Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 11:55, реферат
В современный период, когда у Российской Федерации сохраняется» значительный по объему государственный долг не вызывает сомнений, что он нуждается в организации, упорядочении, регулировании со стороны государства в целях поддержания его объема на безопасном для государства уровне, обеспечения исполнения обязательств в полном объеме, а также оптимизации стоимости обслуживания государственного долга. Необходимо отметить, что сложившаяся организационно-функциональная структура управленческого цикла в области долговой политики государства получила юридическое оформление.
Введение
1. Финансово-правовое регулирование государственного кредита
2. Сущность государственного кредита
3. Функции государственного кредита
4. Состав государственного долга
5. Управление государственным долгом, его основные проблемы в РФ
Заключение
Список использованной литературы
Характерной чертой банковского кредита является производительное использование ссудного фонда. Это позволяет не только погашать кредит, но и выплачивать вознаграждение за пользование ссудой за счет увеличения в процессе производства прибавочной стоимости. В отношениях банковского кредита участвуют две стороны: банк -- в роли кредитора (заимодавца), юридические и физические лица -- в роли заемщиков. При государственном кредите заемщиком, как правило, всегда является государство.
Если отношения банковского кредита имеют своим следствием заключение между сторонами договора банковской ссуды, относящегося к объекту гражданско-правовых отношений, то результатом госкредитных операций выступает внутренний государственный долг, являющийся объектом финансовых правоотношений.
Представители финансово-правовой науки дореволюционной России (М.Ф. Орлов, М.И. Слуцкий, Л.В. Ходский, А. Тарасов, В. Яроцкий, А. Исаев, Е. Ламанский, и др.) выделяли и другие, актуальные и сейчас различия между государственным и банковским кредитом. Эти различия заключаются в следующем:
1. В отношениях по
2. Учитывая особую роль
государства, оно заключает
3. При банковском кредите
договор банковской ссуды
Государственный кредит представляет
отношения вторичного распределения
стоимости валового внутреннего
продукта и части национального
богатства. В сферу его применения
попадает часть доходов и фондов,
сформированных на стадии первичного
распределения стоимости. Через
государственный кредит перераспределяются
средства, направляемые в фонды потребления.
Обычно ими являются временно свободные
денежные средства населения предприятий
и организаций, не предназначенные
для текущего потребления. Но при
определенных экономических и политических
ситуациях население и
Формирование посредством госкредитных отношений дополнительных финансовых ресурсов отражает одну сторону сущности государственного кредита как особой формы движения стоимости (ссудного фонда). Второй стороной выступают отношения, обусловленные возвратностью и платностью ресурсов, мобилизуемых с помощью государственного кредита. Государство гарантирует возврат средств с уплатой кредиторам установленного дохода в виде процентов. Госкредитные отношения и налоговые не подменяют друг друга и являются самостоятельными финансовыми инструментами. Отношения по возврату средств и выплате вознаграждения также имеют перераспределительный характер.
Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком - государство в лице его органов (министерства финансов, местных органов власти). Для заемщика ценная форма кредита позволяет мобилизировать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без использования для этих целей бумажно-денежной эмиссии, для не инфляционного кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирование финансового рынка. В условиях развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Чрезмерное увеличение государственного долга вместе с тем может привести к платежам по обязательствам, сумма которых составит величину большую, чем поступления от займов, что отрицательно скажется на состоянии финансов государства.
В последнее время государство в отношениях по госкредиту выступает в роли не только заемщика, но и кредитора. Так, государство на безвозмездных либо льготных условиях предоставляет казначейские ссуды предприятиям, учреждениям, организациям, деятельность которых имеет важное значение для всего общества в целом, либо в целях стабилизации экономики страны.
Итак, государственный кредит -- это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.
4.Состав государственного долга
Государственный кредит напрямую связан с такой финансово-правовой категорией, как государственный долг.
Государственный долг подразделяется на две части -- капитальный и текущий.11 Финансы: Учебное пособие / Под ред. проф. А.М.Ковалевой. - М.: Финансы и статистика , 2004
Капитальный долг включает все долговые обязательства государства на определенную дату (начало года) -- непогашенную часть основного долга и начисленные проценты, которые в рамках соглашения о реструктуризации долга могут быть присоединены к основному долгу.
Текущий государственный долг состоит из предстоящих платежей по всем долговым обязательствам, срок погашения которых наступает в отчетном периоде (году).
Понятие внутреннего государственного долга России, представляющего собой долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ перед юридическими и физическими лицами, закреплен в Бюджетном кодексе РФ, в нем государственному долгу посвящена отдельная глава. Бюджетный кодекс РФ закрепляет не только общее понятие государственного долга, но и подразделяет понятия государственного долга РФ и государственного долга субъекта РФ.
Государственный долг РФ определяется
в Бюджетном кодексе РФ как
долговые обязательства Российской
Федерации перед физическими
и юридическими лицами, иностранными
государствами, международными организациями
и иными субъектами международного
права. Государственный долг субъекта
РФ определяется как совокупность долговых
обязательств субъекта РФ. При этом
закрепляется, что государственный
долг РФ полностью и без условий
обеспечивается всем находящимся в
федеральной собственности
В соответствии со ст. 97 БК РФ долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:
кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.
Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет).
Долговые обязательства
Российской Федерации погашаются в
сроки, которые определяются конкретными
условиями займа и не могут
превышать 30 лет. Изменение условий
выпущенного в обращение
В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:
основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации;
объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией;
объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней;
объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.
В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:
объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;
объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.
5. Управление государственным долгом,его основные проблемы в РФ
Рост государственного внутреннего
долга РФ с начала 90-х гг. был
особенно стремительным, что связано
с кризисом в экономике и финансах,
обусловленным перестроечным
в 1993 г. сумма государственного долга составила 838 млрд. руб. (при верхнем пределе -- т.е. максимально возможном размере долга, установленном в законе, -- в 10 трлн руб.).
в 1994 г. на эти же цели из федерального бюджета было направлено более 48 млрд руб. при верхнем пределе в 88,4 трлн руб.
в 1997 г. верхний предел внутреннего долга был установлен в сумме 560 трлн руб.,
в 1998 г. -- 785,9 млрд. руб. (в деноминированных рублях).
в 1999 г. верхний предел государственного внутреннего долга РФ был несколько снижен -- до 678,3 млрд. руб.
Рост государственного долга, как правило, влечет повышение ставок действующих налогов или даже введение новых налоговых платежей, ведь основной источник погашения государственных долговых обязательств и расходов по его обслуживанию, как правило, один -- бюджет, в котором эти средства закрепляются как расходы и выделяются отдельной строкой.
В связи с этим требуется установление управления государственным долгом.
Под управлением государственным
долгом понимается совокупность мероприятий
государства по выплате доходов
кредиторам и погашению займов, изменению
условий уже выпущенных займов, определение
условий и выпуску новых
Управление государственным
долгом является одним из элементов
макроэкономической политики. Эффективное
использование долга может
Основная цель политики, проводимой правительством РФ в области управления задолженностью, состояла в упорядочении отношений с внешними кредиторами бывшего СССР и установлении новых графиков платежей по его долгам с учетом реальных возможностей обслуживания этих обязательств.
Цели управления внешним долгом:
1. экономические: минимизация
стоимости привлекаемых
2. политические: поддержание стабильности функционирования политической системы;
3. социальные: своевременное
финансирование социальных
4. обеспечение национальной
безопасности: чрезмерно высокое
бремя внешнего долга,
Цикл управления государственным долгом включает 3 стадии: привлечение, размещение и погашение.
Информация о работе Финансово-правовое регулирование государственного кредита