Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 17:49, дипломная работа
Цель данной работы - провести анализ формирования доходной части местного бюджета.
Основными задачами работы, исходя из ее цели являются:
раскрыть экономического содержания и значения местных бюджетов;
выявить особенности формирования доходной части местных бюджетов;
проанализировать доходы местного бюджета на примере конкретного муниципального образования ГО г. Улан-Удэ, а также рассмотреть зарубежный опыт формирования доходов на уровне муниципальных образований;
выявить проблемы формирования доходной части местных бюджетов и возможные пути решения данных проблем.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……6
Экономическое содержание и значение местных бюджетов РФ……….6
Особенности формирования доходной части местных бюджетов РФ..12
Перспективы развития местных бюджетов РФ…………………………23
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА ГОРОДСКОГО ОКРУГА «Г. УЛАН-УДЭ» ЗА ПЕРИОД 2008-2010 ГГ…………………………………………………………………………..33
Социально-экономическая характеристика городского округа «г.Улан-Удэ»………………………………………………………………………..33
Анализ исполнения доходной части бюджета городского округа «г. Улан-Удэ» за период 2008-2010 гг………………………………………37
Выявление проблем формирования доходов местных бюджетов……..51
ГЛАВА 3. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ РФ……………………………………………58
3.1. Зарубежный опыт формирования доходной части местных бюджетов58
Возможные пути решения проблем формирования доходной части местных бюджетов РФ……………………………………………………65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ………..89
Исходя из этих принципов доходы местных бюджетов формируются за счет собственных источников доходов и субвенций из бюджетов субъектов РФ.
Местный бюджет можно рассматривать как самостоятельную экономическую категорию. Он имеет свои особенности:
Местный бюджет является важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. С его помощью государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, осуществлять социальные преобразования.
Органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых закреплено законодательно.
Формирование и исполнение местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.
Органы государственной власти гарантируют:
1) право представительных
органов местного
2) право представительных
органов местного
3) компенсацию увеличения
расходов или уменьшения
Органы государственной власти субъектов РФ в процессе осуществления бюджетного регулирования и органы местного самоуправления в ходе формирования местных бюджетов руководствуются государственными минимальными социальными стандартами, социальными нормами, нормативами минимальной бюджетной обеспеченности.
Представительные органы местного самоуправления наделены следующими правами:
1) устанавливать местные
налоги и сборы и
2) в соответствии с законодательством РФ принимать решения об установлении или отмене местного налога и сбора, о внесении изменений в порядок его уплаты.
Органы местного самоуправления имеют право получать в местный бюджет предусмотренные законами РФ и субъектов РФ налоги с филиалов и представительств, головные предприятия которых расположены вне территории данного муниципального образования.
Формирование большего числа местных бюджетов, наделение органов власти местного самоуправления широкой самостоятельностью потребует решения вопроса о внешнем контроле за ходом бюджетного процесса на этом уровне.
1.2. Особенности формирования
доходной части местных
Местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований) — это третий уровень Бюджетной системы Российской Федерации. Местные бюджеты предназначены для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения органов местного самоуправления. В соответствии с ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», предусмотрено разделение местных бюджетов на бюджеты двух уровней (типов) — муниципальных районов (городских округов) и поселений.
Доходная часть местных
бюджетов формируется в соответствии
с бюджетным и налоговым
До вступления в силу 131-ФЗ доходная часть местных бюджетов формировалась за счет собственных доходов, поступлений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, а также она могла включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам. Общая схема доходов бюджетов органов местного самоуправления имела следующий вид (рис. 1.1.)
К собственным доходам относились местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доли федеральных налогов и доли налогов субъектов РФ, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе, а также безвозмездные перечисления.
Поскольку собственные
доходы составляют меньшую часть
доходов местных бюджетов, то для
финансового обеспечения
Рис. 1.1. Доходы местных бюджетов
Проблема расширения собственной доходной базы бюджетов регионов и особенно местных органов самоуправления остается исключительно актуальной. За последние годы на местные бюджеты были переложены дополнительные расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов. Однако их доходная база не была расширена, происходило неуклонное падение уровня их бюджетной обеспеченности. Доля доходов местных бюджетов в консолидированном бюджете РФ с 1998 года постоянно сокращалась. Шла концентрация финансовых ресурсов на уровне Федерации и субъектов Федерации, которые уже затем перераспределяли их между муниципальными образованиями. По данным консолидированного бюджета России на 2004 год, доля налоговых доходов местных бюджетов составила 11,3%, основная доля которых формируется за счет отчислений от федеральных и региональных налогов. Местные налоги и сборы не превышают 2%. Неналоговые доходы формируются в основном за счет арендных платежей и продажи муниципального имущества, но муниципалитеты уже практически не имеют ликвидного имущества, и поэтому неналоговые доходы также невелики.
Объем доходной части
местных бюджетов упал ниже объема
минимально необходимых расходов. Это
привело к возникновению
Сегодня наиболее остро
стоит вопрос недостаточного обеспечения
финансово-экономической
Современная структура доходов местных бюджетов
В ст. 55 ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и в БК РФ определяются источники доходов местных бюджетов. Их состав приведен на рис. 1.2.
Рис. 1.2. Доходы местных бюджетов
Как видно из приведенных схем, произошли существенные изменения в структуре доходов местных бюджетов. По новому законодательству понятие регулирующих доходов отменено, изменился и состав собственных доходов, в который входят налоговые, неналоговые доходы, доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений, за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций или региональных фондов компенсаций.
Рассмотрим подробнее источники доходов местных бюджетов. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации к собственным доходам местных бюджетов относятся:
В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от:
В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от:
В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от:
Информация о работе Формирование доходов бюджета городского округа города Улан-Удэ