Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2012 в 12:37, дипломная работа
Анализ финансово-хозяйственной деятельности характеризуется также многогранностью экономической жизни предприятия. В связи с этим набор принимаемых во внимание факторов эффективности производственно-хозяйственной деятельности постоянно меняется по мере того, как под действием внешних и внутренних обстоятельств возникают новые ситуации. Исходя из этого, можно сказать, что конкретный перечень показателей, ресурсов и сфер деятельности, которые должны быть подвергнуты анализу, меняется по мере изменения условий функционирования предприятия.
ВВЕДЕНИЕ
1. ЭКОНОМИКО - ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Общая характеристика предприятия. Виды деятельности.
1.2. Структура управления предприятия
1.3. Характеристика персонала.
1.4. Организация оплаты труда.
1.5. Динамика экономических показателей деятельности.
2. Финансовая устойчивость предприятия
2.1. Экономическая сущность, содержание и классификация финансовой устойчивости организации как объекта финансового анализа.
2.2. Система показателей анализа финансовой устойчивости организационное совершенствование методики их расчета.
2.3. Показатели и виды финансовой устойчивости предприятия.
2.4. Пути повышения финансовой устойчивости.
3. Анализ финансовой устойчивости и пути ее укрепления
3.1. Расчет показателей финансовой устойчивости.
3.2. Динамика и состав оборотных активов.
3.3. Анализ состояния дебиторской и кредиторской задолженности
3.4. Проведение мероприятий по сокращению общехозяйственных затрат
3.5. Предложения по повышению финансовой устойчивости на предприятии.
Заключение. .
Список использованной литературы.
Рентабельность – это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.); они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
- показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;
- показатели, характеризующие рентабельность продаж;
- показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Рентабельность продаж (оборота) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг, или чистой прибыли на сумму полученной выручки от реализации продукции:
R об. = ПР р.п. / В, R об./ = или ЧП / В.)
характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж.
Чистая прибыль ОАО «Агрокомплекс»
на 1 января 2005 года : 19220 / 114739 = 0,16 %
На 1 января 2006 года: 23600 / 121702 = 0,19 %
На 1 января 2007 года: 14980 / 130957 = 0,11 %
(выражается в процентах). Рентабельность по отношению к выручке является эффективным показателем, (чем выше рентабельность, тем она эффективнее).
Рентабельность (доходность) капитала исчисляется отношением балансовой или чистой прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (KL) или собственного, заемного основного оборотного капитала:
R кап. = БП/KL, или R кап. = ЧП/KL,
На 1 января 2007 года: 14980 / 241495 = 0,06 %. Рентабельность всего капитала за 2006 год низкая. Заемный капитал занимает большую часть собственных средств, предприятия: кредиторская задолженность банку, другим предприятиям, задолженность трудовому персоналу по заработной плате и т.д.
На величину прибыли, и уровень рентабельности продаж оказывают влияние многие факторы:
- количество и качество продукции, ее себестоимость, цены на продукцию и элементы себестоимости, а также структурные сдвиги в составе продукции.
Но выручка от продаж зависит не только от количества и качества продукции, но и от структуры и цен на отдельные виды продукции. В свою очередь, себестоимость продукции определяется структурой изделий и ценами на отдельные элементы затрат.
Подразделяют внешние и внутренние факторы, влияющие на прибыль и рентабельность продаж:
К внешним относятся:
- чрезвычайные события, природные (климатические) условия,
транспортные и другие факторы, вызывающие дополнительные затраты у одних предприятий и обусловливающие дополнительную прибыль — у других;
- изменение государственными органами или инфляционными процессами цен на продукцию, потребляемое сырье, материалы, топливо, покупные полуфабрикаты, тарифов на услуги и перевозки, торговых скидок, накидок, норм амортизационных отчислений, ставок заработной платы, начислений на нее и ставок налогов и других сборов, выплачиваемых предприятиями;
- нарушения поставщиками, снабженческо-сбытовыми, вышестоящими хозяйственными, финансовыми, банковскими и другими органами дисциплины по хозяйственным вопросам, затрагивающим интересы предприятия.
К внутренним относятся:
Факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины:
- нарушение действующего порядка установления и применения цен, а также торговых накидок;
- экономия, полученная в результате невыполнения предусмотренных в трудовом договоре мероприятий по охране труда, улучшению условий труда и техники безопасности, недоиспользования средств по подготовке и повышению квалификации кадров, невыполнения плана текущего ремонта основных производственных средств, не проведения мероприятий по испытаниям и освоению новой техники и т.д.;
- экономия, полученная от выпуска продукции с отступлениями от условий стандартов, рецептур, технических условий и нарушением технологии производства.
2. Финансовая устойчивость предприятия
2.1. Экономическая сущность, содержание и классификация
финансовой устойчивости организации как объекта
финансового анализа
С начала 90-х годов XX в. российские предприятия были поставлены в принципиально иные условия функционирования: появилось конкурентное окружение, ушел в прошлое государственный заказ на производство продукции многих отраслей экономики, ответственность за результаты финансово-хозяйственной деятельности целиком легла на менеджмент, стал появляться класс собственников, значительно вырос риск неплатежей. В этой ситуации устойчивое развитие хозяйствующего субъекта стало зависеть от множества внутренних и внешних факторов. Многие экономические субъекты, успешно осуществлявшие свою деятельность до 90-х годов, не смогли приспособиться к новым условиям хозяйствования. Неспособность самостоятельно, без поддержки государства, осуществлять свою деятельность привела к падению эффективности используемого капитала, сокращению объемов производства неконкурентоспособной продукции, закрытию отдельных производств, и в конечном итоге, банкротству. К сожалению, лишь немногие организации сразу смогли адаптироваться к рынку. В этой связи, стремление хозяйствующих субъектов сохранить достигнутый уровень деятельности, получить различные конкурентные преимущества перед прочими фирмами, укрепить свой экономический потенциал, приумножить благосостояние собственников компании прямо стало зависеть от способности организации противостоять негативному воздействию внешней среды бизнеса и эффективно использовать все ее ограниченные ресурсы.
Устойчивость организации, функционирующей в рыночной экономике, является одним из важнейших факторов оценки ее конкурентоспособности.
Существует множество взглядов относительно содержания понятия устойчивости организации. Можно сказать, что в настоящее время не определено место финансовой устойчивости в системе различных показателей устойчивости организации (финансовая устойчивость, маркетинговая, производственная, социальная и т.д.). Поэтому, прежде чем дать четкое определение финансовой устойчивости, необходимо найти ее место среди других показателей устойчивости организации. Рассмотрим классификацию устойчивости:
Классификация устойчивости
Таблица 2.1.
Виды устойчивости | Факторы воздействующие на устойчивость | Краткая характеристика |
1 | 2 | 3 |
1. Финансовая устойчивость | Инфляция | Рост инфляции в стране отрицательно сказывается на финансовой устойчивости организации |
| Требования кредиторов | При одновременном требовании кредиторами возмещения долгов организация, даже самая устойчивая в финансовом отношении, может иметь для себя самые неожиданные последствия, вплоть до банкротства |
| Банкротство должников | В этом случае организация не сможет получить свои долги |
| Изменения налоговой системы | Если в стране наблюдается повышение налоговых платежей, а предприятия не в силах платить, то это в конечном итоге может понизить финансовую устойчивость предприятия |
| Экономическая политика государства | В зависимости от того, какую экономическую политику ведет государство: уменьшает ли оно налоги, поощряет ли отечественных производителей, какие принимает меры по повышению качества выпускаемой продукции, зависит финансовая устойчивость |
| Качество выпускаемой продукции | Если продукция производится высокого качества, следовательно, ее покупательная способность будет расти, что положительно скажется на финансовом состоянии организации |
| Колебание валютных курсов | Касается, в основном предприятий, у которых есть в наличии иностранная валюта, совершаются валютные операции и т.д. |
| Сезонность поступления денежных потоков | На некоторых предприятиях основные денежные потоки приходятся на какое - либо время года, например в АПК основная масса денежных потоков поступает после реализации урожая |
2. Маркетинговая устойчивость | Реклама | Чем больше рекламируется та или иная продукция, тем выше на нее спрос, и тем это лучше для предприятия |
| Уровень доходов потребителей | Данный фактор оказывает влияние на устойчивость, если уровень доходов велик, а значит уровень жизни высок, что является положительным фактором и позитивно сказывается на социальной устойчивости |
| Наличие спроса и предложения | Спрос – это показатель качества продукции, чем он выше, тем это лучше для предприятия, а спрос товара на рынке диктует его предложение |
3. Производственная устойчивость | Запасы сырья | Если у предприятия имеются большие запасы сырья и материалов, то оно устойчиво в производственном плане |
| Объем производства и выпуска продукции | В том случае, если у данного предприятия большой объем выпуска продукции, которая пользуется спросом на рынке и приносит предприятию прибыль, то это предприятие может считаться производственно – устойчивым |
| Использование новых технологий | Если предприятие при производстве продукции использует новые технологии, значит продукция – высокого качества и предприятие устойчиво |
| Реализация продукции | Готовая продукция должна как можно быстрее найти своего покупателя, иначе предприятие тратит свои средства на ее хранение, модернизацию и т.д. |
4. Социальная устойчивость | Уровень образования | При высоком уровне образованности коллектива можно быстро и с наименьшими затратами добиться поставленной цели |
| Рынок рабочей силы | Чем больше предложения рабочей силы, тем рабочие лучше работают |
| Оплата и условия труда | От того, в каких условиях работают люди и как им оплачивают их труд, зависит благосостояние этих людей и соответственно социальная устойчивость |
| Демографические проблемы | Чем выше рождаемость в стране и ниже смертность, тем лучше демографическая ситуация в стране |
5. Экологическая устойчивость | Природоохранная деятельность | Осуществляя деятельность по охране природы, отдельные предприятия будут способствовать улучшению экологической ситуации в целом |
| Техногенные катастрофы | Наносят непоправимый вред не только окружающей среде, но и требуют очень больших средств на ликвидацию их последствий |
Помимо определения финансовой устойчивости в рамках системы ее частных и обобщающих показателей необходимо разобраться в самом понятии «финансовая устойчивость». Прежде чем дать определение финансовой устойчивости, необходимо обратиться к терминологической стороне этого вопроса.
Рассмотрим мнения различных авторов о сущности и содержании финансовой устойчивости.
В.В. Ковалев и О.Н. Волкова утверждают, что одна из важнейших характеристик финансового состояния предприятия — стабильность его деятельности в свете долгосрочной перспективы. Она связана с общей финансовой структурой предприятия, степенью его зависимости от кредиторов и инвесторов. Следовательно, финансовая устойчивость характеризуется соотношением собственных и заемных средств. Хотя, рассматривая анализ имущественного положения, В.В. Ковалев считает, что устойчивость финансового положения предприятия в значительной степени зависит от целесообразности и правильности вложения финансовых ресурсов в активы. С точки зрения М.В. Мельник — финансовое состояние считается устойчивым, если организация располагает достаточным объемом капитала для того, чтобы обеспечивать непрерывность своей деятельности, связанную с производством и реализацией продукции в заданном объеме, а также полностью и своевременно погашать свои обязательства перед персоналом по выплате заработной платы, бюджетом по уплате налогов и поставщиками за полученные от них поставки и услуги, формировать средства для обновления и роста внеоборотных средств.
Л.И. Кравченко также не дает прямого определения финансовой устойчивости предприятия, а указывает на то, что устойчивое финансовое положение предприятия характеризуется прежде всего постоянным наличием в необходимых размерах денежных средств на счетах в банках, отсутствием просроченной задолженности, оптимальным объемом и структурой оборотных активов, их оборачиваемостью, ритмичным развитием выпуска продукции, товарооборота, ростом прибыли и т.д.
А.Д. Шеремет и Р.С. Сайфулин представляют финансовую устойчивость предприятия как определенное состояние счетов предприятия, гарантирующее его постоянную платежеспособность. С ними соглашаются М.С. Абрютина и А.В. Грачев — финансовая устойчивость предприятия есть не что иное, как надежно гарантированная платежеспособность, независимость от случайностей рыночной конъюнктуры и поведения партнеров. Они же выделяют и главный признак устойчивости — это наличие чистых ликвидных активов, определяемых как разность между всеми ликвидными активами и всеми краткосрочными обязательствами на тот или иной момент времени.
В.М. Родионова и М.А. Федотова считают, что финансовая устойчивость — это состояние ее финансовых ресурсов, их распределение и использование, позволяющее обеспечивать развитие организации на основе роста прибыли и капитала при сохранении платежеспособности и кредитоспособности в условиях допустимого уровня риска.
Многие зарубежные авторы подчеркивают, что финансовая устойчивость организации определяется правилами, направленными одновременно на поддержание равновесия финансовых структур и на избежание рисков для инвесторов и кредиторов. По их мнению, финансовую устойчивость целесообразно измерять показателями, характеризующими различные виды соотношения между собственными и заемными источниками средств, используемыми для формирования имущества, отраженного в активе баланса.
Наиболее подробно, на наш взгляд, раскрывает проблему финансовой устойчивости предприятия Г.В. Савицкая: «Финансовая устойчивость предприятия — это способность субъекта хозяйствования функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, гарантирующее его постоянную платежеспособность и инвестиционную привлекательность в границах допустимого уровня риска».
Анализ различных точек зрения о содержании понятия «финансовая устойчивость» показывает, что по исследуемой проблеме нет единого взгляда различных авторов. Не все авторы излагают свою формулировку понятия «финансовая устойчивость». Большинство из них представляют финансовую устойчивость более узко, чем следовало бы, выражая финансовую устойчивость одним или двумя показателями. Однако, очевидно, что финансовая устойчивость – многомерное экономическое явление, следовательно, выражается системой показателей.
Исследовав точки зрения различных авторов и уточнив основные характеристики понятия финансовой устойчивости организации, можно предложить следующее ее определение: Финансовая устойчивость любого хозяйствующего субъекта – это способность осуществлять основные и прочие виды деятельности в условиях предпринимательского риска и изменяющейся среды бизнеса с целью максимизации благосостояния собственников, укрепления конкурентных преимуществ организации с учетом интересов общества и государства.
2.2. Система показателей анализа финансовой устойчивости организации и совершенствование методики их расчета
Преобразование исходной финансово-экономической информации в законченные выводы и рекомендации, направленные на обоснование управленческих решений, осуществляется с помощью разнообразных аналитических операций и процедур. Ключевую роль в данном контексте играет система показателей, позволяющая с определенной степенью достоверности и объективности оценить степень финансовой устойчивости коммерческой организации в ретроспективном и перспективном аспектах.
Формирование конкретных аналитических показателей и их групп является важнейшим этапом организации как внутреннего, так и внешнего анализа финансовой устойчивости. Оно зависит от множества факторов, среди которых целевые установки анализа; потребности пользователей информации; доступность и достоверность информационных источников; отраслевая специфика анализируемой организации; состояние внешней и внутренней бизнес-среды и другие.