Как
экономическая категория государственный
кредит обслуживает формирование и
использование государственных
централизованных денежных фондов. Его
специфическими чертами являются:
-
добровольность;
-
возвратность и платность;
-
на общегосударственном уровне
не имеет конкретного целевого
характера.
В
отличие от банковского кредита,
государственный предполагает непроизводительное
использование - содержание политической
надстройки. Еще одно отличие состоит
в том, что государство выплачивает
доходы кредиторам из будущих бюджетных
поступлений и ведет к образованию
государственного долга и необходимости
его обслуживать, иногда за счет недофинансирования
учреждений, предоставляющих социальные
услуги населению. Размер и структура
государственного долга отражают состояние
экономики и финансов страны, эффективность
функционирования государственных
структур.
Функции
государственного кредита:
1)
регулирующая: вступая в отношения
кредита, государство воздействует
на денежное обращение, производство,
занятость, уровень ставок на
рынке денег и капиталов и
другое. Государство может проводить
ту или иную финансовую политику:
мобилизуя средства физических
лиц, государство снижает их платежеспособный
спрос; если за счет государственного
кредита финансируются производственные
затраты (инвестиции), то наличная денежная
масса в обращении сокращается; в случае
финансирования затрат на оплату труда
работников бюджетной сферы денежная
масса сокращается; если привлекаются
накопления юридических лиц и средства
направляются на выплаты населению, то
объем денежной массы в обращении возрастает;
увеличение объемов государственных займов
ведет к увеличению цены банковского кредита
и соответственно, к снижению инвестиций
в бизнес и другое;
2)
фискальная: государственный кредит
является вторым после налогов
способом финансирования государственных
расходов. В развитых странах
за счет государственных займов
финансируются затраты капитального
характера и это имеет положительное
значение. Объекты социально-культурной
инфраструктуры (школы, ВУЗы, больницы
и др.) служат в течение 30-40 лет,
следовательно, разумнее переложить
финансирование таких объектов
на все поколения, которые будут
ими пользоваться. Такое растяжение
и обеспечивается путем выпуска
займов на соответствующий срок.
Поколение, которое строит объект
и последующие несут аналогичное
финансовое бремя за счет налогов,
с которых погашается как основной
долг, так и проценты по нему.
Налоги, которые взимаются в период
финансирования расходов за счет
государственных займов, не увеличиваются.
При погашении же кредитов, налоги
взимаются не только для выплаты
займов, но и процентов по задолженности.
Таким образом, использование
средств в системе государственного
кредита может быть производительным
(при этом налоги не увеличиваются)
и не производительным (при этом
источником погашения займов
являются возрастающие налоги
и новые займы). Такой способ
использования называется рефинансированием
т. е., старая задолженность погашается
путем выпуска новых займов. При
этом, мобилизуемые государственным
кредитом средства являются антиципированными
взятыми вперед налогами (часть
бюджетных средств отвлекается от производительного
использования и обслуживает государственный
долг. При обслуживании долга действует
такое правило: чем больше величина долга,
тем большая доля средств направляется
на его обслуживание.
Внутренний
государственный кредит может выступать
в следующих формах:
-
заимствование средств общегосударственного
ссудного фонда. ЦБ РФ предоставляет
часть своих кредитных ресурсов
на покрытие расходов правительства,
не опосредуя операцию покупкой
государственных ценных бумаг;
-
обращение части вкладов населения
в государственные займы. Посредником
в этой операции выступает
уполномоченный коммерческий банк,
который передает средства без
ведома реальных владельцев через
покупку особо ценных бумаг
- сберегательных сертификатов, казначейских
обязательств и др. В качестве
примера можно привести Сберегательный
банк РФ.;
-
государственные займы привлекают
временно свободные денежные
средства юридических и физических
лиц на финансирование общественных
потребностей путем выпуска и
реализации государственных ценных
бумаг.
Целевые
бюджетные кредиты являются источниками
финансирования отраслевых программ инвестиционного
характера, конверсии оборонной
промышленности, пополнения оборотных
средств предприятий и др. Бюджетные
кредиты предусматриваются в
бюджете на текущий год. Но поскольку
их выделение связано с финансированием
мероприятий долгосрочного характера,
то возникает необходимость в
преемственности программ кредитования
на протяжении нескольких финансовых
лет.
Государственная
или муниципальная гарантия- способ
обеспечения гражданско-правовых обязательств,
в силу которого соответственно РФ,
субъект РФ, ОМС- гарант- дает письменное
обязательство отвечать полностью
ил частично за исполнение лицом, которому
дается гарантия, обязательства пред третьими
лицами.
Срок
гарантии определяется сроком исполнения
обязательств, по которым предоставлена
гарантия. Гарантии предоставляются, как
правило, на конкурсной основе.
Гарант
по государственной или муниципальной
гарантии несет субсидиарную ответственность
дополнительно к ответственности
должника по гарантированному им обязательству.
Предусмотренное обязательство
гаранта перед третьим лицом
ограничивается уплатой суммы, на которую
выдана гарантия. Гарант, исполнивший
обязательства получателя гарантии,
имеет право потребовать от последнего
возмещения в полном объеме сумм, уплаченных
третьему лицу по гарантии. Федеральным
законом о федеральном бюджете
устанавливается верхний предел
общей суммы государственных
гарантий РФ, предоставляемых в национальной
валюте и верхний предел общей
суммы государственных гарантий
РФ, предоставляемых в иностранной
валюте. Общая сумма, предоставленных
государственных гарантий РФ для
обеспечения обязательств включается
в состав государственного долга
РФ как вид долгового обязательства.
Законом о федеральном бюджете
утверждаются гарантии, выдаваемые отдельному
субъекту РФ, муниципальному образованию
или юридическому лицу.
Таким
образом, можно отметить, что, фондовый
рынок является одной из составляющих
централизованной части финансовой
системы страны, что определяет финансы
фондового рынка в финансы
государственного бюджета и не выделяет
его в отдельное звено системы.
Как известно, централизованная часть
финансовой системы отвечает за процесс
перераспределения национального
дохода и валового внутреннего продукта.
Перераспределение происходит при
помощи бюджетных, страховых отношений
и отношений, возникающих на фондовом
рынке.
Таким
образом, на дискуссионный вопрос о
составе сферы «государственные
и муниципальные финансы» можно
дать ответ, что она состоит из: финансов
государственного бюджета и финансов
внебюджетных фондов.
2.3.
Страхование как отдельная сфера
финансовой системы РФ или
структурный элемент других сфер
Вопрос
о выделении страхования в
отдельную сферу является одним
из основных дискуссионных вопросов.
Для того чтобы правильно ответить
на этот вопрос необходимо проанализировать
основные критерии организации финансов
в страховании, источники формирования
финансовых ресурсов и направления
распределения прибыли.
Переход
экономики на рыночные отношения, развитие
предпринимательской деятельности,
расширение круга товарных и обменных
операций, взаимных договорных обязательств
между хозяйствующими субъектами объективно
требуют надежной системы гарантий,
предоставляемой страхованием. Только
на основе страхования становиться
возможной защита общественных и
личных интересов, возникающих в
процессе производства, распределения,
обмена и потребления материальных
благ.
Страхование
представляет собой особу форму
перераспределительных отношений
по поводу формирования и использования
целевых фондов денежных средств
для защиты имущественных интересов
физических и юридических лиц
и возмещения им материального ущерба
при наступлении неблагоприятных
явлений и событий.
Важная
роль страхования в системе общественного
воспроизводства предполагает наличие
сферы страховых услуг, соответствующий
типу экономического развития государства.
В условиях рыночного хозяйства
наряду с традиционным использованием
возможностей страхования по защите
от чрезвычайных явлений природного
характера (землетрясения, оползни, наводнения
др.) техногенных рисков (пожары, аварии,
взрывы и др.) резко возрастает потребность
у предпринимателей в страховом
покрытии ущерба, возникающего при
нарушении финансовых и кредитных
обязательств, неплатежеспособности контрагентов
и действии других экономических факторов,
ведущих к потере прибыли и доходов.
Страховая
жизнь, здоровья, трудоспособности и
материального благосостояния граждан
также неразрывно связана с их
экономическими интересами и реализуется
с помощью услуг имущественного,
личного и социального страхования.
Из
фондов, традиционно относящихся
к учреждениям социального страхования,
у нас действуют только следующие:
-
Пенсионный фонд, имеющий довольно
разнообразные функции, относящиеся
по большей степени не к
сфере социального страхования;
-
Фонд социального страхования,
также не могущий служить основой
для создания в России стройной
системы социального страхования;
-
Фонд медицинского страхования,
который фактически так же
к страхованию имеет весьма
отдаленное отношение, воплощая
в себе все ту же бюджетную
медицину с несколько иными
источниками формирования бюджета.
В
связи с различиями в объектах
страхования всю совокупность страховых
отношений можно разделить на
пять отраслей: социальное, имущественное,
личное, страхование ответственности,
страхование предпринимательских
рисков
Социальное
страхование - это система отношений,
с помощью которой формируются
и расходуются фонды денежных
средств для материального обеспечения
лиц, не обладающих физической трудоспособностью
или располагающих таковой, но не
имеющих возможности реализовать
ее по различным причинам.
Социальное
страхование как финансовая категория
представляет собою часть денежных
отношений по распределению и
перераспределению национального
дохода с целью формирования и
использования фондов, предназначенных
для содержания лиц, не участвующих
в общественном труде.
Имущественное
страхование - отрасль страхования,
где объектами страховых правоотношений
выступает имущество в различных
видах. Под имуществом понимается совокупность
вещей и материальных ценностей,
состоящих в собственности и
оперативном управлении физического
или юридического лица. В состав
имущества входят деньги и ценные
бумаги, а также имущественные
права на получение вещей или
иного имущественного удовлетворения
от других лиц.
Экономическое
содержание имущественного страхования
заключается в организации особого
страхового фонда, предназначенного для
возмещения ущерба его участникам,
который возник в результате причинения
вреда.
Имущественное
страхование защищает интересы страхователя,
связанные с владением, пользованием,
распоряжением имуществом и товарно-материальными
ценностями. К традиционным и освоенным
видам имущественного страхования
относятся сельскохозяйственное страхование,
транспортное страхование, страхование
имущества граждан, страхование
имущества предприятий различных
форм собственности. Для российского
страхового рынка перспективными, отличающимися
высокими страховыми суммами и уровнем
страховой ответственности считаются
морское и авиационное страхование,
страхование грузов, страхование
транспортных средств от всех рисков,
страхование от огневых рисков.
Личное
страхование выступает формой социальной
защиты и укрепления материального
благосостояния населения. Его объекты
-- жизнь, здоровье, трудоспособность граждан.
Преобладающая доля операций по личному
страхованию проводится на добровольной
основе. Наиболее распространенными
считаются смешанное страхование
жизни с широким объемом страховой
ответственности (в связи с дожитием
до окончания срока страхования,
в связи с потерей здоровья
от несчастного случая, в связи
с наступлением смерти застрахованного),
страхование детей до достижения
ими совершеннолетия, страхование
детей и школьников от несчастных
случаев, ритуальное страхование, страхование
пенсий, страхование образования.
В
области личного страхования, особенно
по долгосрочным и обязательным видам
страхования, лидером является государственное
акционерное общество "Росгосстрах".
Большинство российских страховых
компаний, преимущественно вновь
создаваемых, ориентируются на краткосрочные
виды страхования, что препятствует
накоплению страховых фондов и снижает
долю личного страхования в общем
объеме страховых операций.
Следует
отметить, что на динамику операций
по личному страхованию отрицательное
воздействие оказывают инфляционные
процессы, снижение его сберегательной
(накопительной) функции, отсутствие у
населения желания направлять временно
свободные средства на цели страхования.
Страхование
ответственности в отличие от
имущественного и личного защищает
интересы как самого страхователя,
поскольку ущерб за него возмещает
страховая организация, так и
других (третьих) лиц, которым гарантируются
выплаты за ущерб, причиненный вследствие
действия или бездействия страхователя
независимо от его имущественного положения.
Тем самым страхование ответственности
обеспечивает защиту экономических
интересов возможных виновников
вреда и лиц, которым в конкретном
страховом случае причинен ущерб.