   смягчить   пиковый, чрезвычайный  и  негативный  характер  внеплановых  нагрузок  на   бюджетную политику.

       Несогласованность же антимонопольной и  бюджетной  политики  ежегодно влечет за собой принятие решений о повышении цен и тарифов  на  продукцию  и услуги  естественных  монополий,  которое  приводит  к  тому,  что  в   ходе реализации  уже  принятых  бюджетов  всех  уровней  появляются,   во-первых, выпадающие доходы,  а  во-вторых,  дополнительные  расходы.  Так,  повышение тарифов на электроэнергию и железнодорожные  перевозки  существенно  снижают прибыль большинства предприятий и, следовательно, поступления  в  бюджеты  и одновременно  приводят  к  удорожанию  коммунальных  услуг  для   учреждений образования, здравоохранения и культуры,  а  значит  и  увеличению  расходов бюджетов.

       Целью финансовой политики государства (и  субъекта  РФ  в  частности)

должно  быть увеличение  или  сохранение  уровня  реальных  доходов  на  душу населения и на этой основе обеспечение социальных нормативов уровня жизни  в стране, в том числе на уровне каждого региона. При этом, конечно, возрастает роль и значение разработки  и  принятия таких нормативов  на  уровне  РФ, которые сегодня  разработаны  во  многих субъектах  РФ.  В  то  же  время  только  централизованно   их   разработать невозможно. Не могут же быть одинаковыми  нормативы  наполняемости  школьных классов в городах и в сельской местности,  нормативы  выделения  средств  на строительство автомобильных дорог в центре  России  и  на  Дальнем  Востоке. Однако и без разработки и  принятия  нормативов  на  уровне  государства  не обойтись. Поэтому должен быть, как можно скорее, принят  закон  РФ,  который имел бы «рамочный характер» для финансовых и социальных  нормативов  или стандартов, а  также  определял  методику  определения  конкретных  значений внутри этих  показателей.

Информация о работе Финансовая политика российских регионов