Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 07:58, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в оптимизации ценообразования на ООО «Агрегат». Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить теоретические аспекты цен и ценообразования;
- рассмотреть существующие методы ценообразования;
- провести анализ ценообразования на ООО «Агрегат»;
- выявить недостатки действующей системы ценообразования на ООО «Агрегат» и разработать рекомендации по ее оптимизации.
Введение……………………………………………………………………………...3
1Теоретические аспекты ценообразования………………………………………...5
1.1 Понятие и сущность ценообразования…………………………………………5
1.2 Виды цен и их классификация………………………………………………….8
1.3 Методы ценообразования……………………………………………………...13
2 Ценообразование на примере деятельности ООО «Агрегат»…………………21
2.1 Краткая характеристика предприятия………………………………………...21
2.2 Анализ ценообразования на ООО «Агрегат»………………………………...22
2.3 Оптимизация ценообразования на ООО «Агрегат»………………………….28
Заключение………………………………………………………………………….33
Список используемой литературы………………………………………………...36
Приложение 1 - Классификация и виды цен……………………………………...37
Приложение 2 – Методы ценообразования……………………………………….38
Метод удельных показателей используется для определения и анализа цен небольших групп продукции, характеризующихся наличием одного основного параметра, величина которого в значительной степени определяет общий уровень цены изделия. Он крайне несовершенен, поскольку игнорирует все другие потребительские свойства изделия, не учитывает альтернативные способы использования продукции, а также полностью игнорирует спрос и предложение.
Агрегатный метод заключается в суммировании цен отдельных конструктивных частей изделий, входящих в параметрический ряд, с добавлением стоимости оригинальных узлов, затрат на сборку и нормативной прибыли.
Метод регрессионного анализа применяется для определения зависимости изменения цены от изменения технико-экономических параметров продукции, относящейся к данному ряду. Этот метод позволяет моделировать изменение цен в зависимости от их параметров, строго определять аналитическую форму связи и использовать рассчитанные уравнения регрессии для определения цен изделий, входящих в параметрический ряд. Метод регрессионного анализа является более точным, более совершенным среди других параметрических методов. Увязка цен с качеством достигается с помощью экономико-параметрических приемов и вычислительной техники.
Балловый метод состоит в том, что на основе экспертных оценок значимости параметров изделий для потребителей каждому параметру присваивается определенное количество баллов, суммирование которых дает своего рода оценку технико-экономического уровня изделия. Он незаменим в тех случаях, когда цена зависит от многих параметров качества, в том числе от таких, которые не поддаются количественному соизмерению.19
В Приложении 2 приведена краткая схема рассмотренных методов ценообразования.
Итак, в первой части курсовой работы были рассмотрены теоретические аспекты ценообразования.
Ценообразование — процесс формирования цен на товары и услуги. От того, насколько грамотно и продуманно построено ценообразование, а следовательно, насколько продумана ценовая политика фирмы, зависят ее коммерческие результаты.
Цена - это денежное выражение стоимости товара, т.е. то количество (сумма) денег, которое покупатель платит за товар. В некоторых словарях можно встретить и такую формулировку: "Цена - это сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель - продать".
В работе была представлена широкая классификация цен: в зависимости от сферы оборота, по степени и способу регулирования, по степени обоснованности, с учетом фактора времени, в зависимости от способа получения информации об уровне цен, в зависимости от вида рынка, в зависимости от территории, по условиям поставки и продажи.
Классификация цен позволяет сформировать эффективные методы ценообразования, реально отвечающие требованиям производителя и потребителя.
Все методы ценообразования могут быть разделены на три основные группы, в зависимости от того, на что в большей степени ориентируется фирма-производитель или продавец при выборе того или иного метода:
1) на издержки производства — затратные методы;
2) на конъюнктуру рынка — рыночные методы;
3) на нормативы затрат
на технико-экономический
Во второй части курсовой работы будет рассмотрено ценообразование на предприятии ООО «Агрегат» и предложены рекомендации по его оптимизации.
2 Ценообразование на примере деятельности ООО «Агрегат»
2.1 Краткая характеристика предприятия
ООО «Агрегат» является крупнейшим в России производителем автономных источников электропитания. На нем могут выпускаться более 140 наименований изделий: передвижные бензиновые и дизельные электроагрегаты и электростанции различного исполнения, газопоршневые электрогенераторы и мини-ТЭС, автономные и резервные источники питания, контейнерные электростанции, сварочные генераторы, а также разработанные на предприятии безщеточные генераторы, технические характеристики которых существенно превосходят отечественные аналоги и отвечают современным требованиям мировых стандартов. Продукция, выпускаемая ООО «Агрегат», поставляется полностью готовой к эксплуатации в различных климатических условиях с высокими гарантийными обязательствами, по доступным ценам. Оперативно обеспечивается сервисное обслуживание и технические консультации.
ООО «Агрегат» находится по адресу: Вологодская обл., г. Череповец, ул. 1-я Промышленная, 5А.
На рынке автономных источников энергоснабжения основными потребителями ООО «Агрегат» являются предприятия, объекты которых расположены вне зоны централизованного электроснабжения, а также предприятия, которым необходимы резервные источники энергоснабжения. В первую очередь, по отраслевому характеру к ним относятся организации нефти и газодобычи, нефтепереработки, машиностроения, строительства, геологии, сельского хозяйства. К основным из них можно отнести следующие организации: «Роснефть», «Славнефть-Янос», «Сургутнефтегаз», «Севергеофизика», «Межрегионгаз», «Татнефть» и другие.
За последние годы предприятием выполнен значительный объем работ в интересах РАО "Газпром", Министерства обороны, ОАО "Ростелеком", Министерства путей сообщения и других предприятий. Реализован ряд проектов, определивший основные направления развития производства дизель-генераторов на последующие годы.
Финансовое состояние любого предприятия является важнейшей характеристикой его деловой активности и надежности.
Финансовый и ценовой механизмы тесно связаны между собой, так как все экономические, финансовые отношения основаны на использовании цен и их составляющих, и от того, как и насколько достоверно определяются и исчисляются эти финансовые категории будет зависеть и правильность определения цены.
Руководителю предприятия приходится принимать множество разнообразных управленческих решений. Каждое принимаемое решение, касающееся цены, объема и структуры реализации продукции в конечном итоге сказывается на финансовых результатах деятельности предприятия.
2.2 Анализ ценообразования на ООО «Агрегат»
Ценовая политика предприятия — понятие многоплановое. Организация не просто устанавливает ту или иную цену, она создает свою систему ценообразования, охватывающую весь ассортимент выпускаемой продукции и учитывающую различия в издержках производства и сбыта для отдельных категорий потребителей, для разных географических регионов, специфику в уровнях спроса, сезонность потребления товара и многие другие факторы.
В условиях рынка деятельность коммерческих предприятий и организаций осуществляется на основе конкурентных отношений. Каждое рыночное предприятие должно разработать определенную стратегию поведения на рынке, чтобы обладать необходимым набором конкурентных преимуществ и тем самым повышать свою конкурентоспособность.
Основу конкурентоспособности товара составляют его технический (качественный) уровень и размер цены. Из нескольких конкурирующих между собой аналогичных товаров наиболее конкурентоспособным является тот товар, у которого технический уровень выше, чем у других, а цена определена в соответствии с его преимуществами по техническим параметрам. В условиях острой конкуренции производители таких товаров часто устанавливают цену на меньшем уровне, чем это позволяет качественный уровень товара, с целью проникновения на рынок, завоевания его большей доли, создание ценовой репутации для данного товара.
ООО «Агрегат», исходя из поставленных задач по уровню прибыли, объему продаж, определил цену на электрический агрегат АД 200С-Т400 с 01.01.11. в размере 572917 руб. (для расчета будет использоваться величина 573000 руб.).
Показатель рентабельности продаж при данном уровне цен будет равняться 14% , то есть 14% составляет доля прибыли от полученной выручки; а рентабельность продукции 16,2%.
Для того чтобы
оценить целесообразность
В первую очередь, предприятию необходимо произвести оценку конкурентоспособности, прочности позиций агрегата АД200С-Т400 на рынке в сравнении с аналогами товаров конкурентов, с целью формирования конкурентной рыночной цены изделия.
Для этого необходимо сопоставить технические и экономические параметры анализируемого изделия и товаров-конкурентов и сравнить полученные результаты.
В качестве важнейших технических и экономических параметров электрических агрегатов были выбраны следующие: номинальная мощность; ресурс до капремонта; гарантийная наработка; габаритные размеры: длина, ширина, высота; масса; цена; удельный расход топлива; удельный расход масла.
Перечисленные выше параметры представляют собой важнейшие экономические и технические данные и характеристики исследуемого изделия.
Основным крупнейшим конкурентом ООО «Агрегат» по данному виду изделия является ОАО «Барнаултрансмаш» в г. Барнауле.
Для оценки конкурентоспособности продукции рассчитываются единичные, групповые и интегральные показатели конкурентоспособности изделия по формулам:
q= , (4)
где q - единичный параметрический показатель;
Р - уровень параметра исследуемого изделия;
P100- уровень параметра изделия, принятого за образец или изделия конкурента.
G= , (5)
где G - групповой показатель,
аi – весовой коэффициент значимости той или иной группы параметров, определяемый экспертным путем.
, (6)
где J – интегральный показатель,
Gm - групповой показатель по техническим параметрам,
Gэ – групповой показатель по экономическим параметрам.20
В ходе определения весовых коэффициентов, характеризующих степень важности рассматриваемых параметров, для оценки конкурентоспособности анализируемого изделия по техническим показателям использовался метод анализа иерархий (МАИ). Обработка результатов осуществлялась на базе методов матричного анализа с использованием ряда специальных процедур оценки предпочтений на основании шкалы МАИ. Полученные в результате расчетов весовые коэффициенты представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Сравнение агрегатов АД200С-Т400 1Р-Т ООО «Агрегат» и АД200С-Т400 1Р-Б ОАО «Барнаултрансмаш»
Показатель |
АД200С- Т400 1Р-Т |
АД200С- Т400 1Р-Б |
Единич ный показа тель |
Вес.коэфф. рассч. методом МАИ |
Группо вой показа тель |
Технические параметры: | |||||
1. Номинальная мощность, кВт |
200 |
200 |
1 |
0,341 |
0,341 |
2. Ресурс до кап. Ремонта, ч. |
10000 |
5000 |
2 |
0,256 |
0,512 |
3. Гарантийная наработка, ч |
8000 |
8500 |
0,94 |
0,182 |
0,17 |
4. Габаритные размеры, мм |
|||||
а)Длина |
2900 |
3460 |
1,193 |
0,045 |
0,054 |
б) Ширина |
1300 |
1080 |
0,83 |
0,045 |
0,037 |
в) Высота |
1670 |
1670 |
1 |
0,045 |
0,045 |
5. Масса, кг. |
3500 |
4700 |
1,343 |
0,086 |
0,11 |
Экономические показатели: | |||||
1. Цена, тыс. руб. |
572,917 |
615,0 |
0,93 |
0,556 |
0,517 |
2. Удельный расход топлива, г/кВт*ч |
245 |
238 |
1,2 |
0,333 |
0,3996 |
3. Удельный расход масла кВт*ч |
2,25 |
2,28 |
0,987 |
0,111 |
0,109 |
На основе полученных данных рассчитаем интегральные показатели конкурентоспособности продукции.
J1=
Интегральные показатели J1>1, это свидетельствует о том, что исследуемый агрегат превосходит товар-аналог конкурента по техническим и экономическим параметрам, что делает его конкурентоспособным, а это в свою очередь, позволяет руководителям варьировать ценами на продукцию.
Далее для того чтобы выработать рациональное решение, связанное с установлением оптимальной цены на АД200С-Т400 1Р-Т, кроме анализа ситуации на рынке, оценки конкурентоспособности продукции необходимо провести анализ издержек производства. Это позволит руководителям ОАО «Агрегат» определить, на сколько данный уровень цен на агрегат выгоден для предприятия с точки зрения получения необходимой прибыли.
Издержки предприятия являются важным элементом в стратегии формирования цен. Предприятие тщательно следит за своими издержками, так как если издержки производства превысят издержки конкурентов на данный вид продукции, то предприятию придется повысить цену на товар или согласиться на меньшую прибыль при сохранении прежней цены. Чтобы успешно работать в рыночных условиях, производство конкурентоспособной продукции должно быть налажено с самыми низкими издержками. Для анализа издержек необходимо изучить динамику, взаимосвязь затрат с объемом производства и прибылью. Это может быть достигнуто на основе анализа безубыточности исследуемой продукции.
1. Для начала проведем
анализ безубыточности для
Выручка за 2011 год составила 247127 тыс. руб., себестоимость 204970 тыс. руб., валовая прибыль 42157 тыс. руб.
Постоянные затраты составили примерно 19% в себестоимости или 38944 тыс. руб., переменные – 81% в себестоимости или 166025 тыс. руб.
Валовая маржа = 247127-166025=81102 тыс. руб.
Коэффициент валовой маржи = 81102 / 247127=0,328
Точка безубыточности = 166025 / 0,328 = 125019 тыс. руб.
Сила воздействия операционного рычага = 81102 / 42157= 1,923, то есть изменение выручки от реализации продукции на 1 % способно повысить прибыль на 1,923%.
Превышение фактической выручки от реализации над порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности предприятия.
Запас финансовой прочности = 247127 – 125019 = 122108 тыс. руб. или 49,41 % выручки от реализации продукции.
Следовательно, предприятие способно выдержать до 49,41 % снижения выручки от реализации продукции без серьезной угрозы для своего финансового положения.
2. Проведем анализ