Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:18, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотреть и проанализировать финансовые ресурсы учреждения здравоохранения, источники их формирования и выработать предложения по их эффективному использованию.
Данная цель будет достигнута решением следующих задач:
- рассмотреть понятие, источники и механизмы формирования финансовых ресурсов медицинских учреждений;
- проанализировать финансовое состояние , определить проблемы финансирования и пути их решения.
Глава 1.Финансовые ресурсы в учреждениях здравоохранения.
1.1.Особенности финансов в различных организационно-правовых формах некоммерческой деятельности.
1.2.источники финансовых ресурсов учреждений, осуществляющих некоммерческую деятельность.
1.3.Участники системы ОМС, обеспечивающие её работоспособность.
1.4.Финансовое планирование учреждений здравоохранения.
1.5.Современные механизмы оптимизации медицинской деятельности.
Глава 2.Анализ финансирования учреждений здравоохранения на примере МУЗ «Городская поликлиника г.Гаджиево ЗАТО Александровск».
2.1.Характеристика МУЗ «Городская поликлиника г.Гаджиево ЗАТО Александровск».
2.2.анализ исполнения сметы расходов МУЗ «Городская поликлиника г.Гаджиево ЗАТО Александровск» по общим показателям.
2.3.Анализ эффективности использования трудовых ресурсов.
2.4.Анализ финансовых результатов.
2,5.Направления более эффективного использования финансовых ресурсов.
Заключение.
Список литературы.
Задание
Введение.
Глава 1.Финансовые
ресурсы в учреждениях
1.1.Особенности
финансов в различных
1.2.источники
финансовых ресурсов
1.3.Участники
системы ОМС, обеспечивающие
1.4.Финансовое
планирование учреждений
1.5.Современные
механизмы оптимизации
Глава 2.Анализ финансирования учреждений здравоохранения на примере МУЗ «Городская поликлиника г.Гаджиево ЗАТО Александровск».
2.1.Характеристика
МУЗ «Городская поликлиника г.
2.2.анализ исполнения
сметы расходов МУЗ «Городская
поликлиника г.Гаджиево ЗАТО
2.3.Анализ эффективности
использования трудовых
2.4.Анализ финансовых результатов.
2,5.Направления
более эффективного
Заключение.
Список литературы.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Финансовые ресурсы в учреждениях здравоохранения……………6
1.1.Особенности финансов в различных
организационно-правовых формах некоммерческой
деятельности………………………………………………
1.2.источники финансовых ресурсов
учреждений, осуществляющих некоммерческую
деятельность………………………………………………
1.3.Участники системы ОМС, обеспечивающие её работоспособность…….13
1.4.Финансовое планирование
учреждений здравоохранения…………
1.5.Современные
механизмы оптимизации
Глава 2.Анализ финансирования учреждений здравоохранения на примере МУЗ «Городская поликлиника г.Гаджиево ЗАТО Александровск»……….21
2.1.Характеристика МУЗ «Городская
поликлиника г.Гаджиево ЗАТО Александровск»…………………………………………
2.2.анализ исполнения сметы расходов МУЗ «Городская поликлиника г.Гаджиево ЗАТО Александровск» по общим показателям………………..24
2.3.Анализ эффективности использования трудовых ресурсов…………….27
2.4.Анализ финансовых результатов…………………………………………29
2,5.Направления эффективного использования
финансовых ресурсов…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Актуальность и значимость
выбранной темы, на мой взгляд, заключается
в том, что здоровье населения является
одной из главных ценностей общества,
показателем его социального благополучия,
важной составляющей устойчивого развития
страны. В настоящее время состояние здоровья
населения Российской Федерации прогрессивно
ухудшается, смертность превышает Европейские
показатели, продолжительность жизни
значительно уменьшилась, показатели
здоровья детей – одни из худших в Европе.
Ухудшение здоровья населения приводит
к росту расходов на медицинское обслуживание,
увеличению выплат по больничным листам,
расходов пенсионной системы. При этом
доступность и качество медицинской помощи
для наших граждан является низкими. Положение
усугубляется критической ситуацией с
кадровыми ресурсами, наблюдается дефицит
врачей и среднего медицинского персонала.
Важнейшей проблемой является слабая
мотивация медицинских работников к оказанию
качественной медицинской помощи. Одна
из главных причин низкого качества здравоохранения
- значительное недофинансирование отрасли.
В настоящее время Россия тратит на здравоохранение
3,7% от ВВП, в то время как в европейских
странах эти расходы составляют 7-8% от
ВВП и выше. Всемирной организацией здравоохранения
доказана прямо пропорциональная зависимость
здоровья населения от инвестиций в здравоохранение.
Успешная реализация задач , стоящих перед медицинскими учреждениями, одной из которых является качественное медицинское обслуживание, в огромной степени зависит от рационального использования финансовых ресурсов. К сожалению, в настоящее время наблюдается большой разброс в подходах к использованию средств медицинских учреждений - от жесткого ограничения до расточительства и злоупотреблений.
Объект исследования – МУЗ «Городская поликлиника г.Гаджиево ЗАТО Александровск».
Предмет исследования – финансовые ресурсы, источники формирования.
Цель данной работы - рассмотреть и проанализировать финансовые ресурсы учреждения здравоохранения, источники их формирования и выработать предложения по их эффективному использованию.
Данная цель будет достигнута решением следующих задач:
- рассмотреть понятие,
- проанализировать финансовое состояние , определить проблемы финансирования и пути их решения.
Теоретической основой данной работы стали труды отечественных учёных экономистов….. Информационной базой работы послужили разработки отечественных и зарубежных учёных в области финансового менеджмента. Также при выполнении работы использовались нормативно-правовые акты Российской Федерации, учебники и учебные пособия по финансовому менеджменту, экономическому анализу, монографии и научные статьи в периодических изданиях, а также статистические данные, полученные в ходе самостоятельно проведённых экономических исследований.
Глава 1. Финансовые ресурсы учреждений здравоохранения
Согласно статье 9.2. Федерального Закона Российской Федерации: «Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом»1.
«Некоммерческие организации создаются для достижения образовательных, научных, благотворительных целей, для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан и организаций, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ; они не преследуют цели извлечения прибыли и ее распределения между участниками.».2
«Законодательство не устанавливает единых требований к учредительным документам учреждений. Некоторые учреждения действуют на основании устава, другие – на основании типового положения о данном виде организаций, а некоторые – в соответствии с положениями, утвержденными собственником (учредителем). В учредительных документах закрепляется организационная структура учреждения, фиксируются права и обязанности руководителей и прочего персонала учреждения и др. Отметим, что учреждение – единственный вид некоммерческой организации, не являющейся собственником своего имущества. Собственник передает имущество учреждению лишь в оперативное управление. При этом собственник ограничен в возможностях распоряжаться имуществом учреждения. Он вправе лишь изъять лишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Учреждения, имеющие имущество на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются им, во-первых, в пределах, установленных законом, во-вторых, в соответствии с целями своей деятельности, в-третьих, в соответствии с заданиями собственника, в-четвертых, в соответствии с назначением имущества. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете».3
«Доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, а также имущество, приобретенное учреждением по договору или иным основаниям, не являются собственностью учреждения, а поступают только в оперативное управление учреждения. Основным источником имущества учреждения являются средства, полученные им от собственника по смете. Смета и характеризует их имущественную обособленность. Собственник может финансировать свое учреждение и частично, предоставив ему возможность получать дополнительные доходы от предпринимательства»4.
«Если учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять деятельность, приносящую доход, то доходы, полученные от этой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. Учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере с разрешения собственника.
Учреждение несет ограниченную имущественную ответственность: оно отвечает по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности собственник соответствующего имущества несет субсидиарную (дополнительную) ответственность по обязательствам учреждения. Законодательство не предусматривает случаев принудительной ликвидации учреждений по требованию его кредиторов, в том числе путем банкротства. При недостаточности денежных средств учреждения его кредиторы предъявляют соответствующие требования к его собственнику, который полностью и всем своим имуществом отвечает по долгам созданного им учреждения. Некоммерческая организация может осуществлять несколько видов деятельности. Они не могут противоречить законодательству и должны соответствовать целям, для которых организация была создана. Некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения своих уставных целей и в соответствии с ними. Некоммерческая организация ведет учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности в порядке, установленном для коммерческих организаций. Для некоммерческих организаций, которые ведут бухгалтерский учет с использованием Плана счетов бюджетных учреждений, в рабочих планах счетов должны предусматриваться субсчета для отражения операций, связанных с предпринимательской деятельностью. Финансовым документом, на основании которого некоммерческие организации осуществляют деятельность, является ежегодная смета доходов и расходов, составляемая в произвольной форме. Некоммерческие организации получают средства для финансирования программ и отдельных мероприятий (целевое финансирование). К этим средствам относятся все поступления в некоммерческую организацию, кроме взносов учредителей. К целевому финансированию относятся также суммы доходов, полученных от
предпринимательской деятельности»5.
« До недавнего времени почти все расходы некоммерческих учреждений финансировались из бюджета, а услуги потребителям предоставлялись бесплатно. Однако в последние годы, началось расширение сферы платных услуг, а перевод учреждений, осуществляющих некоммерческую деятельность, на новые условия хозяйствования значительно расширил состав их финансовых источников»6.
Финансовые
ресурсы учреждений и организаций
некоммерческого сектора
Важнейшим элементом социального и экономического развития общества является медицинское обслуживание населения. Здравоохранение — одна из ведущих отраслей социальной сферы.
«В современном мире финансовое обеспечение здравоохранения осуществляется за счет бюджетных средств, средств работодателей, средств населения. Доля каждого из них в общем объеме средств, выделяемых обществом на здравоохранение, предопределяет модель финансирования отрасли. В настоящее время имеются три таких модели:
1) Бюджетно-страховая модель. В рамках ее здравоохранение финансируется из целевых взносов работодателей, работников и бюджетных средств. Это наиболее распространенная модель. Она используется большинством развитых стран — Германией, Францией, Австрией, Швейцарией и др.;
2) Бюджетная модель финансирования, осуществляемая в основном за счет бюджетных средств, — Великобритания, Дания, Норвегия, Финляндия и др.;
3) Предпринимательская модель, в рамках которой финансовое обеспечение осуществляется за счет продаж населению медицинскими учреждениями медицинских услуг и за счет средств фондов добровольного медицинского страхования — США»7.
Отсутствие в бюджете средств для достаточного финансирования здравоохранения, переход к рыночным отношениям привели к реформе в здравоохранении. В 1991 г. вышел Закон РСФСР «О медицинском страховании граждан РСФСР», в соответствии с которым в стране была введена система обязательного медицинского страхования (ОМС) граждан, призванная обеспечивать интересы населения в охране здоровья. Закон предусматривал введение нового источника общественного финансирования — взносов работодателей на страхование неработающего населения — и перевод финансирования основной массы медицинских услуг на страховые принципы.
Информация о работе Финансовые ресурсы в учреждениях здравоохранения