Уголовная ответственность за экологические преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 18:26, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной работы состоит в том, охрана окружающей природной среды - одна из наиболее важных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. История уголовно-правовой борьбы с экологическими преступлениями.
Зарождение и развитие уголовно-правовой борьбы с экологическими преступлениями……………………………………………………………...6
Уголовная ответственность за экологические преступления по Уголовному Кодексу РСФСР 1960г………………………………………..11
Глава 2.Понятие и принципы уголовной ответственности за экологические преступления.
2.1 Понятие уголовной ответственности за экологические преступления….22
2.2 Принципы уголовной ответственности за экологические преступления.30
Глава 3. Характеристика экологических преступлений. Уголовное наказание за экологические преступления.
3.1 Характеристика экологических преступлений…………………………....32
3.2 Уголовное наказание за экологические преступления …………………..40
Заключение……………………………………………………………………...44
Список используемой литературы…………………………………………….45

Вложенные файлы: 1 файл

эколог право 4.docx

— 57.03 Кб (Скачать файл)

В зависимости от последствий  экологическое законодательство

предусматривает три категории  преступлений: нарушение; нарушение,

повлекшее значительный ущерб, нарушение, повлекшее смерть человека. Смерть человека вследствие экологического преступления оценивается законом  как неосторожность.

С точки зрения санкций, установленных  за специальные экологические

преступления, их можно отнести  к менее тяжким преступлениям. Только по двум составам может быть применено наказание в виде лишения свободы на срок до восьми лет: за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, повлекшее по неосторожности смерть человека или массовое заболевание людей, и за уничтожение или повреждение лесов либо насаждений, не входящих в лесной фонд, путем поджога, иным общеопасным способом или в результате загрязнения вредными веществами, отходами, выбросами, отбросами (ст.247, 261 УК РФ).

Смежными составами преступлений в области природопользования и  охраны окружающей среды следует  считать те из них, которые выполняют  экологические функции лишь при  определенных обстоятельствах объективного порядка: отказ в предоставлении гражданину информации (ст.140); регистрация  незаконных следок с землей (ст.170); терроризм (ст.205); нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст.216); нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (ст.217); нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий (ст.218); нарушение правил пожарной безопасности (ст.219); незаконное обращение с радиоактивными материалами (ст.220); хищение либо вымогательство радиоактивных материалов (ст.221); незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта (ст.234); нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст.236); нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст.269); планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны (ст.353); производство или распространение оружия массового поражения (ст.355); применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст.356). Эти составы приобретают экологическое значение лишь тогда, когда в результате совершаемых противоправных действий нарушаются правила природопользования и причиняется вред окружающей среде.

Некоторые составы, не являясь  по своей природе экологическими, при

определенных обстоятельствах также могут быть использованы в целях охраны окружающей среды. К дополнительным следует отнести ряд преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления: злоупотребление должностными полномочиями (ст.285); превышение должностных полномочий (ст.286); служебный подлог (ст.292); халатность (ст.293). Предусмотренные этими статьями преступления могут применяться напрямую к тем должностным лицам, которые своими действиями или бездействием способствовали причинению вреда окружающей среде.

При рассмотрении уголовных  дел, возникших в связи с нарушением

экологического законодательства, следует иметь в виду руководящие

разъяснения, сформулированные в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства об ответственности  за экологические правонарушения». В частности, необходимо отграничивать  экологические преступления от экологических  проступков. В случае возникновения  трудностей в разграничении уголовно наказуемых деяний от административных проступков особое внимание следует  уделять выяснению всех обстоятельств, характеризующих состав экологического правонарушения, последствий противоправного  деяния, размера нанесенного вреда  и причиненного ущерба (п.13).

Преступления, предусмотренные  ст.256 (незаконная добыча животных и

растений), ст.258 (незаконная охота), считаются оконченными с  момента

начала добычи, выслеживания, преследования, ловли независимо от того, были ли фактически добыты водные животные и растения, рыба или иные животные.

Преступления, связанные  с причинением крупного ущерба, образуют оконченный состав лишь при наличии  реального ущерба (п.17 Постановления).

Следует отметить, что «в Уголовном кодексе расширяются  и дифференцируются параметры уголовно-правовой ответственности за

экологические преступления, в том числе преступления, связанные  с опасными для общества и окружающей среды вредными воздействиями на различные объекты экологической  системы – землю, атмосферу, воды, животный и растительный мир, безопасность человека. Предусматривается (что очень  важно) уголовно-правовая ответственность  за нарушение правил экологической  безопасности при проектировании, размещении, строительстве и вводе в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на окружающую природную среду; уголовная ответственность  должностных лиц за преднамеренное сокрытие или искажение экологической  информации. Закрепление в уголовной  законе положения об обязанности  должностных лиц соответствующих  государственных органов своевременно обеспечивать граждан необходимой  экологической информацией, особенно в сфере безопасности человека, является исключительно важным с точки зрения предотвращения вредных для граждан последствий, а также расширения возможности предъявлять к государственным органам требования о возмещении причиненного гражданам вреда экологическими преступлениями».

3.2 Уголовное наказание  за экологические преступления

Уголовным кодексом РФ предусматриваются  за совершение экологических преступлений (как в главе «Экологические преступления», так и в других главах) различные  виды наказаний: от штрафа до лишения  свободы.

Ответственность за экологические  преступления разнообразна и использует почти всю палитру возможных  видов уголовного наказания.

За совершение экологических  преступлений УК РФ предусматривает

следующие виды наказаний:

- штраф, то есть «денежное  взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных УК РФ, в размере,  соответствующем определенному  количеству минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации на момент назначения наказания, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период». Наказание в виде штрафа предусмотрено почти за все экологические преступления. Его размер зависит от характера совершенного преступления. Минимальный размер штрафа – 200 минимальных размеров оплаты труда, максимальный – до 700 минимальных размеров оплаты труда.

- лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. «Данный вид наказания используется в виде основного или дополнительного в тех случаях, когда совершение преступления связано с должностным положением осужденного либо характером его профессиональной деятельности». Такое наказание предусмотрено за многие экологические преступления. Иногда установлен и срок действия данного наказания.

- обязательные работы, которые заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления.

Они устанавливаются на срок от 60 до 240 часов и отбываются не свыше 4-х часов в день. Данный вид  наказания установлен, в частности, за незаконную порубку деревьев и  кустарников.

- исправительные работы. Отбываются по месту работы осужденного, при этом из его заработка производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20%. Такое наказание установлено, к примеру, за нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (до 1 года); за загрязнение атмосферы (до 2 лет); за порчу земли (до 2 лет); за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (до 2 лет).

- ограничение свободы.  Оно заключается в содержании  осужденного, достигшего к моменту  вынесения судом приговора восемнадцатилетнего  возраста, в специальном учреждении  без изоляции от общества в  условиях осуществления за ним  надзора. Такое наказание предусмотрено  за порчу земли (до 3 лет); уничтожение  критических местообитаний для  организмов, занесенных в Красную  книгу Российской Федерации (до 3 лет).

- арест. Он заключается в содержании осужденного в условиях строгой

изоляции от общества. Предусматривается  за загрязнение вод (до 3 месяцев); за загрязнение морской воды (до 4 месяцев).

- лишение свободы на определенный срок. Данный вид наказания

предусматривается за многие преступления, в том числе за нарушение  правил охраны окружающей среды при  производстве работ (до 5 лет); за нарушение  правил обращения экологически опасных  веществ и отходов (от 3 до 8 лет); за нарушение правил безопасности при  обращении с микробиологическими  либо другими биологическими агентами или токсинами (от 2 до 5 лет); за загрязнение вод (до 5 лет); за загрязнение атмосферы (до 3 лет); за порчу земли (до 3 лет); за уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (до 3 лет); за уничтожение или повреждение лесов (до 8 лет). Наиболее строгая уголовная ответственность предусмотрена за экоцид, то есть массовое уничтожение растительного и животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Данное преступление наказывается лишением свободы на срок от 12 до 20 лет.

Применение уголовного наказания  характеризуется особыми уголовно-процессуальными  процедурами - дознание, предварительное  следствие, судебное разбирательство  уголовного дела. Субъектами уголовного наказания за экологические преступления могут быть только физические лица, достигшие 16- летнего возраста.

Уголовное наказание применяется  только судом за совершение преступления и объявляется в тех случаях, когда другие, более мягкие меры наказания представляются недостаточными, нерезультативными, а исправление  и перевоспитание нарушителей природоохранного законодательства предполагает применение более строгих уголовных санкций.

Уголовный кодекс РФ значительно  усилил ответственность за преступления против окружающей среды: норм о ней  стало почти в три раза больше, увеличилась и максимальная планка наказаний, что свидетельствует  об изменении взглядов на степень  общественной опасности вторжения  человека в окружающую среду, о критической  оценке современного состояния окружающей среды, когда необходима реализация всего комплекса мер, направленных на ее спасение, иначе может оказаться  поздно.

Заключение.

Из ранее изложенного в данной работе можно сделать следующие выводы:

Экологическое преступление - это предусмотренное уголовным  законом и запрещенное им под  угрозой наказания виновное общественно  опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на окружающую среду и  ее компоненты, рациональное использование  и охрана которых обеспечивают оптимальную  жизнедеятельность человека, а также  на экологическую безопасность населения  и территорий, и состоящее в  непосредственном противоправном использовании  природных объектов (или в противоправном воздействии на них) как социальной ценности, приводящее к негативным изменениям состояния и качества окружающей среды.

Специальные экологические  составы (их 17) сформулированы в отдельной  главе «Экологические преступления» (гл.26), которая помещается в раздел IX «Преступления против общественной безопасности».

К специальным экологическим  составам относится ряд составов, сформулированных в статьях, содержащихся в других главах Уголовного кодекса:

- нарушение правил безопасности  на объектах атомной энергетики (ст.215);

- сокрытие информации  об обстоятельствах, создающих  опасность для жизни или здоровья  людей (ст.237);

- жестокое обращение с  животными (ст.245);

- экоцид (ст.358).

Уголовным кодексом РФ предусматриваются  за совершение экологических преступлений (как в главе «Экологические преступления», так и в других главах) различные  виды наказаний: от штрафа до лишения  свободы.

Ответственность за экологические  преступления разнообразна и использует почти всю палитру возможных  видов уголовного наказания.

За совершение экологических  преступлений УК РФ предусматривает

следующие виды наказаний: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, арест, лишение свободы на определенный срок

Применение уголовного наказания  характеризуется особыми уголовно-процессуальными  процедурами - дознание, предварительное  следствие, судебное разбирательство  уголовного дела. Субъектами уголовного наказания за экологические преступления могут быть только физические лица, достигшие 16- летнего возраста.

Уголовное наказание применяется  только судом за совершение преступления и объявляется в тех случаях, когда другие, более мягкие меры наказания представляются недостаточными, нерезультативными, а исправление  и перевоспитание нарушителей природоохранного законодательства предполагает применение более строгих уголовных санкций.

В заключении хотел бы отметить, что не смотря на ранее сказанное, обращают на себя внимание незначительные цифры привлечения к уголовной ответственности. Причина этого кроется не только в недостатках правоохранительных органов, но и гораздо глубже.

По мнению большинства  криминологов, декриминализация некоторых

экологических преступлений может способствовать усилению борьбы с ними, так как создает условия  для быстрой и неотвратимой ответственности  за них.

Исправительно-трудовая практика свидетельствует, что ужесточение  наказания само по себе, не поддержанное комплексом социальных мер, отнюдь не снижает преступности. Более того, необоснованное усиление наказаний, равно  как и неоправданное их смягчение, может снизить их эффективность.

Информация о работе Уголовная ответственность за экологические преступления