Финансовая система РФ и ее единство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 11:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является ответ на вопрос что такое финансовая система РФ и ее единство. В соответствии с этим предполагается решение следующих задач:
- определение финансовой системы;
- состав и структура финансовой системы;
- анализ всех составных частей финансовой системы;
- рассмотреть различия и сходства тех структур, которые предполагают авторы книг и прийти к единой, более правильной, на мой взгляд, финансовой системе.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 75.58 Кб (Скачать файл)

      - государственных и муниципальных  финансов;

      - финансов хозяйствующих субъектов.

      Как уже говорилось ранее, классификационным  признаком такого деления является роль субъекта в общественном воспроизводстве. В соответствии с этим критерием  имеются различия в потребностях финансовых ресурсов и соответственно финансовых фондов.

      Так, непосредственно участники общественного  воспроизводства, организации и  граждане, занимающиеся предпринимательской  деятельностью, производят товары и  занимаются оказанием услуг. Для  осуществления своей деятельности им необходимы финансовые ресурсы, которые  обеспечили процесс производства, необходимая  сумма денежных средств.

      Таким образом, для субъектов хозяйствования будут характерны такие финансовые отношения, которые будут обеспечивать непрерывность процесса производства товаров и оказания услуг.

      Каждая  сфера финансовой системы  свою очередь  имеет структурные элементы. Финансы  субъектов хозяйствования выступают  исходным финансовой системы, так как  именно в этой сфере происходит формирование первичных доходов и финансовых ресурсов и начинается прочие распределения и перераспределения стоимости.

      Группировка финансовых отношений внутри сферы  субъекта хозяйствования осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта. Он оказывает влияние на источники формирования финансовых ресурсов и порядок их использования. Часть организаций в качестве целей своей деятельности, преследует извлечение прибыли, они являются коммерческими. Помимо коммерческих организаций для нормального функционирования общества необходимы организации для удовлетворения потребностей общества в образовательных, культурных, научных, благотворительных и других общественно необходимых благах.

      Такие организации не преследуют цель получения  прибыли и не распределяют прибыль  между учредителями. Финансовые ресурсы  им необходимы только для осуществления  своей уставной деятельности. Это  также оказывает влияние на состав финансовых отношений, участниками  которых являются такие организации.

      Участниками товарного производства также выступают  предприятия без образования  юридического лица (ПБОЛ). Под деятельностью  таких предприятий понимается самостоятельная, осуществляющаяся на свой рисе деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законе порядке.

      Таким образом, выделяют следующие звенья в сфере субъектов хозяйствования:

      - финансы коммерческих организаций;

      - финансы некоммерческих организаций;

      - финансы ПБОЮЛ.

      Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный  бюджет, имеющий силу закона финансовый план государства ( роспись доходов и расходов) на текущий год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет «как форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».  Таким образом, государственный бюджет, являясь для государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальный мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

      Сфера финансов государственные и муниципальные  финансы состоит из двух звеньев:

    1. Финансы государственного бюджета.
    2. Финансы внебюджетных фондов.

      Государственный внебюджетный фонд – это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строгое целевое назначение. Расходы и доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными органами в форме закона аналогично закону об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности.

      Таким образом в состав финансовой системы  входят две крупные сферы и звенья, входящие в их состав.

      Глава 2. Анализ и характеристика элементов  финансовой системы РФ

    1. Финансы субъектов хозяйствования и их составляющие

      Финансы субъектов хозяйствования занимают определяющее положение в структуре  финансовой системы страны, так как  именно на уровне предприятий формируется  преобладающая масса финансовых ресурсов государства.

      Финансы хозяйствующих субъектов – это  денежные отношения, связанные с  формированием денежных доходов, поступлений  и накоплений у  экономических  субъектов и их использованием на финансирование затрат по расширенному воспроизводству или предоставлению услуг, на материальное стимулирование работающих, выполнение обязательств перед государством, физическими  и юридическими лицами.

      Финансы экономических субъектов отличаются многообразием форм финансовых отношений, опосредуют процесс создания материальных благ и оказания услуг потребителям, обеспечивают процесс формирования, постоянного восполнения и увеличения производственных фондов и фондов непроизводственного  назначения коммерческих и некоммерческих организаций. Финансы хозяйствующих субъектов имеют широкие возможности воздействия на все сферы хозяйственной жизни, выступая исходным звеном финансовой системы.

      Особенности формирования и использования финансовых ресурсов разных экономических субъектов  определяются: сферой деятельности экономических  субъектов, организационно-правовой формой, отраслью. Кроме экономических субъектов, действующих как юридическое  лицо, предпринимательскую деятельность могут осуществлять лица, действующие  без образования юридического лица.

      Предприятия и организации функционируют  на коммерческих и некоммерческих началах. Для коммерческих организаций характерна, прежде всего, главная цель  - получение прибыли. Некоммерческие организации преследуют иную цель – обеспечение наилучшего социального эффекта, и если такая организация получает прибыль, то, как правило, не распределяет ее между участниками.

      При  функционировании коммерческих организаций  возникают следующие группы финансовых отношений:

      - внутри коммерческих организаций  по поводу формирования, распределения  и использования финансовых ресурсов;

      - между коммерческой организацией  и другими экономическими субъектами: получение и уплата штрафов,  внесение паевых взносов, инвестирование  средств, участие в распределении  прибыли, получение дивидендов  и т.п.;

      - с государством по поводу образования  и использования бюджетных и  внебюджетных фондов;

      - с работниками организации по  выплатам из чистой прибыли.

      Финансовые  отношения коммерческой организации  могут быть очень сложными, когда  речь идет о холдингах, участниках финансово-промышленных групп и т.д.

      Принципы  организации финансов в сфере  коммерческой деятельности:

      - максимизация прибыли предприятия;

      - оптимизация источников формирования  финансовых ресурсов;

      - обеспечение финансовой устойчивости  коммерческих предприятий и организаций,  в том числе использование  различных механизмов защиты  от предпринимательских рисков;

      - обеспечение инвестиционной привлекательности;

      - материальная ответственность –  предполагает наличие системы  ответственности за ведение и  результаты финансово-хозяйственной  деятельности.

      При функционировании некоммерческих также  возникают группы финансовых отношений:

      - между учредителями и некоммерческой  организацией по поводу формирования  финансовых ресурсов;

      - между некоммерческой организацией  и физическими и юридическими  лицами по поводу добровольных  взносов как источника финансовых ресурсов некоммерческой организации, оплаты услуг, оказываемых некоммерческой организацией, размещения финансовых ресурсов некоммерческой организации;

      - внутри организаций по поводу  формирования и использования  финансовых ресурсов;

      - между отраслевыми органами управления  и подведомственными им учреждениями  и организациями по поводу  использования отраслевых фондов;

      - отношения между некоммерческой  организацией и финансово-банковской  системой;

      - отношения с государством по  поводу уплаты обязательных налогов  и платежей. 

      Для финансов некоммерческих организаций  характерны принципы:

      - сметного финансирования – покрытия  затрат учреждений и организаций  в соответствии с учрежденной  сметой;

      - материальной ответственности за  ведение и результаты деятельности.

      Принцип самофинансирования справедлив для  некоммерческих организаций, не являющихся учреждением.

      Теперь  нужно провести анализ тех структурных  звеньев, которые выделяют авторы в  сфере финансы субъектов хозяйствования.

      Помимо  финансов коммерческих организаций, финансов некоммерческих организаций и финансов ПБОЮЛ авторы выделяют такие звенья как: финансовые посредники, финансы  общественных объединений, финансы  домохозяйств.

      Такой термин как финансовые посредники встречается  в учебнике. Причем автор далее  пишет, что « в сфере финансов хозяйствующих субъектов следует  выделить более частные сферы: финансы  коммерческих предприятий и организаций  и финансы некоммерческих организаций». Для звена финансовые посредники дается лишь пояснение, что к «финансовым  посредникам относятся кредитные организации, частные пенсионные фонды, страховые организации и другие финансовые институты».

      По  определению (из Федерального закона от 02.12.1990 №395-1 (ред. От 29.06.2004) «О банках и  банковской деятельности»), «кредитная организация – юридическое лицо, которое для извлечения прибыли  как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения Центрального банка РФ имеет право  осуществлять банковские операции, предусмотренные  настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности  как хозяйственное общество». Из этого определения можно сделать  вывод, что деятельность кредитных  организаций является коммерческой, так как главная цель – это  извлечение прибыли, что свойственно  именно для коммерческих организаций, и кредитная организация может  образовываться на основе любой формы  собственности как хозяйственное  общество.

      Далее Романовский в разделе финансы  хозяйствующих субъектов пишет, что «из сферы финансов коммерческих организаций можно выделить такую  специфическую сферу, как «финансовые посредники». Таким образом происходит противоречие. С одной стороны автор выделяет финансовых посредников как отдельное звено, а потом пишет, что они являются коммерческими организациями [12, с. 81].

      На  основании вышесказанного можно  сделать вывод, что финансовых посредников  не правильно выделить в отдельное  звено.

      В учебниках Родионовой и Галицкой встречается такое понятие как  финансы  общественных объединений, которые авторы выделяют в отдельное  звено финансовой системы.

      Общественные  объединения создаются на основе принадлежности людей к одной  профессии или определенной социальной группе, общих интересов, увлечений  или подходов к решению задач общегражданского, идеологического значения. В России действует большое количество общественных объединений: профессиональные союзы, партии, творческие союзы, спортивные и другие добровольные общества, специальные целевые и благотворительные фонды.

Информация о работе Финансовая система РФ и ее единство