Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 21:03, курс лекций
1. Мировая хозяйственная система.
1.1. Понятие мировой экономики. Международное разделение тру-да: его формы и характерные черты.
Для анализа развития такого многогранного явления, как внешняя торговля, применяется система показателей. Некоторые показатели от-ражают темны роста мировой торговли. К таковым, например, относится показатель темпов роста мирового экспорта (Т):
где Э1 - экспорт текущего периода,
Эо - экспорт базисного периода.
Кроме того, применяется ряд показателей,
характеризующих зави-симость
экспортная квота (Кэ): Кэ = (Э / ВВП) * 100%,
где Э - стоимость экспорта,
ВВП - валовой внутренний продукт страны за год;
импортная квота (Ки);
где И - стоимость импорта.
ВВП - валовой внутренний продукт страны за год.
11
2.2. Экономические причины международной торговли. Ситуация абсолютных преимуществ в международной торговле
Исходный вопрос в теории международной торговли - Почему страны торгуют между собой? Поиском ответа на этот вопрос экономи-сты занимаются давно.
Первые систематические
В конце XVIII в. на смену меркантилизму пришла теория свободной торговли - «фритредерство». Согласно этой теории выгодны и ввоз и вы-воз. Ограничение импорта невыгодно. По полного и правильного объяс-нения причин внешней торговли теория фритредерства, (также как н меркантилизм) не давала.
На первый взгляд кажется, что внешняя торговля ведется всегда, когда дает прибыль. Бесспорно. Но возникает ряд вопросов. Кто в ко-нечном счете получает прибыль? «Экспортер»? «Импортер»? Если одни страны получают выгоду, то несут ли при этом убытки торгующие с ней страны?
Таким образом, .взаимовыгодность внешней торговли не очевидна.
Поэтому необходимо доказать ее выгоды.
Первым, кто попытался научно объяснить взаимовыгодность внеш-ней торговли, был А.Смит. В своей книге «Богатство наподов» (1776 г.) он критиковал боязнь внешней торговли. При этом он сравнивал нации с домашними хозяйствами. Так как каждое семейное хозяйство произво-дит для себя лишь часть необходимого, а остальное покупает за счет продажи излишков, то же самое можно отнести и к странам. Если другая страна может поставлять нашей стране более дешевые товары, чем оте-чественные, то нет смысла тратить ресурсы на их изготовление. Лучше сосредоточиться на производстве тех товаров, которые мы можем изго-товлять дешевле, чем другие страны. И, следовательно, имеем преиму-щество. Взгляды А.Смита на внешнюю торговлю получили название «теории абсолютных преимуществ».
Выводы Смита о выгодах
Его теория не давала ответа на вопрос о выгодах внешней торговли в си-
туации, когда страна не располагала абсолютным преимуществом. На-
пример, когда в США на единицу затрат могут производить 300 тонн
зерна и 150 метров ткани или любую комбинацию количества данных
товаров в указанных пределах. Если мы также предположим, что Мек-
сика на единицу затрат по-прежнему производит 50 тонн зерна и 100
метров ткани, то в этих условиях США на единицу затрат производят
больше не только зерна, но и ткани. Естественно, возникает вопрос: вы-
12
годно ли стране иметь торговые отношения с другими строками, если она обладает абсолютным преимуществом во всех отраслях? Ответ на этот вопрос дает теория сравнительных преимуществ (сравнительной эффективности), разработанная выдающимся английским экономистом XIX века Д.Рикардо.
2.3. Сравнительные преимущества в международной торговле
Допустим, в Мексике на единицу затрат можно произвести или 50 т. зерна или 100 м. ткани, или любую комбинацию количеств данных това-ров в указанных пределах. Но в США на единицу затрат пусть произво-дится теперь 300 т зерна и 150 м ткани и Мексика в этом случае не имеет абсолютных преимуществ в производстве данных товаров. Проиллюст-рируем графически границу производственных возможностей США и Мексики.
На Рис.1 .граница производственных возможностей США обозна-чена линией А, В, а Мексики - СД.
В чем заслуга Д.Рикардо? Рикардо доказал, что торговля между
странами выгодна и тогда, когда одна из стран обладает абсолютно
большей эффективностью и производстве всех товаров. Естественно
возникает вопрос: на чем основаны доказательства этого принципиаль-
ного вывода? Для объяснения обратимся к Рис.1. При первой возможно-
сти взаимной торговли предприниматели обратят внимание на разницу
цен. Например, в Мексике можно купить 1 м. ткани за 0,5 т. зерна, от-
править ткань в США и обменять там на 2 т. зерна. А в США .за __________0,5 м.
ткани можно получить 1 т. зерна, отправить зерно в Мексику и купить 2
м. ткани. Начнется отток ткани из Мексики и зерна из США. Развитие
торговли должно со временем привести к выравниванию относительных
цен в обеих странах. Предположим, цены выравниваются на уровне 1
тонна зерна = 1 метру ткани (для упрощения анализа). Если США начнет
специализироваться на зерне и продавать его в Мексику, а Мексика -
13
производить ткань и продавать ее в США, обе страны в этом случае по-лучат прирост потребления. Например, США экспортируя 100 т. зерна из общего производства в 300 т., могут получить 100 м. ткани. Таким образом, США за счет внешней торговли обеспечивают потребление 200 т. зерна и 100 м. ткани. Если бы США пытались производить только 200 т. зерна, а остальные ресурсы направить на производство ткани, то при существующей границе производственных возможностей они могли бы производить только 50 м. ткани. Торговля с Мексикой дает США при-рост потребления в 50 м. ткани (A1-E1). Рост потребления США показы-вает граница торговых возможностей страны ( пунктирная линия А В1). Аналогично Мексика, производя только ткань (100 м.) и продавая, например, 50 м. ткани в США, может получить 50 т. зерна. Таким обра-зом, за счет внешней торговли Мексика может обеспечить потребление 50 м. ткани и 50 т. зерна одновременно (точкаL). Пунктирная линия С1Д показывает границу торговых возможностей Мексики. Доказательством взаимовыгодности внешней торговли может быть построено на услови-ях, когда торговля ведется с помощью денег. Например, в США 1 т. зер-на стоит 200 долл., а 1 м. ткани -400 долл. В Мексике цена 1 т. зерна - 4000 песо, а 1 м. ткани - 2000 песо. Различие внутренних цен позволяет выявить сравнительные преимущества в производстве, не прибегая к аб-страктному показателю затрат.
Из данного примера мы видим, что продажа 1 т. зерна в США по-зволяет купить лишь 0,5 м. ткани. А в Мексике цена 1 т. зерна эквива-лентна 2 м. ткани. И наоборот. Продажа 1 м. ткани в Мексике позволит купить только 0,5 т. зерна. А продажа 1 м. этой же ткани в США позво-ляет приобрести 2 т. зерна. Таким образом, США должны специализиро-ваться на производстве зерна и покупать ткань в Мексике. А Мексика, соответственно, должна производить только ткань и экспортировать ее в США в обмен на зерно. И взаимная торговля обеспечивает расширение внутреннего рынка в каждой стране, дает прирост внутреннего потреб-ления.
Следует отметить, что принцип сравнительных преимуществ спра-ведлив не только для единиц двух различных товаров и двух стран, но и для любого количества стран и товаров. Конечно, применение принципа и практике внешней торговли модифицируется действием многочислен-ных факторов, в частности, валютными курсами, инфляцией, таможен-ными барьерами. Но это не отменяет действие закона сравнительных преимуществ. До тех пор, пока в соотношении цен внутри страны со-храняются хоть малейшие различия, каждая страна будет иметь сравни-тельные преимущества во внешней торговле.
14
2.4. Регулирование внешней торговли Протекционизм и свобода торговли
В сфере внешнеторговой политики центральный вопрос: что выби-рать для обеспечения экономического развития страны - свободу тор-говли или протекционизм?
Почему это является главным?
Хотя установлено, что развитие внешней торговли ускоряет эконо-мический рост страны и выгодно для нас, зависимость от мирового рын-ка порождает серьезные социально-экономические проблемы.
1. Конкуренция иностранных товаров может ухудшить экономиче-ское положение отраслей хозяйства, вызвать их разорение и увеличить безработицу.
2. Зависимость от импорта, может принести, к нежелательной зави-симости от экспортера (в том числе к политической зависимости).
3. Зависимость от внешней торговли в современных условиях уве-личивает риски экономических потерь торговых партнеров от колебании валютных курсов и цен на мировом рынке.
Противоречивое влияние внешней u1090 торговли на экономику создало два противоположных подхода к ее развитию:
1. Протекционизм
2. Защита свободы торговли
В борьбе этих двух подходов вырабатывались меры государствен-ной внешнеторговой политики. Что такое протекционизм?
1. Протекционизм - экономическая политика государства по защите внутреннего рынка. Заключается в системе мер по ограничению и кон-тролю внешнеторговой деятельности, по стимулированию экспорта. Какие аргументы можно выдвинуть в защиту протекционизма?
а) Защита необходима для того, чтобы не дать исчезнуть только что
появившимся отраслям промышленности, неспособным выдержать ре-
альность международной
рынки могут привлечь капиталы, которые будут участвовать в развитии
национальной промышленности;
б) Протекционизм полезен тем, что он может увеличить занятость
населения, позволяя осуществлять программы развития. Но при условии,
что меры протекционизма не вызовут ответную реакцию со стороны
иностранных партнеров. В краткосрочном периоде он может улучшить
условия торговли, заставляя иностранных производителей нести протек-
ционистские издержки;
в) В целом протекционизм можно рассматривать как способ защиты
национальной независимости в секторах, важнейших с точки зрения
безопасности (производство стали, химическая промышленность), спо-
собом защиты отдельных социальных слоев (фермеров) или некоторых
15
регионов (металлургии, текстильное производство), как способ защиты уровня жизни (борьба с конкуренцией со стороны НИС с дешевой рабо-чей силой);
2. Защита свободы торговли
Свободная торговля - это движение товаров через границу без вся-ких ограничении: Главный аргумент в пользу свободы торговли - срав-нительная эффективность создает больше выгод от свободы торговли, чем ее ограничения. Другие аргументы в защиту свободы торговли за-ключены в следующем: а) Свобода торговли способствует международной специализации страны; б) Облегчает _________развитие конкуренции; в) Расширяет товарные рынки; г) Удешевляет товары для потребителей внутри страны. Исторически внешнеторговая политика склонялась то в сторону протекционизма, то к либерализации торговли. В конечном счете содер-жание внешнеторговой политики зависело от конкретных социально-экономических и политических условий, в которых находилась страна. В период XVII-XVIII в.в. преобладал протекционизм. Например, из Англии был запрещен экспорт золота и серебра. Иностранцы, продавав-шие товары в Англии, были обязаны во-первых, израсходовать выручку на покупку английских товаров. А, во-вторых, обменять национальные деньги на английские. Основная цель внешнеторговой политики этого периода - способствовать созданию национальной промышленности. В середине XIX века Англия проводила ПОЛИТИКУ свободной тор-говли - «фритредерства». Причина кроется в том, что Англия в этот пе-риод была полным экономическим лидером. И любые ограничения внешней торговли ей были невыгодны, поскольку ответные меры других стран препятствовали английскому экспорту. В других странах в силу их экономического отставания до конца XIX века преобладал протекцио-низм. Это было необходимо для становления и укрепления молодой на-циональной промышленности. XX век породил новые формы протек-ционизма. Они осуществлялись с целью проникновения на пространные рынки, обеспечения конкурентных преимуществ национальной про-мышленности.
16
2.5. Таможенное регулирования внешней торговли. Таможенная пошлина
Практическим инструментом политики протекционизма является таможенное регулирование внешней торговли. Существуют две основ-ные группы методов протекционизма:
1) таможенно-тарифные,
2) нетарифные.
Таможенно-тарифные методы предполагают установление и взима-ние различных таможенных пошлин с внешнеторговой деятельности. Нетарифные методы, которых насчитывается до 50, связаны с установ-лением различных запретов, квот, лицензий и ограничении в сфере внешнеторговой деятельности. В действительности внешнеторговая по-литика любой страны основана на сочетании этих двух групп методов. Наиболее распространенным и традиционным способом регулиро-вания внешней торговли является таможенная пошлина. Таможенная пошлина - это косвенный налог, который взимается за товар, ввозимый или вывозимый из таможенной территории и который не может изменяться в зависимости от двух факторов: