Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2012 в 12:37, дипломная работа
Анализ финансово-хозяйственной деятельности характеризуется также многогранностью экономической жизни предприятия. В связи с этим набор принимаемых во внимание факторов эффективности производственно-хозяйственной деятельности постоянно меняется по мере того, как под действием внешних и внутренних обстоятельств возникают новые ситуации. Исходя из этого, можно сказать, что конкретный перечень показателей, ресурсов и сфер деятельности, которые должны быть подвергнуты анализу, меняется по мере изменения условий функционирования предприятия.
ВВЕДЕНИЕ
1. ЭКОНОМИКО - ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Общая характеристика предприятия. Виды деятельности.
1.2. Структура управления предприятия
1.3. Характеристика персонала.
1.4. Организация оплаты труда.
1.5. Динамика экономических показателей деятельности.
2. Финансовая устойчивость предприятия
2.1. Экономическая сущность, содержание и классификация финансовой устойчивости организации как объекта финансового анализа.
2.2. Система показателей анализа финансовой устойчивости организационное совершенствование методики их расчета.
2.3. Показатели и виды финансовой устойчивости предприятия.
2.4. Пути повышения финансовой устойчивости.
3. Анализ финансовой устойчивости и пути ее укрепления
3.1. Расчет показателей финансовой устойчивости.
3.2. Динамика и состав оборотных активов.
3.3. Анализ состояния дебиторской и кредиторской задолженности
3.4. Проведение мероприятий по сокращению общехозяйственных затрат
3.5. Предложения по повышению финансовой устойчивости на предприятии.
Заключение. .
Список использованной литературы.
2. В большинстве хозяйствующих субъектов наблюдается дефицит собственного оборотного капитала, что вызвано как многолетней убыточной работой, так и крупными суммами кредиторской задолженности.
3. На балансах большинства агроорганизаций числятся крупные суммы просроченной кредиторской задолженности, особенно перед внебюджетными фондами. Большую часть этой задолженности составляют штрафы и пени за несвоевременную уплату. История возникновения этих долгов относится к 1993 г., когда против сельского хозяйства в полную силу заработали механизмы штрафных санкций, однако хозяйства, оказавшись в условиях гиперинфляции и острейшего дефицита средств, были не в состоянии погашать обязательные платежи по многократно возросшим процентным ставкам.
4. Ограниченность применения законодательства о банкротстве против сельскохозяйственных организаций. Это происходит при помощи административного заслона во избежание социальных конфликтов, поскольку хозяйствующий субъект на селе часто является градообразующим, т.е. полностью или частично поддерживающим всю социальную инфраструктуру (ЖКХ, школы, больницы, детские дошкольные учреждения, столовые, бани и т.п.).
5. Участие многих хозяйств в агропромышленной интеграции как способ адаптации к неблагоприятному влиянию внешней бизнес-среды (диспаритет цен, слабая финансовая и протекционистская поддержка со стороны государства, ограниченность рынков сбыта и др.). В результате происходит снижение части издержек, приток средств на финансирование сельхозработ и обеспечиваются условия простого воспроизводства, что в целом повышает финансовую устойчивость, однако, при этом зачастую теряется юридическая самостоятельность (происходит передел собственности).
Учитывая отмеченные особенности, следует модернизировать балансовые неравенства, характеризующие типы финансовой устойчивости в сторону смягчения условий финансовой несостоятельности.
Говоря о показателях финансовой устойчивости, стоит отметить, что среди всего их множества можно выделить обобщающие, т.е. наиболее концентрировано выражающие сущность исследуемой категории. К этим показателям можно отнести: Коэффициент финансовой независимости (Собственный капитал / Всего активов), коэффициент финансовой устойчивости (Собственный капитал + Долгосрочные обязательства) / Всего активов), Чистые активы (Активы, принимаемые к расчету – Пассивы, принимаемые к расчету), Рентабельность активов (Чистая прибыль / Активы), эффект финансового рычага, ряд показателей эффективности менеджмента. Все они находятся под воздействием факторов как внутренней, так и внешней бизнес – среды, определяющих устойчивость финансового состояния субъекта.
Одним из важнейших индикаторов оценки финансовой устойчивости организации является коэффициент маневренности собственного капитала (Собственный оборотный капитал / Собственный капитал), отражающий долю собственного капитала, направленную на финансирование мобильных активов. Предлагается мультипликативная детерминированная модель зависимости коэффициента маневренности собственного капитала от четырех показателей-факторов:
где СОК — собственный оборотный капитал;
СК — собственный капитал;
ОА — оборотные активы;
КО — краткосрочные обязательства;
ЗК — заемный капитал.
Таким образом, маневренность собственного капитала (Км) находится под влиянием коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами (Ксок), коэффициента текущей ликвидности (Ктл), доли краткосрочной задолженности в общей сумме заемного капитала (коэффициент структуры заемного капитала — Кко) и финансового рычага или коэффициента соотношения заемных и собственных средств (К3/с).
2.4. Пути повышения финансовой устойчивости предприятия
Одним из самых распространенных средств, стимулирования спроса является реклама. Во все времена она выполняла функцию информации покупателей о существовании того или иного товара. С помощью рекламы можно убедить потребителя в достоинствах товара и тем самым протолкнуть свою продукцию на рынок. Объектами рекламы могут выступать различные товары и услуги, но основное место принадлежит изделиям потребительского назначения. Массовый характер предложений этих товаров, многочисленность покупателей диктуют необходимость широкой рекламы через средства массовой информации. Кроме того, на рынке потребительских товаров существуют наиболее благоприятные возможности эмоционального воздействия на покупателя с целью убедить его сделать покупку. К тому же покупатель пользуется относительно большей (по сравнению с покупателем продукции производственного назначения) свободой в расходовании своих денег и зачастую недостаточно осведомлен о достоинствах и недостатках предлагаемых ему изделий. Для сбыта потребительских товаров, как неоднократно отмечают ученые и представители бизнеса, реклама стала основной движущей силой.
Концепция маркетинга отводит рекламе одно из центральных мест во всем комплексе сбытовых мероприятий. Не случайно отдельные бизнесмены, как в России, так и за рубежом, даже смешивают понятия рекламы и маркетинга. Однако теоретики маркетинга дают четкую формулировку специфики рекламы по сравнению с другими инструментами стимулирования спроса. Реклама, по их мнению, должна воздействуя прежде всего на эмоции покупателя, возбуждать у него желание приобрести товар, вырабатывать психологическую привязанность к определенным маркам изделий. Согласно рекомендациям основоположника рекламы как прикладной отрасли маркетинга Вильяма Скотта, реклама должна представлять в выгодном свете продукт не сам по себе, а как средство удовлетворения какой-либо одной или нескольких потребностей. Поэтому она призвана создать у потребителей некий мысленный «образ» товара (имидж), который в их сознании будет ассоциироваться с данным изделием. Образом товара, преподносимым рекламой, может быть, например здоровье (для лекарственных препаратов), красота (для косметических средств), комфорт и семейное счастье (для предметов домашнего обихода), скорость и принадлежность как минимум к «среднему классу» (для спортивных автомобилей) и т.д.
Реклама может быть классифицирована самым различным образом:
- в соответствии с позицией предприятия в каналах распределения. Это может быть производственная, оптовая или розничная реклама. Когда затраты на рекламу поделены между двумя фирмами – например, оптовиком и розничным торговцем – она рассматривается как совместная реклама;
- согласно планируемому географическому охвату. Это может быть национальная, региональная и местная реклама;
- по тому, что рекламируется. Это может быть реклама продукции, торговой марки или самого учреждения (предприятия, отрасли);
- по используемым средствам массовой информации. Реклама может быть телевизионной, печатной (газеты, журналы), визуально – передвижной (автобусы, метро), рекламой прямой почтой или почтовым заказом, радиорекламой, рекламой через компьютерные сети (Интернет).
Лизинг – один из способов ускоренного обновления основных средств, позволяющий предприятию получить средства производства, не покупая их и не становясь их собственником. Преимущества лизинга для арендатора:
- предприятие-пользователь освобождается от необходимости инвестирования единовременной крупной суммы, а временно высвобожденные суммы денежных средств могут использоваться на пополнение собственного оборотного капитала, что повышает его финансовую устойчивость;
- деньги, заплаченные за аренду, учитываются как текущие расходы, включаемые в себестоимость продукции, в результате чего на данную сумму уменьшается налогооблагаемая прибыль;
- предприятие – арендатор вместо обычного гарантийного срока получает гарантийное обслуживание оборудования на весь срок аренды;
- появляется возможность быстрого наращивания производственной мощности, внедрения достижений научно – технического прогресса, что способствует повышению конкурентоспособности предприятия.
Кроме того, лизинг дает предприятию – арендатору определенные нефинансовые преимущества: предприятию, использующему быстро устаревающее оборудование (например, вычислительную технику), лизинг позволяет застраховаться от обесценения этого оборудования.
3. Анализ финансовой устойчивости предприятия
3.1. Расчет показателей финансовой устойчивости
Финансово устойчивым является предприятие, которое за счет собственных средств покрывает средства, вложенные в активы (основные фонды, нематериальные активы, оборотные средства), не допускает неоправданной дебиторской и кредиторской задолженности и расплачивается в срок по своим обязательствам.
Финансовая устойчивость предприятия во многом зависит от оптимальности структуры источников капитала (соотношения собственных и заёмных средств) и от оптимальности структуры активов предприятия, в первую очередь от соотношения основных и оборотных средств, а также от уравновешенности активов и пассивов предприятия.
- коэффициент финансовой автономии (или независимости) – соотношение собственного капитала на всего активов;
- коэффициент финансирования (или коэффициент платежеспособности) – отношение собственного к заёмному капиталу.
- коэффициент финансового левериджа или коэффициент финансового риска – отношение заемного капитала к собственному.
По предприятию ОАО «Агрокомплекс»:
- Коэффициент финансовой автономии или (независимости) - данные взяты на конец отчетного периода:
На 1 января 2005 года: 115539 / 245174 = 0,4
На 1 января 2006 года: 123683 / 241495 = 0,5
На 1 января 2007 года: 121542 / 304121= 0,4
Оптимальное значение этого коэффициента больше или равно 0,5. Коэффициент показывает долю собственных средств в общем объеме ресурсов предприятия. Чем выше эта доля, тем более финансово устойчиво, стабильно и независимо от внешних кредиторов предприятие.
- Коэффициент финансовой зависимости - доля заемного капитала в общей валюте баланса.
На 1 января 2005г: 129635 / 245174 = 0,5
На 1 января 2006г: 117812 / 241495 = 0,5
На 1 января 2007г: 182579 / 304121= 0,6
- Коэффициент текущей задолженности – отношение краткосрочных финансовых обязательств к общей валюте баланса.
На 1 января 2005г: 110635 / 245174 = 0,4
На 1 января 2006г: 98859 / 241495 = 0,4
На 1 января 2007г: 113723 / 304121 = 0,3
- Коэффициент долгосрочной финансовой независимости (или коэффициент финансовой устойчивости)- отношение собственного и долгосрочного заемного капитала к общей валюте баланса.
На 1 января 2005г: 115539 + 19000 / 245174 = 0,5
На 1 января 2006г: 123683 + 18953 / 241495 = 0,6
На 1 января 2007г: 121542 + 68856 / 304121 = 0,6
- Коэффициент финансирования (или коэффициент платежеспособности) - отношение собственного капитала к заёмному капиталу:
На 1 января 2005 года: 115539 / 129635 = 0,8
На 1 января 2006 года: 123683 / 117812 = 1,0
На 1 января 2007 года: 121542 / 182579 = 0,6
Нормальное ограничение коэффициента финансирования больше или равно 1. Деятельность предприятия ОАО «Агрокомплекс» осуществляется больше за счет собственных средств только в 2005 году, в 2006 году деятельность осуществляется за счет заемных средств, т.е. привлечения средств со стороны.
- Коэффициент финансового левериджа или коэффициент финансового риска – отношение заемного капитала к собственному.
На 1 января 2005г: 129635 / 115539 = 1,1
На 1 января 2006г: 117812 / 241495 = 0,5
На 1 января 2007г: 182579 / 304121 = 0,5
Показатели, характеризующие финансовую устойчивость
Таблица 3.1.
Показатель | Уровень показателя | ||
| 2004 | 2005 | 2006 |
Коэффициент финансовой автономии (независимости) | 0,4 | 0,5 | 0,4 |
Коэффициент финансовой зависимости | 0,5 | 0,5 | 0,6 |
Коэффициент текущей задолженности | 0,4 | 0,4 | 0,3 |
Коэффициент финансирования (платежеспособности) | 0,5 | 1,0 | 0,6 |
Коэффициент финансовой устойчивости | 0,8 | 0,6 | 0,6 |
Коэффициент финансового левериджа (финансового риска) | 1,1 | 0,5 | 0,5 |