Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 18:37, реферат
Финансовая система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики, диспропорции развития экономической системы, отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках, излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс, низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.
Финансовая система представляет собой сгруппированные по определённому признаку финансовые отношения. Финансовые отношения, как таковые присутствуют практически повсеместно в нашей жизни
С 2006 года произошли изменения
в одном из основных элементов
финансовой системы - бюджетной системе
РФ. С 2006 года на уровне местных органов
власти появились бюджеты
- общие требования к
прогнозам социально-
- условия прогнозирования
доходов и планирования
- состав показателей,
утверждаемых в проекте закона
(решения) о бюджете, и
- порядок утверждения
и реализации долгосрочных
- общие требования к составлению проектов бюджетов.
- четкие требования к
формированию целевых статей
и видов расходов бюджетов, которые
должны отражать
- переход от составления
трехлетнего перспективного
- изменения в части процедур утверждения федерального бюджета, упорядочение требований к проекту федерального бюджета и прилагаемых к нему материалов, рассмотрение проекта федерального бюджета в трех чтениях не более чем за три месяца.
- единую методологию и
порядок составления, проверки, рассмотрения
и утверждения бюджетной
В настоящее время уровень
развития финансовой системы России
не соответствует задачам
При этом рассматриваются следующие ключевые проблем, которые требуют решения:
- чрезмерная «
- высокие издержки участников рынка, в основном связываемые с избыточным государственным регулированием;
- отсутствие единообразия
норм регулирования, контроля
и надзора, налогообложения
- неравные условия конкуренции
на финансовом рынке,
Естественно, что немаловажное
влияние на текущее состояние
финансовой системы России оказывает
разразившийся мировой
Падение биржевых индексов, резкое снижение мировых цен на энергоресурсы, спад в промышленности и хозяйстве обусловили снижение прибыли России, начиная с конца 2008 года. И эта тенденция продолжается – впервые за период с начала 21 века бюджет на 2009 год был принят с поправкой на дефицит. С этим связано сокращение финансирования различных бюджетных сфер, требующих больших финансовых затрат государства. Страна, которая только набирала темпы роста экономики, теперь снова вынуждена считаться с дефицитом бюджета, недостатком средств, который коснулся всех уровней и звеньев самой финансовой системы.
Одним из ключевых рисков финансовой системы России является рост просроченной задолженности по банковским кредитам, который в последнее время составляет около 14% в месяц, о чем заявил в 2008 года бывший вице-премьер и глава Минфина РФ Алексей Кудрин. По 14% задолженность росла последние три месяца. Это отражает ситуацию в реальном секторе, - отметил министр, пояснив, что кредитная емкость промышленности снижается, и чтобы банки могли продлевать кредиты, нужен капитал.
Правительство предлагало ряд новых мер по стабилизации финансового сектора, в их числе - повышение капитализации банков, в частности, путем использования гособлигаций.
Накопленный кредитный портфель российских банков на начало 2009 года составил 18 триллионов рублей (12 триллионов рублей - кредиты юридическим лицам и 6 триллионов рублей - физическим). ЦБ РФ прогнозирует рост кредитного портфеля в этом году на 10-12%. Банкам отводится около двух месяцев на предоставление реальному сектору кредитов за счет средств господдержки.
Сегодняшней бюджетной системе России все еще необходимо решение следующих ключевых проблем в области бюджетных отношений:
Для преодоления указанных проблем необходимо осуществить следующие задачи:
- устранить неясности в Бюджетном кодексе;
- предложить Правительству в
Концепции управления
- создать группу для
соответствующей доработки
- просить Счетную палату дать предложения по этим вопросам.
- увеличить дотации на
выравнивание бюджетной
Другими проблемами бюджетной системы России являются:
Эти проблемы решаются путем:
Главным путем решения
проблемы налоговой системы является
дальнейшее совершенствование правового
регулирования сферы
Задачи в области стабилизации
положения финансовой системы исполняются
различными компетентными органами,
министерствами, ведомствами, банками.
Специальная денежно-кредитная
Итак, можно сказать, что только при комплексном подходе к проблеме совершенствования и стабилизации финансовой системы России можно добиться желаемых результатов, т.е. сформировать современную социально ориентированную финансовую систему, исправно функционирующую в условиях рыночных отношений.
Главная цель развития финансовой системы России на ближайшую перспективу - рост массового финансирования. В настоящее время российский финансовый сектор в основном удовлетворяет лишь финансовые потребности крупнейших предприятий. Без надлежащего финансирования малого и среднего бизнеса экономический рост, конечно, возможен, однако сделать его устойчивым нельзя.
Важный фактор, который необходимо учитывать при оценке принципов бюджетной политики на долгосрочную перспективу, составляет предстоящее снижение бюджетных поступлений из нефтегазового сектора в результате следующих тенденций:
1) В ближайшие несколько
десятилетий физический объем
добычи и экспорта нефти и
газа будет намного уступать
темпам роста ВВП, составляя
не более 2% в год. Это приведет
к сокращению доли
2) Продолжение в среднесрочной
перспективе повышения курса
рубля (хотя и более
3) Прогнозируемое снижение цен на нефть с 61 долл. США в 2006 году и 55 долл.США в 2007 г. до 50 долл.США в 2011 году.
Согласно долгосрочному прогнозу, к 2025 году поступления в федеральный бюджет могут сократиться за счет перечисленных факторов (даже при сохранении относительно высоких цен на нефть 40-50 долл. США в ценах 2006 года) до уровня менее 4%ВВП. Выпадающие доходы будут лишь в незначительной степени компенсироваться увеличением базы ненефтегазовых доходов и планируемым повышением собираемости налогов. Таким образом, ожидаемые доходы федерального бюджета при нынешнем налоговом законодательстве упадут с нынешнего уровня к 2020 г. примерно на 4,5 п.п. ВВП, для чего потребуется комплекс мер, связанных с повышением налогового бремени, сокращением расходов и резким наращиванием государственного долга. Использование концепции «ненефтегазового баланса бюджета» позволит обеспечить стабильный уровень государственных расходов вне зависимости от колебаний внешней конъюнктуры и поддерживать долгосрочную макроэкономическую устойчивость.
При формировании нефтегазовых доходов на 2009 год и на период до 2011 года были учтены следующие перечисления: от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (в части доходов федерального бюджета); вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, газ природный, товары, выработанные из нефти.
Планируемые нефтегазовые доходы федерального бюджета составили: в 2009 году – 2 465,7 млрд. рублей (7,07% к ВВП), в 20010 году и 2011 году - 2385,8 млрд. рублей (6,04% к ВВП) и 2378,2 млрд. рублей (5,35% к ВВП) соответственно.
Наименование показателя |
Единица измерения |
Значения показателей | ||
2010 год |
2011 год |
2012 год | ||
Валовой внутренний продукт |
млрд. руб. |
34870 |
39480 |
44470 |
Цены на нефть марки «Юралс» |
долл./барр. |
53,0 |
52,0 |
50,0 |
Цены на газ (дальнее зарубежье) |
долл./тыс. куб. м |
247,6 |
224,7 |
219,6 |
Курс доллара (среднегодовой) |
руб. за долл. США |
26,11 |
26,35 |
27,0 |
Объем экспорта (всего) |
млрд. долл. США |
302,6 |
296,9 |
294,2 |
в том числе: |
||||
Дальнее зарубежье |
- " - |
252,1 |
243,6 |
237,5 |
страны СНГ |
- " - |
50,5 |
53,3 |
56,7 |
Объем импорта (всего – по кругу товаров, учитываемых ФТС России) |
млрд. долл. США |
193,6 |
222,7 |
250,3 |
в том числе: |
||||
дальнее зарубежье (налогооблагаемый импорт) |
- " - |
165,7 |
192,9 |
219,2 |
страны СНГ |
- " - |
27,9 |
29,8 |
31,1 |
Экспорт нефти (всего) |
млн. тонн |
267,0 |
272,0 |
273,0 |
в том числе: |
||||
Дальнее зарубежье |
- " - |
228,0 |
232,0 |
233,0 |
страны СНГ |
- " - |
39,0 |
40,0 |
40,0 |
Экспорт нефтепродуктов (всего) |
млн. тонн |
104,0 |
104,0 |
106,0 |
в том числе: |
||||
Дальнее зарубежье |
- " - |
99,6 |
99,6 |
101,6 |
страны СНГ |
- " - |
4,4 |
4,4 |
4,4 |
Экспорт природного газа (всего) |
млрд. куб. м |
208,4 |
218,4 |
221,6 |
в том числе: |
||||
Дальнее зарубежье |
- " - |
178,1 |
187,9 |
191,1 |
страны СНГ |
- " - |
30,3 |
30,5 |
30,5 |
Прибыль прибыльных организаций для целей бухгалтерского учета |
млрд. руб. |
8220 |
9075 |
9965 |
Объем добычи нефти |
млн. тонн |
481,0 |
486,0 |
493,0 |