Финансовый контроль в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 15:54, курсовая работа

Краткое описание

Финансам как экономической категории внутренне присуща контрольная функция, т. е. объективная способность создавать определенные последствия в экономике при их субъективной организации. Государство в интересах общества не вправе допустить стихийного развития данного процесса (в случае несоответствия установленных государством форм и методов организации финансовых отношений объективно необходимым последствия могут стать разрушительными для экономики в целом). Поэтому на практике контрольная функция финансов реализуется в форме финансового контроля.

Содержание

Введение 3
1 Финансовый контроль: сущность виды, методы 5
1.1 Содержание и задачи финансового контроля 5
1.2 Виды и методы финансового контроля 10
2 Финансовый контроль в РФ 24
2.1 Организация финансового контроля в РФ 24
2.2 Пути совершенствования финансового контроля в РФ 35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая финансы.docx

— 234.11 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

    Введение             3

1 Финансовый контроль: сущность  виды, методы                                   5

1.1  Содержание и задачи финансового контроля    5

1.2  Виды и методы  финансового контроля             10

2  Финансовый контроль  в РФ                                 24

2.1 Организация финансового контроля в РФ                     24

2.2 Пути совершенствования финансового  контроля в РФ                  35

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Финансам как экономической категории внутренне присуща контрольная функция, т. е. объективная способность создавать определенные последствия в экономике при их субъективной организации. Государство в интересах общества не вправе допустить стихийного развития данного процесса (в случае несоответствия установленных государством форм и методов организации финансовых отношений объективно необходимым последствия могут стать разрушительными для экономики в целом). Поэтому на практике контрольная функция финансов реализуется в форме финансового контроля.

Финансовый контроль — это целенаправленная деятельность уполномоченных органов по обеспечению выполнения субъектами хозяйствования установленных форм и методов реализации финансовых отношений, анализу их эффективности и разработке предложений по их совершенствованию.

Целью финансового контроля является содействие формированию научно обоснованной финансовой политики, эффективного финансового механизма.

Финансовый контроль является одним из функциональных элементов управления финансами. Он тесно связан и осуществляется одновременно с другими элементами управления, такими, как финансовое планирование, оперативное управление финансами. Посредством финансового контроля проверяется выполнение финансовых планов, организация финансово-хозяйственной деятельности. С другой стороны, результаты финансового контроля используются в финансовом планировании, в оперативном управлении.

Финансовый контроль выступает как эффективный механизм обратной связи в цепочке от постановки целей и задач финансовой политики до получения практических результатов развития экономики. Действительно, полученные в ходе финансового контроля цифры и факты, их анализ являются основанием для изменения концепции финансовой политики, для разработки новых прогнозов, планов, перегруппировки финансовых ресурсов, изменения форм финансовых отношений. А вновь созданные планы, формы и методы реализации финансовых отношений опять нуждаются в контроле.

Актуальность выбранной темы работы обусловлена тем, что функциональное назначение финансового контроля заключается в успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении эффективного использования ресурсов во всех сферах экономики.

Целью работы является закрепление и углубление теоретических и практических знаний по дисциплине «Финансы», анализ развития финансового контроля в РФ, выявление проблем в области финансового контроля, поиск путей их решения.

Цель работы определяет задачи работы:

- рассмотреть понятие  и сущность финансового контроля;

- раскрыть значение финансового  контроля;

- определить виды и  методы финансового контроля;

- выявить организационно-правовые  основы финансового контроля  в России;

- раскрыть основные направления  для совершенствования финансового контроля в РФ.

Объектом исследования являются финансовые отношения. Предметом исследования выступает система финансового контроля, возникающая в процессе реализации финансовых отношений.

Теоретической и методологической основой исследования послужили нормативно-правовые акты РФ, учебники для вузов, выдержки из статей, размещенных в сети Internet.

 

 

    1. ФИНАНОВЫЙ КОНТРОЛЬ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, МЕТОДЫ

 

1.1 Содержание и задачи  финансового контроля

Государство не может реализовать свою внешнюю и внутреннюю политику, обеспечить выполнение социально-экономических программ, не располагая финансовыми ресурсами, а, также, не осуществляя соответствующий контроль за законным их формированием и расходованием.

Финансовый контроль, с одной стороны, является одной из завершающих стадий управления финансами, а с другой, он выступает необходимым условием эффективности управления ими. Сложность понимания финансового контроля обусловлена сложностью самой категории финансов. Так же как финансы являются основой любой сферы общественной деятельности и в то же время отражают их материальную результативность, так и финансовый контроль реально проявляет весь процесс движения финансовых ресурсов, начиная от стадии формирования финансовых ресурсов, необходимых для начала осуществления деятельности в любой сфере, и заканчивая получением финансовых результатов этой деятельности.

Таким образом, объектом финансового контроля являются денежные отношения, перераспределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме денежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях хозяйства.

 Особое место финансового  контроля в общей системе контроля  как элемента в системе управления  определяется его спецификой, выражающейся  в контролирующей функции самих  финансов. Объективно присущая финансам  способность выражать специфическую  сторону производственно-хозяйственной  деятельности в любой сфере  делает финансовый контроль всеохватывающим, всеобъемлющим. Если контрольная функция является свойством самих финансов, то финансовый контроль является деятельностью соответствующих органов, организующих и осуществляющих этот контроль. 

 Контроль - неотъемлемая  часть деятельности государственных  и коммерческих структур по управлению экономикой в условиях рынка и обеспечению нормального функционирования ее производственной и непроизводственной сфер. Поскольку финансовая система государства охватывает все виды денежных фондов (как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов), финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним. Его назначение состоит в содействии успешной реализации финансовой политики, эффективном использовании финансовых ресурсов. Осуществляя контрольные функции, государство добивается строгого соблюдения принятых законов и других законодательных актов, обеспечивает необходимый порядок в обществе, устраняет причины нарушений, что способствует повышению ответственности перед народом органов законодательной и исполнительной властей, предпринимателей и работников государственного аппарата. При помощи контроля администрация каждого предприятия, организации, учреждения, арендаторы и акционеры добиваются более экономичного и рационального ведения хозяйства, снижение непроизводительных затрат и потерь, создают условия для повышения производительности труда, увеличения прибыли. Четкая постановка внутреннего и внешнего контроля обеспечивает своевременность и полноту выполнения принятых решений, поставок продукции в соответствии с договорами, помогает повседневно улучшать работу всех хозяйственных структур. Контроль стоит на страже законности, социальной справедливости. Он обеспечивает интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов: финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

 В процессе контроля  за финансово-хозяйственной деятельностью  предприятий, организаций и учреждений решаются следующие основные задачи1:

- проверяется выполнение  и соблюдение положений, содержащихся  в законах Российской Федерации, указах президента, постановлениях  и распоряжениях правительства, решения других органов государственной власти;  

- осуществляется наблюдение  за результатами производственной  и финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций различных видов собственности, выполнением ими договоров на поставки и услуги, государственных заказов;

- в установленном законодательством  порядке ревизуется финансово-хозяйственная  деятельность предприятий, учреждений  и организаций, проводятся аудиторские проверки, проверки доверенности данных о доходах и правильности уплаты налогов, ревизуется работа финансовых органов;

- определяются законность  и целесообразность операций  по расходованию денежных средств и материальных ценностей, анализируется использование основных средств, ресурсов, финансовое положение, оцениваются результаты и качество работы, в том числе постановка учета и внутрихозяйственного контроля;

- контролируется исполнение  бюджета Российской Федерации, бюджетов республик, краев, областей, городов, районов, а также расходование средств на выполнение государственных программ развития отдельных отраслей экономики;

- ведется борьба с экономическими  преступлениями и принимаются  меры по обеспечению сохранности государственной, общественной и частной собственности, принадлежащей государству, предприятиям, организациям, коммерческим структурам и отдельным гражданам;

- изучается и обобщается  положительный опыт работы с  целью его использование для более эффективного ведения хозяйства; принимаются меры по устранению выявленных нарушений, недостатков в работе и других негативных явлений, а также причин, их порождающих.

Финансовый контроль организуется и проводится на основе определенных принципов. Основными принципами финансового контроля являются следующие: законности, независимости, объективности, гласности, ответственности, разграничения функций и полномочий, системности.  

Принцип законности предусматривает наличие правовой базы, обеспечивающей проведение контроля в соответствии с его целями и задачами. Независимость органов финансового контроля (организационная, функциональная, финансовая) гарантируется действующим законодательством. Под объективностью понимают отсутствие предвзятости и невмешательство в оперативную деятельность субъекта хозяйствования (контроля), обоснованность выводов по результатам контрольных мероприятий. Принцип гласности предполагает общедоступность результатов финансового контроля при соблюдении установленных норм и правил, касающихся государственной и коммерческой тайны. Принцип ответственности предполагает добросовестное отношение сотрудников органов финансового контроля к своим должностным обязанностям. Реализация принципа разграничения функций и полномочий заключается в отсутствии дублирования в деятельности органов финансового контроля. Принцип системности означает единство правовой базы, установление периодичности в проведении тех или иных финансовых контрольных мероприятий.

Информационное обеспечение финансового контроля представляет собой всю информацию, используемую при осуществлении процесса контроля, характеризующую объект контроля, его специфику (связанную, например, с отраслевыми особенностями), а также используемые при осуществлении контроля информационные технологии. К такой информации относят: планово-экономическую, отчетную, статистическую информацию, информацию о состоянии документооборота, данные бухгалтерского, а также управленческого и финансового учета и др. Большое значение для осуществления финансового контроля приобретает «качество информации», т. е. ее достоверность, своевременность, полнота и необходимость. Основным источником информации для осуществления финансового контроля являются данные бухгалтерского учета, главная задача которого — предоставление информации внешним и внутренним пользователям бухгалтерской отчетности.

Правовое и методическое обеспечение финансового контроля3 включает:  

- финансово-правовые акты, в которые входят: законы, подзаконные  нормативные правовые акты органов  общей и специальной компетенции, принимаемые во исполнение законов;

- стандарты, представляющие  собой утверждаемые компетентным  органом нормативно-технические документы, устанавливающие комплекс норм, правил по отношению к предмету стандартизации (например, правила (стандарты) аудиторской деятельности);

- кодексы профессиональной  этики;

- методические документы, которые содержат конкретные  вопросы организации финансового контроля, разъясняют способы и приемы практического осуществления тех или иных процедур контроля (например, инструкция о порядке осуществления проверок или по работе с документами и т.п.).

Осуществление финансового контроля предполагает наличие ответственности субъектов хозяйствования, органов государственной власти и местного самоуправления, а также органов, осуществляющих финансовый контроль, и их должностных лиц. При нарушении установленных норм права возникают следующие виды ответственности: административная, гражданско-правовая, уголовная, дисциплинарная. Кроме того, должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления несут ответственность, предусмотренную законодательством о государственной и муниципальной службе.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение участниками процесса контроля своих прав и обязанностей влечет применение определенных мер принуждения, основными из которых являются: предупреждение; наложение штрафа, начисление пени; запрещение или ограничение деятельности; запрещение на осуществление тех или иных операций (например, блокировка расходов, приостановление операций по счетам в кредитных организациях); изъятие материальных и денежных средств (например, бюджетных средств); компенсации; конфискации. Применяемые меры принуждения, выраженные в денежной форме, называют финансовыми санкциями, под которыми понимают финансовые меры со стороны государственных и иных органов. Основной целью применения финансовых санкций является сокращение нарушений субъектами финансовых отношений установленных норм права и предупреждение таких нарушений.

Меры принудительного воздействия, или санкции, применяются органами государственной власти и их должностными лицами в соответствии с их полномочиями при наличии определенных оснований. Основанием для применения мер принуждения являются: неисполнение закона (решения) о бюджете; нецелевое использование бюджетных средств, несвоевременное и неполное перечисление бюджетных средств их получателям; непредоставление бухгалтерской (финансовой), налоговой отчетности; уклонение от уплаты налогов и др. Эти нарушения отражаются в итоговом документе (например, акте ревизии или проверки), на основе которого применяются меры принуждения.

Информация о работе Финансовый контроль в РФ