Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 19:33, курсовая работа
Для нашей страны налогообложение играет большую роль в укреплении экономической потенциала России. Налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Вопросы, касающиеся роли прямого налогообложения в формировании доходов бюджетной системы, являются актуальными для нашего государства.
Введение 3
Глава 1 Экономическое содержание налогов и их роль в денежном обеспечении функций государства
6
1.1 Общие понятия налоговой системы 6
1.2. Виды и характеристика налогов 10
1.2.1. Федеральные налоги и сборы 10
1.2.2. Региональные налоги и сборы 15
1.2.3. Местные налоги 18
1.3. Формирование доходов бюджетов 20
Глава 2 Анализ налоговых доходов бюджетов различных уровней 26
2.1 Анализ доходов федерального бюджета в 2008-2013 годах. 26
2.2 Анализ доходов областного бюджета в 2008-2013 годах. 30
2.3 Анализ доходов бюджета г.Архангельска в 2008-2011 гг. 36
Глава 3 Проблемы налоговой системы РФ и пути их решения 40
Заключение 43
Список источников 46
В 2009 году в виде налоговых отчислений, неналоговых платежей, поступлений из федерального бюджета в областной бюджет всего получено 38 095,8 млн. рублей. Доходная часть в целом исполнена на 101,66% к годовому плану.
Собственные доходы в виде налоговых и неналоговых платежей сформировались в объеме 18 446,3 млн. рублей (102,7% годового плана, утвержденного законом о бюджете). По сравнению в предыдущим годом поступления собственных доходов снизились на 24,2% (на 5 883,0 млн. рублей), что, в основном, явилось следствием негативных проявлений финансово-экономического кризиса в 2009 году.
Структура доходов претерпела значительные изменения. Налог на прибыль организаций, традиционно занимавший наибольшую долю в поступлениях, существенно сократился, переместившись на второе место среди бюджетообразующих источников.
Крупнейшей статьей доходов областного бюджета стал налог на доходы физических лиц — 8 678,9 млн. рублей (47% собственных доходов), или 106,9% годовых плановых назначений. По сравнению с 2008 годом НДФЛ поступило больше на 586,3 млн. рублей (на 7,2%), при этом рост на 336,5 млн. рублей обусловлен изменением нормативов зачисления налога в областной бюджет и на 249,8 млн. рублей — за счёт роста налогооблагаемой базы.
В областной бюджет поступило 4 372,5 млн. рублей налога на прибыль организаций, или 100,4% к годовым назначениям. В целом сборы налога на прибыль снизились на 5 294,2 млн. рублей, или в 2,2 раза (от плательщиков области доходы сократились в 1,9 раза, от округа — в 2,5 раза).
Наибольший объем поступлений налога на прибыль на территории Архангельской области обеспечили предприятия транспорта, торговли (включая организации нефтепродуктообеспечения), связи, строительства. При этом резко упала степень влияния на формирование поступлений по этой доходной статье предприятий лесопромышленного комплекса, что в основном объясняется падением цен на экспортную продукцию отрасли. Большое число организаций, зарегистрированных на территории Архангельской области, закончило свою финансово-хозяйственную деятельность с убытком (доля убыточных предприятий в общем числе хозяйствующих субъектов в 2009 году по сравнению с прошлым годом возросла с 37,4% до 42,5%).
В 2009 году в областной бюджет поступило акцизов на сумму 1 628,3 млн. рублей (93% общих плановых назначений), что выше уровня предыдущего года на 20,3%. При этом наблюдается увеличение поступления акцизов по нефтепродуктам в 1,8 раза (связано с изменением нормативов централизованного распределения акцизов) с одновременным снижением поступлений акцизов по алкогольной группе товаров на 9%.
Налог на имущество организаций принес 926,6 млн. рублей с перевыполнением как планового задания на 2009 год. Отмечается рост в полтора раза поступлений транспортного налога (572,5 млн. рублей), на что повлияло рост количества наземного транспорта, увеличение ставок налога и повышение его собираемости (с 74% в 2008 году до 93% — в отчетном году).
Налога на добычу полезных ископаемых поступило 1 153,4 млн. рублей, (103,8% к бюджетным назначениям). Практически весь налог поступает с территории Ненецкого округа.
Плановые и фактические показатели доходов бюджета Архангельской области в 2010 году представлены в таблице 7.
Доходная часть областного бюджета c учетом безвозмездных перечислений за 2010 год исполнена в сумме 48 847 832,0 тыс. рублей (110,5% к утвержденному годовому плану в сумме 44 209 087,3 тыс. рублей).
Доходы областного бюджета превысили уровень докризисного 2008 года на 2 694,0 млн. рублей, или на 11%. Относительно 2009 года зафиксирован рост на 46% (на 8 577,0 млн. рублей). Таким образом, доходная часть областного бюджета полностью восстановлена.
Таблица 7
Исполнение доходов областного бюджета в 2010 году
2010 | |||
план, млн. руб. |
факт., млн. руб. |
% выполнения плана | |
Всего доходов |
44209,1 |
48847,8 |
110,49 |
в том числе |
|||
Неналоговые доходы |
654,3 |
682,5 |
104,31 |
МБТ |
20412,6 |
21824,6 |
106,92 |
налоговые доходы |
23142,2 |
26340,7 |
113,82 |
в том числе |
|||
налог на прибыль организаций |
10811,4 |
11060,1 |
102,30 |
НДФЛ |
9220,1 |
9644,2 |
104,60 |
Акцизы |
2950,3 |
3012,3 |
102,10 |
налог, взимаемый в связи с применением УСН |
564,7 |
529,1 |
93,70 |
ЕСН |
1,4 |
1,5 |
109,40 |
Налог на имущество организаций |
1030,5 |
971,8 |
94,30 |
Транспортный налог |
735,9 |
703,5 |
95,60 |
НДПИ |
117,3 |
328,3 |
280,00 |
Доходы областного бюджета по налогу на прибыль организаций составили 11 060 116,6 тыс. рублей, или 128,5% от объема, определенного в соответствии с областным законом о бюджете.
Позитивные изменения в экономике области напрямую отразились на поступлении налога на прибыль, доля которого в общем объеме собственных доходов возросла с 24% в 2009 году до 41% — в отчетном году.
Второй статьей доходовобластного бюджета стал налог на доходы физических лиц. За 2010 год его поступления составили 9 644 189,3 тыс. рублей (36% собственных доходов).
В 2010 году в областной бюджет поступило акцизов в сумме 3 012 349,2 тыс. рублей. Бюджетные назначения исполнены на 102,1%. Поступившие суммы акцизов возросли относительно уровня предыдущего года — на 1 384 026,4 тыс. рублей, или в 1,8 раза.
В 2010 году транспортный налог поступил в объеме 703 525,8 тыс. рублей или 95,6% к годовому плану (к уровню прошлого года поступления возросли на 22,9%).
Большая часть (74%) поступлений обеспечена налогом на добычу полезных ископаемых — 328 349,1 тыс. рублей, что в 2,8 раза больше утвержденного бюджетного задания
В 2010 году существенной потерей для областного бюджета явилась полная централизация в федеральном бюджете налога на добычу полезных ископаемых по нефти. В связи с этим выпадающие доходы за истекший год оцениваются в сумме 1 229 млн. рублей.
Плановые показатели доходов на 2011 год и фактическое его исполнение за 1-е полугодие 2011 года представлены в таблице 8.
Таблица 8
Исполнение доходов за 1-е полугодие 2011 г.
1-е полугодие 2011 | |||
план на год, млн. руб. |
факт., млн. руб. |
% выполнения плана | |
Всего доходов |
40955,1 |
25157,7 |
59,30 |
в том числе |
|||
Неналоговые доходы |
753,9 |
552,2 |
73,25 |
МБТ |
14659,5 |
9988,7 |
57,70 |
налоговые доходы |
25541,7 |
14616,8 |
57,23 |
в том числе |
|||
налог на прибыль организаций |
9752,2 |
6748,5 |
69,20 |
НДФЛ |
10127,4 |
4699,1 |
46,40 |
Акцизы |
2994,1 |
1515 |
50,60 |
налог, взимаемый в связи с применением УСН |
651,3 |
364,7 |
56,00 |
ЕСН |
1,5 |
1,2 |
80,70 |
Налог на имущество организаций |
1008,1 |
508,1 |
50,40 |
Транспортный налог |
891,5 |
722,1 |
81,00 |
НДПИ |
115,7 |
58,1 |
50,20 |
За 1 полугодие 2011 года в виде налоговых отчислений, неналоговых платежей, межбюджетных трансфертов от других бюджетов получено 25 157 674,3 тыс. рублей или 59,3% к плановым значениям за год.
Всего за 6 месяцев 2011 года в областной бюджет поступило налоговых и неналоговых доходов 15 168 925,1 тыс. рублей, что соответствует 57,7% плановых поступлений на год. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года поступления увеличились на 3 138 850,1 тыс. рублей, или 26%.
В 1 полугодии отчетного года 75,5% доходов областного бюджета сформировались за счет поступления налога на прибыль и налога на доходы физических лиц.
Наибольший удельный вес в поступлениях (44,5%) занимает налог на прибыль организаций. Поступления в областной бюджет по данному источнику составили 6 748 528,2 тыс. рублей или 69,2% годовых плановых назначений.
Налог на доходы физических лиц в поступлениях областного бюджета занимает второе место. С начала года по данному источнику перечислено 4 699 094 тыс. рублей налога, или 46,4% годового бюджетного задания.
В 1 полугодии 2011 года в областной бюджет получено 1515 млн. руб. акцизных платежей, при годовом плане по данному источнику 2995 млн. рублей, выполнение составило 50,6%.
В 2012 году прогнозируемый общий объем доходов областного бюджета в сумме 42678741,2 тыс. рублей
Прогнозируемый общий объем доходов областного бюджета на 2013 год в сумме 45221895,4 тыс. рублей и на 2014 год в сумме 45438844,6 тыс. рублей;
2.3. Анализ доходов бюджета г. Архангельска на 2008-2011 гг
В таблице 9 представлена структура доходов бюджета г.Архангельска за 2008-2010 гг.
Таблица 9
Структура доходов бюджета г. Архангельска
2008 год |
2009 год |
2010 год | ||||
факт., тыс. руб. |
в % к итогу |
факт., тыс. руб. |
в % к итогу |
факт |
в % к итогу | |
НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
4457560 |
62,1 |
4410081 |
71,6 |
4220400 |
78,67 |
Налоги на прибыль, доходы |
2506688 |
34,9 |
2523550 |
41,0 |
2651900 |
49,43 |
Налоги на совокупный доход |
370546 |
5,2 |
458684 |
7,5 |
526200 |
9,81 |
Налоги на имущество |
499166 |
7,0 |
596503 |
9,7 |
613400 |
11,43 |
Государственная пошлина |
43207 |
0,6 |
44584 |
0,7 |
45000 |
0,84 |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
11966 |
0,2 |
0 |
0,0 |
1000 |
0,02 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
514772 |
7,2 |
530409 |
8,6 |
52200 |
0,97 |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
35415 |
0,5 |
35110 |
0,6 |
37500 |
0,70 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
585 |
0,0 |
5887 |
0,1 |
900 |
0,02 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
410979 |
5,7 |
154130 |
2,5 |
212000 |
3,95 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
65681 |
0,9 |
67530 |
1,1 |
80000 |
1,49 |
Прочие неналоговые доходы |
4393 |
0,1 |
55 |
0,0 |
300 |
0,01 |
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ |
2723041 |
37,9 |
1745282 |
28,4 |
1144432 |
21,33 |
ВСЕГО |
7180601 |
100,0 |
6155363 |
100,0 |
5364832 |
100,00 |
В 2008 году удельный вес собственных налоговых и неналоговых доходов составлял 62,1%, межбюджетных трансфертов – 37,9%. Наибольший удельный вес в собственных доходах городского бюджета составлял налог на прибыль (34,9%), налог на имущество (7%), доходы от пользования имуществом (7,2%).
В 2009 году существенных структурных сдвигов не произошло. Доля собственных налоговых и неналоговых доходов по прежнему была наибольшей (71,6%). Наибольшую долю в собственных доходах занимает налог на прибыль.
На 2010 год общее соотношение налоговых и не налоговых доходов не изменилось. Доля безвозмездных поступлений сократилась до 21,3%.
Кризисные тенденции оказали существенное негативное влияние на динамику поступления основных доходных источников городского бюджета уже в IV квартале 2008 года, в итоге плановые назначения по доходам за 2008 год не были исполнены в полном объеме.
Основной причиной невыполнения плановых назначений по налоговым и неналоговым доходам явилось снижение темпов роста налога на доходы физических лиц и невыполнение плана приватизации муниципального имущества. В результате исполнение городского бюджета за 2008 год по доходам по отношению к плановым показателям составило 98 процентов.
В 2009 году резкое снижение поступления налоговых и неналоговых доходов в условиях кризисной ситуации в экономике потребовало значительно скорректировать городской бюджет на 2010 год. Налоговые и неналоговые доходы городского бюджета были сокращены на 1,0 млрд. рублей, а осуществляемые за счет них расходы на 1,4 млрд. рублей.
Влияние экономического кризиса внесло некоторые коррективы и в реализацию поставленных целей и задач бюджетной политики.
В целях снижения роста задолженности по налоговым и неналоговым доходам в 2008 и 2009 годах была проделана работа с налогоплательщиками, плательщиками иных обязательных платежей, имеющими задолженность перед городским бюджетом, работодателями, выплачивающими заработную плату ниже прожиточного минимума, хозяйствующими субъектами, имеющими убытки в результате финансово-хозяйственной деятельности.
В 2011 году прогнозируемый общий объем доходов – 6 198,4 млн. рублей.
Основные источники формирования доходной части городского бюджета – собственные (налоговые и неналоговые) доходы. Общий объем собственных доходов прогнозируется с увеличением по сравнению с ожидаемой оценкой текущего года на 11 % и составит 4 870,8 млн. рублей. Основными факторами, повлиявшими на увеличение прогноза доходов городского бюджета на 2011 год, являются увеличение фонда оплаты труда, нормативов отчислений по налогу на доходы физических лиц, налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единому сельскохозяйственному налогу.
Информация о работе Характеристика налоговых доходов бюджета