Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 08:18, курсовая работа
Централизованные финансы – экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах для решения экономических, социальных и политических задач. Состав централизованных финансов включает в себя главные звенья, формирующие систему финансовой системы страны.
Целью курсовой работы является анализ закономерностей развития централизованных финансов.
Введение 3
Глава1.Понятие централизованных финансов, их роль в финансовой системе Российской Федерации 6
1.1. Определение централизованных финансов, их сущность 6
1.2. Основные функции и структура централизованных финансов 8
1.3. Принципы и роль централизованных финансов 23
Глава2. Закономерности развития централизованных финансов в России 26
2.1. Основные исторические этапы развития финансов 26
2.2. Современное состояние централизованных финансов в России 41
Глава 3. Основные направления совершенствования централизованных финансов в России 54
3.1.Основные проблемы централизованных финансов России и пути их решения 54
Заключение 66
Список использованной литературы 81
Приложения 83
Данные тенденции нашли свое отражение в динамике денежно-кредитных показателей. При росте за 2003-2004 гг. реального ВВП на 19,4% объем реальной денежной массы увеличился на 70, объем денежной массы в определении денежного обзора (с учетом депозитов в иностранной валюте) - на 64%. Увеличение денежного предложения не имело существенных инфляционных последствий, поскольку сопровождалось снижением скорости обращения денег. Базовая инфляция сократилась с 19,7% в 2002 году до 9,4% в 2004 г., т.е. более чем в два раза. Факторами позитивной динамики скорости обращения денег стали сокращение доли наличных денег в структуре денежной массы с 38% на 1.01.2002 г. до 36%, на 1.01.2004 г. и увеличение сроков привлечения денежных средств: доля срочных депозитов возросла. Динамика денежной массы в 2002-2004 гг. формировалась в значительной степени под влиянием тенденций, происходивших в экономике. Значительный рост реальных располагаемых доходов населения, обусловленный увеличением реальной начисленной заработной платы и других видов доходов, способствовал повышению склонности населения к организованным сбережениям, поэтому вклады населения стали наиболее динамично растущим показателем в структуре денежной массы. Их прирост составил 89,3% в реальном выражении. Более медленными темпами (на 63% за тот же период) увеличивались остатки средств на счетах нефинансовых предприятий и организаций в реальном выражении.
В условиях реального укрепления курса национальной валюты спрос нефинансового сектора на депозиты в национальной валюте более чем в два раза превысил спрос на депозиты в иностранной валюте: реальный рост составил 75,2% и 37,5%, соответственно. В условиях сохранения сильного платежного баланса страны основным источником увеличения денежного предложения со стороны органов денежно-кредитного регулирования за рассматриваемый период был интенсивный приток иностранной валюты в страну, причем не только за счет высокого положительного сальдо по счету текущих операций, но и вследствие сокращения оттока капитала в 2004 году. Чистые иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования и кредитных организаций увеличились за 2002-2004 гг. на 1447,7 млрд. руб., или на 44,9 млрд. долл., причем весь этот прирост сформировался за счет органов денежно-кредитного регулирования (рост на 45,2 млрд. долларов).
Характерной тенденцией 2002-2004 гг., оказывающей влияние на формирование денежного предложения со стороны кредитных организаций, стало изменение структуры их совокупных активов: сокращение удельного веса чистых иностранных активов (с 9,3% до 4,1%) и чистых требований к органам государственного управления (с 25,8% до 14,2%) при увеличении кредитования нефинансового сектора экономики (с 35,8% до 48,8%). Объем требований со стороны кредитных организаций к нефинансовым государственным и частным предприятиям, организациям и населению в реальном выражении возрос за три года более чем в 2,1 раза при увеличении объема привлеченных средств в национальной и иностранной валюте в реальном выражении за тот же период на 67%. Такая динамика стала следствием постепенного замедления темпов роста объема привлеченных средств и сохраняющихся рисков, связанных с кредитованием реального сектора экономики.
За 2002-2004 годы объем денежной базы в широком определении (включающая наличные деньги в обращении, обязательные резервы кредитных организаций по привлеченным средствам в национальной и иностранной валюте, средства кредитных организаций на корреспондентских и депозитных счетах в Банке России), динамика которой характеризует рост денежного предложения со стороны органов денежно-кредитного регулирования, увеличился в реальном выражении на 76,4%. Рост денежной базы за указанный период формировался в основном под влиянием увеличения чистых международных резервов органов денежно-кредитного регулирования.
В условиях сохранения сильного платежного баланса основным инструментом стерилизации избыточного денежного предложения являлись депозитные операции Банка России с банками. Этому процессу способствовал рост остатков средств на счетах расширенного правительства в Банке России, который происходил в результате складывающегося профицита консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Ситуация с текущей банковской ликвидностью в 2002-2004 гг. складывалась таким образом, что позволила Банку России не прибегать к изменению норм обязательных резервов в этот период (в последний раз они были изменены в январе 2002 года).
С ноября 2004 года Банк России расширил круг инструментов денежно-кредитной политики, используемых для стерилизации ликвидности, перейдя к проведению регулярных депозитных аукционов с использованием системы "Рейтерс-Дилинг".
Банк России уделял постоянное внимание системе рефинансирования банков. Применялись механизмы постоянного доступа, позволяющие банкам управлять своей ликвидностью. В частности, использовались однодневные расчетные кредиты, ставка по которым определяет верхний уровень ставок денежного рынка. Кроме того, с 26.09.2004 г. Банком России проводятся с банками на открытом рынке сделки "валютный своп" сроком на один день. В результате расширение спектра регулярно применяемых Банком России инструментов регулирования ликвидности стало фактором снижения амплитуды колебаний процентных ставок на рынке межбанковских кредитов. В условиях снижения инфляции с целью стимулирования развития реального сектора экономики Банк России несколько раз изменял ставку рефинансирования (за период с 2002 г. по 2004 г. она снизилась с 55% до 21%). Регулярное снижение ставки рефинансирования в определенной степени соответствовало общему снижению процентных ставок в экономике.
В течение 2002-2004 годов Банк России выполнял задачи, связанные с защитой и обеспечением устойчивости рубля, а также с эффективным управлением золотовалютными резервами.
Банк России осуществлял курсовую политику, основанную на режиме плавающего обменного курса рубля, формирующегося на основе соотношения спроса и предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Задачами курсовой политики являлись сглаживание экономически необоснованных резких колебаний стоимости российской национальной валюты и поддержание золотовалютных резервов на достаточном уровне. Решение о необходимости корректирующего вмешательства в формирование обменного курса принимались исходя из текущей конъюнктуры валютного рынка на основе оценки ключевых макроэкономических показателей - уровня инфляции, состояния внутреннего производства и инвестиций, а также платежного баланса страны.
Банк России в 2002-2004 гг. особое внимание уделял повышению устойчивости рубля. В рамках выполнения данной задачи первостепенное место отводилось накоплению достаточного уровня золотовалютных резервов, являющихся обеспечением обязательств Банка России в национальной валюте и источником ресурсов для отражения возможных краткосрочных спекулятивных атак на курс особенно в периоды крупных выплат по обслуживанию внешнего долга. В целом в течение 2002-2004 гг. объем золотовалютных резервов вырос в 5 раз.
За период 2002-2004 гг. в пересчете по действующему обменному курсу рубля покрытие широкой денежной базы золотовалютными резервами возросло с 60% до 123%, что позволяет рассматривать достигнутый уровень резервов как достаточный с точки зрения поддержания устойчивости валютного рынка в краткосрочной перспективе.
В 2003-2004 гг. Банком России были предприняты шаги по упрощению (переводу с разрешительного на уведомительный) порядка проведения валютных операций движения капитала. Принятые меры имели целью способствовать решению таких важнейших задач, как стимулирование привлечения иностранного капитала в российскую экономику и развития интеграционных процессов со странами СНГ.
В этих целях с июля 2003 г. Банком России был введен уведомительный порядок проведения юридическими лицами-резидентами валютных операций на сумму до 10 млн. долл., связанных с прямыми инвестициями в страны СНГ, а с октября 2003 г. - уведомительный порядок привлечения резидентами (не являющимися кредитными организациями) от нерезидентов финансовых кредитов и займов в иностранной валюте на срок свыше 180 дней.
Наряду с этим, в целях создания более комфортных условий для развития российского бизнеса в октябре 2004 г. вместо ранее действовавшего разрешительного был установлен уведомительный порядок открытия юридическими лицами-резидентами счетов в иностранных банках для обслуживания деятельности их представительств за пределами Российской Федерации14.
В условиях углубления рыночных реформ должна происходить перестройка всей системы финансовых отношений в стране.
Напомню, что централизованные финансы включают в свой состав: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.
Основные проблемы и пути их решения будут рассмотрены именно разрезе звеньев централизованных финансов.
Централизованные финансы, прежде всего бюджетная система, путем соответствующего направления средств должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства и на этой основе рост жизненного уровня народа.
«Современная бюджетная система России определенным образом приблизилась к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеральное устройство. Тем не менее, сегодняшняя бюджетная система России все еще достаточно противоречива и требует серьезной доработки.
В частности, необходимо решение следующих ключевых проблем в области бюджетных отношений:
Пути решения проблем бюджетной сфере:
-Дальнейшее реформирование бюджетного законодательства в сфере его регулирования, а также с целью устранения противоречий в Бюджетном кодексе;
- Можно
предложить Правительству в
- Создать
группу для соответствующей
- Увеличить
дотации на выравнивание
- дать в законе о бюджете-2004г. приложение, утверждающее полный объем поступлений по ИПД (объемов привлечения) с учетом платежей (погашения долга), т.е. утвердить баланс ИПД.
Другими проблемами бюджетной системы России являются:
Эти проблемы решаются путем:
Теперь рассмотрим основными проблемами в области финансирования внебюджетных фондов .
Пенсионный фонд РФ.
На сегодняшний день в данной области тоже существуют проблемы, пути решения этих проблем предполагается решить при помощи реформ.
Для усиления государственных гарантий прав граждан на пенсионное обеспечение и создания предпосылок для устойчивого развития пенсионной системы намечены пути ее реформирования.
Реформирование пенсионной системы предусматривает, что базовые пенсии будут предоставляться всем гражданам и обеспечивать материальные условия жизни при наступлении инвалидности, по достижении пенсионного возраста, в случае потери кормильца независимо от наличия трудового стажа. Базовые пенсии будут назначаться в фиксированных размерах, определяемых с учетом прожиточного минимума пенсионера и в зависимости от степени утраты трудоспособности. В то же время на переходном этапе социальная пенсия сохранится, а базовая пенсия будет представлять собой часть трудовой пенсии. Трудовые или страховые пенсии предоставляются всем лицам, работающим по найму, и другим категориям населения, на которые распространяется обязательное государственное пенсионное страхование.
Все участники общей системы трудовых пенсий должны нести одинаковые обязанности по финансированию этой системы и иметь одинаковые права относительно условий назначения и размеров пенсий.
Размер трудовой пенсии по старости будет определяться с учетом трудового или страхового стажа и заработка. В то же время механизм исчисления пенсии будет приближен к требованиям, вытекающим из принципов социального страхования. Исходным критерием определения размера пенсии станет цена одного года страхового стажа, выраженная в процентах к заработку, из которого исчисляется пенсия. Базовая пенсия будет являться минимальным размером трудовой пенсии.