Затратный механизм ценообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 23:26, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотрение затратного подхода в современном ценообразовании.

Содержание

Введение………………………………………………………………..….2
1. Типы нормативов рентабельности, используемые
при затратном ценообразовании……………………………………………..…4
2. Факторы, определяющие выбор типа нормативов рентабельности…..…..7
3. Взаимосвязь экономических показателей
деятельности фирмы, учитываемых при ценообразовании..………………...13
Задача………………………………………………………………………....17
Заключение………………………………………………………………..….20
Список литературы …………………………………….................................22

Вложенные файлы: 1 файл

кр ценообр.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………..….2

  1. Типы нормативов рентабельности, используемые

при затратном ценообразовании……………………………………………..…4

  1. Факторы, определяющие выбор типа нормативов рентабельности…..…..7
  2. Взаимосвязь экономических показателей

деятельности фирмы, учитываемых при ценообразовании..………………...13

Задача………………………………………………………………………....17

Заключение………………………………………………………………..….20

Список  литературы …………………………………….................................22

 

Введение

 

Затратный подход к ценообразованию исторически самый старый. Для такого подхода типична следующая формулировка: “Цена - есть денежные выражение стоимости товара.” Суть затратного подхода состоит в том, что величина цены товара становится в непосредственную зависимость от издержек производства и обращения, представляющих затраты, расходы в денежной форме на производство и реализацию единицы товара.

Конечно, затратный подход не обеспечивает полного решения  проблемы ценообразования, так как по сути дела заменяет задачу определения цен факторов, затраченных на производство и продажу товара. Этим облегчается решение исходной задачи, так как цены факторов устанавливать проще, чет цену товара, к тому же при определении факторов вновь можно применить тот же затратный подход, чем создается цепной способ определения цены товара.

Еще одна особенность, которую  следует иметь в виду, характеризуя затратный подход, состоит в необходимости  установления вида затрат, на основании  которых определяется цена. Чаще всего  используются средние затраты в  расчете на единицу товара из всего количества производимых и продаваемых товаров. Так же могут быть применены и предельные затраты, под которыми понимается прирост общих затрат, обусловленный увеличением производства и продажи товаров на одну единицу обычно предельные затраты ниже средних. Широко распространено определение затрат на основе калькуляции, т.е. бухгалтерского расчета расходов по их отдельным элементам.

Затратный подход опирается  на установление цены, исходя из издержек производства и обращения. Однако из этого вовсе не следует, что согласно такому подходу цена товара принимается равной сумме издержек на производство и продажу единицы товара. Затратный механизм ценообразования стремится, с учетом того обстоятельства, что производитель и продавец товара должны, продавая товар по определенной цене не только возмещать убытки. но и получать должный доход в виде прибыли.

По духу и смыслу затратный  механизм ценообразования соответствует  централизованно - управляемой экономике  и назначенным ценам. Вместе с  тем элементы затратного подхода свойственны и рыночной экономике.

Цель работы – рассмотрение затратного подхода в современном ценообразовании.

 
 

 

  1. Типы нормативов рентабельности, используемые при затратном ценообразовании.

 

Основой затратного ценообразования  является формирование цены как суммы трех элементов:

1) переменных затрат  на производство единицы товара;

2) средних накладных  затрат;

3) удельной прибыли.

На первый взгляд такой  подход к обоснованию цен предельно  прост. На самом деле и в нем есть немало подводных камней, и, чтобы их обойти, нужно пользоваться методикой затратного ценообразования достаточно квалифицированно. В данном случае квалификация специалиста по ценообразованию должна проявиться в следующем1:

1) в участии в создании  как можно более совершенной системы учета затрат. В принципе создание такой системы является задачей экономистов иного профиля — специалистов по управленческому учету (managerial accounting). Однако они пока в российских фирмах являются столь же редкими фигурами, как и представители других новых прикладных экономических профессий (финансовые менеджеры, специалисты по ценообразованию, маркетологи и др.).

2) в выборе наиболее  адекватного профилю и условиям  деятельности фирмы типа норматива рентабельности :

3) в обосновании величины прибыли в составе цены с учетом наиболее значимых для данной фирмы факторов (прежде всего, необходимости достижения целевого уровня прибыльности использования капитала);

Исследование коммерческой практики показывает, что наиболее распространенными методами затратного ценообразования являются:

1) определение цен  с помощью нормативов рентабельности  к затратам. Этот метод используют преимущественно производители товаров;

2) определение цен  с помощью торговых скидок. Таким  способом определяют цены торговые организации оптового и розничного звена.

Рассмотрим теперь каждый из этих методов более подробно.

Расчет цен на основе нормативов рентабельности Классическим примером затратного ценообразования была методика, использовавшаяся в СССР до реформы цен 1967 г.

В соответствии с ней цена определялась как сумма плановых средних затрат на производство единицы продукции (себестоимость и нормативной прибыли). Последняя определялась с помощью норматива рентабельности (устанавливаемого в процентах к себестоимости продукции). При этом величина такого норматива рентабельности составляла 3—4% практически для всех отраслей промышленности, утверждалась правительством и являлась основой для разработки Госпланом СССР новых прейскурантов.

Соответственно модель определения цен имела вид:

 

 

где Ц — цена; 3 — затраты; Nз — норматив рентабельности к затратам.

Норматив рентабельности к затратам — ставка, используемая для определения величины удельной прибыли в цене и задаваемая в процентах к средним общим затратам на производство единицы продукции (себестоимости).

Скажем, если общая сумма  удельных затрат на производство и  продвижение единицы товара составляет 600 тыс. руб., а фирма избрала для себя величину наценки на уровне 20%, то цена, определенная с помощью норматива рентабельности к затратам, составит, тыс. руб.:

В коммерческой практике можно встретиться с использованием следующих типов нормативов рентабельности:

1) единой ставки, определяемой  по отношению к общей сумме  затрат на производство продукции;

2) единой ставки, определяемой по отношению к прямым (переменным) затратам, чаще всего — сумме заработной платы и стоимости материалов, использованных для изготовления товара;

3) двухэлементного норматива,  определенного исходя из необходимости  обеспечить требуемую фирме окупаемость инвестиций. Первый элемент норматива в этом случае определяется в процентах к стоимости использованных для производства материалов и призван обеспечить необходимую рентабельность инвестиций в создание запасов этих материалов. Второй элемент норматива определяется по отношению к сумме затрат на заработную плату и накладных расходов и должен обеспечить соответствующий уровень рентабельности инвестиций в физические (реальные) активы; физические (реальные) активы — производственные здания и сооружения, а также любые виды машин и оборудования со сроком службы более одного года.

4) много ставочная  система, в рамках которой величины  нормативов вначале определяются  как сумма двух элементов:

а) норматива по отношению  к величине заработной платы;

б) норматива по отношению к сумме стоимости материалов (норматив по отношению к величине накладных расходов не устанавливается). Затем определенный таким образом норматив дифференцируется в зависимости от объема поставляемой партии товара.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Факторы, определяющие выбор типа нормативов рентабельности.

 

Выбор типа норматива  рентабельности зависит, как правило, от следующих факторов2:

1) сложности учета различных  типов затрат;

2) связи затрат определенного  типа с экономической ценностью  товара для покупателей. Например, в ряде случаев эта экономическая ценность существенно зависит от стоимости материалов и трудоемкости, а значит, и зарплато емкости продукции. Подобная ситуация характерна для таких видов товаров, как художественные и ювелирные изделия, а также одежда и обувь ручного пошива;

3) объема и условий привлечения  дополнительных инвестиций для  обеспечения выпуска данного  товара. Если объем таких инвестиций  существен для фирмы, а условия их привлечения требуют возврата в очень сжатые сроки, то на первый план выходит формирование цен с таким уровнем рентабельности, чтобы он обеспечивал решение подобных задач. .

В любом случае, однако, основой  формирования уровня норматива рентабельности является потребность фирмы в прибыли как:

1) в основе финансирования ее  развития и

2) в источнике средств для удовлетворения требований владельцев капитала.

Чтобы разобраться в том, каким  образом такое понимание величины нормальной прибыли может быть практически  использовано в рамках затратного ценообразования, рассмотрим следующие важнейшие для любой фирмы показатели:

1) рентабельность капитала;

2) прибыльность продаж (доля прибыли  в выручке):

3) рентабельность к затратам;

4) оборачиваемость совокупных активов,

а затем проанализируем взаимосвязи  между ними.

Эти взаимосвязи иллюстрирует рис. 2.

 

Рис. 2. Взаимосвязь экономических  показателей деятельности фирмы

 

В качестве наиболее объективной  отправной точки для определения  норматива рентабельности к затратам выступает необходимый фирме  уровень рентабельности капитала (он зависит от цены этого капитала для фирмы).

Рентабельность капитала — отношение валовой прибыли фирмы к общей стоимости ее активов.

Для того чтобы проследить закономерность увязки этих двух нормативов, обратимся вначале к анализу того, как они связаны между собой по результатам фактической деятельности фирмы.

Отчетная величина рентабельности капитала, как видно на рис. 2, зависит от:

1) оборачиваемости активов  и

2) прибыльности продаж.

Оборачиваемость активов  — это показатель, характеризующий, сколько раз стоимость активов  фирмы была воспроизведена в выручке от продаж ее продукции, т. е. кратность выручки стоимости активов. Иными словами, это сводный показатель производительности активов фирмы, определяемый, как видно на рис. 2, делением выручки от продаж на общую стоимость активов фирмы.

Оборачиваемость активов  — величина выручки от продаж, полученная в течение отчетного периода (месяца, квартала, года) в расчете на единицу стоимости всех активов фирмы.

 

 

где TR — оборачиваемость активов (англ. turnover rate); SR — выручка от продаж (англ. sales revenue); ТА — общая стоимость активов (англ. total assets).

Скажем, если общая стоимость активов  фирмы составляет 1 млрд руб., а в  течение года она продала произведенной  с помощью этих активов продукции на 1,5 млрд руб., то мы можем описать оборачиваемость активов этой фирмы двояким образом. Мы можем сказать:

а) что ее активы обернулись в течение  года 1,5 раза (1,5/1,0);

б) что на каждый рубль ее активов  мы получили 1,5 руб. выручки от продаж (последний вариант описания мы и будем использовать далее).

Показатель прибыльности (рентабельности) продаж характеризует иной аспект деятельности фирмы: долю полученной ею валовой прибыли  в общей величине выручки от продаж. А рассчитывается он, как показано на рис. 2, делением обшей величины валовой прибыли (доходы от продаж) на выручку от продаж. Прибыльность (рентабельность) продаж — отношение суммы валовой прибыли к выручке от продаж.

 

 

где РМ — прибыльность продаж, % [англ. profit (percentage) margin]; S — выручка от продаж, руб.; ГС — общие затраты, руб.

Так, если фирма продала за год  товаров на 1,5 млрд руб., а производство и сбыт этих товаров обошлись ей в 1,0 млрд руб., то мы можем рассчитать, что прибыльность ее продаж составила 33,3% [(1,5 - 1,0): 1,5].

Перемножение величин оборачиваемости активов и прибыльности (рентабельности) продаж дает нам величину фактической рентабельности капитала (общей суммы активов) фирмы. И на этой основе мы можем теперь перейти к описанию зависимостей между нормативными уровнями исследуемых показателей.

При этом мы будем исходить из того, что руководство фирмы задает целевой (нормативный) уровень рентабельности капитала. Тем самым, поскольку величина активов фирмы известна и фиксированна, реально задается и общая масса прибыли, которая может обеспечить достижение такой рентабельности. Она будет равна произведению норматива на общую стоимость активов. И тогда мы можем записать формулу расчета прибыльности продаж РМ (%) следующим образом:

 

 

где TR — норматив рентабельности к общей сумме активов, % (англ. target rate); ТА — общая сумма активов, руб.

Так, если норматив рентабельности к общей сумме активов задан  руководством фирмы на уровне 50%, общая сумма активов равна 2,0 млрд руб., а выручка от продаж составляет 2,5 млрд руб., то нормативный» уровень прибыльности (рентабельности) продаж будет равен:

Но прибыльность продаж — показатель, который еще нельзя впрямую интегрировать в процесс  расчета цен. Для этого нам  нужен показатель рентабельности к затратам (себестоимости). И теперь мы можем его определить. Для этого мы воспользуемся следующей зависимостью между показателями прибыльности продаж РМ и рентабельности к затратам MuR (англ. mark-up rate):

Информация о работе Затратный механизм ценообразования