Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 19:21, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить финансовую систему РФ
Задачи курсовой работы:
- рассмотрение социально-экономической сущности финансов и функции финансов
- изучить структуру финансовых отношений
Введение...................................................................................................................4
1.Теоретические аспекты финансовой системы Российской федерации ……………………………………………………………………………………..5
1.1 Сущность финансов…………………………………………………………..7
1.2Функции финансов…………………………………………………………...11
1.3.Особенности и структура финансовых отношений…………………….....14
1.4. Роль финансов в расширенном производстве…………………………….17
1.5 Характеристика звеньев финансовой системы…………………………….20
2. Анализ финансов РФ в условиях рыночных преобразований……...21
2.1 Анализ финансовой деятельности государства……………………………27
2.2 Анализ финансового рынка РФ……………………………………………..33
Заключение……………………………………………………………………….35
Решение расчетных задач……………………………………………………….39
Важный элемент производства рабочей силы, в стоимость которой, помимо оплаты труда, входят также расходы на образование, здравоохранение, социальное обеспечение – финансы. Расширение сферы социальных расходов вызывается во многом требованиями научно-технической революции. Быстрая качественная перестройка производства требует постоянного изменения профессиональной структуры рабочей силы, что влечет за собой дальнейший рост расходов на образование и переквалификацию кадров.
Только в условиях резкого увеличения инвестиционных ресурсов, укрепления покупательной силы рубля, облегчения налогообложения производственных предприятий возможно прекращение спада производства и экономический рост.
1.5 Характеристика звеньев финансовой системы
Внебюджетные фонды – это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет:
– Пенсионный фонд РФ;
– Государственный фонд занятости населения;
– Российский фонд технологического развития и отраслевые фонды НИОКР;
– Фонд инвестирования жилищного строительства, и др.
Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда. Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность.
Внебюджетные фонды имеют
Обособленное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно финансировать важнейшие социальные мероприятия. В отличие от государственного бюджета расходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной власти. Это, с одной стороны, облегчает их использование; с другой – дает возможность расходовать средства не в полном объеме. Поэтому в целях усиления контроля за расходом средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации некоторых из них в бюджете с сохранением целевой направленности их расходов.
Государственный бюджет.
Бюджетная система РФ состоит из трех уровней: федеральный бюджет, региональные бюджеты и местные бюджеты.
Федеральный бюджет – важнейшее звено финансовой системы страны. В сущности, это финансовые ресурсы федерального государства. Федеральный бюджет включает доходы и расходы, органически связанные с макроэкономическими показателями, объемом налогов и задачами финансовой политики государства.
Бюджет субъекта РФ – это региональный бюджет, включающий республиканский, краевой, областной бюджеты и бюджеты крупных городов (например, таких, как Москва и Санкт-Петербург).
Местные бюджеты охватывают бюджеты городов, не имеющих районного деления, и районов с включением бюджетов районного центра.
Государственные внебюджетные фонды.
В современном экономическом
1) денежные средства государства,
2) средства организаций,
Государственный кредит.
Следует учесть, что на всех уровнях управления финансами присутствует кредит. Государственный кредит – это кредитные отношения между государством, юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает в основном заемщиком. Государственный заем осуществляется путем продажи физическим и юридическим лицам государственных ценных бумаг. Таким образом формируется государственный долг.
При государственном кредите
Фонд страхования.
Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.
До 1990 г. страхование в России было построено на началах государственной монополии. Это означало, что только государство могло совершать операции по страхованию и давать гарантированные обязательства по возмещению ущерба, понесенного организациями или гражданами в результате стихийного бедствия или несчастного случая. Все страховые операции в стране проводились Госстрахом СССР, который осуществлял свою работу на началах хозяйственного расчета. Государственная монополия на имущественное и личное страхование позволяла в общегосударственном масштабе централизовать денежные средства, предусмотренные на эти цели.
В связи с развитием рыночных отношений появилась возможность отказаться от монополии государства в страховом деле. Рынок побуждает государственные страховые организации изменять структуру и направления деятельности в соответствии с новыми экономическими условиями. В настоящее время наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют негосударственные страховые компании, получившие лицензии на проведение страховых операций.
Страхование в условиях рыночной экономики все больше становится сферой коммерческой деятельности.
Финансово-кредитная система.
Финансово-кредитная система – в макроэкономике – система, обеспечивающая финансовую и кредитную политику государства и все аспекты финансового рынка. Финансово-кредитная система связывает финансовую и кредитную системы, первичный и вторичный рынки.
Кредитная система – совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования, а также система кредитных учреждений.
По этому звену
Банковская система – совокупность разных видов взаимосвязанных банков и других кредитных учреждений, действующих в рамках единого финансово-кредитного механизма. В двухуровневой банковской системе на первом уровне находится центральный банк, а на втором уровне – сеть коммерческих банков и других расчетно-кредитных учреждений.
Финансы предприятий различных форм собственности.
Финансы предприятий различных форм собственности (государственные, муниципальные, акционерные, частные, арендные и др.), являясь основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода.
От состояния финансов
предприятий зависит
Глава 2. Анализ финансов РФ в условиях рыночных преобразований
2.1 Анализ финансовой деятельности государства
Деятельность государства в области финансов реализуется при выполнение им следующих функций:
- распределительной,
которая на государственном
• Межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах большой эффективности и рационального использования национального дохода;
• наличием наряду с производственной сферы, в которой национальный доход не создается (обучение, социальное страхование, здравоохранение);
• перераспределением доходом между различными социальными группами населения (многодетные, малоимущие)
- контрольной, которая
проявляется в контроле за
распределением ВВП и
— стимулирующей —
состоит в том, что государство
с помощью целой системы
Финансовая деятельность государства
сводится к выполнению трех основных функций:
это, во-первых, формирование в том или
ином виде денежных фондов государства,
во-вторых, использование этих фондов
для реализации своих задач и, в-третьих,
регулирование финансовых взаимоотношений
между различными звеньями финансовой
системы РФ. При этом основная роль государственных
финансов в перераспределение и контроле
финансовых потоков.
По данным Министерства финансов РФ, динамика доходов федерального бюджета в 2010-2012 гг., отражена в таблице 2.1 (в % к общей сумме доходов):
Таблица 2.1 Динамика доходов федерального бюджета 2010-2012 г.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По данным таблицы 2.1 видно, что по сравнению с 2010 годом в 2012 году наблюдался рост доходов федерального бюджета, но не по всем статьям, например налог на прибыль в 2012 году уменьшился на 6,3 %, а налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции уменьшился на 3,6 %.
В таблице 2.2. рассмотрим структуру расходов федерального бюджета в 2010-2012 гг. ( в % к общей сумме расходов)
Таблица 2.2. Динамика расходов федерального бюджета 2010-2012 гг.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|