Формирование и исполнение сметы доходов и расходов бюджетного учреждения (на примере МБУ «Верхневилюйский музей истории и этнографии»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 14:30, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию формирования и исполнения сметы доходов и расходов бюджетных учреждений на примере МБУ «Верхневилюйский музей истории и этнографии».
Достижение поставленной цели предопределяет необходимость решения следующих задач:
- определить основы организации финансирования бюджетных учреждений в Российской Федерации;
- раскрыть основные источники средств бюджетных учреждений и направления их расходования;
- рассмотреть понятие бюджетной сметы и определить порядок ее составления и исполнения;
- рассмотреть основные методологические подходы к анализу сметы доходов и расходов бюджетных учреждений;
- дать социально-экономическую характеристику деятельности МБУ «Верхневилюйский музей истории и этнографии»;
- проанализировать особенности формирования и использования финансовых средств МБУ «Верхневилюйский музей истории и этнографии» по бюджетным и внебюджетным источникам финансирования согласно смет доходов и расходов;

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы формирования и исполнения смет доходов
и расходов бюджетными учреждениями Российской Федерации …… 7
1.1. Основы организации финансирования бюджетных учреждений …… 7
1.2. Источники средств бюджетных учреждений и направления их
расходования …………………………………………………………... 13
1.3. Особенности формирования и исполнения сметы доходов и расходов
бюджетного учреждения …………………………………………….. 27
1.4. Методологические подходы к анализу сметы доходов и расходов
бюджетных учреждений ……………………………………………… 32
Глава 2. Анализ и оценка формирования и исполнения сметы доходов
и расходов по бюджетным и внебюджетным источникам
финансирования МБУ «Верхневилюйский музей истории
и этнографии» …………………………………………………………. 39
2.1. Экономическая характеристика МБУ «Верхневилюйский музей
истории и этнографии» ……………………………………………….. 39
2.2. Анализ и оценка формирования и исполнения сметы доходов
и расходов по бюджетным источникам финансирования …...……… 42
2.3. Анализ и оценка формирования и исполнения сметы доходов
и расходов по внебюджетным источникам финансирования …….. 53
Глава 3. Совершенствование системы формирования и исполнения сметы
доходов и расходов по бюджетным и внебюджетным источникам
финансирования МБУ «Верхневилюйский музей истории
и этнографии» ………………………………………………………….. 62
3.1. Проблемы формирования и исполнения сметы доходов и расходов
и пути их решения …………………………………………………… 62
3.2. Практические рекомендации по совершенствованию формирования
и исполнения сметы доходов и расходов …………………………… 66
Заключение ………………………………………………………………………. 72
Список использованных источников и литературы …………………………... 74

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная.doc

— 528.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, для того чтобы правильно определить статус организации, необходимо учитывать порядок финансирования организации, ее организационно-правовую форму и задачи, ради которых эта организация создана.

Финансирование бюджетных учреждений происходит в несколько этапов:

1. Составление и утверждение  бюджетной росписи. Бюджетная роспись  составляется на основе утвержденного  бюджета главным распорядителем  бюджетных средств по получателям  бюджетных средств.

2. Уведомление о бюджетных ассигнованиях. После того как сводная бюджетная роспись утверждена, исполнительный бюджетный орган в течение 10 дней доводит ее показатели до всех получателей бюджетных средств в форме уведомления о бюджетных ассигнованиях на период действия утвержденного бюджета.

3. Составление сметы доходов  и расходов. Бюджетные учреждения  в течение 10 дней со дня получения  уведомлений о бюджетных ассигнованиях  обязаны составить и представить  на утверждение смету доходов  и расходов по установленной  форме. Распорядитель бюджетных средств должен утвердить представленную смету в течение 5 дней и в течение одного рабочего дня, со дня утверждения сметы, должен передать ее в орган, исполняющий бюджет.

4. Лимиты бюджетных обязательств  представляют собой предельный объем прав получателя на принятие им денежных обязательств, оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета. Лимиты бюджетных обязательств доводятся до всех распорядителей и получателей бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, не позднее, чем за 5 дней до начала периода их действия и представляют собой объем бюджетных обязательств, определенных для распорядителей и получателей бюджетных средств на период не более трех месяцев. [17]

На основании уведомлений о выделенном лимите получатели бюджетных средств имеют право осуществлять расходы и платежи путем составления платежных и иных документов в пределах доведенных до них лимитов и в соответствии со сметой доходов и расходов.

Расходование бюджетных средств осуществляется путем списания денежных средств с единого счета бюджета. Объем расходуемых бюджетных средств должен соответствовать объему подтвержденных денежных обязательств.

Понятие «главный распорядитель бюджетных средств» разъясняется в статье 158 БК РФ - это орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств. Главным распорядителем средств федерального бюджета является также наиболее значимое бюджетное учреждение науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации.

Названные бюджетные учреждения имеют право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств. Главные распорядители средств федерального бюджета включаются в ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Главный распорядитель бюджетных средств имеет право:

- представлять сторону государства  в договорах о предоставлении  бюджетных средств на возвратной  основе, государственных или муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций, при условии, что Правительством Российской Федерации предоставило ему такие полномочия;

- определять задания по предоставлению  государственных или муниципальных  услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат;

- утверждать сметы доходов и  расходов подведомственных бюджетных  учреждений;

- составлять бюджетную роспись, распределять лимиты бюджетных  обязательств по подведомственным  распорядителям и получателям бюджетных средств и исполнять соответствующую часть бюджета;

- вносить изменения в утвержденную  смету доходов и расходов бюджетного  учреждения в части распределения  средств между ее статьями  с уведомлением органа, исполняющего  бюджет, на основании мотивированного представления бюджетного учреждения;

- осуществлять контроль получателей  бюджетных средств в части  обеспечения целевого использования  бюджетных средств, своевременного  их возврата, предоставления отчетности, выполнения заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг;

- осуществлять контроль за использованием  бюджетных средств распорядителями  бюджетных средств, бюджетными учреждениями  и другими получателями бюджетных  средств, государственными предприятиями, которым передана на праве хозяйственного ведения или в оперативное управление собственность соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований. [9]

Главный распорядитель бюджетных средств обязан подготовить и представить органу, ответственному за контроль исполнения соответствующего бюджета, сводный отчет об исполнении бюджета по выделенным средствам, сводную смету доходов и расходов, а также отчет о выполнении задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг. Главный распорядитель средств бюджета выступает в суде в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию:

- о возмещении вреда, причиненного  физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту;

- предъявляемым в порядке субсидиарной  ответственности по денежным  обязательствам подведомственных  бюджетных учреждений. [9]

Получатель бюджетных средств, в соответствии со статьей 162 БК РФ, это бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год. Бюджетная роспись это документ, в котором производится поквартальное распределение доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета. Бюджетная роспись устанавливает распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляется в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

В статье 163 БК РФ перечислены права и обязанности получателей бюджетных средств. Получатели бюджетных средств имеют право на:

1) своевременное получение и  использование бюджетных средств, в соответствии с утвержденным  бюджетной росписью размером с учетом сокращения и индексации;

2) своевременное доведение уведомлений  о бюджетных ассигнованиях и  лимитах бюджетных обязательств;

3) компенсацию в размере недофинансирования.

Получатели бюджетных средств обязаны:

1) своевременно подавать бюджетные заявки или иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств;

2) эффективно использовать бюджетные  средства в соответствии с  их целевым назначением;

3) своевременно и в полном  объеме возвращать бюджетные  средства, предоставленные на возвратной основе;

4) своевременно и в полном  объеме вносить плату за пользование  бюджетными средствами, предоставленными  на возмездной основе;

5) своевременно представлять отчет  и иные сведения об использовании  бюджетных средств. [1]

Таким образом, особенности финансирования бюджетных учреждений в современных условиях зависят от бюджетного статуса данного бюджетного учреждения.

 

    1. Источники средств бюджетных учреждений и направления их

      расходования 

 

На сегодняшний день средства бюджета служат основным источником финансового обеспечения расходов бюджетных учреждений не только в России, но и во многих странах мира (Германии, Франции, Швеции, Великобритании и т.д.), при этом масштаб государственного финансирования образования выступает одним из главных показателей, характеризующих политику страны.

Процесс по организации финансирования можно представить в виде последовательной цепочки состоящей из трех блоков:

- определение объема бюджетного  финансирования;

- организация системы бюджетного  финансирования;

- организация системы отчетности  по расходованию бюджетных средств.

С переходом экономики страны на рыночные начала хозяйствования в организации финансового обеспечения бюджетных учреждений появились принципиально иные, рыночные подходы. Новый финансовый механизм характеризуется, прежде всего, сочетанием бюджетного финансирования с развитием платных услуг и другими источниками самофинансирования.

При этом, в целях реализации принципа бюджетного финансирования на федеральном и региональном (местном) уровнях ключевым является решение вопроса распределения бюджетных полномочий и в какой пропорции должно осуществляться финансирование.

Здесь критериями разграничения расходных полномочий между властями разных уровней являются следующие.

1) Субсидиарностъ: максимальная близость органов власти, реализующих расходные полномочия, к потребителям соответствующих бюджетных услуг.

2)Территориальное соответствие: максимальное  совпадение территориальной юрисдикции  органа власти, реализующего расходные  полномочия, и зоны потребления соответствующих бюджетных услуг.

3) Внешние эффекты: чем выше заинтересованность  общества в целом в реализации  расходных полномочий, тем, при прочих  равных условиях, за более высоким  уровнем власти они должны  закрепляться.

4) Эффект территориальной дифференциации: чем выше региональные и местные различия в производстве и потреблении бюджетных услуг, тем, при прочих равных условиях, на более низких уровнях бюджетной системы они должны предоставляться.

5) Эффект масштаба: концентрация  бюджетных расходов, при прочих равных условиях, способствует экономии бюджетных средств.

В связи с децентрализацией бюджетного процесса изменилась схема финансирования. Основным по объему источником финансирования является местный бюджет. При этом федеральные органы управления не имеют реальных рычагов активного влияния на формирование фонда федеральной поддержки субъектов, из которого осуществляется субсидирование регионов.

Для проведения научного исследования механизма финансирования бюджетных учреждений и связанных с его функционированием проблем необходимо рассмотреть понятийный аппарат и категории, используемые при анализе, поскольку это позволит более четко формулировать проблемы, имеющиеся в их деятельности, и предметно проанализировать финансирование бюджетных учреждений [22, С.178].

Финансовый механизм бюджетных учреждений включает четыре взаимосвязанных элемента: финансовые методы, финансовые рычаги и финансовые инструменты, обеспечивающие подсистемы (правовую, нормативную, информационную, технологическую, кадровую).

Под финансовыми методами чаще всего понимаются способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс. Финансовые методы воздействуют в двух направлениях: по линии управления движением финансовых ресурсов и по линии рыночных отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, материальным стимулированием и ответственностью за эффективное использование денежных средств.

Финансовые рычаги представляют собой показатели, при помощи которых субъект управления воздействует на денежные потоки: прибыль  учреждения, доход учреждения, нормативы, норма, тарифы, амортизационные отчисления, финансовые санкции, арендная плата, налоги, дисконт (скидка), цена предоставляемых услуг, формы расчетов, виды кредитов [22, С.178].

В современных условиях действует механизм сметно-бюджетного финансирования бюджетных учреждений.

Сущность сметно-бюджетного финансирования состоит в том, что государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов - смет расходов.

Объем необходимых затрат согласно сметам закрепляется в бюджетах всех уровней. Предусмотренные сметами расходов конкретных учреждений и утвержденные бюджетами суммы денежных средств носят название бюджетных ассигнований.

Из федерального бюджета финансируются учреждения и организации по перечню, определенному Правительством РФ. В каждом субъекте РФ имеются организации, имеющие региональное значение. Источником финансирования их деятельности выступают региональные бюджеты.

Из муниципальных бюджетов финансируется самая массовая сеть государственных учреждений. Принцип финансирования расходов бюджетных учреждений - сочетание бюджетного финансирования с элементами коммерческой деятельности, что вполне соответствует структуре современного рыночного механизма.

Информация о работе Формирование и исполнение сметы доходов и расходов бюджетного учреждения (на примере МБУ «Верхневилюйский музей истории и этнографии»)