Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 08:46, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы: раскрыть понятие внешнеэкономической деятельности и ее правовые основы, а также проанализировать методы тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь.
Основополагающими задачами при выполнении данной работы является:
- раскрыть понятие и дать подробную характеристику внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь;
- изучить действующее законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность, а также привести примеры управления внешнеэкономической деятельности в других странах;
- рассмотреть и проанализировать порядок государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь, как можно шире раскрыть методы тарифного и нетарифного регулирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................с.3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………...............с.7
1.1 Понятие внешнеэкономической деятельности…...........................................с.7
1.2 Правовые основы внешнеэкономической деятельности..............................с.21
ГЛАВА 2. ВИДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………........................................................................с.42
2.1 Тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности..................с.42
2.2 Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности..............с.68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................с.86
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА ..........................................................................с.97
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОЛМ1 Microsoft Office Word.docx

— 149.58 Кб (Скачать файл)

Нетарифные меры экономического характера  – ограничения на проведение внешнеэкономических операций, устанавливаемые в интересах экономической политики. В данную группу входят требования валютного регулирования, включая валютный контроль, налоговые нетарифные меры и меры экономической политики.

Применение  мер неэкономического характера  связано непосредственно с перемещением товаров через таможенную границу  Республики Беларусь. Это объясняется  целью установления данных мер, т.к. ввоз на таможенную территорию Республики Беларусь, например, ядовитых, сильнодействующих, отравляющих веществ создает  угрозу жизни и здоровью человека, охране окружающей природной среды  вне зависимости от цели данного  ввоза.

Применение  мер экономической политики в  соответствии с Таможенным кодексом связано с таможенными режимами. Это отвечает целям установления таких мер, так как они применяются  при перемещении товаров под  таможенные режимы, дающие право свободно вовлекать товары в экономический  оборот на территории Республики Беларусь (таможенный режим выпуска для  свободного обращения) либо за ее пределами (таможенный режим экспорта) [34, С.7-8].

К мерам  нетарифного регулирования относятся  сотни различных методов регулирования  внешней торговли и порядка перемещения  товаров через таможенную границу, причем их перечень продолжает увеличиваться. Ряд методов нетарифного регулирования  достаточно четко определен, например, квотирование и лицензирование, технические  барьеры в торговле, фитосанитарные меры и другие. Другие нетарифные меры не имеют четких правовых определений.

Значение  нетарифных барьеров в настоящее  время возрастает, прежде всего по причинам увеличения объема международной торговли, расширения ассортимента товаров на мировом рынке, снижения таможенных пошлин.

Соглашения  по применению различных мер нетарифного  регулирования выработаны рядом  международных организаций –  ЮНКТАД, ВТО, Всемирной таможенной организацией, Европейской экономической комиссией.

По классификации  ГАТТ/ВТО, нетарифные ограничения подразделяются на пять основных групп:

- количественные  ограничения импорта и экспорта, к которым относиться квотирование  и лицензирование;

- таможенные  и административные импортно-экспортные  формальности, включая антидемпинговые  пошлины, методы оценки таможенной  стоимости товаров, таможенные  и консульские формальности, товаросопроводительные  документы, товарную классификацию  тарифов;

- стандарты  и требования к качеству товаров,  в том числе санитарно-ветеринарные  нормы, промышленные стандарты,  требования к упаковке и маркировке  товаров;

- участие  государства во внешнеторговых  операциях (субсидирование производства  и экспорта товаров, система  государственных закупок товаров,  государственная торговля);

- ограничения,  заложенные в механизме платежей (импортные депозиты, льготы для  отдельных отраслей и предприятий,  механизм валютных ресурсов) [47, С.186].

  В соответствии со ст. 13 Закона Республики Беларусь от 25.11.2004 №347-З «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», установлено, что внешняя торговля товарами осуществляется без количественных ограничений, за исключением ряда случаев, а именно:

1. Президент  Республики Беларусь или по  его поручению Правительством  Республики Беларусь могут устанавливать:

- временные  ограничения или запреты экспорта  товаров для предотвращения либо  уменьшения критического недостатка  на внутреннем рынке Республики  Беларусь продовольственных или  иных товаров, которые являются  существенно важными для внутреннего рынка Республики Беларусь. Перечень таких товаров определяется Президентом Республики Беларусь или по его поручению Правительством Республики Беларусь;

- ограничения  импорта сельскохозяйственных товаров  или водных биологических ресурсов, ввозимых в Республику Беларусь  в любом виде, если необходимо:

- сократить  производство или продажу аналогичного  товара, происходящего с территории  Республики Беларусь;

- сократить  производство или продажу товара, происходящего с территории Республики  Беларусь, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в Республике Беларусь не имеется значительного производства аналогичного товара;

- устранить  на рынке временный излишек  аналогичного товара, происходящего  с территории Республики Беларусь, путем предоставления собственником  или уполномоченным лицом имеющегося  излишка такого товара некоторым  группам белорусских потребителей  бесплатно или по ценам ниже  рыночных;

- устранить  на рынке временный излишек  товара, происходящего с территории  Республики Беларусь, который может  быть непосредственно заменен  импортным товаром, если в Республике  Беларусь не имеется значительного  производства аналогичного товара, путем предоставления собственником  или уполномоченным лицом имеющегося  излишка такого товара некоторым  группам белорусских потребителей  бесплатно или по ценам ниже  рыночных;

- ограничить  производство продуктов животного  происхождения, зависящее от импортируемого  в Республику Беларусь товара, если производство в Республике  Беларусь аналогичного товара  является относительно незначительным.

2. В целях  защиты экономических интересов  Республики Беларусь при осуществлении  внешней торговли товарами могут  применяться меры по ограничению  импорта товаров посредством  введения антидемпинговых, компенсационных, специальных защитных мер в соответствии с законодательством.

3. Исходя из национальных интересов могут вводиться меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами.

4. Президент  Республики Беларусь или по  его поручению Правительство  Республики Беларусь могут ввести  ограничения внешней торговли  товарами, услугами и объектами  интеллектуальной собственности  в случае, если иностранное государство  или межгосударственное образование:

- не выполняют  обязательств, принятых по международным  договорам, в отношении Республики  Беларусь;

- предпринимают  меры, нарушающие экономические  интересы Республики Беларусь  или резидентов Республики Беларусь, в том числе меры, которые необоснованно  закрывают резидентам Республики  Беларусь доступ на рынок иностранного  государства или межгосударственного  образования либо иным образом  необоснованно дискриминируют резидентов  Республики Беларусь;

- не предоставляют  резидентам Республики Беларусь  адекватную и эффективную защиту  их законных интересов в этом  государстве или межгосударственном  образовании, в частности защиту  от монополистической деятельности  и недобросовестной конкуренции;

- не предпринимают  разумных действий для борьбы  с противоправным поведением  своих граждан и (или) организаций  на территории Республики Беларусь 

5. Введение  ответных мер на применение  мер нетарифного регулирования  в области внешней торговли  товарами, услугами и объектами  интеллектуальной собственности,  по основаниям, перечисленных в  нормах п. ст.32 Закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» [9].

Квотирование – установление или отмена количественных ограничений экспорта и импорта товаров (работ, услуг) определенной категории.

При принятии решения о введении квоты на внешнюю  торговлю товарами Президент Республики Беларусь или по его поручению  Правительство Республики Беларусь определяет метод и порядок распределения  квоты. Распределение квоты осуществляется исходя из принципов равноправия  участников внешнеторговой деятельности в отношении получения квоты  и их недискриминации по признакам формы собственности, места регистрации и положения на рынке [42, С.325]. Так, с 1 января 2010 г. введена такая мера регулирования, как тарифная квота. Для Республики Беларусь эта мера регулирования будет распространяться на импорт мяса свинины. По для нашей страны квота составляет 30 тыс.т, и распределять ее будет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь [51, С.8].

Лицензирование экспорта и (или) импорта товаров – выдача государственными органами Республики Беларусь лицензий на внешнюю торговлю отдельными видами товаров, дубликатов лицензий, внесение изменений и (или) дополнений в лицензии, продление или приостановление действия лицензий, их аннулирование.

Лицензирование  внешней торговли отдельными видами товаров устанавливается: 1) в случае введения временных количественных ограничений внешней торговли отдельными видами товаров; 2) в случае введения дополнительных мер, затрагивающих  внешнюю торговлю товарами, по снованиям, предусмотренным нормами п.1 ст.24 Закона о государственном регулировании  внешнеторговой деятельности, в целях  установления разрешительного порядка  экспорта и (или) импорта товаров; 3) в целях выполнения Республикой Беларусь международных обязательств (ст.17 указанного Закона) [43, С.350].

В рамках реализации Таможенного союза и  в соответствии с Решением Межгосударственного  Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 г. №19 «О едином нетарифном регулировании  таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» с 1 января 2010 г. вступили в силу Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25.01.2008 г.; Соглашение о порядке ведения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран от 09.06.2009г.; Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 09.06.2009 г. Кроме того, утверждены Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – участниками таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, и Положения о применении ограничений.

В целях  упомянутого Решения принято  постановление Совета Министров  Республики Беларусь от 31.12.2009 г. №1739 «О некоторых вопросах лицензирования внешней торговли», которым определены государственные органы, выдающие лицензии (разрешения), и виды товаров, в отношении  которых выдаются соответствующие  лицензии (разрешения).

Виды  товаров, определенные этим постановлением, разделены на два раздела: товары, ввоз и (или) вывоз которых ограничен  по основаниям неэкономического характера, и товары, ввоз и (или) вывоз которых  ограничен по основаниям экономического характера. Соответственно этим разделам остаются неизменными принципы контроля за соблюдением ограничений на ввоз и (или) вывоз товаров, подлежащих лицензированию.

Согласно  принятым 27 ноября 2009 г. решениям существенно  сократился перечень товаров, ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь по основаниям экономического характера.

Из экономических  ограничений с 1 января 2010 г. остаются действовать:

- исключительное прав:

при экспорте – калийных удобрений;

при импорте  – алкогольной продукции, табачного  сырья и табачных изделий, рыбы и  морепродуктов, продуктов их переработки:

- квоты:

при экспорте – отходов и лома черных и цветных  металлов;

- лицензирование:

при экспорте – нефти и нефтепродуктов.

Следует отметить, что в соответствии с  подписанными соглашениями в области  нетарифного регулирования для  экспорта или импорта товаров, к  которым применяются исключительное право, с 1 января 2010 г. необходимо получение  исключительной лицензии.

В отношении  товаров, ограниченных по основаниям неэкономического характера, следует обратить внимание на то, что перечни этих товаров  остались неизменными. Изменилось администрирование  таких товаров. По экспортно-импортным  операциям, как правило, будут выдаваться лицензии, по иным видам внешнеэкономических  операций – разрешения. Поскольку  ограничения по основаниям неэкономического характера применяются к ввозу (вывозу) товаров (независимо от целей), соответствующие лицензии (разрешения) подлежат представлению таможенным органам как при перемещении  товаров через таможенную границу, так и при помещении под  таможенные режимы.

Лицензии  выдаются по форме и в порядке, предусмотренным Соглашением о  правилах лицензирования в сфере  внешней торговли товарами от 09.06.2009 г., а также Положениями по применению ограничений.

Разрешения  выдаются по форме и в порядке, предусмотренным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.09.2008 г. №1397 «О некоторых вопросах порядка  перемещения отдельных видов  товаров через таможенную границу  Республики Беларусь» [51, С.6-7].

В соответствии с п. 1 ст.3 Соглашения о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 09.06.2009 г. уполномоченными государственными органами исполнительной власти государств Сторон (далее - уполномоченные органы) выдаются следующие виды лицензий:

разовые;

генеральные;

исключительные.

Выдача  уполномоченным органом генеральных  и исключительных лицензий осуществляется в случаях, предусмотренных решением Комиссии таможенного союза.

Генеральная лицензия - лицензия, выдаваемая участнику внешнеторговой деятельности на основании решения Стороны и предоставляющая право на экспорт и (или) импорт отдельного вида лицензируемого товара в определенном лицензией количестве;

Информация о работе Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь