Шпаргалка по "Экологическое право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 13:11, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экологическое право".

Вложенные файлы: 1 файл

экологическое право.docx

— 88.38 Кб (Скачать файл)

1. В предмет правового регулирования могут входить общественные отношения, как:

  1. отношения, имеющие волевой характер;
  2. отношения, формирующиеся по поводу объектов природы и их экологических взаимодействий;
  3. отношения, составляющие сферу действия эколого-правовых норм.

Предмет экологического права – это общественные отношения в области взаимодействия общества и природы.

Предмет экологического права  отличается:

  1. от природно-ресурсового права – более широким кругом общественных отношений, их иным качеством;
  2. от гражданского права – отсутствием имущественного характера в использовании и охране природных объектов, отсутствием товарных отношений в сфере природопользования;
  3. от аграрного права – отличием предмета права.

Ведущим методом в экологическом  праве является метод экологизации, который направлен на гармонизацию отношений общества и природы.

Метод экологизации составляют следующие элементы:

  1. закрепление в действующем законодательстве структуры органов,
  2. закрепление в действующем законодательстве круга природопользователей;
  3. регламентацию правил природопользования, обусловленных, с одной стороны, спецификой объекта природопользования, а с другой – правовым статусом природопользователя;
  4. установление юридической ответственности за нарушение правил природопользования.

Экологическое право  проявляется в следующих формах:

  1. правовые доктрины и идеи в экологическом праве, которые составляют правовую концепцию взаимодействия общества и природы;
  2. нормы экологического права, которые устанавливают правила поведения человека по поводу использования и охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности;
  3. правоотношения.

4.  Объекты экологического права– окружающая среда и ее отдельные элементы, т. е. природные, естественные феномены, реально существующие и внешне противостоящие законодателю и субъектам экологического права. 
      Выделяют три группы объектов правовой охраны: 
      1) естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы; 
      2) земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты; 
      3) особо охраняемые природные территории (государственные природные заповедники, природные заказники, национальные парки, памятники природы), редкие или находящиеся под угрозой исчезновения животные и растения и места их обитания. 
      В Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» проведено разделение объектов охраны: 
      – на компоненты окружающей среды, не подвергшиеся антропогенному воздействию, т. е. естественные экосистемы, природные ландшафты и природные комплексы; 
      – объекты особой охраны, к которым отнесены государственные природные заповедники, в том числе биосферные государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки;      

– объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона РФ, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания. 
         Природный объект– индивидуально-определенный элемент (компонент) окружающей среды. 
       Признаки природных объектов: 
      – естественное происхождение; 
      – взаимосвязь с экологической системой природы; 
      – внешние функции жизнеобеспечения. 
      К природным объектам относятся земля, недра, поверхностные и подземные воды, леса, животный мир, растительный мир (вне лесов), атмосферный воздух, морская среда, континентальный шельф.

5. Субъекты экологического права– это лица, управомоченные законом на совершение определенного поведения, носящего природоохранительный характер. Они могут реализовывать это поведение самостоятельно, не вступая в правовые связи с другими субъектами экологического права. 
      Субъектами экологического права являются: 
      1)  граждане, интересы которых затрагиваются или могут быть затронуты в связи с использованием окружающей среды, воздействиями на нее; 
      2)  физические лица, принимающие и реализующие определенные экологически значимые решения, совершающие акты экологического поведения; 
      3)  юридические лицакак коллективный субъект, принимающий и реализующий экологически значимые решения и действия, несущий ответственность (гражданско-правовую, административную) за экологические правонарушения. 
            4)  лица, которые в силу своего должностного или общественного положения реализуют функции экологического управления, в том числе контрольно-надзорные; 
      5)  правоприменители(следователи, прокуроры, судьи и должностные лица, наделенные правом применения административных санкций), т. е. лица, которые в силу своего положения, руководствуясь требованиями закона, обязаны принимать (или не принимать) решения о возбуждении уголовного дела, о привлечении к административной ответственности, предъявлении обвинения в совершении экологических преступлений, направлять уголовные дела в суд, выносить по этим делам приговоры, разрешать экологические споры и т. п.; 
      6)  лица(индивидуально или коллективно), осуществляющие право– и нормотворчество. 
      Каждая из этих групп должна иметь определенное представление об экологическом законодательстве. 
       Граждане, кроме соблюдения ст. 58 Конституции РФ: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» – и выполнения отдельных требований, не должны совершать каких-либо дополнительных действий. 
       Физические лица, совершающие экологически значимые поступки, должны более предметно, чем граждане, знать соотносимые с их действиями требования закона, исполняя и соблюдая его как реально существующие технологические предписания общего характера. 
       Юридические лицав ходе предпринимательской, в том числе природоохранной, деятельности должны руководствоваться требованиями экологического законодательства. 
       Лица, реализующие контрольно-надзорные функции,должны иметь достаточно полные знания об экологическом законодательстве, так как они выполняют самые различные обязанности в сфере окружающей среды и природопользования. 
       Лица, применяющие нормы об ответственности за нарушения экологического законодательства, должны знать это законодательство в достаточной степени, позволяющей принимать самостоятельные юридически значимые решения.  
       6. Экологические правоотношения – это отношения в сфере охраны, оздоровления и улучшения окружающей природной среды, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности, урегулированной нормами экологического и смежных отраслей права.

Структура экологических правоотношений включает в себя объекты, субъекты правоотношения и его содержание.

Виды экологических правоотношений:

1. Экологические правоотношения, складывающиеся  в сфере государственного регулирования  экологопользованием, включающая в себя следующие их разновидности:

-  экологические правоотношения в сфере учета природных ресурсов.

-  экологические правоотношения в сфере разрешительной системы экологопользования.

-  экологические правоотношения в сфере охраны государственного режима экологического благополучия, которые выражаются в применении судебной или административной защиты прав как природопользователей, так и государства и его органов.

2. Экологические правоотношения, складывающиеся  в сфере осуществления правомочий  собственности на природные ресурсы,  в составе которых можно выделить:

-  правоотношения по приобретению природных объектов или определенных элементов этих объектов в собственность.

-  правоотношения по осуществлению собственником своих правомочий по эксплуатации земельного участка и находящихся на нем природных ресурсов;

-  правоотношения по прекращению права собственности на тот или иной природный объект, осуществляемые путем сделок купли-продажи, мены и других сделок, а также изъятием и принудительным выкупом нерационально используемых земель.

3. Экологические правоотношения, складывающиеся  в сфере вещных прав на землю  и находящиеся на нем природные  ресурсы, которые выражаются либо  в праве пожизненного наследуемого  владения земельным участком, либо  в праве постоянного (бессрочного)  пользования им, либо в праве  ограниченного пользования (сервитута)  соседним земельным участком.

Независимо от того, в какой сфере  складываются экологические правоотношения, они подразделяются на материальные и процессуальные.

Материальные  экологические правоотношения складываются по поводу конкретных материальных объектов, находящихся под эколого-правовой охраной.

Процессуальные  экологические правоотношения складываются по поводу обеспечения порядка природоохранной деятельности.

Наконец, независимо от сферы, в которой  складываются экологические правоотношения, их можно подразделить на регулятивные и охранительные.

К числу регулятивных следует отнести экологические правоотношения, складывающиеся непосредственно в сфере осуществления природоохранительных мероприятий.

9. Действующее законодательство достаточно полно определяет субъектов права собственности на природные ресурсы. Оно содержит две существенные новации применительно к субъектам права собственности на природные ресурсы:

а) значительно расширен перечень субъектов за счет введения многообразия форм собственности -- частной, государственной, муниципальной и иной;

б) предусмотрено структурирование государственной собственности  по уровням -- федеральная и субъектов РФ.

Таким образом, субъектами права собственности  на природные ресурсы являются физические и юридические лица, Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные  образования

В соответствии со ст. 114 управление федеральной  собственностью осуществляет Правительство  РФ. Таким образом, от имени государства  права собственника на природные  ресурсы осуществляют Правительство  РФ, правительств, субъектов РФ и  специально уполномоченные государственные  органы.

Помимо государства, появились  три новых вида субъектов права  собственности на природные ресурсы -- физические и юридические лица и муниципалитеты. Субъектами муниципальной собственности в соответствии со ст. 12 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» являются города, поселки, станицы, районы (уезды), сельские округа (волости, сельсоветы) и другие муниципальные образования.

11. Объем и состав прав и обязанностей природопользователей обусловлен видом природного объекта, предоставленного в пользование, целями использования, статусом субъектов природопользования. Вместе с тем все природопользователи имеют право:

- осуществлять пользование природным  объектом в пределах установленных  законодательством, лицензией и  договором;

- получать информацию о состоянии  природного объекта, предоставленного  в пользование.

Общими обязанностями природопользователей являются:

- осуществлять использование природными  объектами рационально, в соответствии  с их целевым назначением, способами,  не наносящими вреда окружающей  природной среде и здоровью  человека;

- осуществлять природоохранные  мероприятия, предусмотренные законодательством  и договором;

- своевременно и правильно вносит  платежи за пользование природными  ресурсами и загрязнение окружающей  природной среды;

- обеспечивать соблюдение экологических  нормативов;

- предоставлять специальным государственным  органам информацию о состоянии  природного объекта в порядке,  установленном законодательством;

- восстанавливать природные объекты,  нарушенные в процессе природопользования  за свой счет.

Основания возникновения права природопользования

Как правило, для возникновения  права природопользования требуется  наличие юридического состава, т. е. совокупности нескольких юридических  фактов:

- решение компетентного  государственного органа о предоставлении  конкретного природного объекта  в пользование. Такое решение  может приниматься Правительством  РФ, исполнительным органом субъекта  РФ либо их совместным решением  или органа местного самоуправления.

- лицензия на пользование природным объектом, выдаваемая специально уполномоченным государственным органом. Получение лицензии необходимо при возникновении права пользования водным объектом, участком недр, объектами животного мира, права комплексного природопользования.

- договор на пользование  природными ресурсами. 

В случае возникновения спора  о заключении договора или его  условиях заинтересованные лица могут  обратиться в суд, тогда основанием возникновения права природопользования может быть судебное решение. 

3 Основания  прекращения права природопользования. Переход права природопользования

Типичными основаниями прекращения  права природопользования являются:

- отказ природопользователя от дальнейшего пользования природным объектом;

- истечение срока природопользования;

- смерть гражданина или  прекращение деятельности юридического  лица;

- не использование природного  объекта в течение установленного  законодательством срока;

- использование природного  объекта не по целевому назначению, указанному в лицензии и договоре;

- нарушение условий и  требований, установленных лицензией. договором и законодательством;

- изъятие природного объекта  для государственных или муниципальных  нужд.

Переход права природопользования возможен лишь в случае смерти гражданина к его наследникам или реорганизации  юридического лица. Условия перехода: 1) правопреемники должны пользоваться природным объектом для собственных  нужд, 2) цель природопользования не должна меняться. Лицензия в этом случае переоформляется, в договор вносятся изменения.

13.

К государственным органам  общей компетенции относятся: Администрация  Президента, Федеральное Собрание, Правительство РФ, Представительные и исполнительные органы власти субъектов  РФ, муниципальные органы управления. К государственным органам специальной  компетенции относятся те органы, которые специально уполномочены выполнять  соответствующие природоохранные  функции. Эти органы делятся на три  вида: комплексные (вопросы природоохранительных задач); отраслевые (вопросы по охране и использованию природных объектов); функциональные (выполняют одну или  несколько родственных функций  в отношении всех природных объектов).

Информация о работе Шпаргалка по "Экологическое право"