Финансовое планирование и прогнозирование в корпоративных структурах
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 08:32, курсовая работа
Краткое описание
Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования. Основными факторами возрастающей роли планирования в современных условиях являются: - увеличение размеров фирмы и усложнение форм ее деятельности; - высокая нестабильность внешних условий и факторов; - новый стиль руководства персоналом; - усиление центробежных сил в экономической организации. Возможности планирования в экономической организации предприятия ограничены рядом объективных и субъективных причин. Наиболее важными из них являются: - неопределенность внешней (рыночной) среды; - возможность слияния или поглощения другой фирмой; - возможность монопольного установления цены реализации продукции; - контрактные отношения.
Содержание
Введение 1.Теоретические основы………………………………………………………...5 1.1 Сущность и значение финансового планирования в корпорациях………5 1.2 Методы финансового планирования……………………………………...16 2. Анализ организации и результативность финансового планирования на предприятии ОАО «Нефтеавтоматика»……………………………………….21 2.1 Организационная характеристика ОАО «Нефтеавтоматика»…………..21 2.2 Система финансового планирования и бюджетирования в ОАО «Нефтеавтоматика»……………………………………………………………..24 2.3Анализ результатов финансовой деятельности ОАО «Нефтеавтоматика»……………………………………………………………..35 3. Совершенствование финансового планирования на предприятии………..43 Выводы и предложения........................................................................................47 Список использованных источников…………………………………………..49
Бюджеты могут быть составлены
как для предприятия в целом, так и для
его подразделений. Основной бюджет - это
финансовое, количественно определенное
выражение маркетинговых и производственных
планов, необходимых для достижения поставленных
целей. Его зачастую называют генеральным,
он охватывает производство, реализацию,
распределение и финансирование. В основном
бюджете в количественном выражении рассматриваются
будущая прибыль, денежные потоки и поддерживающие
планы. Основной бюджет представляет итог
многочисленных обсуждений и решений
о будущем предприятия, обеспечивает как
оперативное, так и финансовое управление.
Исходя из определений основных
функций управления — планирование, мотивация,
контроль — бюджетирование соединяет
в единое целое управленческий цикл планирования
и контроля.
Бюджетный процесс используется
для достижения двух основных целей - планирования
и контроля.
Планирование - это качественное
и количественное описание задачи, проектирование
возможных результатов и пути их достижения.
Контроль - это действие, которое
помогает выполнению проектируемых решений,
и представление оценки, обеспечивающее
обратную связь.
Для выполнения этих функций
необходимо иметь данные бюджета и исполнительских
отчетов. Отчет исполнителя — это изменение
фактического состояния объекта. Он, как
правило, состоит из сравнения бюджетных
и фактических результатов. Расхождения
бюджетных и фактических данных называются
отклонениями. Отчет помогает управлять
по отклонениям, что позволяет менеджерам
на практике концентрировать усилия на
процессах, заслуживающих внимания, а
не на тех, которые исполняются без отклонений.
Бюджетирование – это система
согласованного управления подразделениями
предприятия в условиях динамично развивающегося,
диверсифицированного бизнеса. С его помощью
принимаются управленческие решения,
связанные с будущими событиями, на основе
систематической обработки данных.
На современном промышленном
предприятии задача бюджетирования состоит
в повышении эффективности работы предприятия
посредством:
1. целевой ориентации и координации
всех событий на предприятии;
2. выявления рисков и снижения
их уровня;
3. повышение гибкости, приспособляемости
к изменениям.
Как и любое явление бюджетирование
имеет свои положительные и отрицательные
стороны.
Достоинства бюджетирования:
1. Оказывает положительное
воздействие на мотивацию и настрой коллектива;
2. Позволяет координировать
работу предприятия в целом;
3. Анализ бюджетов позволяет
своевременно вносить корректирующие
изменения;
4. Позволяет учиться на опыте
составления бюджетов прошлых периодов;
5. Позволяет усовершенствовать
процесс распределения ресурсов;
6. Способствует процессам коммуникаций;
7. Помогает менеджерам низового
звена понять свою роль в организации;
8. Служит инструментом сравнения
достигнутых и желаемых результатов.
9. Недостатки бюджетирования:
10. Различное восприятие бюджетов
у разных людей (например, бюджеты не всегда
способны помочь в решении повседневных,
текущих проблем, не всегда отражают причины
событий и отклонений, не всегда учитывают
изменения условий; кроме того, не все
менеджеры обладают достаточной подготовкой
для анализа финансовой информации);
11. Сложность и дороговизна
системы бюджетирования;
12. Если бюджеты не доведены
до сведения каждого сотрудника, то они
не оказывают практически никакого влияния
на мотивацию и результаты работы, а вместо
этого воспринимаются исключительно как
средство для оценки деятельности работников
и отслеживания ошибок;
13. Бюджеты требуют от сотрудников
высокой производительности труда; в свою
очередь, сотрудники противодействуют
этому, стараясь минимизировать свою нагрузку,
что приводит к конфликтам, вызывает состояние
подавленности, страха, а, следовательно,
снижает эффективность работы;
14. Противоречие между достижимостью
целей и их стимулирующим эффектом: если
достичь поставленных целей слишком легко,
то бюджет не имеет стимулирующего эффекта
для повышения производительности; если
достичь целей слишком сложно, - стимулирующий
эффект пропадает, поскольку никто не
верит в возможность достижения целей.
Бюджетный метод в условиях
нестабильности является важным методом
управления предприятием. Его применение
эффективно в области:
1. финансового менеджмента
(этот метод – единственное средство,
при помощи которого можно заранее сформировать
достаточно ясное представление о структуре
бизнеса предприятия, регулировать объем
расходов в пределах, соответствующих
общему притоку денежных средств, определить,
когда и на какую сумму должно быть обеспечено
финансирование);
2. управления коммерческой
деятельностью (этот метод вынуждает руководителей
систематически заниматься маркетингом,
т.е. изучать свою продукцию и рынки сбыта
для разработки более точных прогнозов,
что способствует лучшему знанию ситуации
на предприятии; определять наиболее целесообразные
и эффективные коммерческие мероприятия
в пределах, обеспеченных имеющимися ресурсными
возможностями для их осуществления);
3. организации общего управления
(этот метод определяет значение и место
каждой функции, например коммерческой,
производственной финансовой и других,
осуществляемой на предприятии, и позволяет
обеспечить должную координацию деятельности
всех служб управления предприятием);
4. управления затратами (этот
метод способствует более экономичному
расходованию средств производства, материальных
и финансовых ресурсов и обеспечивает
контроль расходов в зависимости от той
цели, для которой они производятся, в
соответствии с полученными от руководства
разрешениями);
5. общей стратегии развития
предприятия (этот метод – средство количественной
оценки происходящего, анализа достигнутых
результатов по сравнению с прогнозными
показателями).
Расчеты, осуществляемые в процессе
формирования бюджета предприятия, позволяют
в полном объеме и своевременно определить
необходимую сумму денежных средств на
их реализацию, а также источники поступления
этих средств (собственные, кредитные,
средства инвестора и т.п.).
Таким образом, эффект от разработки
бюджета состоит в повышении степени гибкости
предприятия из-за возможности предвидеть
результаты управленческих действий,
определить базовые установки для каждого
направления деятельности предприятия
и рассчитать разные варианты, заранее
подготавливая ответные действия на возможные
изменения как во внешней, так и во внутренней
среде.
Кроме того, функции бюджета
изменяются в зависимости от того, в какой
фазе формирования и реализации он находится.
В начале отчетного периода бюджет представляет
собой план продаж, расходов и других финансовых
операций в наступающем периоде. В конце
он играет роль измерителя, позволяющего
сравнивать полученные результаты с плановыми
показателями и корректировать дальнейшую
деятельность.
Таким образом, необходимость
научиться управлять финансами в условиях
нестабильности, организовать производство
конкурентоспособной продукции, обеспечивая
эффективное развитие предприятия, ставит
перед руководством предприятия сложную
задачу: овладеть методикой формирования
бюджета как основного финансового плана
и экономического регулятора отношений
как между бизнес-единицами предприятия,
так и предприятия с внешней средой.
На сегодняшний день процесс
формирования бюджета в странах с развитой
экономикой представляет собой целостную,
четко работающую систему непрерывного
планирования, включающую все основные
вопросы: от обоснования целей и задач
до контроля за его исполнением на всех
стадиях. При этом на обеспечение максимально
быстрого процесса обработки и анализа
собираемых данных, необходимых для бюджетирования,
на что тратится большая часть рабочего
времени менеджеров, используются специальные
программные продукты.
Однако специфика отечественных
экономических условий не позволяет формально
отнестись к внедрению системы бюджетирования
по западному образцу. Требуется корректировка
методологических основ формирования
бюджета с учетом особенностей российских
предприятий при использовании основных
достижений западной науки. Формирование
системы бюджетирования сталкивается
с рядом трудностей. С одной стороны, процесс
бюджетирования должен быть поддержан
организационно (выделены функции, ответственные
исполнители, обучены работники экономической
службы), а с другой стороны, должен быть
обеспечен максимально быстрый процесс
обработки и анализа собираемых данных.
Наиболее частый недостаток разрабатываемых
бюджетов – малая вовлеченность конкретных
исполнителей в процесс планирования
и управления, сложность формирования
системы гибкой и адекватной оценки результатов
деятельности.
Таким образом, для успешного
формирования, внедрения и функционирования
системы бюджетирования на предприятии
необходимо соблюдение следующих условий.
1. Необходимо совершенствование
организационной структуры предприятия,
определяющей функции и ответственность
руководителей; структуры бизнес процессов,
так как от степени ее рациональности
и прозрачности зависит скорость и качество
планирования; учетной системы, поскольку
из нее поступают данные о фактических
результатах по выполнению планов и оно
невозможно при отсутствии хотя бы одного
из этих компонентов.
2. Необходима интеграция бюджетирования
с организационной и информационной структурами
предприятия и схемами исполнения бизнес
процессов. Практический опыт показал,
что согласование бюджетирования с другими
инструментами управления в несколько
раз повышает эффективность его и все
системы управления.
3. Для успешного планирования
необходимо стандартизировать данные
и наладить их совместное использование
всеми бизнес единицами предприятия.
4. На предприятии должны быть
четко структурированы все процессы, распределены
функции и определены лица, ответственные
за конкретные процессы. Соблюдение этого
условия позволяет автоматизировать все
необходимые для этого операции и в итоге
существенно упростить процесс бюджетирования.
Одним словом перед руководителями
стоит сложная задача – грамотно начать
внедрение системы бюджетирования, одновременно
решая две основные проблемы – организационную
и техническую.
Таким образом, можно выделить
следующие этапы реформирования системы
финансов предприятия:
1. анализ существующей системы
учета, планирования, документооборота;
2. разработка технологии формирования
бюджета в условиях нестабильности и неполноты
информации;
3. апробация механизма бюджетирования
в условиях промышленного предприятия;
4. распределение обязанностей
по подготовке отдельных документов для
составления бюджета между структурными
подразделениями и конкретными исполнителями,
определение форматов предоставляемых
документов, сроков их подготовки и внедрения
системы документооборота;
5. разработка сводного бюджета
предприятия на основе предоставленной
информации и результатов анализа финансово-хозяйственной
деятельности предприятия с учетом поставленных
целей развития;
6. разработка методики контроля
выполнения бюджета, процедур текущих
корректировок бюджета при изменениях
внешних и внутренних условий.
Существует много разновидностей
бюджетов, применяемых в зависимости от
структуры и размера организации, распределения
полномочий, особенностей деятельности
и т.п.
К двум основным, «идеологически»
различающимся типам бюджета эксперты
относят бюджеты, построенные по принципам
«снизу вверх» и «сверху вниз»
Бюджет, составленный «снизу
вверх», предусматривает сбор и фильтрацию
бюджетной информации от исполнителей
к руководителям нижнего уровня и далее
к руководству компании. При таком подходе
много сил и времени, как правило, уходит
на согласование бюджетов отдельных структурных
единиц. Кроме того, довольно часто представленные
«снизу» показатели сильно изменяются
руководителями в процессе утверждения
бюджета, что в случае необоснованности
решения или недостаточной аргументации
может вызвать негативную реакцию подчиненных.
В дальнейшем такая ситуация нередко ведет
к снижению доверия и внимания к бюджетному
процессу со стороны менеджеров нижнего
уровня, что выражается в небрежно подготовленных
данных или сознательном завышении цифр
в первоначальных версиях бюджета. Этот
вид бюджетирования широко распространен
в России как из-за неопределенности перспектив
развития рынка в целом, так и по причине
нежелания руководства заниматься планированием
(к сожалению, для большой части отечественных
топ-менеджеров стратегическое планирование
до сих пор остается лишь красивым иностранным
термином).
Бюджет, составляемый по принципу
«сверху вниз», требует от руководства
компании четкого понимания основных
особенностей организации и способности
сформировать реалистичный прогноз хотя
бы на рассматриваемый период. Такой подход
обеспечивает согласованность бюджетов
отдельных подразделений и позволяет
задавать контрольные показатели по продажам,
расходам и т.п. для оценки эффективности
работы центров ответственности. Бюджетирование
«сверху вниз», по моему убеждению, является
предпочтительным. Однако на практике,
как правило, применяются смешанные варианты
составления бюджетов, содержащие в себе
черты обоих подходов — вопрос лишь в
том, какой подход преобладает.
Долгосрочные и краткосрочные
бюджеты. В западной практике долгосрочным
бюджетом считается бюджет, составленный
на срок 2 года и более, а краткосрочным
— на период не более 1 года. Естественно,
в России сейчас достоверность трех-, пяти-
и уж тем более десятилетних бюджетов
будет, мягко говоря, невысокой. По разным
оценкам, «горизонт прогнозирования»
в нашей стране сейчас составляет от полугода
до полутора—двух лет. Таким образом,
представляется вполне рациональным считать
краткосрочными бюджетами квартальные
и менее, а долгосрочными — от полугода
до года.
Зачастую в компании долгосрочное
и краткосрочное бюджетирование объединяются
в единый процесс. В этом случае краткосрочный
бюджет составляется в рамках разработанного
долгосрочного и поддерживает его, а долгосрочный
уточняется по прошествии каждого периода
краткосрочного планирования и как бы
«прокатывается» вперед еще на один период.
Причем краткосрочный бюджет, как правило,
несет гораздо больше контрольных функций,
нежели долгосрочный, который в основном
является средством планирования.