Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 14:30, дипломная работа
Целью дипломной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию формирования и исполнения сметы доходов и расходов бюджетных учреждений на примере МБУ «Верхневилюйский музей истории и этнографии».
Достижение поставленной цели предопределяет необходимость решения следующих задач:
- определить основы организации финансирования бюджетных учреждений в Российской Федерации;
- раскрыть основные источники средств бюджетных учреждений и направления их расходования;
- рассмотреть понятие бюджетной сметы и определить порядок ее составления и исполнения;
- рассмотреть основные методологические подходы к анализу сметы доходов и расходов бюджетных учреждений;
- дать социально-экономическую характеристику деятельности МБУ «Верхневилюйский музей истории и этнографии»;
- проанализировать особенности формирования и использования финансовых средств МБУ «Верхневилюйский музей истории и этнографии» по бюджетным и внебюджетным источникам финансирования согласно смет доходов и расходов;
Введение ……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы формирования и исполнения смет доходов
и расходов бюджетными учреждениями Российской Федерации …… 7
1.1. Основы организации финансирования бюджетных учреждений …… 7
1.2. Источники средств бюджетных учреждений и направления их
расходования …………………………………………………………... 13
1.3. Особенности формирования и исполнения сметы доходов и расходов
бюджетного учреждения …………………………………………….. 27
1.4. Методологические подходы к анализу сметы доходов и расходов
бюджетных учреждений ……………………………………………… 32
Глава 2. Анализ и оценка формирования и исполнения сметы доходов
и расходов по бюджетным и внебюджетным источникам
финансирования МБУ «Верхневилюйский музей истории
и этнографии» …………………………………………………………. 39
2.1. Экономическая характеристика МБУ «Верхневилюйский музей
истории и этнографии» ……………………………………………….. 39
2.2. Анализ и оценка формирования и исполнения сметы доходов
и расходов по бюджетным источникам финансирования …...……… 42
2.3. Анализ и оценка формирования и исполнения сметы доходов
и расходов по внебюджетным источникам финансирования …….. 53
Глава 3. Совершенствование системы формирования и исполнения сметы
доходов и расходов по бюджетным и внебюджетным источникам
финансирования МБУ «Верхневилюйский музей истории
и этнографии» ………………………………………………………….. 62
3.1. Проблемы формирования и исполнения сметы доходов и расходов
и пути их решения …………………………………………………… 62
3.2. Практические рекомендации по совершенствованию формирования
и исполнения сметы доходов и расходов …………………………… 66
Заключение ………………………………………………………………………. 72
Список использованных источников и литературы …………………………... 74
Если внебюджетная смета утверждается руководителем учреждения и при наличии обмена информацией между учреждением и ОФК по системе электронного документооборота, Сведения о смете могут представляться в электронном виде без представления Сметы доходов и расходов на бумажном носителе.
По мере необходимости учреждения могут в течение года вносить изменения в смету. В этом случае учреждения уточняют смету доходов и расходов, утверждают и сообщают о внесенных изменениях в ОФК.
При утверждении изменений, вносимых в смету, получатель представляет в ОФК:
В случаях, когда порядком составления Сметы доходов и расходов, утвержденным главным распорядителем, предусмотрено формирование в ней отдельных разделов в разрезе видов приносящей доход деятельности, получатель представляет в ОФК Сведения о смете, содержащие сводные (группировочные) данные по всем разделам Сметы доходов и расходов.
При этом доходы, получаемые бюджетными учреждениями в виде арендной платы и относящиеся к доходам от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности [2, ст.42], необходимо предоставлять в отдельной смете. Причина этого заключается в том, что принцип расходования средств от приносящей доход деятельности и арендных доходов различен. Бюджетные учреждения могут направлять арендные доходы только на содержание и развитие материально-технической базы. И получают учреждения эти средства в качестве источника дополнительного финансирования. Средства от приносящей доход деятельности можно направлять на обеспечение деятельности учреждения в целом. То есть не только на развитие материальной базы, но и на оплату труда сотрудников и на оплату услуг сторонних организаций.
Бюджетное учреждение составляет проект сметы доходов и расходов по средствам, поступающим в доход бюджета от сдачи в аренду имущества.
Таким образом, составление бюджетной сметы должно осуществлять строго с учетом нормативно-правовых документов.
Известно, что именно смета является тем документом, на основании которого осуществляется финансирование бюджетных учреждений. Правильно составленная смета – залог стабильной работы учреждения.
1.4 Методологические подходы к анализу смет доходов и расходов
бюджетных учреждений
В условиях перехода к рыночной экономике значительно возрастает роль управления деятельностью бюджетных учреждений, прежде всего, его важнейшей функции - экономического анализа. Последний должен служить основой для выявления недостатков и резервов в деятельности учреждений, выбора более рациональных методов и путей повышения эффективности и качества их работы.
Основная цель анализа в системе управления — обеспечение эффективного функционирования ее управляемого объекта. Для достижения этой цели, исходя из сущности и роли анализа, его предмета и содержания, решаются пять основных задач [14, с.229].
Первая задача - выявление потребности общества в услугах бюджетных и продукции научных учреждений в нужном объеме. При определении общественных потребностей исходят из того, что они не имеют предела, но их удовлетворение ограничено уровнем развития материального производства [14, с.229].
Вторая задача - изучение полноты удовлетворения потребностей общества в услугах бюджетных и продукции научных учреждений и проверка соблюдения установленных нормативов. Ее решение предусматривает выявление по данным отчетности бюджетных учреждений соответствия количества оказанных услуг потребности в них, изучение их состава по различным признакам.
Третья задача — оценка эффективности использования ресурсов. Важность этой задачи повышается в связи с той ролью, которую играют трудовые и материальные ресурсы в хозяйственной деятельности учреждений, где они выступают неотъемлемым элементом удовлетворения потребности в услугах. Поэтому анализ их использования не ограничивается проверкой соблюдения норм расхода материальных ценностей и эффективности труда (нагрузки или выработки), а осуществляется в тесной увязке с оценкой полноты удовлетворения общественных потребностей в определенных услугах [14, с.231].
Четвертая задача – выявление и измерение факторов отклонений фактических показателей хозяйственной деятельности учреждений от нормативных или плановых и определение резервов.
Решение этой задачи требует системного подхода при проведении анализа хозяйственной деятельности, что вызывает необходимость взаимосвязанного изучения факторов с достаточно полным учетом их внутренних и внешних связей, взаимодействия и взаимоподчиненности, что достигается с помощью их систематизации.
Пятая задача — подготовка аналитической информации для выбора оптимальных управленческих решений. Она состоит в сборе данных о работе учреждения, их аналитической обработке и обобщении результатов анализа. Кроме того, в ходе анализа формируются предложения об устранении недостатков и улучшении работы учреждения.
Успех хозяйственной деятельности в наибольшей степени зависит от полноты и правильности решения этой задачи анализа.
Основным источником информации анализа является бюджетная смета, а также бухгалтерская и статистическая отчетность, содержащая данные, характеризующие деятельность учреждения по отдельным направлениям 29, с.184].
В процессе анализа широко применяется информация о хозяйственной деятельности учреждений за предыдущие периоды, а также других учреждений, позволяющих судить о темпах роста показателей, изменении результатов работы или о месте учреждения в отрасли [29, с.184].
Методика анализа хозяйственной деятельности бюджетных учреждений предполагает применение специальных и технических приемов моделирования взаимосвязи между факторами, измерение, количественную и качественную оценку, обобщение их влияния на выполнение плана по показателям бюджетного учреждения и динамику этих показателей, целью применения которых является определение резервов эффективности работы учреждения и использования ими бюджетных средств.
Она выступает связующим звеном сущности и содержания управления, отражает универсальный и конкретный его характер.
Поэтому совершенствование методики, ее развитие предполагает совершенствование и применение новых приемов и способов экономического анализа.
К традиционным методам, применяемым при анализе бюджетных учреждений, относятся сравнение, группировка, индексный метод, элиминирование, прием цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц, балансовый прием, абсолютные и относительные величины и др. [29, с.186].
Через весь процесс анализа должен проходить прием сравнения, который возможен только при условии сопоставимости данных исполнения смет расходов бюджетных учреждений.
Сопоставимость сравниваемых показателей процесса исполнения сметы может быть достигнута и путем расчета средних и относительных величин. Средние величины являются важным показателем при анализе средней заработной платы одного работника, числа дней функционирования койки в год, стоимости содержания одного ребенка в детских дошкольных учреждениях.
Относительные величины характеризуют уровень выполнения плана расходов по сравнению с планом и прошлым периодом.
В настоящей работе будет проведен анализ финансирования деятельности образовательного учреждения, поэтому аналитические мероприятия будут предусматривать следующие этапы:
1) Этап 1 – Анализ сметы по
бюджетным источникам
2) Этап 2 – Анализ сметы по внебюджетным источникам финансирования
3) Этап 3 – Обобщение проблем
и формирование рекомендаций
по совершенствованию
На первом и втором этапе проводится анализ средств бюджетного и внебюджетного финансирования по следующим направлениям:
1) Анализ динамики показателей за исследуемый период.
В процессе анализа используется метод горизонтального анализа: показатели изучаются в динамике и определяются тенденции данных изменений за исследуемый период.
Основной метод, применяемый при этом – метод горизонтального анализа. Горизонтальный анализ показателей заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные показатели дополняются относительными темпами роста и прироста (снижения). Горизонтальный анализ дает характеристику изменений показателей за отчетный период или динамику их изменений за ряд отчетных периодов.
2) Анализ структуры показателей за исследуемый период.
В процессе анализа используется метод вертикального анализа, основанный на выявлении структуры изучаемых показателей в динамике. Вертикальный анализ показывает структуру средств организации и их источников. Преимущество вертикального анализа заключается в том, что в условиях инфляции относительные величины показателей бухгалтерского баланса на начало и конец года лучше поддаются сравнению, чем абсолютные величины этих показателей. Для проведения такого анализа итог показателей на начало, и конец отчетного периода принимают за базовый (100%). После этого рассчитывают процентную долю каждой статьи к общему итогу.
3) Анализ исполнения плана по
изучаемым показателям за
В процессе анализа используется метод сравнительного анализа, основанный на сравнении фактических показателей с плановыми, а также определяется коэффициент выполнения плана:
(1)
Проведенный анализ позволяет сделать выводы о состоянии бюджетного и внебюджетного финансирования в объекте исследования и определить направления решения выявленных в процессе анализа проблем.
В качестве источника информации в анализе будут использования сметы и другие показатели отчетности бюджетного учреждения.
Отчеты бюджетных учреждений в разрезе показателей смет и их глубокое изучение с целью оценки эффективности использования ресурсов, выявление отклонений фактической суммы расходов от сметы, а также факторов, повлиявших на эти отклонения, составляют содержание анализа исполнения сметы расходов.
Основными задачами анализа исполнения сметы расходов являются:
- оценка соблюдения сметных назначений в целом и по отдельным статьям;
- характеристика состава и структуры расходов, оценка их изменения за определенный период;
- определение факторов отклонения фактических расходов от предусмотренных сметой;
- выявление резервов повышения эффективности использования ресурсов бюджетных и научных учреждений; разработка мероприятий, направленных на повышение эффективности управления бюджетными средствами и учреждениями, для организации расходов и обслуживания контингентов.
Все перечисленные задачи анализа конкретизируются в ходе изучения расходов по отдельным их видам и направлениям.
Глава 2. Анализ и оценка формирования и исполнения сметы доходов
и расходов по бюджетным и внебюджетным источникам
финансирования МБУ «Верхневилюйский музей истории
и этнографии»
2.1. Экономическая характеристика МБУ «Верхневилюйский музей
истории и этнографии»
МБУ «Верхневилюйский музей истории и этнографии» является частью сети учреждений культуры Верхневилюйского улуса.
История учреждения берет свое начало с 1982 года, когда решением исполкома Совета народных депутатов Верхневилюйского района в улусном центре с.Верхневилюйск открыл свои двери общественный музей «Революционной, боевой и трудовой Славы». До 1980 года в Верхневилюйском районе не было своего районного музея, не велась работа по изучению истории района.
В настоящее время музей является одним из центров культурно-просветительской и воспитательной работы в улусе.
Задача музея – ознакомление населения с историей улуса, сбор краеведческих материалов по истории улуса, направленный на восполнение отсутствующей информации, обеспечение сохранности, использование и пропаганда музейного фонда.
Работа проводится по пяти направлениям:
- научно-исследовательская
- экспозиционная
- собирательская
- научно-просветительская