Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 17:34, контрольная работа
В последнее десятилетие в России происходят сложнейшие процессы, связанные с переходом общественной системы из социалистической (с административно-командной системой воспроизводства) в капиталистическую (с рыночной системой).
Объективным следствием экономического развития общества по рыночной модели является то, что постоянно какая-то часть экономической инфраструктуры сталкивается с финансовыми затруднениями, которые она уже не в состоянии самостоятельно преодолеть.
Согласно титулу 11, организуется пять типов процедур банкротства:
по Главе 7 (ликвидация) - процедура, в которой не освобожденные от распродажи активы должника распродаются управляющим, а вырученные средства распределяются между кредиторами в соответствии с очередностью, установленной федеральным законом;
по Главе 9 (реструктуризация муниципальной задолженности) - процедура, предусматривающая способ реорганизации государственными органами их задолженности;
по Главе 11 (реорганизация) - процедура, используемая, главным образом, компаниями, в которой должник обычно продолжает владеть своим имуществом и вести любую деятельность, но обязан представить кредиторам на рассмотрение план реорганизации, который утверждается судом;
по Главе 12 (реструктуризация задолженности семейных фермерских хозяйств с устойчивым годовым доходом) - упрощенная процедура реорганизации для семейных фермерских хозяйств, в которой должник сохраняет свое имущество и расплачивается с кредиторами из доходов будущих периодов;
по Главе 13 (реструктуризация задолженности частного лица с устойчивым доходом) - процедура, в которой должник может сохранить свое имущество, но обязан регулярно производить выплаты назначенному управляющему в соответствии с планом погашения задолженности. Для того, чтобы получить право на такую процедуру, должник должен обладать регулярным годовым доходом, и размер его долга не должен превышать установленного предела.
Наиболее часто применяемые процедуры, в особенности к юридическим лицам, прописаны в Главе 7 и Главе 11.
Первое, что хотелось бы отметить, это то, что в США дела о банкротстве рассматриваются в специальных судах — в каждом судебном округе страны есть свой суд по банкротству (всего в США 90 округов соответствующего профиля и порядка 317 судей по делам о банкротстве). Судьи по делам о банкротстве осуществляют надзор за юридическими аспектами всех дел о банкротстве. Дела о несостоятельности юридических и физических лиц в США относится к компетенции Конгресса. Отдельные аспекты, связанные с объявлением должника банкротом, решаются каждым штатом самостоятельно. В случае возникновения международных споров, вступает в силу Модельный Закон о Международной Несостоятельности (Model Law on Cross-Border Insolvency), составленный Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), а также Глава 15 Кодекса США о Банкротстве, инкорпорировавшая указанный Типовой закон «О трансграничной несостоятельности».
Что же касается административного надзора за делами о банкротстве, то он осуществляется Службой федеральных управляющих, которая является подразделением Министерства юстиции США и относится к ветви исполнительной власти. Институт федеральных управляющих был создан для того, чтобы избавить судей от административных аспектов банкротства и обеспечить наличие специальной структуры, в обязанности которой входит расследование заявлений о мошенничестве при банкротствах.
По каждому делу о банкротстве Служба федеральных управляющих назначает управляющего. Финансирование их деятельности осуществляется главным образом за счет пошлин, взимаемых при подаче иска о банкротстве, а также пошлин, взимаемых по делам о реорганизации.
В Кодексе США прописаны требования, предъявляемые к федеральным управляющим. Кандидат на должность управляющего должен быть адвокатом, бухгалтером, банкиром или кризисным управляющим, допущенным к введению в должность, и отвечать условиям, указанным в статье 321 Кодекса законов о банкротстве, которая предусматривает следующее:
1. Лицо может быть управляющим конкурсной массой в деле по титулу 11 только в том случае, если оно:
(а) является физическим лицом, компетентным исполнять обязанности управляющего конкурсной массой должника, таким как адвокат, бухгалтер или кризисный управляющий;
(b) является корпорацией, которая, согласно своему уставу, уполномочена осуществлять функции управляющего конкурсной массой имущества должников.
2. Лицо, выступавшее по делу в качестве эксперта, не вправе осуществлять функции управляющего в том же деле.
3. При необходимости управляющим в деле может быть федеральный управляющий того судебного округа, в котором ведется дело.
В ходе процедуры банкротства, осуществляемой в соответствии с главой 7 Кодекса, происходит освобождение должника от обязательств за счет ликвидации имущества должника, за исключением имущества, не подлежащего ликвидации. Должники имеют право заявить об определенных видах имущества как о не подлежащих ликвидации. Такое имущество определяется в федеральном законе. Однако следует заметить, что в США существует не только федеральный перечень имущества, не подлежащего ликвидации, но также такой перечень может быть и в каждом штате; поэтому должники могут выбрать имущество, исключаемое из ликвидации, в соответствии с законом данного штата.
Спустя несколько дней после подачи заявления о банкротстве Служба федеральных управляющих назначает управляющего на данное дело. Именно он будет отвечать за ликвидацию всего имущества должника (кроме исключенного из ликвидации) и за распределение полученных средств между кредиторами. За некоторыми исключениями, остатки долгов после распределения всех полученных от ликвидации имущества средств «погашаются» или прощаются. В США, в зависимости от индивидуальных обстоятельств, применяется процедура переподтверждение имеющихся обязательств, состоящая во временной отсрочке погашения долга посредством передачи кредитору части имущества должника (в залог), являющегося гарантией последующей выплаты. Однако реальность такова, что, как правило, большинство (более 90%) должников, подающих заявление о банкротстве, не имеют не исключаемого из ликвидации имущества; поэтому такие дела о банкротстве называются «делами без имущества». В таких случаях долги должника погашаются, даже если кредиторам ничего не выплачивается.
Кредитор, имеющий необеспеченное требование, получит хоть что-то за счет имущества должника, который банкротится по правилам главы 7, только в случае, если дело окажется «с имуществом». При этом условии кредитор должен подать в суд по банкротству заявление о своих требованиях. После того, как долги прощены, должник не может получить новое освобождение от обязательств в соответствии с главой 7 в течение 6 лет.
В 2005 году в законодательство о банкротстве США были внесены изменения, согласно которым должник не мог подать заявление о банкротстве в порядке главы 7, пока не пройдет тестирование своего финансового положения. Если окажется, что у должника имеется достаточно доходов в распоряжении, он должен подать заявление о банкротстве в порядке главы 13.
Во-первых, это тест медианного показателя доходов (Median Income Test). Такой тест позволяет выявить, превышает ли текущий ежемесячный доход должника медианный уровень доходов по штату в целом для семьи такого же размера. «Медианный» доход означает такой уровень, что в штате половина семей имеет доход, который выше медианного, а другая половина семей имеет доход, который ниже медианного показателя доходов. По существу, этот тест позволяет увидеть, является ли семья должника более обеспеченной, чем половина всех других семей вокруг.
Во-вторых, тест проверки материального положения (Means Test). Если доход семьи превышает медианный доход (то есть тест медианного показателя дохода показал отрицательный результат), тогда используется второй тест. Проверка материального положения — это тест, который предназначен для того, чтобы определить, останется ли из месячного дохода после вычитания разумных расходов достаточное количество денег для того, чтобы необеспеченные кредиторы могли получить значимые суммы.
Если текущий ежемесячный доход должника больше, чем медианный доход штата, но излишек дохода должника (по сравнению с медианным доходом) меньше, чем сумма, допустимая при проверке материального положения, считается, что вероятность злоупотребления со стороны должника отсутствует, а потому ему не может быть отказано в ликвидации долгов.
Если же текущий ежемесячный доход должника больше, чем медианный доход штата, и излишек дохода должника больше суммы, допустимой при проверки материального положения, считается, что есть вероятность злоупотребления, ориентируясь на которую возможно отклонить ликвидацию. В этом случае должник должен подвергаться процедуре банкротства в соответствии с главой 13 Кодекса.
Законодательство США о банкротстве содержит еще одно любопытное положение: физическое лицо не может банкротиться в порядке главы 7 или любой иной главы Кодекса о банкротстве, если он или она в течение 180 дней перед подачей заявления не обращались к кредитным консультантам их аккредитованного агентства по кредитному консультированию в индивидуальном либо групповом порядке, за исключением отдельных неотложных случаев. В указанном положении речь идет о принудительном повышении финансовой грамотности физического лица(гражданина), оказавшегося на грани банкротства.
Основными нормативными актами, регламентирующими правоотношения в данной области, являются:
Кодекс о Банкротстве США – «United States Bankruptcy Code»;
Уголовный кодекс США, в частности раздел 224, статьи 224.10 и 224.11, предусматривающие ответственность за «Обман кредиторов по обеспеченному долгу».
3.2. Особенности процедуры банкротства в Англии.
Английское право оказало огромное влияние на многие правовые системы (в первую очередь - США, Канада, Австралия). Первый закон о банкротстве был принят в Англии еще в 1543 году. В нем главными последствиями банкротства для должника были меры уголовного ответственности. Современное законодательство Великобритании начало развиваться в XIX столетии, когда в 1825 году было издано два закона о несостоятельности. Впоследствии в течение XIX века примерно через каждые 5-7 лет издавались законы, непосредственно регулирующие конкурсный процесс или вопросы, так или иначе связанные с конкурсным производством.
В 1914 году был принят закон о банкротствах - «Акт о банкротствах» (Bankruptcy Act), в 1976 году Закон о несостоятельности - Insolvency Act. Особенностью английского регулирования в период до 1986 года являлась двойственность регулирования, зависящая от момента инкорпорации юридического лица (до принятия нового Закона о компаниях в 1948 году или после). В 1985 году был принят Закон о несостоятельности, который, однако, не разрешил проблем двойственности. И только в 1986 году, после того, как документ претерпел коренное реформирование и трансформировался в Закон «О несостоятельности и банкротстве», стал применяться единый порядок регулирования. Он устанавливает два вида банкротства – полного (раздел 7) и частичного (раздел 13) и перечисляет те категории задолженностей, которые не подлежат отмене. Закон предусматривает несколько механизмов оздоровления компании. Наиболее четко сформулированы процедура администрирования и процедура добровольного урегулирования долгов. Суть процедуры администрирования заключается в предоставлении отсрочки по платежам и финансовым обязательствам компании - должника и назначении независимого третьего лица – администратора, который берет на себя обязательства по управлению компанией и представлению предложений кредиторам, касающихся возможных путей оздоровления и сохранения активов компании. Закрепление процедуры администрирования в Законе о неплатежеспособности 1986 года явилось попыткой заполнить пробел в ситуациях, когда компания не предоставляет кредитору «плавающий залог» и чей бизнес в результате не может быть реанимирован посредством обычно применявшейся процедуры управления имуществом.
Следует отметить, что, хотя одним из нововведений английского законодательства является режим управления с целью реабилитации должника, этот режим мало применяется так как обычно блокируется кредитором, обладающим правом плавающего обеспечения на все активы должника.
Традиционно этот закон «о несостоятельности и банкротстве» отличается неструктурированностью и сложностью для системного восприятия. В английском законодательстве имеются три варианта урегулирования долгов несостоятельного лица (кроме конкурсного производства):
добровольное соглашение между должником и кредиторами (регулируется общегражданским законодательством);
соглашение с использованием голосования по классам, утверждаемое судом и обязывающее участников (фактически замененное процедурой управления должником, испытывающим финансовые затруднения).
Американская система норм банкротства (US Bankruptcy Code) ориентирована на реорганизационные (преимущественно) процедуры. В отношении должника, по его заявлению или по заявлению кредиторов могут быть сразу открыты либо процедура ликвидации, либо реорганизации. Если должник заявляет ходатайство об открытии реорганизационной процедуры, он не должен предоставлять доказательства, которые могли бы подтвердить реальность выполнения плана реорганизации. Ключевым элементом системы является так называемый «должник во владении», т.е.руководитель предприятия – должник продолжает вести бизнес, распоряжаться имуществом. Однако, по распоряжению суда, на определённом этапе возможно назначение доверительного управляющего. Назначение доверительного управляющего - обеспечительная мера и возможна только, если:
действия должника связаны с мошенничеством, обманом, некомпетентностью, грубой ошибкой;
назначение доверительного управляющего необходимо в интересах кредиторов и акционеров или имущественной массы должника.
В указанном нормативно-правовой акте (закон «о несостоятельности и банкротстве») устанавливает ответственность несостоятельного должника за умышленные действия, совершенные до и после начала производства по делу, в том числе за сходные деяния директоров и служащих предприятий (компаний), в связи с ликвидацией юридических лиц.
Наряду с тяжкими (способными повлечь лишение свободы сроком до семи лет) злоупотреблениями, способными сопровождать банкротство, в Законе Англии предусмотрено множество норм, регламентирующих менее значительные нарушения, чаще наказуемые штрафом. К ним относятся:
отсутствие регистрации актов и иной документации, имеющей значение для управления субъектом, ведения процедуры конкурсного производства;