Лекции по "Хозяйственному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 21:03, курс лекций

Краткое описание

1. Мировая хозяйственная система.
1.1. Понятие мировой экономики. Международное разделение тру-да: его формы и характерные черты.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции №19- 23 Межд. экон..doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

Для анализа развития такого многогранного  явления, как внешняя торговля, применяется система показателей. Некоторые показатели от-ражают темны роста мировой торговли. К таковым, например, относится показатель темпов роста мирового экспорта (Т):

Тэ = (Э1:Э0) * 100%;

где Э1 - экспорт текущего периода,

Эо - экспорт базисного  периода.

Кроме того, применяется ряд показателей, характеризующих зави-симость экономики  страны от внешней торговли. К таковым  относятся:

экспортная квота (Кэ): Кэ = (Э / ВВП) * 100%,

где Э - стоимость экспорта,

ВВП - валовой внутренний продукт  страны за год;

импортная квота (Ки);

Ки = (И / ВВП) х 100%,

где И - стоимость импорта.

ВВП - валовой внутренний продукт  страны за год.

11

2.2. Экономические причины международной торговли. Ситуация абсолютных преимуществ в международной торговле

Исходный вопрос в теории международной  торговли - Почему страны торгуют между собой? Поиском ответа на этот вопрос экономи-сты занимаются давно.

Первые систематические исследования проблем внешней торговли провели в XVI-XVIII в.в. меркантилисты. Основной вывод меркантили-стов - увеличивать экспорт и ограничивать импорт с целью притока зо-лота в страну. Недостаток теории очевиден, если все будут только экс-портировать, то кто тогда будет импортировать?

В конце XVIII в. на смену меркантилизму  пришла теория свободной торговли - «фритредерство». Согласно этой теории выгодны и ввоз и вы-воз. Ограничение импорта невыгодно. По полного и правильного объяс-нения причин внешней торговли теория фритредерства, (также как н меркантилизм) не давала.

На первый взгляд кажется, что внешняя  торговля ведется всегда, когда дает прибыль. Бесспорно. Но возникает ряд вопросов. Кто в ко-нечном счете получает прибыль? «Экспортер»? «Импортер»? Если одни страны получают выгоду, то несут ли при этом убытки торгующие с ней страны?

Таким образом, .взаимовыгодность внешней  торговли не очевидна.

Поэтому необходимо доказать ее выгоды.

Первым, кто попытался научно объяснить  взаимовыгодность внеш-ней торговли, был А.Смит. В своей книге «Богатство наподов» (1776 г.) он критиковал боязнь внешней торговли. При этом он сравнивал нации с домашними хозяйствами. Так как каждое семейное хозяйство произво-дит для себя лишь часть необходимого, а остальное покупает за счет продажи излишков, то же самое можно отнести и к странам. Если другая страна может поставлять нашей стране более дешевые товары, чем оте-чественные, то нет смысла тратить ресурсы на их изготовление. Лучше сосредоточиться на производстве тех товаров, которые мы можем изго-товлять дешевле, чем другие страны. И, следовательно, имеем преиму-щество. Взгляды А.Смита на внешнюю торговлю получили название «теории абсолютных преимуществ».

Выводы Смита о выгодах внешней  торговли были несовершенны.

Его теория не давала ответа на вопрос о выгодах внешней торговли в си-

туации, когда страна не располагала  абсолютным преимуществом. На-

пример, когда в США на единицу  затрат могут производить 300 тонн

зерна и 150 метров ткани или любую  комбинацию количества данных

товаров в указанных пределах. Если мы также предположим, что Мек-

сика на единицу затрат по-прежнему производит 50 тонн зерна и 100

метров ткани, то в этих условиях США на единицу затрат производят

больше не только зерна, но и ткани. Естественно, возникает вопрос: вы-

12

годно ли стране иметь торговые отношения с другими строками, если она обладает абсолютным преимуществом во всех отраслях? Ответ на этот вопрос дает теория сравнительных преимуществ (сравнительной эффективности), разработанная выдающимся английским экономистом XIX века Д.Рикардо.

2.3. Сравнительные преимущества в международной торговле

Допустим, в Мексике на единицу  затрат можно произвести или 50 т.  зерна или 100 м. ткани, или любую комбинацию количеств данных това-ров в указанных пределах. Но в США на единицу затрат пусть произво-дится теперь 300 т зерна и 150 м ткани и Мексика в этом случае не имеет абсолютных преимуществ в производстве данных товаров. Проиллюст-рируем графически границу производственных возможностей США и Мексики.

На Рис.1 .граница производственных возможностей США обозна-чена линией А, В, а Мексики - СД.

В чем заслуга Д.Рикардо? Рикардо  доказал, что торговля между

странами выгодна и тогда, когда  одна из стран обладает абсолютно

большей эффективностью и производстве всех товаров. Естественно

возникает вопрос: на чем основаны доказательства этого принципиаль-

ного вывода? Для объяснения обратимся  к Рис.1. При первой возможно-

сти взаимной торговли предприниматели  обратят внимание на разницу

цен. Например, в Мексике можно  купить 1 м. ткани за 0,5 т. зерна, от-

править ткань в США и обменять там на 2 т. зерна. А в США .за __________0,5 м.

ткани можно получить 1 т. зерна, отправить  зерно в Мексику и купить 2

м. ткани. Начнется отток ткани из Мексики и зерна из США. Развитие

торговли должно со временем привести к выравниванию относительных

цен в обеих странах. Предположим, цены выравниваются на уровне 1

тонна зерна = 1 метру ткани (для  упрощения анализа). Если США начнет

специализироваться на зерне и  продавать его в Мексику, а  Мексика -

13

производить ткань и продавать ее в США, обе страны в этом случае по-лучат прирост потребления. Например, США экспортируя 100 т. зерна из общего производства в 300 т., могут получить 100 м. ткани. Таким образом, США за счет внешней торговли обеспечивают потребление 200 т. зерна и 100 м. ткани. Если бы США пытались производить только 200 т. зерна, а остальные ресурсы направить на производство ткани, то при существующей границе производственных возможностей они могли бы производить только 50 м. ткани. Торговля с Мексикой дает США при-рост потребления в 50 м. ткани (A1-E1). Рост потребления США показы-вает граница торговых возможностей страны ( пунктирная линия А В1).  Аналогично Мексика, производя только ткань (100 м.) и продавая, например, 50 м. ткани в США, может получить 50 т. зерна. Таким обра-зом, за счет внешней торговли Мексика может обеспечить потребление 50 м. ткани и 50 т. зерна одновременно (точкаL). Пунктирная линия С1Д показывает границу торговых возможностей Мексики. Доказательством взаимовыгодности внешней торговли может быть построено на услови-ях, когда торговля ведется с помощью денег. Например, в США 1 т. зер-на стоит 200 долл., а 1 м. ткани -400 долл. В Мексике цена 1 т. зерна - 4000 песо, а 1 м. ткани - 2000 песо. Различие внутренних цен позволяет выявить сравнительные преимущества в производстве, не прибегая к аб-страктному показателю затрат.

Из данного примера мы видим, что продажа 1 т. зерна в США  по-зволяет купить лишь 0,5 м. ткани. А  в Мексике цена 1 т. зерна эквива-лентна 2 м. ткани. И наоборот. Продажа 1 м. ткани  в Мексике позволит купить только 0,5 т. зерна. А продажа 1 м. этой же ткани в США позво-ляет приобрести 2 т. зерна. Таким образом, США должны специализиро-ваться на производстве зерна и покупать ткань в Мексике. А Мексика, соответственно, должна производить только ткань и экспортировать ее в США в обмен на зерно. И взаимная торговля обеспечивает расширение внутреннего рынка в каждой стране, дает прирост внутреннего потреб-ления.

Следует отметить, что принцип сравнительных  преимуществ спра-ведлив не только для единиц двух различных товаров и двух стран, но и для любого количества стран и товаров. Конечно, применение принципа и практике внешней торговли модифицируется действием многочислен-ных факторов, в частности, валютными курсами, инфляцией, таможен-ными барьерами. Но это не отменяет действие закона сравнительных преимуществ. До тех пор, пока в соотношении цен внутри страны со-храняются хоть малейшие различия, каждая страна будет иметь сравни-тельные преимущества во внешней торговле.

14

2.4. Регулирование внешней торговли Протекционизм и свобода торговли

В сфере внешнеторговой политики центральный  вопрос: что выби-рать для обеспечения  экономического развития страны - свободу  тор-говли или протекционизм?

Почему это является главным?

Хотя установлено, что развитие внешней торговли ускоряет эконо-мический рост страны и выгодно для нас, зависимость от мирового рын-ка порождает серьезные социально-экономические проблемы.

1. Конкуренция иностранных товаров может ухудшить экономиче-ское положение отраслей хозяйства, вызвать их разорение и увеличить безработицу.

2. Зависимость от импорта, может принести, к нежелательной зави-симости от экспортера (в том числе к политической зависимости).

3. Зависимость от внешней торговли в современных условиях уве-личивает риски экономических потерь торговых партнеров от колебании валютных курсов и цен на мировом рынке.

Противоречивое влияние внешней u1090 торговли на экономику создало два противоположных подхода к ее развитию:

1. Протекционизм

2. Защита свободы торговли

В борьбе этих двух подходов вырабатывались меры государствен-ной внешнеторговой политики. Что такое протекционизм?

1. Протекционизм - экономическая политика государства по защите внутреннего рынка. Заключается в системе мер по ограничению и кон-тролю внешнеторговой деятельности, по стимулированию экспорта.  Какие аргументы можно выдвинуть в защиту протекционизма?

а) Защита необходима для того, чтобы  не дать исчезнуть только что

появившимся отраслям промышленности, неспособным выдержать ре-

альность международной конкуренции. Огражденные таким образом

рынки могут привлечь капиталы, которые  будут участвовать в развитии

национальной промышленности;

б) Протекционизм полезен тем, что  он может увеличить занятость

населения, позволяя осуществлять программы  развития. Но при условии,

что меры протекционизма не вызовут  ответную реакцию со стороны

иностранных партнеров. В краткосрочном  периоде он может улучшить

условия торговли, заставляя иностранных  производителей нести протек-

ционистские издержки;

в) В целом протекционизм можно  рассматривать как способ защиты

национальной независимости в  секторах, важнейших с точки зрения

безопасности (производство стали, химическая промышленность), спо-

собом защиты отдельных социальных слоев (фермеров) или некоторых

15

регионов (металлургии, текстильное производство), как способ защиты уровня жизни (борьба с конкуренцией со стороны НИС с дешевой рабо-чей силой);

2. Защита свободы торговли

Свободная торговля - это движение товаров через границу без  вся-ких ограничении: Главный аргумент в пользу свободы торговли - срав-нительная эффективность создает больше выгод от свободы торговли, чем ее ограничения. Другие аргументы в защиту свободы торговли за-ключены в следующем: а) Свобода торговли способствует международной специализации страны; б) Облегчает _________развитие конкуренции; в) Расширяет товарные рынки; г) Удешевляет товары для потребителей внутри страны.  Исторически внешнеторговая политика склонялась то в сторону протекционизма, то к либерализации торговли. В конечном счете содер-жание внешнеторговой политики зависело от конкретных социально-экономических и политических условий, в которых находилась страна.  В период XVII-XVIII в.в. преобладал протекционизм. Например, из Англии был запрещен экспорт золота и серебра. Иностранцы, продавав-шие товары в Англии, были обязаны во-первых, израсходовать выручку на покупку английских товаров. А, во-вторых, обменять национальные деньги на английские. Основная цель внешнеторговой политики этого периода - способствовать созданию национальной промышленности.  В середине XIX века Англия проводила ПОЛИТИКУ свободной тор-говли - «фритредерства». Причина кроется в том, что Англия в этот пе-риод была полным экономическим лидером. И любые ограничения внешней торговли ей были невыгодны, поскольку ответные меры других стран препятствовали английскому экспорту. В других странах в силу их экономического отставания до конца XIX века преобладал протекцио-низм. Это было необходимо для становления и укрепления молодой на-циональной промышленности. XX век породил новые формы протек-ционизма. Они осуществлялись с целью проникновения на пространные рынки, обеспечения конкурентных преимуществ национальной про-мышленности.

16

2.5. Таможенное регулирования внешней торговли. Таможенная пошлина

Практическим инструментом политики протекционизма является таможенное регулирование внешней торговли. Существуют две основ-ные группы методов протекционизма:

1) таможенно-тарифные,

2) нетарифные.

Таможенно-тарифные методы предполагают установление и взима-ние различных  таможенных пошлин с внешнеторговой деятельности.  Нетарифные методы, которых насчитывается до 50, связаны с установ-лением различных запретов, квот, лицензий и ограничении в сфере внешнеторговой деятельности. В действительности внешнеторговая по-литика любой страны основана на сочетании этих двух групп методов.  Наиболее распространенным и традиционным способом регулиро-вания внешней торговли является таможенная пошлина.  Таможенная пошлина - это косвенный налог, который взимается за товар, ввозимый или вывозимый из таможенной территории и который не может изменяться в зависимости от двух факторов:

Информация о работе Лекции по "Хозяйственному праву"