Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 04:38, контрольная работа
Экологическое право - это самостоятельная отрасль права в правовой системе России, исторически сформировавшаяся в связи с выделением экологических интересов общества в самостоятельную категорию. Экологическое право образуют правовые нормы, регулирующие поведение людей по отношению к окружающей природной среде. Своей целью экологическое право ставит коструирование модели экологически корректного, максимально соответствующего законам природы поведения людей.
Методы правового регулирования экологических отношений Под методом права понимается совокупность приемов и способов воздействия на общественные отношения. В юридической науке выделяют следующие методы: – экологизации (проявление общеэкологического подхода ко всем без исключения явлениям общественного бытия, проникновение глобальной задачи охраны окружающей среды во все сферы общественных отношений, регулируемые правом); – императивный (административно-правовой) и диспозитивный (гражданско-правовой); – историко-правовой и прогностический (обоснование надежности принимаемых правовых и экономических мер, возможно, с учетом социальных и иных изменений, недопущение повторения ошибок, знание будущих состояний, процессов и явлений). Императивный метод основан на неравенстве сторон, между участниками правоотношений складываются отношения власти и подчинения. Как правило, одной стороной в отношениях является государственный орган (должностное лицо), наделенный властными полномочиями. Этот метод проявляется в следующих формах: - установлении нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных; - лицензирование
деятельности, связанной с осуществлением
выбросов и сбросов - установлении обязательности проведения государственной экологической экспертизы; - в установлении
случаев обязательной - установлении оснований и порядка привлечения к юридической ответственности за экологические правонарушения. Диспозитивный метод – метод равенства, участники отношений выступают как равноправные независимые друг от друга субъекты. Диспозитивный метод выражается в применении таких способов как дозволение, т.е. предоставление неограниченного права принимать решение по определенному кругу вопросов; рекомендация, т.е. установление примерных правил, которые субъект может использовать, санкционирование, т.е. установление необходимости утверждения решения субъекта права, принимаемое им самостоятельно. Большинство отраслей права используют не какой-то один метод, а комбинацию методов и соответствующих способов воздействия на поведение субъектов правоотношений. Это относится и к экологическому праву. Однако экологическому праву свойственно преобладание императивного метода правового регулирования. Диспозитивный метод дополняет его. |
1) закрепление в
законодательстве элементов
2) закрепление в
законодательстве структур
3) закрепление в
законодательстве круга
4) четкая регламентация правил экологопользования, которые обуславливаются спецификой объекта экологопользования и правовым статусом экологопользователя.
5) установление
юридической ответственности
2. Метод общественного
участия обусловлен тем, что
экологическое право имеет своим источником
совокупный общественный интерес в сохранении
и воспроизводстве объектов окружающей
среды. Данный метод основывается на следующих
принципах:1) взаимодействие с государственными
органами и органами местного самоуправления.
2) Обязательный учет экологических общественных
интересов. 3) Информирование общественности
и доступность нормотворчества для граждан.
Государственное управление
в области охраны окружающей среды осуществляется
федеральными органами исполнительной
власти, уполномоченными в порядке, установленном
Конституцией РФ и федеральным конституционным
законом «О Правительстве Российской
Федерации». Постановлением Правительства
Российской Федерации от 30 декабря 1998
года № 1594 «О специально уполномоченных
органах Российской Федерации в области
охраны окружающей природной среды» установлено,
что Министерство природных ресурсов
Российской Федерации и его территориальные
органы являются специально уполномоченными
государственными органами Российской
Федерации в области охраны окружающей
природной среды и в пределах своей компетенции
координируют деятельность специально
уполномоченных государственных органов
Российской Федерации в области охраны
окружающей природной среды и их территориальных
органов, осуществляющих эти функции в
соответствующих сферах управления: Министерства
сельского хозяйства Российской Федерации,
Федеральной службы земельного кадастра
России, Государственного комитета Российской
Федерации по рыболовству, Федеральной
службы геодезии и картографии России,
Федеральной службы России по гидрометеорологии
и мониторингу окружающей среды, Федеральной
пограничной службы Российской Федерации,
а также других федеральных органов исполнительной
власти и их территориальных органов,
которые в соответствии с законодательством
Российской Федерации решают вопросы
в области охраны окружающей природной
среды по согласованию или совместно со
специально уполномоченными государственными
органами Российской Федерации в области
охраны окружающей природной среды.
Заключение
Экологическое право (право
окружающей среды) - составная часть системы
права на определенном этапе развития
государства. Оно закрепляет и регулирует
основные отношения в весьма сложной сфере
жизнедеятельности человека на Земле.
Эти отношения зависят от воли субъектов,
поддаются правовому регулированию и
складываются по поводу составных частей
экосистемы, их экологических связей и
всей совокупности материальных и культурно-исторических
объектов, составляющих сферу обитания
человека и обеспечивающих условия его
жизнедеятельности и оптимальное состояние
здоровья. Своей целью экологическое право
ставит конструирование модели экологически
корректного, максимально соответствующего
законам природы поведения людей. К основным
функциям экологического права относят:
Экологическое право как отрасль российского права призвано регулировать отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду в целях охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Информация о работе Понятие и содержание экологических правоотношений