Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 12:26, реферат
Трансмиссионные масла используют для смазывания зубчатых передач в агрегатах трансмиссии автомобиля (коробке передач, раздаточной коробке, ведущих мостах, в рулевых передачах), а также в гидротрансмиссиях. ГОСТ 23652-79 устанавливает следующие марки трансмиссионных масел: Тэп-15, ТСп-10, ТСп-15к, ТАД-17И, ТС3-9гип. Кроме того, в соответствии с ТУ 38.101529-75 изготовляется трансмиссионное масло для промышленного оборудования, известное ранее как масло марки «Нигрол», а в соответствии с ТУ 38.101110-81 — масло ТС-14,5. Наряду с этим выпускаются масла для гипоидных передач автомобилей. Масло ТС (ОСТ 3801260-82) используют для смазывания гипоидных передач автомобилей .
1. Введение.......................................................................................................3
2. Функции трансмиссионных масел ............................................................4
3. Характеристика трансмиссионных масел ................................................6
4. Компоненты трансмиссионных масел.......................................................8
4.1. Группы масел ..................................................................................10
5. Эксплуатационные свойства трансмиссионных масел...........................15
5.1. Вязкостно-температурные свойства..............................................17
5.2. Смазывающие свойства..................................................................18
5.3. Противоизносные свойства............................................................19
5.4. Противопиттинговые свойства.......................................................20
5.5 Стабильность после окисления.......................................................20
5.6 Коррозионная агрессивность...........................................................20
6. Сроки смены масла.....................................................................................21
7. Список используемой литературы............................................................23
В товарные масла вводят присадки
с несколькими активными
Для предотвращения ценообразования в масле используются противопенные присадки, обычно на основе кремнийорганических соединений. Противопенные присадки добавляют к трансмиссионным маслам, в количестве не более 0,001%. Для уменьшения температуры застывания масел и улучшения их текучести при низких температурах применяют депрессорные присадки (полиметакрилаты, окисленный потролатум и др.). Эффективность действия этих присадок зависит от химической природы масла, его вязкости, содержания высокозастывающих углеводородов. Присадки могут снизить температуру застывания масла на 5-25 °С. Иногда в одном соединении содержится несколько различных функциональных групп, что делает присадку универсальной. Например, соли кислых эфиров диалкилдитиофосфорной кислоты. Они обладают противоизносными, противозадирными, моющими, антикоррозионными, антиокислительными, депрессорными свойствами.
В зависимости от смазывающих свойств масла делят на пять групп. С учетом деления на классы и группы трансмиссионные масла имеют условные обозначения. Например, обозначение ТМ4-10 расшифровывается следующим образом: ТМ — трансмиссионное масло, цифра 4 — группа по эксплуатационным свойствам, цифра 10 — класс вязкости.
Представителями группы ТМ-1 являются нигролы зимний и летний (ТУ 38.101529-75), применяющиеся на старых моделях автомобилей. Нигролы — это неочищенные остатки от прямой перегонки нефти. Они характеризуются неудовлетворительными противоизносными, антиокислительными и низкотемпературными свойствами. К этой группе можно отнести базовые масла (ТБ-20, ТС-14,5), служащие основой для изготовления автомобильных трансмиссионных масел.
К группе ТМ-2 относится масло для коробок передач и рулевого управления — ТС (ОСТ 38.01260-82, прежнее обозначение ГОСТ 4002-53), класс 18. Это масло имеет низкие эксплуатационные свойства, применяется в ограниченных масштабах только на старых моделях легковых автомобилей.
В группу ТМ-3 входят масла ТСп-10, Тап-15В, ТСп-15К, выпускаемые по ГОСТ 23652-79. ТСп-10 применяют для смазывания тяжелонагруженных цилиндрических, конических и спирально-конических передач грузовых автомобилей. Можно применять в качестве зимнего для умеренной климатической зоны и всесезонного для северных районов страны. Тап-15В служит для смазывания тяжелонагруженных цилиндрических, конических и спирально-конических передач грузовых автомобилей. ТСп-15К имеет улучшенные по сравнению с маслом Тап-15В противоизносные, антиокислительные и низкотемпературные свойства. Служит в качестве всесезонного для умеренной климатической зоны. Предназначено для тяжелонагруженных цилиндрических и спирально-конических передач, в том числе большегрузных автомобилей .
К группе 4 относятся масла ТСп-14гип (ГОСТ 23652-79), ТС3-9гип (ГОСТ 38.101158-78), ТСгип (ГОСТ 38.01260-82)
ТСп-14гип (класс 18) применяется для гипоидных передач грузовых автомобилей всесезонно в умеренной и жаркой климатической зоне. Обладает высокими противозадирными, но недостаточными антиокислительными и антикоррозионными свойствами. Показатели масла резко ухудшаются при попадании в него воды. В этом случае масло необходимо немедленно заменить.
ТС3-9гип (класс 9) применяется в агрегатах трансмиссии грузовых автомобилей в районах Крайнего Севера при температуре воздуха до -55 °С. Ввиду малой вязкости и ухудшения противоизносных свойств при большой температуре это масло используется только в зимний период. ТСгип предназначено для гипоидных передач старых моделей легковых автомобилей. Ввиду недостаточных низкотемпературных, противоизносных и антиокислительных свойств для новых моделей автомобилей не рекомендуется.
В группу 5 входят масла
ТАД-17и (ГОСТ 23652-79) и ТМ5-12рк (ТУ 38.101844-80).
ТАД-17и (класс 18) получают смешением
остаточного и дистилляторного
ТМ5-12рк (класс 12) получают
из низкозастывшего масла
Основным сортом, применяемым для автомобильных гидромеханических коробок передач, является масло марки А (ТУ 38.101179-79). Это масло имеет температуру застывания -40 °С, его применяют всесезонно в умеренной климатической зоне. Для автомобилей, эксплуатируемых в северных районах страны, разработано масло МГТ (ТУ 38.401494-84), которое по эксплуатационным свойствам соответствует маслу марки А, но имеет лучшие низкотемпературные показатели — работоспособно до -50 °С. В гидрообъемных передачах автомобилей, в частности в гидроусилителях рулей, используют масло марки Р, выпускаемое по тем же ТУ, что и масло марки А. Применяется оно в качестве всесезонного в умеренной климатической зоне.
Эксплуатационные свойства трансмиссионных масел
Качество трансмиссионных масел оценивают по результатам их испытаний в лабораторных, стендовых и эксплуатационных условиях. Лабораторными методами определяют физико-химические показатели масел: плотность, кинематическую и динамическую вязкость, температуру вспышки, температуру застывания, термическую стабильность, содержание воды, механических примесей, коррозионное воздействие на медные и стальные пластины, кислотное число и др. Стендовые испытания масел проводят на специальном оборудовании или на агрегатах трансмиссии автомобилей. Этими испытаниями определяют влияние масел на износ и состояние деталей агрегатов при выбранных режимах, соответствующих наиболее напряженным условиям эксплуатации. Испытания на автомобилях проводят для определения влияния масел на надежность работы агрегатов трансмиссии: краткосрочные — серия циклов на режиме «разгон — резкое замедление» для оценки противозадирных свойств масел и длительные — в условиях рядовой эксплуатации.
Показатели |
Для гидротрансформаторов и автомеханических передач |
Для гидроусилителя руля, | |
А |
МГТ |
||
Вязкость кинематическая (ммУс) при температуре: |
|||
50 °С |
20-30 |
- |
12-14 |
100 °С |
- |
6-7 |
- |
-20 °С |
2100 |
- |
|
Вязкость динамическая при температуре -50 °С -не более, Па с |
- |
400 |
- |
Температура вспышки — выше, °С, |
175 |
160 |
163 |
Температура застывания - ниже, "С |
-40 |
-55 |
-45 |
Испытания на коррозию стальных пластин |
Выдерживает | ||
Увеличение массы резины после выдерживания ее в масле в течение 72 ч при температуре 130 °С — не более, %: |
|||
марка 81-90 |
2 |
— |
— |
марка В-1И |
- |
5,0 |
2,5 |
Испытание на вспенивание при температуре 125 °С |
Пена должна исчезать не более чем через 30 с | ||
Индекс задира, Из |
- |
40 |
2 |
Критическая нагрузка, Н |
720 |
900 |
- |
Нагрузка заедания, Н |
2240 |
2000 |
- |
Диаметр пятна износа, мм (4 ч, 200 Н) |
0,55 |
0,50 |
- |
Основные физико-химические показатели некоторых марок российских трансмиссионных масел
Показатели
|
Группа ТМ-3 |
Группа ТМ-4 |
Групп. iTM-5 | |||||
Сп-10 |
ТАп-15В |
ТСп-15 |
ТСп-14гип |
ТС3-9гип |
ТСгип |
ТАД-17и |
ТМ5-12рк | |
Вязкость кинематическая при температуре 100 °С, мм2/с |
10 |
15 |
16 |
14 |
9 |
21-32 |
17 |
12 |
Вязкость динамическая (Па с) при температурах: -20 °С -30 °С |
10-20 40-100 |
300 2000 |
25 120 |
30-70 180-550 |
1-3 2-9 |
750 3000-10000 |
25-62 130-480 |
- 11 |
Температура застывания ниже, °С |
-40 |
-20 |
-25 |
-25 |
-50 |
-20 |
-25 |
|
Температура вспышки выше, °С |
128 |
180 |
180 |
180 |
160 |
- |
200 |
180 |
Термоокислительная стабильность на приборе Д-НАМИ при температуре 140 °С: увеличение вязкости, % осадок, % |
21,4 0,54 |
21,3 1,40 |
3,8 0,07 |
1,9 0,07 |
1,1 0,20 |
22,2 0,95 |
2,8 0,02 |
0,8 0,07 |
Смазывающие свойства на ЧМТ: |
||||||||
критическая нагрузка сваривания Р, Н |
3500 |
2800 |
3150 |
4640 |
3480 |
7750 |
3750 |
3350 |
критическая нагрузка заедания, 1^, Н |
825 |
800 |
1120 |
1235 |
1300 |
1190 |
1250 |
1190 |
диаметр пятна износа DH, мм |
0,94 |
0,60 |
0,50 |
0,86 |
0,80 |
0,87 |
0,40 |
0,40 |
Вязкостно-температурные свойства
—характеризуют эксплуатационные свойства масел. От вязкости масла зависят потери энергии на трение в агрегатах трансмиссии. Опыт эксплуатации показывает, что при температуре -10 °С вязкость масла Тап-15В достигает 30Па-с, при этом КПД заднего моста грузового автомобиля, например, ЗИЛ-130 уменьшается до 50%, а расход топлива возрастает в 2 раза по сравнению с нормой. При движении автомобиля температура масел в агрегатах трансмиссии возрастает по сравнению с температурой окружающего воздуха, но в зимний период остается низкой.
Интенсивность изменения температуры в агрегатах зависит от режима движения автомобиля и температуры окружающего воздуха. При частых остановках температура резко уменьшается, особенно в зимнее время . Температура масла в коробке передач гораздо выше, чем в ведущем мосту, ввиду прогрева от двигателя, а также вследствие более интенсивного охлаждения ведущего моста воздухом при движении автомобиля. Применение в агрегатах трансмиссии маловязких масел, не рекомендованных автозаводами, недопустимо, так как может привести к утечкам масла через сальники, повышенному износу деталей и выходу агрегатов трансмиссии из строя. Минимальные значения вязкости масел в агрегатах трансмиссии должны быть в пределах 10-20 мм2/с, что определяется их противоизносными свойствами и способностью сальниковых уплотнителей предотвращать утечку масла. Максимальная вязкость определяется возможностью преодоления сопротивления вращению застывшего масла в агрегатах при трогании автомобиля с места, зависит от конструкции автомобиля и составляет 300-600 Па-с.
Работа шестерен агрегатов трансмиссии происходит в основном в условиях граничного трения, при которых повышается износ зубьев шестерен. Интенсивность изнашивания во многом зависит от смазывающих свойств применяемых масел.
Смазывающие свойства
— способность масла адсорбироваться на рабочей поверхности с образованием граничного слоя — определяются совокупностью противоизносных, противозадирных и противопиттинговых показателей масла. Смазывающие свойства можно оценивать на четырехшариковой машине трения (ЧМТ) по обобщенному показателю индекса, задира И3. Чем больше И3, тем эффективнее смазывающие свойства масла. При оценке противоизносных и противозадирных свойств принимают во внимание критическую нагрузку заедания Рк и сваривания шаров Р, а также диаметр пятки износа D .
Величина Р характеризует нагрузку, при которой разрушается масляная пленка в зоне контакта, Р — нагрузку, при которой происходит задир шаров, D — износ шаров после одного часа испытаний.
Наиболее высокие требования по противозадирным свойствам предъявляются к маслам для гипоидных передач, в которых удельные давления в зоне контакта зубьев достигают 4000 мПа. Значение И3 для гипоидных масел составляет 60 ед. У масел для спирально-конических передач этот показатель должен быть не менее 50 ед. Для масел, применяемых в коробках передач, противозадирные свойства имеют второстепенное значение. Выбор масел для гипоидных передач осуществляется с учетом режима работы агрегатов. Так, для гипоидных передач грузовых автомобилей эксплуатационный режим характеризуется постоянными повышенными удельными нагрузками на зубья шестерен и относительно небольшими скоростями вращения. Для легковых автомобилей характерны высокие скорости вращения и переменные режимы нагрузки. Гипоидные масла ТС-14гип предназначены для грузовых автомобилей. Масла ТСгип — применяются только для легковых автомобилей. Универсальное масло ТАД-17и может использоваться в агрегатах трансмиссии как грузовых, так и легковых автомобилей. Противоизносные свойства
Информация о работе Основные эксплуатационные свойства трансмиссионных масел