Вторая
модель более интересна. Пусть
отрасль также состоит из 3-х
фирм А,Б,В. Существует два возможных варианта
реагирования конкурентов одной из этих
фирм при изменении ее цены. Одна из
возможностей сводится к тому, что если
фирма А понизит цену, то Б и В последуют
ее примеру и поэтому возросший вследствие
понижения цены спрос распределится между
всеми фирмами, и фирме, которая первой
понизила цену, достанется лишь часть
возросшего спроса. А если эта же фирма
повысит цену, другие фирмы могут и не
последовать за ней, поэтому спрос на ее
продукцию сократится более резко, чем
это произошло бы в случае общего повышения
цены(рис.3.5).
Из графика
видно, что каждой фирме в
условиях олигополистической структуры
рынка кривой спроса DD1 (по отношению
к точке Е, т.е. уровню установившейся
цены Р0) представляется в сторону
повышения цены очень эластичной (пологой) - отрезок
ED. В сторону же понижения цены - неэластичной
(более крутой) - отрезок ED1. Другими словами,
в точке E установившейся отраслевой цены
кривая спроса фирмы-олигополиста имеет
перегиб, обусловливающий устойчивость
отраслевой цены.
Эта
устойчивость, или жесткость олигопольной
цены (на уровне Р0) будет понятнее,
если внимательно рассмотреть
кривую предельного дохода олигополии.
Оригинальному характеру "ломаной
кривой" спроса соответствует
и своеобразная конфигурация
кривой предельного дохода олигополии,
состоящая из трех отрезков: MR, AB, MR1. Особенно
интересен отрезок АВ, представленный
в виде вертикальной линии. Как уже отмечалось,
существуют различия в эластичности спроса
на продукцию олигополиии в сторону повышения
(выше Р0) и в сторону понижения цены (ниже
Р0). Эти различия и приводят к тому, что
кривая предельного дохода имеет разрыв,
представленный вертикальным отрезком
АВ. В пределах этого отрезка кривая предельных
издержек может смещаться и вверх, и вниз,
но это не повлияет на уровень сложившейся
олигопольной цены P0: пересечение вертикального
отрезка предельного дохода и кривой MC
все время будет происходить на одном
и том же уровне (Р0) и неизменном объеме
выпуска продукции (Q0).
Средством,
с помощью которого олигополисты могут координировать
свое поведение в области цен, не вступая
в прямой тайный сговор, является лидерство
в ценах, при котором крупнейшая или наиболее
эффективная фирма в отрасли предпринимает
изменение цен, а другие фирмы следуют
за ней.
При ценообразовании по принципу
"издержки плюс", или накидки, олигополисты
для того, чтобы определить цену, оценивают
свои издержки на единицу продукции при
некотором плановом уровне производства
и добавляют "накидку" в размере определенного
процента.
Рассмотрим
как же теория проявляется
на практике:
Уровень
цен, как видно, является надежным
индикатором функционирования конкуренции,
по крайней мере законодательные
положения, касающиеся конкуренции,
базируются на этой точке зрения.
Однако предприятия во многих случаях избегают
агрессивной ценовой политики. Причина
заключается в том, что они боятся своей
уязвимости как раз в этой сфере, поскольку
конкуренты могут ответить жестко и быстро.
Ценовая конкуренция может в любой момент
стать разрушительной со всех сторон.
Кроме того, понижение цен после их повышения
обратимо лишь с большим трудом. Скорость
реакции конкурентов на изменение цен
возрастает с улучшением сетей коммуникации.
Предприятия пытаются избежать ценовой
конкуренции с помощью договоров, прежде
всего путем заключения ценовых картелей,
среди которых особенно действенными
являются синдикаты. Их члены отказываются
от собственной работы на рынках сбыта
и продают товар (однородные продукты
типа угля, удобрений) через центральную
организацию. Подобно картельным договорам
действуют тайный соглашения, параллельное
(единообразное) поведение конкурентов,
а также признание ведущей роли крупнейшего
конкурента.
Долгое
время существовало мнение, что
ценовая конкуренция гарантирована
в тех отраслях, где имеется много одинаковых
крупных предприятий. В действительности
как раз предприятия этих отраслей склоняются
к неценовой конкуренции.
В
олигополистических условиях ценовая
конкуренция выражается с разной
интенсивностью. Эта структура рынка
мало, что говорит о силе конкуренции.
Характерны время от времени происходящие
ценовые войны, которые, как правило, кончаются
через короткое время. В промежутке между
ними могут происходить столкновения
другого рода, например рекламные баталии.
Немаловажную роль играет ценовая конкуренция
между производителями и торговлей. Производитель
хотел бы контролировать две цены: оптовую
и розничную цену. Выручка его зависит
от первой цены. Розничная цена влияет
на позицирование товара. Законодательство
многих государств закрепляет право формирования
розничной цены за предприятиями розничной
торговли. Это ограничивает возможности
производителя. Он может предположить,
какую цену назначит торговля при обычной
торговой наценке и его оптовой цене. Однако
он не может исключить, что некоторые предприятия
торговли используют его товар в качестве
приманки, чтобы продемонстрировать выгодность
покупок у них. Другие предприятия могут
последовать их примеру. Таким образом,
цена товара опустится до такого уровня,
который не соответствует концепции маркетинга
производителя. Цена, рекомендуемая предприятием,
может быть использована торговлей для
показа выгодности торговых цен (через
понижение цен по сравнению с рекомендуемыми).
Ценовая
конкуренция происходит на стагнирующих
рынках, участники которого заинтересованы
в сохранении своих долей рынка. Примером
тому являются крупные предприятия розничной
торговли (потребительские рынки). С помощью
разнообразных форм кооперации малые
предприятия торговли пытаются достичь
таких преимуществ в рационализации снабжения,
которые позволили бы им достойно встретить
стратегии крупных предприятий.
Гл.2. Актуальные проблемы развития
конкуренции и рыночного ценообразования
в Российской экономике
41. Проблемы взаимодействия
конкуренции на процесс ценообразования.
Говоря
о рынке, нередко, что можно
увидеть по многим публикациям,
подразумевают под этим только
товарный рынок, то есть сферу
устойчивого обмена продукцией
и услугами (предметами потребления
и средствами производства). Развитые рыночные отношения
предполагают постоянное взаимодействие
и взаимосвязь рынка товаров и рынков
капитала, труда, кредитного и валютного,
посредством которых обеспечивается перемещение
факторов производства. Внешним проявлением
этих сфер рыночных отношений являются
товарообменные биржи, фондовая и валютные
биржи, биржа труда, разветвленная кредитно-банковская
и валютно-финансовая системы.
Централизованное
управление экономикой основано
на других принципах. Не признавая
и даже признавая объективный характер товарно-денежных
отношений, оно предполагает размещение,
сочетание и использование основных факторов
производства (материальных и финансово-денежных,
природных ресурсов и рабочей силы), согласно
тезису о более полном учете интересов
общества, из единого центра, сводя на
нет закон стоимости, механизма цен как
регулятора производства. Учет спроса
и предложения превращается при таком
подходе в глобальную задачу, определяемую
директивой о необходимости "повышения
благосостояния трудящихся" и закрепляемую
в централизованных плановых заданиях,
устанавливаемых предприятиям, отраслям
и регионам. Управляющие структуры (административные,
планирующие) становятся звеном, опосредствующим
производителя и потребителя и определяющим
объемы и состав производства и потребления,
а тем самым и пропорции обмена. Объективно
(экономически, организационно и технически)
этой схеме соответствуют малоподвижные
("стабильные", "неизменные")
цены, устанавливаемые сверху в централизованном
порядке. Исходя из этого считалось, что
в нашей стране современные проблемы конкуренции
не имеют практического значения в деятельности
социалистических предприятий. Еще в начале
80-х годов господствовало мнение, что вопросы
функционирования фирмы в условиях конкуренции
представляют интерес лишь для руководителей
тех наших предприятий, продукция которых
выходит на внешние рынки.
Сложившаяся
в стране система цен была
построена именно на таких
принципах планового ценообразования.
В основе ее лежат твердые
прейскуранты цен, устанавливаемые в основном государством.
Так, до 1990 года центральными и республиканскими
органами утверждалось 90% цен на продукцию
производственно-технического назначения
и 86% - на товары народного потребления.
В
этих условиях продукция реализовывалась
лишь по ценам, зафиксированным
в прейскуранте. Изменение цены возможно
только с разрешения органов управления.
Цена является неизменной в течении нескольких
лет. Изменение цен, как правило, осуществляется
путем их единовременного пересмотра.
Исходной базой цен являлись "общественно
необходимые" затраты, в основе которых
лежит себестоимость продукции и услуг,
рассчитываемая как средневзвешенная
величина.
Из
сказанного нетрудно понять, что
рыночное и централизованное "
прейскурантное ценообразование
несовместимы. Значит, переход
к рынку требует коренных изменений в
системе цен, охватывающих прежде всего
механизм ценообразования, но неизбежно
обуславливающих существенные сдвиги
в пропорциях и уровнях цен. Но это неразрывно
связано с состоянием экономики, ее структурой,
системой хозяйственных связей.
Внедрение
рыночных принципов формирования
цен предполагает взаимоувязанную
перестройку всего ценового механизма
оптовых, закупочных, розничных цен
и тарифов.
Кроме
пересмотра основ ценообразования, связанного с внедрением рыночных
отношений, необходимость реформы цен
диктовалась недостатками, связанными
с устарением цен, нарушением пропорций,
соотношений цен и т.д. Например, оптовые
цены оторвались от своей базы. Многие
из них не покрывают затраты на производство
продукции. Цены на уголь, нефть, газ и
электроэнергию не обеспечивали самофинансирования
топливно-энергетического комплекса,
создавали иллюзию дешивизны и неистощимости
природных ресурсов, не ориентируя предприятия
на использование ресурсосберегающих
технологий. Оптовые цены на продукцию
машиностроения выросли не в меру ее качества
и потребительских свойств, а возмещая
индивидуальные затраты предприятий,
складывающиеся в результате безхозяйственности,
неэкономного расходования топлива, энергии,
сырья и материалов.
Необходимо
создать такую систему цен,
которая бы полностью отражала
затраты, покончила с разрывом
сферы производства и потребления
и обеспечила экономический баланс
интересов производителя и потребителя,
эквивалентность в оценке труда как в производстве, так
и на рынке.
Административно-командная
система фактически культивировала
монополизм.
Общественное
мнение и экономическая мысль
в нашей стране, к сожалению,
имели иллюзорное представление
о том, как будет происходить переход к рынку. Длительное
время считалось, что страна еще долго
будет закрыта от иностранной конкуренции
и курс нашей валюты будет искусственно
занижен по отношению к доллару. Однако
жизнь показала, что достаточно быстро,
буквально в течении полутора лет этот
фактор практически сведен к нулю. И сегодня
наше народное хозяйство столкнулось
с фактором ожесточенной иностранной
конкуренции. Но в сфере принятия управленческих
решений и в экономической мысли это отставание
еще долго сохранялось, и продолжались
дискуссии о том, как бороться с монополизмом.
В современных условиях несмотря на монопольность
часть предприятий не получает прибыли.
Например, сельхозмашиностроение. Одно
предприятие производит картофелеуборочные
комбайны, одно - льноуборочные, два - зерноуборочные.
И все же они убыточные. Та же ситуация
в станкостроении, машиностроении и т.д.
В
нашей стране в либерализации
цен сформировался процесс устойчивого
опережающего роста цен по
сравнению с ростом доходов.
Это привело к постоянному
снижению платежеспособного спроса,
а затем и к падению объемов производства.
Причиной такого положения явилась невозможность
создания в нашей экономике в короткие
сроки конкурентной среды, для формирования
которой необходимы огромные средства.
За счет этих средств можно было бы осуществить
реконструкцию предприятий, снизить издержки
производства, цены на продукцию, тем самым
расширив спрос. В этот период необходимо
было бы насытить рынок товарами при относительно
стабильных ценах не снижая жизненного
уровня населения, и одновременно удовлетворить
потребность в производственно-технической
продукции, обеспечивая возможности стабильной
работы предприятий. Только при таких
условиях предприятия могли вступить
в конкурентную борьбу на основе совершенствования
производства и снижения его издержек.
К сожалению, экономика России не располагает
такими возможностями, а обещанную иностранную
помощь в необходимом объеме она не получила.
Сейчас
сформировался экономический механизм,
в котором каждой предприятие
вынуждено вести себя как монополист: повышать
цены и сокращать производство, чтобы
обеспечить необходимый уровень заработной
платы и прибыли. Именно этот процесс
роста цен является основной причиной
инфляции.
Возможность
повышения уровня цен предприятиями,
однако, сдерживается существующим
спросом и здесь между предприятиями возникает
конкуренция, чтобы в наименьшей степени
повысить свои цены. Эта конкуренция возникает
прежде всего в производстве конечной
продукции, но возможности предприятия
весьма ограничены. Во-первых, у них практически
отсутствуют какие-либо накопления на
дальнейшее совершенствование и развитие
производства, ибо прибыль идет прежде
всего на потребление, во-вторых - инфляция
быстро обесценивает накопления; в-третьих
- в условиях снижающегося спроса отсутствует
необходимость в развитии производства
и в-четвертых, размеры удорожаний материально-технических
ресурсов настолько значительны, что не
могут быть преодолены только за счет
совершенствования производства.