Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 15:54, курсовая работа
Краткое описание
Финансам как экономической категории внутренне присуща контрольная функция, т. е. объективная способность создавать определенные последствия в экономике при их субъективной организации. Государство в интересах общества не вправе допустить стихийного развития данного процесса (в случае несоответствия установленных государством форм и методов организации финансовых отношений объективно необходимым последствия могут стать разрушительными для экономики в целом). Поэтому на практике контрольная функция финансов реализуется в форме финансового контроля.
Содержание
Введение 3 1 Финансовый контроль: сущность виды, методы 5 1.1 Содержание и задачи финансового контроля 5 1.2 Виды и методы финансового контроля 10 2 Финансовый контроль в РФ 24 2.1 Организация финансового контроля в РФ 24 2.2 Пути совершенствования финансового контроля в РФ 35
2.2 Пути совершенствования финансового
контроля в РФ
35
ВВЕДЕНИЕ
Финансам как экономической
категории внутренне присуща контрольная
функция, т. е. объективная способность
создавать определенные последствия в
экономике при их субъективной организации.
Государство в интересах общества не вправе
допустить стихийного развития данного
процесса (в случае несоответствия установленных
государством форм и методов организации
финансовых отношений объективно необходимым
последствия могут стать разрушительными
для экономики в целом). Поэтому на практике
контрольная функция финансов реализуется
в форме финансового контроля.
Финансовый контроль — это
целенаправленная деятельность уполномоченных
органов по обеспечению выполнения субъектами
хозяйствования установленных форм и
методов реализации финансовых отношений,
анализу их эффективности и разработке
предложений по их совершенствованию.
Целью финансового контроля
является содействие формированию научно
обоснованной финансовой политики, эффективного
финансового механизма.
Финансовый контроль является
одним из функциональных элементов управления
финансами. Он тесно связан и осуществляется
одновременно с другими элементами управления,
такими, как финансовое планирование,
оперативное управление финансами. Посредством
финансового контроля проверяется выполнение
финансовых планов, организация финансово-хозяйственной
деятельности. С другой стороны, результаты
финансового контроля используются в
финансовом планировании, в оперативном
управлении.
Финансовый контроль выступает
как эффективный механизм обратной связи
в цепочке от постановки целей и задач
финансовой политики до получения практических
результатов развития экономики. Действительно,
полученные в ходе финансового контроля
цифры и факты, их анализ являются основанием
для изменения концепции финансовой политики,
для разработки новых прогнозов, планов,
перегруппировки финансовых ресурсов,
изменения форм финансовых отношений.
А вновь созданные планы, формы и методы
реализации финансовых отношений опять
нуждаются в контроле.
Актуальность выбранной темы
работы обусловлена тем, что функциональное
назначение финансового контроля заключается
в успешной реализации финансовой политики
государства, обеспечении эффективного
использования ресурсов во всех сферах
экономики.
Целью работы является закрепление
и углубление теоретических и практических
знаний по дисциплине «Финансы», анализ
развития финансового контроля в РФ, выявление
проблем в области финансового контроля,
поиск путей их решения.
Цель работы определяет задачи
работы:
- рассмотреть понятие
и сущность финансового контроля;
- раскрыть значение финансового
контроля;
- определить виды и
методы финансового контроля;
- выявить организационно-правовые
основы финансового контроля
в России;
- раскрыть основные направления
для совершенствования финансового
контроля в РФ.
Объектом исследования являются
финансовые отношения. Предметом исследования
выступает система финансового контроля,
возникающая в процессе реализации финансовых
отношений.
Теоретической и методологической
основой исследования послужили нормативно-правовые
акты РФ, учебники для вузов, выдержки
из статей, размещенных в сети Internet.
ФИНАНОВЫЙ КОНТРОЛЬ: СУЩНОСТЬ,
ВИДЫ, МЕТОДЫ
1.1 Содержание и задачи
финансового контроля
Государство не может реализовать
свою внешнюю и внутреннюю политику, обеспечить
выполнение социально-экономических программ,
не располагая финансовыми ресурсами,
а, также, не осуществляя соответствующий
контроль за законным их формированием
и расходованием.
Финансовый контроль, с одной
стороны, является одной из завершающих
стадий управления финансами, а с другой,
он выступает необходимым условием эффективности
управления ими. Сложность понимания финансового
контроля обусловлена сложностью самой
категории финансов. Так же как финансы
являются основой любой сферы общественной
деятельности и в то же время отражают
их материальную результативность, так
и финансовый контроль реально проявляет
весь процесс движения финансовых ресурсов,
начиная от стадии формирования финансовых
ресурсов, необходимых для начала осуществления
деятельности в любой сфере, и заканчивая
получением финансовых результатов этой
деятельности.
Таким образом, объектом финансового
контроля являются денежные отношения,
перераспределительные процессы при формировании
и использовании финансовых ресурсов,
в том числе в форме денежных фондов на
всех уровнях и во всех звеньях хозяйства.
Особое место финансового
контроля в общей системе контроля
как элемента в системе управления
определяется его спецификой, выражающейся
в контролирующей функции самих
финансов. Объективно присущая финансам
способность выражать специфическую
сторону производственно-хозяйственной
деятельности в любой сфере
делает финансовый контроль всеохватывающим,
всеобъемлющим. Если контрольная функция
является свойством самих финансов, то
финансовый контроль является деятельностью
соответствующих органов, организующих
и осуществляющих этот контроль.
Контроль - неотъемлемая
часть деятельности государственных
и коммерческих структур по управлению
экономикой в условиях рынка и обеспечению
нормального функционирования ее производственной
и непроизводственной сфер. Поскольку
финансовая система государства охватывает
все виды денежных фондов (как на федеральном
и региональном уровнях, так и на уровне
отдельных хозяйствующих субъектов), финансовый
контроль является многоуровневым и всесторонним.
Его назначение состоит в содействии успешной
реализации финансовой политики, эффективном
использовании финансовых ресурсов. Осуществляя
контрольные функции, государство добивается
строгого соблюдения принятых законов
и других законодательных актов, обеспечивает
необходимый порядок в обществе, устраняет
причины нарушений, что способствует повышению
ответственности перед народом органов
законодательной и исполнительной властей,
предпринимателей и работников государственного
аппарата. При помощи контроля администрация
каждого предприятия, организации, учреждения,
арендаторы и акционеры добиваются более
экономичного и рационального ведения
хозяйства, снижение непроизводительных
затрат и потерь, создают условия для повышения
производительности труда, увеличения
прибыли. Четкая постановка внутреннего
и внешнего контроля обеспечивает своевременность
и полноту выполнения принятых решений,
поставок продукции в соответствии с договорами,
помогает повседневно улучшать работу
всех хозяйственных структур. Контроль
стоит на страже законности, социальной
справедливости. Он обеспечивает интересы
и права как государства и его учреждений,
так и всех других экономических субъектов:
финансовые нарушения влекут санкции
и штрафы.
В процессе контроля
за финансово-хозяйственной деятельностью
предприятий, организаций и учреждений
решаются следующие основные задачи1:
- проверяется выполнение
и соблюдение положений, содержащихся
в законах Российской Федерации,
указах президента, постановлениях
и распоряжениях правительства, решения
других органов государственной власти;
- осуществляется наблюдение
за результатами производственной
и финансово-хозяйственной деятельности
предприятий и организаций различных
видов собственности, выполнением ими
договоров на поставки и услуги, государственных
заказов;
- в установленном законодательством
порядке ревизуется финансово-хозяйственная
деятельность предприятий, учреждений
и организаций, проводятся аудиторские
проверки, проверки доверенности данных
о доходах и правильности уплаты налогов,
ревизуется работа финансовых органов;
- определяются законность
и целесообразность операций
по расходованию денежных средств и
материальных ценностей, анализируется
использование основных средств, ресурсов,
финансовое положение, оцениваются результаты
и качество работы, в том числе постановка
учета и внутрихозяйственного контроля;
- контролируется исполнение
бюджета Российской Федерации, бюджетов
республик, краев, областей, городов, районов,
а также расходование средств на выполнение
государственных программ развития отдельных
отраслей экономики;
- ведется борьба с экономическими
преступлениями и принимаются
меры по обеспечению сохранности государственной,
общественной и частной собственности,
принадлежащей государству, предприятиям,
организациям, коммерческим структурам
и отдельным гражданам;
- изучается и обобщается
положительный опыт работы с
целью его использование для более
эффективного ведения хозяйства; принимаются
меры по устранению выявленных нарушений,
недостатков в работе и других негативных
явлений, а также причин, их порождающих.
Финансовый контроль организуется
и проводится на основе определенных принципов.
Основными принципами финансового контроля
являются следующие: законности, независимости,
объективности, гласности, ответственности,
разграничения функций и полномочий, системности.
Принцип законности предусматривает
наличие правовой базы, обеспечивающей
проведение контроля в соответствии с
его целями и задачами. Независимость
органов финансового контроля (организационная,
функциональная, финансовая) гарантируется
действующим законодательством. Под объективностью
понимают отсутствие предвзятости и невмешательство
в оперативную деятельность субъекта
хозяйствования (контроля), обоснованность
выводов по результатам контрольных мероприятий.
Принцип гласности предполагает общедоступность
результатов финансового контроля при
соблюдении установленных норм и правил,
касающихся государственной и коммерческой
тайны. Принцип ответственности предполагает
добросовестное отношение сотрудников
органов финансового контроля к своим
должностным обязанностям. Реализация
принципа разграничения функций и полномочий
заключается в отсутствии дублирования
в деятельности органов финансового контроля.
Принцип системности означает единство
правовой базы, установление периодичности
в проведении тех или иных финансовых
контрольных мероприятий.
Информационное обеспечение
финансового контроля представляет собой
всю информацию, используемую при осуществлении
процесса контроля, характеризующую объект
контроля, его специфику (связанную, например,
с отраслевыми особенностями), а также
используемые при осуществлении контроля
информационные технологии. К такой информации
относят: планово-экономическую, отчетную,
статистическую информацию, информацию
о состоянии документооборота, данные
бухгалтерского, а также управленческого
и финансового учета и др. Большое значение
для осуществления финансового контроля
приобретает «качество информации», т.
е. ее достоверность, своевременность,
полнота и необходимость. Основным источником
информации для осуществления финансового
контроля являются данные бухгалтерского
учета, главная задача которого — предоставление
информации внешним и внутренним пользователям
бухгалтерской отчетности.
Правовое и методическое обеспечение
финансового контроля3 включает:
- финансово-правовые акты,
в которые входят: законы, подзаконные
нормативные правовые акты органов
общей и специальной компетенции,
принимаемые во исполнение законов;
- стандарты, представляющие
собой утверждаемые компетентным
органом нормативно-технические документы,
устанавливающие комплекс норм, правил
по отношению к предмету стандартизации
(например, правила (стандарты) аудиторской
деятельности);
- кодексы профессиональной
этики;
- методические документы,
которые содержат конкретные
вопросы организации финансового контроля,
разъясняют способы и приемы практического
осуществления тех или иных процедур контроля
(например, инструкция о порядке осуществления
проверок или по работе с документами
и т.п.).
Осуществление финансового
контроля предполагает наличие ответственности
субъектов хозяйствования, органов государственной
власти и местного самоуправления, а также
органов, осуществляющих финансовый контроль,
и их должностных лиц. При нарушении установленных
норм права возникают следующие виды ответственности:
административная, гражданско-правовая,
уголовная, дисциплинарная. Кроме того,
должностные лица органов государственной
власти и органов местного самоуправления
несут ответственность, предусмотренную
законодательством о государственной
и муниципальной службе.
Неисполнение или ненадлежащее
исполнение участниками процесса контроля
своих прав и обязанностей влечет применение
определенных мер принуждения, основными
из которых являются: предупреждение;
наложение штрафа, начисление пени; запрещение
или ограничение деятельности; запрещение
на осуществление тех или иных операций
(например, блокировка расходов, приостановление
операций по счетам в кредитных организациях);
изъятие материальных и денежных средств
(например, бюджетных средств); компенсации;
конфискации. Применяемые меры принуждения,
выраженные в денежной форме, называют
финансовыми санкциями, под которыми понимают
финансовые меры со стороны государственных
и иных органов. Основной целью применения
финансовых санкций является сокращение
нарушений субъектами финансовых отношений
установленных норм права и предупреждение
таких нарушений.
Меры принудительного воздействия,
или санкции, применяются органами государственной
власти и их должностными лицами в соответствии
с их полномочиями при наличии определенных
оснований. Основанием для применения
мер принуждения являются: неисполнение
закона (решения) о бюджете; нецелевое
использование бюджетных средств, несвоевременное
и неполное перечисление бюджетных средств
их получателям; непредоставление бухгалтерской
(финансовой), налоговой отчетности; уклонение
от уплаты налогов и др. Эти нарушения
отражаются в итоговом документе (например,
акте ревизии или проверки), на основе
которого применяются меры принуждения.