Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 14:30, дипломная работа
Целью дипломной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию формирования и исполнения сметы доходов и расходов бюджетных учреждений на примере МБУ «Верхневилюйский музей истории и этнографии».
Достижение поставленной цели предопределяет необходимость решения следующих задач:
- определить основы организации финансирования бюджетных учреждений в Российской Федерации;
- раскрыть основные источники средств бюджетных учреждений и направления их расходования;
- рассмотреть понятие бюджетной сметы и определить порядок ее составления и исполнения;
- рассмотреть основные методологические подходы к анализу сметы доходов и расходов бюджетных учреждений;
- дать социально-экономическую характеристику деятельности МБУ «Верхневилюйский музей истории и этнографии»;
- проанализировать особенности формирования и использования финансовых средств МБУ «Верхневилюйский музей истории и этнографии» по бюджетным и внебюджетным источникам финансирования согласно смет доходов и расходов;
Введение ……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы формирования и исполнения смет доходов
и расходов бюджетными учреждениями Российской Федерации …… 7
1.1. Основы организации финансирования бюджетных учреждений …… 7
1.2. Источники средств бюджетных учреждений и направления их
расходования …………………………………………………………... 13
1.3. Особенности формирования и исполнения сметы доходов и расходов
бюджетного учреждения …………………………………………….. 27
1.4. Методологические подходы к анализу сметы доходов и расходов
бюджетных учреждений ……………………………………………… 32
Глава 2. Анализ и оценка формирования и исполнения сметы доходов
и расходов по бюджетным и внебюджетным источникам
финансирования МБУ «Верхневилюйский музей истории
и этнографии» …………………………………………………………. 39
2.1. Экономическая характеристика МБУ «Верхневилюйский музей
истории и этнографии» ……………………………………………….. 39
2.2. Анализ и оценка формирования и исполнения сметы доходов
и расходов по бюджетным источникам финансирования …...……… 42
2.3. Анализ и оценка формирования и исполнения сметы доходов
и расходов по внебюджетным источникам финансирования …….. 53
Глава 3. Совершенствование системы формирования и исполнения сметы
доходов и расходов по бюджетным и внебюджетным источникам
финансирования МБУ «Верхневилюйский музей истории
и этнографии» ………………………………………………………….. 62
3.1. Проблемы формирования и исполнения сметы доходов и расходов
и пути их решения …………………………………………………… 62
3.2. Практические рекомендации по совершенствованию формирования
и исполнения сметы доходов и расходов …………………………… 66
Заключение ………………………………………………………………………. 72
Список использованных источников и литературы …………………………... 74
- перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
- трансферты населению, командировочные и иные компенсационные выплаты работникам;
- оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;
- оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.
Основным источником получения внебюджетных средств, например, для образовательных учреждений является реализация дополнительных образовательных программ, сверх государственного стандарта общего образования. Однако бюджетные учреждения обладают еще и материальным, финансовым, интеллектуальным потенциалами, которые можно и нужно использовать в целях организации деятельности по привлечению внебюджетных средств. Обладание производственными мощностями, необходимым оборудованием, помещениями позволяет производить товары, выполнять заказы, оказывать широкий спектр образовательных и не образовательных услуг, сдавать в аренду помещения и оборудование. Информационные ресурсы создают условия для развития современных образовательных технологий, создания программных продуктов, баз данных, реализации методических материалов, услуг по использованию Интернета [33, с.159].
Создание эффективного механизма привлечения внебюджетных средств начинается с определения набора деятельности, выбора конкретной услуги или продукции с учетом потенциальных возможностей конкретного учреждения. Для такого выбора важно провести анализ демографической ситуации, возможностей местного рынка труда, состояния экономики региона и благосостояния населения, потребности в предлагаемых услугах, наличия конкурирующих структур и др.
Для успешной работы по привлечению внебюджетных средств необходимо заинтересовать в этом коллектив, каждое подразделение, каждого сотрудника, сформировать нормативную базу, определяющую порядок и последовательность действий, получить лицензии (аккредитацию, сертификаты и др.), требующиеся для осуществления большинства видов внебюджетной деятельности [33, с.159].
Начиная или развивая внебюджетную деятельность, следует по возможности оценить все влияющие на нее факторы. Одной из задач является правильное определение цены производимых товаров, работ и услуг. Получаемая выручка как минимум должна покрывать издержки по их производству и реализации. В цену платных услуг включаются:
- материальные, трудовые и другие затраты, которые подразделяются на прямые, связанные непосредственно с оказанием услуг (выполнением работ), и накладные, связанные с деятельностью учреждения по организации предоставления услуг;
- налоги по конкретным видам деятельности;
- плановая прибыль.
К прямым затратам относятся оплата труда с учетом единого социального налога непосредственных исполнителей работ и услуг и материальные затраты, необходимые для их производства; к накладным расходам – оплата труда, с учетом единого социального налога административного и обслуживающего персонала, коммунальные платежи и услуги связи, затраты на ремонт и приобретение оборудования, текущий и капитальный ремонт здания, транспортные расходы, командировки, повышение квалификации и др.При этом, важно определить, в какой части эти расходы относятся к данному виду работ и услуг [33, с.159].
Как известно, расходы бюджетного учреждения подразделяются на текущие и капитальные. Текущие расходы включают в себя оплату труда с начислениями, а также материальные и приравненные к ним затраты. Капитальные расходы связаны с приобретением оборудования и других основных средств, а также с затратами (отчислениями) на капитальный ремонт и амортизацию (износ основных средств).
Существует несколько вариантов расчета цены дополнительных платных услуг. В цену могут включаться:
- только текущие затраты, относящиеся к предоставлению услуги и его обслуживанию (административные, хозяйственные и эксплуатационные расходы);
- текущие затраты и часть капитальных затрат;
- все затраты: и текущие, и капитальные.
В условиях рынка допустимо устанавливать льготные цены применительно к конкретному перечню или контингенту. Такая дифференциация должна быть отражена в локальных актах учреждения (положение, приказы и др.). При этом восполнение затрат возможно за счет увеличения количества потребителей услуг, сокращения расходов по осуществлению основного вида деятельности, повышения цены на услуги, пользующиеся повышенным спросом, и иными способами.
Размер плановой прибыли устанавливается соответствующим органом управления в процентах от совокупных затрат для каждого конкретного вида деятельности. Стоимость платных услуг определяется на основании соглашения сторон, выраженного в договоре об оплате дополнительных услуг. Это означает, что все расчеты, проводимые в учреждении для определения разумной цены платных услуг, имеют смысл лишь тогда, когда потребитель платных услуг готов по рассчитанной цене оплачивать услуги [33, с.159].
Дополнительные платные услуги должны оплачиваться через учреждения банков по квитанции, выписанной учреждением с указанием всех необходимых реквизитов, или в самом учреждении при наличии оборудованной кассы. Если учреждение обслуживается централизованной бухгалтерией и не имеет своего расчетного счета, в квитанции необходимо указать номер или полное наименование учреждения, группу и фамилию плательщика.
В заключение необходимо еще раз напомнить, что дополнительные платные услуги не могут быть оказаны взамен или в рамках основной деятельности учреждения, финансируемой за счет средств соответствующего бюджета.
1.3 Особенности формирования и исполнения сметы доходов и расходов
бюджетного учреждения
Сметно-бюджетное финансирование - это безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств на основе общих принципов финансирования. Однако ему свойственны и специальные принципы, такие как отпуск средств на обеспечение деятельности учреждений и организаций из бюджета, соответствующего их подчиненности; отпуск средств в соответствии с программами и планами экономического и социального развития на каждый бюджетный год и в меру их выполнения; планирование и финансирование на основе экономических нормативов, научно обоснованных с применением технических норм либо на конкурсной основе с выбором приоритетных направлений.
На сметно-бюджетном финансировании находятся бюджетные учреждения: здравоохранения, правоохранительные учреждения, образовательные учреждения; учреждения культуры.
Смета доходов и расходов - это документ, который закладывает основу всей хозяйственной деятельности бюджетных учреждений, поскольку финансовое обеспечение деятельности ведется на ее основе [22, с.116].
У тех организаций, которые занимаются оказанием платных услуг, две сметы доходов и расходов: бюджетная и по приносящей доход деятельности.
Смета по деятельности, осуществляемой за счет средств бюджета, стала называться бюджетной сметой с 2008 года в связи с изменениями, внесенными в понятийный аппарат БК РФ Федеральным законом №63-ФЗ.
Бюджетная смета – документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения [2, ст.6].
В свою очередь, лимиты бюджетных обязательств – это объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).
Если далее расшифровать понятие бюджетного обязательства (расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году), то понятие бюджетной сметы будет следующим:
«Бюджетная смета - это документ, устанавливающий объем прав бюджетного учреждения в рублях на принятие им расходных обязательств в соответствии с классификацией расходов бюджетов на соответствующий финансовый год в целях выполнения функций учреждения» [16, с.67].
Схематично порядок разработки и утверждения бюджетной сметы можно представить следующим образом (рисунок 1.1).
┌──────────────────────────┐
│ Минфин России │
│разрабатывает и утверждает│
│ общий порядок составления│
│ и ведения бюджетных смет │
└─────────────┬────────────┘
│
\│/
┌──────────────────────────┐
│ ГРБС │
│ устанавливает │
│ порядок утверждения │
│ бюджетных смет │
└─────────────┬────────────┘
│
\│/
┌──────────────────────────┐
│ ПБС │
│ составляет и исполняет │
│ бюджетную смету │
└──────────────────────────┘
Рис. 1.1. Порядок разработки и утверждения бюджетной сметы
Общий порядок составления и ведения бюджетных смет для федеральных бюджетных учреждений устанавливает Министерство Финансов России [2, ст.165, ст.221].
Так, с 1 января 2008 г. действуют Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет, утвержденные Приказом Минфина России от 20.11.2007 N 112н (далее - Приказ N 112н). Указанные Требования распространяются на бюджетные учреждения, а также на органы государственной, муниципальной власти и органы управления государственными внебюджетными фондами.
Порядок утверждения бюджетной сметы для подведомственных бюджетных учреждений устанавливает главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС) [2, ст.158].
В настоящее время рядом министерств и ведомств разработан такой порядок. Так, Министерство образования и науки России в лице Федерального агентства по образованию разработало Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Федерального агентства по образованию, на 2008 г. (Приказ от 24.12.2007 N 2397). С учетом того что существенных изменений в бюджетном законодательстве за прошедший год не произошло, а нового порядка на 2009 г. Рособразование не опубликовало, при составлении сметы на 2009 г. образовательным учреждениям можно воспользоваться указанным документом.
Бюджетная смета бюджетного учреждения, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, утверждается руководителем главного распорядителя бюджетных средств [2, ст. 221].
Составляет и исполняет бюджетную смету получатель бюджетных средств (ПБС) [2, ст. 162].
Показатели сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ с детализацией до статей (подстатей).
Смета составляется учреждением по форме, разработанной и утвержденной главным распорядителем средств бюджета, содержащей следующие обязательные реквизиты:
Содержательная часть формы сметы должна представляться в виде таблицы, содержащей коды строк, наименования направлений расходования средств бюджета и соответствующих им кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ, а также суммы по каждому направлению.
Оформляющая часть формы сметы должна содержать подписи (с расшифровкой) должностных лиц, ответственных за содержащиеся в смете данные, - руководителя учреждения, руководителя планово-финансовой службы учреждения или иного уполномоченного руководителем лица, исполнителя документа, а также дату подписания (подготовки) сметы (свода смет учреждений).
Смета доходов и расходов составляется в двух экземплярах и утверждается руководителем учреждения, подпись которого заверяется гербовой печатью учреждения. Один экземпляр сметы доходов и расходов остается в учреждении, второй - представляется им в территориальный ОФК.
Для проведения операций на лицевом счете получателя бюджетных средств по разделу учета операций по приносящей доход деятельности учреждение (обособленное подразделение) дополнительно к Разрешению представляет в ОФК по месту обслуживания: