Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 02:43, реферат
Цель моей работы – проанализировать ценообразование в условиях монополистической конкуренции. Но чтобы сделать это, необходимо вначале подробно рассмотреть, что конкретно представляет из себя монополистическая конкуренция.
Ценообразование на рынке монополистической конкуренции.
Цель моей работы – проанализировать ценообразование в условиях монополистической конкуренции. Но чтобы сделать это, необходимо вначале подробно рассмотреть, что конкретно представляет из себя монополистическая конкуренция.
1) Определение понятия «монополистическая конкуренция»
Монополистическая конкуренция – одна из разновидностей несовершенной конкуренции. Это ситуация рыночного поведения фирм, промежуточная между свободным рынком и монополией.
Существует четыре условия существования монополистической конкуренции:
2) Сравнение моделей
монополистической и
Исходя из выше сказанного, модель монополистической конкуренции приближена к модели совершенной конкуренции. В этом случае, важно будет вспомнить, что совершенная конкуренция – идеальная модель рыночных отношений, при которой также конкурирует множество фирм малого размера, однако продукция будет однородной, барьеров входа и выхода существовать не будет, и информация о продукте будет совершенной, то есть – не ограниченной.
В условиях монополистической конкуренции, спрос будет строго эластичен, так как продукция дифференцирована и, в большинстве своем, взаимозаменяема. Основное отличие эластичного спроса в условиях монополистической конкуренции от эластичного спроса в условиях совершенной конкуренции можно проследить на графиках №1 и №2.
Несмотря на то, что степень взаимозаменяемости товаров высока, продукты остаются не абсолютно заменяемыми. Данное поведение подобно асимптоте в алгебре. В условиях монополистической конкуренции каждая фирма производит особый тип товара, который отличается по качеству, престижности, оформлению и т.д. Таким образом каждая фирма в своем роде является монополистом, монополия эта заключается в производстве своей уникальной марки товара. Другими словами, фирма обладает некой монопольной властью, объем которой зависит от успеха дифференциации ее продукта по сравнению с подобными продуктами иных фирм, существующих на рынке.
3) Сравнение моделей монополистической конкуренции и олигополии.
Вступление фирм в отрасль
при монополистической
Приток новых фирм на рынок всегда сопровождается снижением цены на определенный товар, и происходить этот приток будет до того момента, пока количество фирм, производящих данный продукт, не снизится до нуля. Если это произойдет, то фирмы вынуждены будут работать с неполной нагрузкой производственных мощностей. Соответственно, выпуск товаров будет ниже того, при котором минимизируются средние издержки фирм.
Еще одна отличительная черта – количество фирм на рынке. В олигополии существуют от 2х до 80ти фирм, которые и формируют рынок как таковой. К примеру рынок производства автомобилей.
Теперь мы можем рассмотреть,
как именно происходит ценообразование
на рынке монополистической
Перед тем, назначить цену на товар, важно вначале определить объем производства.
Фирмы при монополистической
конкуренции имеют
Фирмы при монополистической конкуренции опираются на величину средних общих издержек (ATC - Average Total Costs) и решает, оставаться ли ей на рынке или же уйти с него.
При принятии решения об установлении цены на продукцию или услугу, монополистическая фирма поступает подобно монополисту. Она выставляет ценный товар на максимально возможном уровне, то есть на уровне кривой спроса на продукт.
«Рассматривая вопрос ценообразования, следует заметить, что фирмы обычно следуют четкой методике установления цен:
Также, существуют различные стратегии ценообразования при монополистической конкуренции:
Особенность рынка монополистической
конкуренции состоит также в
том, что здесь предприятие
Рассмотрим равновесие цен в краткосрочном и долгосрочном периоде.
Краткосрочный период: Фирма, максимизирующая прибыль, будет стремиться произвести Qе единиц продукции (МС = MR). Это может привести к получению фирмами прибыли (график №3 а)
Долгосрочный период: Эти прибыли будут побуждать новые фирмы войти на рынок, и это приведет к сдвигу кривой спроса влево, что означает сокращение объема продаж при каждом уровне цен. Процесс входа новых фирм будет продолжаться до тех пор, пока прибыли не исчезнут. Теперь фирма будет получать только нормальную прибыль (график № 4 б).
Максимизация прибыли фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде как результат ценообразования в условиях монополистической конкуренции.
В условиях монополистической конкуренции фирма имеет дело с убывающей кривой спроса, в отличие от совершенной конкуренции, где график кривой спроса является горизонтальной линией, равной цене и параллельной количеству продукции (Q- Quantity). Это объясняется дифференциацией продукции. Поскольку каждый товар у фирмы обладает отличительными признаками, фирма может в какой то мере влиять на рыночные цены. К примеру назначая цены ниже цен конкурентов она может рассчитывать на некий рост объема продаж, и наоборот, при увеличении цен. Связано это с тем, что товары на рынке при условии монополистической конкуренции являются товарами-субститутами.
Чем больше число конкурентов на рынке и меньше степень дифференциации продукции, тем выше эластичность спроса по цене в определенном ценовом диапазоне.
Условия максимизации прибыли:
Для упрощения анализа, сделаем предположение, что
Методы максимизации прибыли:
Экономическая прибыль представляет собой разницу между выручкой и общими издержками, которые она понесла.
P (Profit) = TR (Total Revenue) – TC (Total Costs)
Из этого следует то, что для получения выгоды фирма должна обеспечить такой объем выпуска продукции, при котором общий совокупный доход будет больше чем, общие издержки.
Исходя из графика №5 фирма будет иметь прибыль при прочих равных условиях с объемом продажи от Q1 до Q3.
Прибыль фирмы максимизируется при таком объеме продаж, когда предельные издержки равны предельному доходу (Marginal Costs =Marginal Revenue), а прибыль от последней проданной единицы товара равна нулю (Marginal Profit=0).
Если предельный доход больше предельных издержек (MR>MC), то есть каждая дополнительная единица товара увеличивает доход, а не издержки, то прибыль от этой единицы будет положительной. Если предельный доход меньше предельных издержек (MR<MC), то предельная прибыль будет отрицательной и общая прибыль будет увеличиваться за счет сокращения объема выпуска.
Исходя из графика №6 максимальный объем продукции, который может выпускать фирма, будет Q1 и Q3. Называется он объем безубыточности. А максимальная цена, которую может поставить фирма будет касательной к графику прибыли в точке MP = 0. И это будет цена безубыточности.
Условие получения прибыли в краткосрочном периоде:
Фирма при начале своего пути, первым делом находит для себя оптимальный объем производства и цену, соотнося свои предельные издержки и предельные доходы. Это можно условно назвать первым этапом работы фирмы.
На втором этапе фирма определяет, а прибыльно ли то, чем она занимается или нет. Соответственно, она решает, следует ли и дальше производить свою продукцию или будет ли более рационально закончить производство. Это зависит от спроса на их продукцию, и соответственно от возможности покрыть ее издержки. Можно выделить три варианта развития событий:
Если совокупный доход получается меньше издержек и фирма несет серьезные убытки, то разумно будет остановить производство.
Проследить ситуацию максимизации прибыли можно проследить на графике №7. График №8 покажет ту ситуацию, в которой фирма несет убытки и которую не следует допускать.
Заключение и выводы.
Мы рассмотрели вопросы, касающиеся механизмов работы фирм в условиях монополистической конкуренции, а также ценообразование, его методы, и максимизацию прибыли как итог.
В заключение, мы пришли к выводу, что основные плюсы монополистической конкуренции - это дифференциация товара, и как следствие - широкий выбор для потребителя, а также, цены, близкие к уровню предельных издержек. Основной же минус – не стабильность условий. Если спрос на товар мал, то это ведет к банкротствам фирмы и выходу из отрасли. Если же спрос велик – это ведет к притоку фирм на рынок, снижению цен на товар и снижению прибыли у остальных фирм.
Само же ценообразование в условиях монополистической конкуренции, ориентированно, прежде всего на спрос потребителей. Оно учитывает платежеспособность покупателей, структуру покупательского спроса, специфические потребности различных сегментов рынка. То есть, уровень цен прямым образом зависит от цен конкурентов, спроса и собственных издержек предпринимателя.
График № 1. Монополистическая конкуренция.
График № 2. Совершенная конкуренция
График № 3. Равновесие цен в краткосрочном периоде.
График № 4. Равновесие цен в долгосрочном периоде.
График № 5. Совокупные издержки, доход
График №6. Предельные издержки, доход.
График №7
Список используемой литературы и интернет ресурсов.
Информация о работе Ценообразование на рынке монополистической конкуренции