Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 13:41, отчет по практике
Цель научно-педагогической практики:
подготовка магистров к преподавательской деятельности;
изучение основ педагогического мастерства;
формирование научно-методических умений и навыков, элементов педагогической техники и научно-педагогических методов;
получение и закрепление навыков проведения учебных занятий в высшем учебном заведении.
Основная задача научно-педагогической практики состоит в приобретении студентами навыков проведения учебных занятий и работы с методическими материалами по организации учебного процесса.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Тольяттинский Государственный Университет
Институт химии и инженерной экологии Кафедра «МиИЗОС»
Специальность (направление) 240100.68 «Химическая технология и биотехнология»
О Т Ч Е Т
по научно-педагогической практике
Выполнил студент гр. ХТБм-201
Голубев О.В.______________
(ф.и.о.)
(подпись)
______________________________
(должность, ф.и.о.
руководителя научно-
___________ _________________________
(оценка)
(дата)
Тольятти 2010
ВВЕДЕНИЕ
Научно-педагогическая практика студентов является важнейшей частью подготовки магистров по направлению 240100.68 «Химическая технология и биотехнология», по магистерской программе: 240124 «Экобиотехнология» и направлена на овладение магистрантами основ учебно-педагогического мастерства, получения навыков педагогической деятельности в высшей школе.
Она предшествует выполнению магистерской диссертации.
Цель научно-педагогической практики:
Основная задача научно-педагогической практики состоит в приобретении студентами навыков проведения учебных занятий и работы с методическими материалами по организации учебного процесса.
В результате прохождения научно-педагогической практики студент должен:
– изучить: государственный образовательный стандарт и рабочий учебный план по одной из основных образовательных программ; организационные формы и методы обучения в высшем учебном заведении;
документацию, регламентирующие учебный процесс (стандарты, планы, программы);
– знать: научные основы педагогического мастерства; принципы построения и организации системы высшего образования;
– уметь применять: знания, полученные в результате теоретического обучения, в преподавательской деятельности;
– освоить: дидактические характеристики учебного процесса (уровни усвоения, степень абстракции, объем учебной информации, условия и время усвоения материала);
методику подготовки к занятиям (лекциям, семинарам, лабораторным и практическим занятиям).
– научиться готовить методические материалы к проведению учебных занятий;
В ходе педагогической практики студент должен:
– приобрести знания и навыки научно-педагогического и воспитательной работы;
– получить навыки планирования учебных занятий;
– самостоятельно подготовить и прочитать лекции;
– провести самостоятельно лабораторные, практические и семинарские занятия;
– уметь организовать дискуссионный семинар, обсуждать научные проблемы, давать оценку проводимых занятий и воспитательной работы.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Тольяттинский Государственный Университет
Направление: 240100.68 «Химическая технология и биотехнология»
Магистерская программа: 240124 «Экобиотехнология»
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой
__________ Васильев А.В.
«_____»_________ 2010 г.
ЗАДАНИЕ
на научно-педагогическую практику студента
ХТБм – 201, Голубев Олег Викторович
1. Тема задания на практику – Руководство исследовательскими работами дипломного проекта на тему «Переработка отработанных пищевых масел в биодизельное топливо» студентки гр. ХТО-501, Гамиловой И.А.. Приобретение навыков педагогического мастерства на базе спецкурса «Химия нефти и газа».
2. Сроки прохождения: 15.09. – 14.12.
Срок сдачи отчета: 12.12
Дата зачета: 14.12
3. Содержание отчета
1. Введение. Цель и задачи практики
2. Индивидуальное задание на практику
3. Краткая характеристика
4. Самостоятельное проведение
5.Результаты выполнения
6. Выводы. Рекомендации по использованию результатов практики.
7. Список использованных
8. Приложения.
4. Календарный план
№ |
Этапы практики, содержание выполняемых работ и заданий по программе практики |
Сроки выполнения |
Оценка выполнения |
Подпись руководителя | |
Начало |
Окончание | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Знакомство с тематикой деятельности кафедры и организацией учебного процесса |
15.09. |
21.09. |
||
2. |
Подготовка магистрантов к преподавательской деятельности |
6.10. |
12.10. |
||
3. |
Дублирование функций преподавателя кафедры: проведение занятий* методическая работа |
27.10. 17.11. |
2.11. 23.11. |
||
4. |
Оформление отчета по практике |
8.12. |
14.12. |
||
5. |
Место практики – кафедры «М и ИЗОС», «Химии», ТГУ |
Руководитель практики от ТГУ _______________________
(подпись)
Задание получил «__»______________ 200 г. _______________________
(подпись)
3.Краткая характеристика принципов построения и организационной структуры учебного подразделения
3.1.Организационные формы и методы обучения в ВУЗе
Учебные занятия в высшем учебном заведении проводятся в виде лекций, консультаций, семинаров, практических занятий, лабораторных работ, контрольных работ, коллоквиумов, самостоятельных работ, научно-исследовательской работы, практики, курсового проектирования (курсовой работы). Высшее учебное заведение может устанавливать другие виды учебных занятий.
Для всех видов аудиторных учебных занятий академический час устанавливается уставом высшего учебного заведения в пределах 45 - 50 минут.
Процесс обучения сопровождается и завершается различными формами контроля.
Экзаменационная сессия в вузе состоит из двух этапов. На первом этапе студенты сдают зачеты, предусмотренные учебным планом (зачетная неделя). Второй этап включает непосредственно экзаменационную сессию. Учебным управлением составляется расписание консультаций и экзаменов. На подготовку к экзамену выделяется от трех до пяти дней.
3.2.Учебно-методическая и научная литература, аппаратурное и программное обеспечение лабораторных практикумов по дисциплинам учебного плана
Лаборатория синтеза высокомолекулярных соединений ТГУ, лаборатория химической технологии органических веществ, лаборатория физико-химических методов анализа и хроматографии кафедры химии ТГУ, лабораторные установки для синтезов, аналитические приборы (газовые хроматографы, ИК-, УФ-спектрометры, полярографы, иономеры, экспресс–анализатор), опытный участок (роторно-пленочный испаритель, металлический реактор 100 л)
На кафедре издаются учебно-методические указания по каждому из основных направлений.
3.3.Документация, регламентирующая учебный процесс
Учебно-методический комплекс по дисциплине (УМКД) – это набор учебных изданий, учебно-методических и справочных материалов, выполненных в печатном или электронном виде, необходимых и достаточных для организации учебного процесса по конкретной дисциплине учебного плана. Все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены УМКД. Учебные издания должны соответствовать ГОСТ 7.6-2003 «Издания. Основные виды, термины, определения».
Государственный образовательный стандарт является основным документом, определяющим концепцию обучения по всем дисциплинам учебного плана. ГОС ВПО используется всеми кафедрами при разработке рабочих программ и учебно-методических материалов.
Учебный план специальностей и направлений подготовки по всем формам обучения - документ, регламентирующий учебный процесс в университете по направлениям подготовки и специальностям по всем реализуемым формам обучения.
Рабочая программа дисциплины – это план учебных мероприятий и ресурсного обеспечения по дисциплине, составленный на основе ГОС, учебного плана и Положения о рабочих программах дисциплин.
Программы всех видов практик студентов представляют собой методические документы, раскрывающие цели, задачи, содержание и методы практической подготовки студентов. Программа разрабатывается кафедрой, за которой закреплен данный вид практики, и утверждается заведующим кафедрой. В случае, когда практика закреплена за обеспечивающей кафедрой, программа согласовывается с заведующим выпускающей кафедрой.
Программы итоговых государственных экзаменов по отдельным дисциплинам, итоговых государственных междисциплинарных экзаменов по направлениям (специальностям) разрабатываются кафедрами в соответствии с ГОС ВПО, рекомендациями УМО, Положением об итоговой государственной аттестации выпускников университета и утверждаются решениями советов институтов (факультетов).
4.Самостоятельное проведение занятий в студенческих группах
№ |
Наименование разделов и тем |
Формируемые знания, умения, навыки и компетенции |
Виды деятельности |
Отметка о выполнении (подпись руководителя, дата) |
1. |
Вводное занятие. Знакомство с тематикой деятельности кафедры и организацией учебного процесса |
Цели и задачи и краткое содержание практики. Соблюдение правил внутреннего распорядка и режима ТГУ, кафедры, требования техники безопасности в лабораториях кафедры и в корпусе ХТФ |
Организация учебного процесса на кафедре «Химия». Ознакомление с учебными лабораториями кафедры, инструкциями по технике безопасности и пожарной безопасности в лабораториях, с перечнем лабораторных работ и их методическим обеспечением Изучение документации, регламентирующей учебный процесс (стандартные планы, программы), изучение организационной структуры вуза. Ознакомление с принципами формирования учебных планов. |
|
2. Подготовка магистров к | ||||
2.1 |
Анализ состояния педагогической науки в области исследований закономерностей дидактических принципов обучения |
Знания современного состояния педагогической науки как исследования закономерностей обучения химии, экологии, микробиологии. Приобретение навыков элементов педагогической техники; техники речи, ее образность, грамотность, темп речи; навыки и приемы работы у доски, с наглядными пособиями, техническими средствами и др. |
Овладение методиками обучения: системность и последовательность, наглядность обучения и развития теоретического мышления; переход от обучения к самообразованию, связь обучения с реальной жизнью; сознательность и творческая активность; принцип научности обучения. Поиск научно-педагогической информации, ее осмысление | |
2.2 |
Изучение организации различных форм и методов обучения |
Знание и умение организации обучения и ее различных форм: лекции, лабораторный практикум, практические занятия, семинары, внеаудиторная самостоятельная работа, домашние задания, консультации, формы контроля знаний |
Методики проведения учебных занятий, составление конспектов лекции, подбор демонстрационного материала, лекционный эксперименте. Работа с научно-педагогической литературой, учебно-методической литературой, программным обеспечением лабораторных работ | |
3. |
Дублирование функций преподавателя кафедры. Проведение занятий в студенческих группах: 1. Выполнял функции руководителя дипломного проекта студентки ХТО-501, Гамиловой И. А. на тему: «переработка отработанных пищевых масел в биодизельное топливо». 2. Выполнял функции
лаборанта при выполнении гр. ХТО-501 лабораторных работ по спецкурсу «Химия нефти и газа». 3. Участвовал в проведении научно-исследовательской работ в качестве руководителя группы по проблеме «Разработка методов переработки отработанных индустриальных и моторных (автомобильных) масел с целью получения базовых компонентов». 4. Чтение лекций по дисциплине «Химия нефти и газа». «Превращение нефти в окружающей среде. Экологические аспекты. Биодеградация нефти» см. прил. 5. Принимал участие в аттестации студентов по качеству выполнения работ и защите отчетов по дисциплине «Химия нефти и газа». |
Освоение технологических основ тем и методик чтения лекций, проведения практических и лабораторных занятий, выдача заданий на практические и лабораторные занятия. Контроль усвоения студентами теоретических основ тем и методик выполнения лабораторных работ и их результатов, прием отчетов по практическим и лабораторным работам, аттестация студентов по качеству выполнения работ и защита отчетов. Контроль за соблюдением техники безопасности, пожарной безопасности и электробезопасности в лаборатории. Навыки чтения пробных лекций в студенческой группе под контролем руководителя научно-педагогической практики |
Методы и навыки педагогического мастерства в реальных ситуациях: чтение лекций, проведения лабораторных практикумов, семинаров, коллоквиумов; организация и проведение научных дискуссий. Учебная информация по темам практических и лабораторных занятий соответствующих учебных дисциплин, информация, связанная с научно-исследовательской работой магистранта и ее результатами, предназначенная для использования при подготовке и чтении пробных лекций. Изучение учебной, научной, справочной литературы по дисциплинам, для которых предусмотрено чтение лекций, проведение лабораторных и практических занятий, семинаров, научных дискуссий. Изучение документации по проведению занятий, вопросы безопасности, учет посещаемости, оценка знаний, выдача домашних заданий, фиксирование тематики заданий. Оформление документации по итогам проведения цикла занятий: журналы посещаемости, выполнения работ, зачетные и экзаменационные ведомости. |
|
4. |
Оформление отчета по практике |
Умение оформления отчетной документации |
Информация, собранная за период практики. Оформление отчетной документации |
Информация о работе Переработка отработанных пищевых масел в биодизельное топливо