Виды экологического контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 18:31, курсовая работа

Краткое описание

Контрольно-надзорная деятельность государственных органов в области охраны окружающей среды и регулирования природопользования является одним из наиболее эффективных инструментов реализации экологического права. Она охватывает три главных направления экологического контроля: предупредительный контроль (экологическая экспертиза проектов хозяйственно-технических решений), последующий контроль (инспектирование, проверка соблюдения экологического права в процессе различных видов производственной и непроизводственной деятельности) и мониторинг окружающей среды (слежение за состоянием природной среды физическими и другими научно-техническими методами).

Содержание

Введение
1. Понятие, цели и задачи экологического контроля
2.Виды экологического контроля
2.1 Государственный экологический контроль
2.2 Государственный общий экологический контроль
2.3 Государственный специальный экологический контроль
2.4 Ведомственный и производственный экологический контроль
2.5 Муниципальный и общественный экологический контроль
3.Юридическая ответственность за экологические правонарушения
4. Понятие, виды и структура экологических правонарушений
5. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения
6. Административная ответственность за экологические правонарушения
7. Уголовная ответственность за экологические преступления
8. Конституционная ответственность за экологические правонарушения
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

готовый.docx

— 76.29 Кб (Скачать файл)

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания  объявляется работнику под расписку в течение трех рабочих дней со дня его издания. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственные инспекции  труда или органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Если в течение года со дня применения дисциплинарного  взыскания к работнику не будет  применено новое дисциплинарное взыскание, то он считается не имеющим  дисциплинарного взыскания. Работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет  право снять его с работника  по собственной инициативе, просьбе  самого работника, ходатайству его  непосредственного руководителя или  представительного органа работников.

По требованию представительного  органа работников к дисциплинарной ответственности может быть привлечен  руководитель организации, его заместители. Работодатель обязан рассмотреть заявление  представительного органа работников о нарушении руководителем организации, его заместителями законов и  иных нормативных правовых актов  о труде, условий коллективного  договора, соглашения и сообщить о  результатах рассмотрения представительному  органу работников. В случае если факты  нарушений подтвердились, работодатель обязан применить к руководителю организации, его заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.

Наложение дисциплинарного  взыскания при наличии правовых оснований не исключает возможности  применения к виновному работнику  более строгих видов ответственности - административной, уголовной, гражданской.

 

4. Административная  ответственность

за экологические  правонарушения

 

Административная ответственность  выражается в применении компетентным органом государства мер административного  взыскания за совершение административного  экологического правонарушения. Под экологическим правонарушением признается посягающее на экологический правопорядок, экологические права и свободы граждан, право собственности на природные ресурсы и порядок управления природопользованием и охраной окружающей среды противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие (или бездействие), которое причинило или могло причинить вред окружающей среде и за которое законодательством предусмотрена административная ответственность <89>.

--------------------------------

 

Регулируется применение административной ответственности  Кодексом РФ об административных правонарушениях  и законодательными актами субъектов  РФ об административных правонарушениях. Административные экологические правонарушения в Кодексе РФ об административных правонарушениях сформулированы в  области охраны собственности (глава 7), в области охраны окружающей природной  среды и природопользования (глава 8) и в сельском хозяйстве, ветеринарии  и мелиорации земель (глава 10).

В области охраны собственности административная ответственность за экологические правонарушения установлена за самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1), уничтожение специальных знаков (ст. 7.2), пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) (ст. 7.3), самовольную застройку площадей залегания полезных ископаемых (ст. 7.4), самовольную добычу янтаря (ст. 7.5), самовольное занятие водного объекта или пользование им без разрешения (лицензии) (ст. 7.6), повреждение гидротехнического, водохозяйственного или водоохранного сооружения, устройства или установки (ст. 7.7), самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 7.8), самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд (ст. 7.9), самовольную переуступку права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, или водным объектом (ст. 7.10), пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии) (ст. 7.11), незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения (ст. 7.16).

В области охраны окружающей природной среды и  природопользования административная ответственность установлена за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (ст. 8.1), несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (ст. 8.2), нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.3), нарушение законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4), сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5).

Административная ответственность  установлена за нарушение правил охраны и использования отдельных  природных ресурсов и природных  комплексов:

- ответственность за нарушение  правил охраны и использования  земель установлена за порчу  земель (ст. 8.6), невыполнение обязанностей  по приведению земель в состояние,  пригодное для использования  по целевому назначению (ст. 8.7), использование  земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий  по улучшению земель и охране  почв (ст. 8.8);

- ответственность за нарушение  правил охраны и использования  недр предусмотрена за нарушение  требований по охране недр  и гидроминеральных ресурсов (ст. 8.9), нарушение требований по рациональному  использованию недр (ст. 8.10), нарушение  правил и требований проведения  работ по геологическому изучению  недр (ст. 8.11);

- ответственность за нарушение  правил охраны и использования  вод урегулирована за нарушение  порядка предоставления в пользование  и режима использования земельных  участков и лесов в водоохранных  зонах и прибрежных полосах  водных объектов (ст. 8.12), нарушение  правил охраны водных объектов (ст. 8.13), нарушение правил водопользования  (ст. 8.14), нарушение правил эксплуатации  водохозяйственных или водоохранных  сооружений и устройств (ст. 8.15), невыполнение правил ведения  судовых документов (ст. 8.16);

- ответственность за нарушение  правил охраны и использования  ресурсов природных комплексов  установлена за нарушение регламентирующих  деятельность во внутренних морских  водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и  (или) в исключительной экономической  зоне РФ правил (стандартов, норм) или условий лицензии (ст. 8.17), нарушение  правил проведения ресурсных  или морских научных исследований  во внутренних морских водах,  в территориальном море, на континентальном  шельфе и (или) в исключительной  экономической зоне РФ (ст. 8.18), нарушение  правил захоронения отходов и  других материалов во внутренних  морских водах, в территориальном  море, на континентальном шельфе  и (или) в исключительной экономической  зоне РФ (ст. 8.19), незаконную передачу  минеральных и (или) живых ресурсов  на континентальном шельфе и  (или) в исключительной экономической  зоне РФ (ст. 8.20), нарушение правил  охраны и использования природных  ресурсов на особо охраняемых  природных территориях (ст. 8.39);

- ответственность за нарушение  нормативных требований охраны  атмосферного воздуха предусмотрена  за нарушение правил охраны  атмосферного воздуха (ст. 8.21), выпуск  в эксплуатацию механических  транспортных средств с превышением  нормативов содержания загрязняющих  веществ в выбросах либо нормативов  уровня шума (ст. 8.22), эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. 8.23);

- ответственность за нарушение  правил охраны и использования  лесных ресурсов установлена  за нарушение порядка отвода  лесосек, освидетельствования мест  рубок в лесах, не входящих  в лесной фонд (ст. 8.24), нарушение  правил лесопользования (ст. 8.25), нарушение правил осуществления  побочного лесопользования (ст. 8.26), нарушение правил в области  воспроизводства, улучшения состояния  и породного состава лесов,  повышения их продуктивности, семеноводства  лесных растений (ст. 8.27), незаконную  порубку, повреждение либо выкапывание  деревьев, кустарников или лиан (ст. 8.28), нарушение требований к охране  лесов (статья 8.31), нарушение правил  пожарной безопасности в лесах  (ст. 8.32);

- ответственность за нарушение  правил охраны и использования  животного мира предусмотрена  за уничтожение мест обитания  животных (ст. 8.29), нарушение правил  охраны среды обитания или  путей миграции животных (ст. 8.33), нарушение установленного порядка  создания, использования или транспортировки  биологических коллекций (ст. 8.34), уничтожение редких и находящихся  под угрозой исчезновения видов  животных или растений (ст. 8.35), нарушение  правил переселения, акклиматизации  или гибридизации объектов животного  мира (ст. 8.36), нарушение правил пользования  объектами животного мира (ст. 8.37), нарушение правил охраны рыбных  запасов (ст. 8.38);

- ответственность за нарушение  требований при осуществлении  работ в области гидрометеорологии,  мониторинга загрязнения окружающей  природной среды и активных  воздействий на гидрометеорологические  и другие геофизические процессы (ст. 8.40).

Экологическими характеристиками обладают также административные правонарушения, совершаемые в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель, включая нарушение правил борьбы с карантинными, особо опасными и  опасными вредителями растений, возбудителями  болезней растений, растениями-сорняками (ст. 10.1), нарушение порядка ввоза  и вывоза подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного  груза) (ст. 10.2), нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинногогруза) (ст. 10.3), нарушение  правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил (ст. 10.6), сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных (ст. 10.7), нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных, правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства (ст. 10.8), проведение мелиоративных работ с нарушением проекта (ст. 10.9), нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем или отдельно расположенных гидротехнических сооружений (ст. 10.10).

К экологическим правонарушениям  прямое отношение имеет ст. 5.39, устанавливающая  административную ответственность  за отказ в предоставлении гражданину информации, а также некоторые  другие правонарушения, предусмотренные  КоАП РФ и законами субъектов РФ.

За совершение перечисленных  выше административных экологических  правонарушений КоАП РФ предусмотрен административный штраф. Штраф является основным наказанием. За совершение некоторых правонарушений наряду со штрафом предусмотрена конфискация (коллекционных объектов - ст. 8.34; орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов - ст. 8.35; судна и других орудий лова (ст. 8.37)). Конфискация в этих случаях применяется как дополнительное наказание.

В соответствии с КоАП РФ к административной ответственности  за экологические правонарушения могут  привлекаться граждане, должностные  лица и юридические лица. Размер административного штрафа, налагаемого  на граждан, колеблется от 500 до 2500 рублей; на должностных лиц - от 1000 до 20000 рублей; на юридических лиц - от 10000 до 300000 тысяч  рублей.

По своим объективным  признакам административное правонарушение внешне схоже с преступлением. Поэтому  Кодекс об административных правонарушениях  одним из предварительных условий  возложения административной ответственности  предусматривает отсутствие в совершенном  нарушении признаков состава  преступления. Основные признаки, которые  дают возможность разграничить экологическое  преступление и административный проступок, приводится, как правило, в УК РФ. Это повторность совершения экологического правонарушения, наличие умысла и  др.

В КоАП определяются также органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать соответствующие дела (гл. 23). Так, судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.5, 7.12, 7.15, 7.17, 7.24, 7.27, 7.28; органы внутренних дел (милиция) рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.22, 8.23; органы государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (об уничтожении и о повреждении знаков санитарных (горно-санитарных) зон и округов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов), частью 2 статьи 7.8, статьей 8.2, статьей 8.5 (в части информации о состоянии атмосферного воздуха, источников питьевого водоснабжения, а также о радиационной обстановке), частью 2 статьи 8.6 (о порче земель опасными для здоровья людей и окружающей среды отходами производства и потребления); специально уполномоченными государственными органами в области природопользования и охраны окружающей среды.

Органы, осуществляющие государственный  экологический контроль, рассматривают  дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (об уничтожении и о повреждении  знаков особо охраняемых природных  территорий, а также знаков, устанавливаемых  пользователями животным миром или  специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию  использования объектов животного  мира и среды их обитания, зданий и других сооружений, принадлежащих  указанным пользователям и органам), статьями7.11 (пользование объектами  животного мира без разрешения (лицензии)), 8.1 (несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом  обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов), 8.2 (несоблюдение экологических и  санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами), 8.18 (нарушение правил проведения ресурсных или морских научных  исследований во внутренних морских  водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации) и других правонарушениях.

Информация о работе Виды экологического контроля