Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 21:56, курсовая работа
Финансы субъектов РФ — одна из важнейших составных частей государственных финансов. Они реализуются в рамках субъектов РФ в пределах их компетенции в вопросах законодательного регулирования, организации и управления финансовыми потоками.
Функционирование и развитие финансов субъектов РФ основываются на концепции региональной экономической политики. Государственная региональная финансовая политика – это часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы региона и выполнению его социально-экономических программ, ставящих своей целью рост уровня и качества жизни населения [16, с. 23.].
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ 5
1.1. Определение финансовой политики на государственном уровне 5
1.2. Содержание и значение финансовой политики на региональном уровне 5
1.3. Цели и задачи региональной финансовой политики 7
2. НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ И ПРОБЛЕМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ 10
2.1. Виды направлений финансовой политики 10
2.2. Финансовое планирование 21
2.3. Решение задач в направлениях финансовой политики 22
2.4. Тенденции финансовой политики России на современном уровне 24
3. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКИХ РЕГИОНАХ 25
3.1. Финансовая политика Нижегородской области 26
3.2. Финансовая политика Калининградской области 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
Список использованной литературы.
Кризис, начавшийся осенью 2008 году, проявился в регионах России с разной силой. Динамика промышленности за 2009 год и начало 2010 г. различалась от почти 30%-го спада до почти 40%-го роста при среднем спаде по России в 9%. Менее всего кризис затронул слаборазвитые и высокодотационные регионы, в легальной экономике которых преобладает сектор бюджетных услуг, стабильно финансируемый за счет федеральных трансфертов. Более стабильной была динамика промышленного производства на Дальнем Востоке, поскольку в самой удаленной части страны санация неконкурентоспособных производств произошла раньше, еще в период прошлого кризиса 1990-х годов. Кроме того, на востоке страны повышена доля теневой экономики (рыболовство, лесная промышленность), состояние которой невозможно измерить статистически
В среднеразвитых регионах глубина кризисного спада определялась структурой экономики, сильнее всего пострадали регионы машиностроительной и текстильной специализации, все они расположены в Европейской части страны. Их неконкурентоспособная промышленность, производящая продукцию для внутреннего рынка, выходит из кризиса очень медленно.
Среди развитых регионов, которые сильнее интегрированы в глобальную экономику, ранее всего испытали сильный кризисный спад (до -35-40%) регионы металлургической специализации. Но они быстрее восстанавливались в 2009 г. благодаря улучшению мировой конъюнктуры на рынке металлов. Спад в развитых регионах с диверсифицированной экономикой в целом был более умеренным, к середине 2010 года его удалось почти полностью преодолеть. Ведущие регионы нефтедобычи – самые благополучные по динамике промышленности, в них спад был минимальным, а в регионах с новыми проектами по добыче нефти и газа продолжался рост, в том числе в Сахалинской области - на 38% в 2009 г. по сравнению с 2008 г.
Все
вышеперечисленные региональные особенности
кризисных трендов, обусловленные
базовыми факторами развития, в том
числе устойчивыми
Правительство
Нижегородской области 22 июня одобрило
основные направления бюджетной и налоговой
политики на 2011 год и на плановый период
2012 и 2013 годов, которые определяют стратегию
действий правительства области в части
доходов, расходов бюджета, межбюджетных
отношений и долговой политики.
Как и в предыдущие годы, бюджетная политика
правительства области на среднесрочную
перспективу в первую очередь ориентирована
на реализацию основной цели, определенной
стратегией развития региона до 2020 года.
Итоги
исполнения областного бюджета в текущем
финансовом году свидетельствуют о наметившейся
тенденции роста всех бюджетных показателей.
За 5 месяцев 2010 года в областной бюджет
поступило 25,4 млрд рублей налоговых и
неналоговых доходов, что на 3,1 млрд рублей
превышает плановые назначения. В областном
правительстве считают, что исходя из
такой положительной динамики, есть веские
основания полагать, что данная тенденция
сохранится до конца текущего года. Тем
не менее, учитывая трудности с которыми
пришлось столкнуться в 2009 году при исполнении
бюджета, необходимо очень взвешенно подходить
к вопросу бюджетного планирования на
следующий год, чтобы минимизировать бюджетные
риски и обеспечить долгосрочную сбалансированность
бюджета.
Базовой основой при планировании бюджета
предлагается использовать консервативный
сценарий развития экономики Нижегородской
области.
Исходя
из текущей экономической ситуации бюджетная
политика в среднесрочном периоде будет
направлена на реализацию мер, направленных
на смягчение последствий экономического
кризиса, сохранение и развитие налогового
потенциала, последовательное снижение
дефицита областного бюджета и объема
государственного долга, безусловное
и полное исполнение действующих расходных
обязательств, в первую очередь перед
гражданами, повышение эффективности
бюджетных расходов, доступности и качества
бюджетных услуг, создание условий для
исполнения органами местного самоуправления
закрепленных за ними полномочий, усиление
роли финансового контроля, в том числе
в вопросах оценки эффективности использования
бюджетных средств, качества финансового
менеджмента, анализа достигнутых результатов,
утверждаемых в государственных заданиях.
В области доходов важнейшей задачей правительства
на среднесрочную перспективу является
увеличение налогового и неналогового
потенциала Нижегородской области путем
обеспечения стабильных условий деятельности
инвесторов, оказания государственной
поддержки при реализации высокоэффективных
инвестиционных проектов, взаимовыгодного
сотрудничества с головными компаниями,
структурные подразделения которых находятся
на территории региона, стимулированию
увеличения ими налоговых платежей в областной
бюджет, взаимодействия с крупными и средними
предприятиями в целях принятия мер по
улучшению результатов их финансово-хозяйственной
деятельности, сокращению задолженности
по налоговым платежам, своевременной
уплате текущих платежей, увеличению поступлений
налогов в бюджеты всех уровней, проведения
целенаправленной работы с предприятиями-недоимщиками
по погашению задолженности по платежам
в бюджет, обеспечения эффективного управления
государственной собственностью и увеличения
доходов от ее использования.
В области расходов бюджетная политика
будет направлена на повышение качества
бюджетных услуг и эффективности бюджетных
расходов, в том числе за счет проведения
инвентаризации и оптимизации публичных
обязательств, ограничения принятия новых
расходных обязательств, приостановления
роста расходов, не связанных с обеспечением
социальных выплат и деятельностью объектов
социальной инфраструктуры, совершенствования
форм социальной поддержки населения,
предоставления субсидий и льгот социального
характера с учетом уровня доходов получателя,
повышения качества принимаемых областных
целевых программ, усиления их роли в целях
подготовки к переходу на программно-целевой
принцип планирования бюджета.
В соответствии с основной целью бюджетной
политики в 2011-2013 годах приоритетами бюджетных
расходов станут выплата заработной платы
работникам бюджетной сферы, реализация
мер социальной поддержки населения, финансирование
программ занятости и поддержки приоритетных
отраслей экономики, а также малого бизнеса,
предоставление межбюджетных трансфертов
бюджетам муниципальных районов и городских
округов.
Политика в части формирования межбюджетных
отношений будет направлена на поддержание
мер по обеспечению сбалансированности
и платежеспособности местных бюджетов.
Будет также проведена оценка состава
и объема субсидий, предоставляемых органам
МСУ для решения вопросов местного значения,
с целью усиления роли субсидий в снижении
различий в обеспечении населения муниципальными
услугами и повышения качества предоставляемых
услуг.
Наиболее значимым направлением бюджетной
политики правительства области на среднесрочную
перспективу станет работа по совершенствованию
правового статуса государственных учреждений
и внедрению новых форм оказания и финансового
обеспечения государственных услуг, снижение
объема государственного долга, разработка
и реализация программы повышения эффективности
бюджетных расходов.
Калининградская область – самый западный регион России, который можно по праву назвать мостом дружбы и партнерства, соединяющим Россию и Европу. Одна из самых молодых и сравнительно небольших по территории, область входит в число наиболее динамично развивающихся субъектов Российской Федерации. Исключительное геополитическое положение, близость к морю, развитая инфраструктура – стали предпосылками для создания здесь Особой экономической зоны, главные преимущества которой – льготное налогообложение, упрощенный порядок виз для иностранных инвесторов и их представителей. Все это дает мощный импульс для социально-экономического развития региона.
Валовой региональный продукт (% от РФ) 145,9 млрд. рублей (2007 г.) - 0,4 % от ВВП России. Доходы на душу населения 12561 руб. в 2008 году.
Также выделяет этот регион и заинтересованность в нём инвесторов. В 2008 году инвестиции в основной капитал составили 67 млрд. рублей, что на 27,1% больше, чем в 2007 году. Инвестиции в машины, оборудование и транспортные средства составили 27,3 млрд. руб., здания (кроме жилых) и сооружения – 26,1 млрд. руб., жилища – 12,4 млрд. руб., прочие – 1,2 млрд. руб.
Наибольший объем инвестиций в основной капитал (треть от общей суммы) направлен в обрабатывающие производства, а именно: в производство пищевых продуктов, включая производство напитков и табака. Более 20% от общего объема инвестиций в основной капитал направлены в отрасли транспорта и связи.
В структуре инвестиций в основной капитал по источникам финансирования наибольший удельный вес занимают привлеченные средства – 72,8% (за аналогичный период 2007 г. – 69,76%), причем доля кредитов банков в общей сумме привлеченных средств занимает 32%, доля бюджетных средств – 31%. Собственные средства предприятий, направленные на инвестиции в 2008 году составили 27,2% от общей суммы инвестиций в основной капитал (против 30,3% в 2007 г.).
Развитие
банковского сектора в
В
2008 году в экономику Калининградской
области поступило 376,0 млн. долларов
иностранных инвестиций, что на 25,8% больше,
чем в 2007 году. Из них прямые иностранные
инвестиции составили 160,3 млн. долларов
США (99,4% к уровню 2007 года), портфельные
– 52,1 млн. долларов США (ув. 2,2 раза к уровню
2007 года), прочие иностранные инвестиции
– 163,5 млн. долларов США (143,5% к уровню 2007
года).
Иностранные инвестиции в основном направлены
в следующие виды деятельности: обрабатывающие
производства (63,2%), финансовая деятельность
(18,8%).
Основными странами-инвесторами являются: Кипр (21,1%), США (20,4%), Польша (19,2%), Дания (11,1%).
Что
касается бюджетной политики области,
то без повышения транспортного налога
в бюджете образовался профицит.
В Калининградской области по сравнению
с 2008 годом, в кризисном 2009-м финансирование
социальной сферы не уменьшилось, а по
некоторым статьям даже увеличилось. Согласно
ДРОНДу (Докладам о результатах и основных
направлениях деятельности), основными
направлениями расходов в 2009 году стали
образование, ЖКХ, здравоохранение и спорт,
социальная политика. Финансирование
последней увеличилось на 16 процентов.
При этом позитивных результатов удалось
достичь, практически не влезая в долги.
Например, если в 2009 году доля государственного
долга на одного жителя области в янтарном
крае выросла лишь на 10 процентов, по СЗФО
этот показатель составил 65 процентов,
а в целом по России – 38 процентов от уровня
предыдущего года.
Также, несмотря на кризис, в области удалось
сохранить комфортные условия для ведения
бизнеса. По данным министерства финансов,
региональная составляющая налоговой
нагрузки в процентах от валового регионального
продукта равнялась 11,7 процента, что ниже,
чем в СЗФО и в среднем по России.
Заключение
Региональная политика - очень важная составляющая практически любой политики как на федеральном, так и на субфедеральном и местном уровнях. Хотя говорить о региональной политике только как о части какой-либо другой политики неверно. Региональная политика - самостоятельная и необходимая часть политической и правовой основы общества и всего государства.
Будущее России во многом определяется именно проводимой сейчас в нашей стране региональной политикой. Только при разумной, целостной и учитывающей интересы государства, регионов и населения региональной политике можно вообще говорить об этом будущем России как единой и процветающей страны. К сожалению, современная региональная политика Российской Федерации редко отвечает хотя бы одному из этих критериев.
Поэтому
назрела необходимость
На
мой взгляд, федеральный центр в России
должен выступать не только как управляющий
и перераспределяющий финансовые ресурсы
орган Федерации, но скорее как координирующий
отношения между регионами и являющийся
гарантом сохранения единого экономико-социально-политико-
Таким образом, подводя итог, о необходимости проведения согласованной по всем направлениям политики может говорить хотя бы такой факт, что ежегодно бюджеты всех уровней лихорадит из-за больших неплановых расходов по разным направлениям финансовой политики, но одновременно не принимается кардинальных решений по изменениям в страховой политике, которые могли бы и должны бы снять полностью или, по крайней мере, существенно смягчить пиковый, чрезвычайный и негативный характер внеплановых нагрузок на бюджетную политику.
Несогласованность же антимонопольной и бюджетной политики ежегодно влечет за собой принятие решений о повышении цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий, которое приводит к тому, что в ходе реализации уже принятых бюджетов всех уровней появляются, во-первых, выпадающие доходы, а во-вторых, дополнительные расходы. Так, повышение тарифов на электроэнергию и железнодорожные перевозки существенно снижают прибыль большинства предприятий и, следовательно, поступления в бюджеты и одновременно приводят к удорожанию коммунальных услуг для учреждений образования, здравоохранения и культуры, а значит и увеличению расходов бюджетов.
Целью финансовой политики государства (и субъекта РФ в частности)
должно быть увеличение или сохранение уровня реальных доходов на душу населения и на этой основе обеспечение социальных нормативов уровня жизни в стране, в том числе на уровне каждого региона. При этом, конечно, возрастает роль и значение разработки и принятия таких нормативов на уровне РФ, которые сегодня разработаны во многих субъектах РФ. В то же время только централизованно их разработать невозможно. Не могут же быть одинаковыми нормативы наполняемости школьных классов в городах и в сельской местности, нормативы выделения средств на строительство автомобильных дорог в центре России и на Дальнем Востоке. Однако и без разработки и принятия нормативов на уровне государства не обойтись. Поэтому должен быть, как можно скорее, принят закон РФ, который имел бы «рамочный характер» для финансовых и социальных нормативов или стандартов, а также определял методику определения конкретных значений внутри этих показателей.