Воспитание начала экологической культуры детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 19:08, контрольная работа

Краткое описание

Экологическое воспитание - сравнительно новое направление дошкольной педагогики. Суть этого направления заключается в том, что в период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры - осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.
Цель работы - изучить психологические и методические аспекты, влияющие на процесс воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретико-методологический подход к воспитанию начал экологической культуры у детей дошкольного возраста
1.1 Теоретическое обоснование проблемы экологического воспитания детей дошкольного возраста
1.2 Концепция как фактор воспитания начал дошкольной экологической культуры
1.3 Анализ программ экологического воспитания дошкольников
Глава 2. Организация условий для воспитания начал экологической культуры дошкольников
2.1 Экологическое пространство ДОУ как условие формирования начал экологической культуры дошкольников
2.2 Формирование начал экологической культуры у дошкольников с использованием метода наблюдения
2.3 Методика наблюдения за живыми объектами как фактор воспитания экологической культуры дошкольников
Глава 3. Исследование воспитания экологической культуры дошкольников в условиях современного ДОУ
3.1 Констатирующий эксперимент
3.2 Формирующий эксперимент
3.3 Контрольный эксперимент
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

Воспитание начал экологической культуры детей дошкольного возраста.docx

— 46.63 Кб (Скачать файл)

Экологическая тропинка - это  специально оборудованный, с образовательными и воспитательными целями маршрут. Он состоит из ряда видовых точек - объектов. Например, экологическая  тропинка может включать в себя:

Сад

Огород

Цветочная площадка

Альпийская горка

Уголок леса

Уголок поля

Жужжащий, ползающий мир

Метеоплощадка

Экологическая комната

Хвойная полянка

Огород представляет собой  экологическую точку на открытом хорошо освещенном пространстве. На нем  произрастают районированные культуры, неприхотливые к условиям обитания и привлекательные для проведения наблюдений. На огороде для малышей  высаживаются быстро растущие, рано созревающие  овощи, которые можно употреблять  в пищу и весной и летом. Кроме  того, семена и луковицы таких растений специально подбираются крупными, и дети могут посадить их самостоятельно (лук, горох, бобы, редис). Для формирования представлений о разнообразии растений, дети средних групп, выращивают разнообразные сорта лука, салата, моркови, редиса, кабачков, баклажанов, арбузов. Старшие дети выращивают овощные культуры: зеленные (ревень, щавель, салат), пряно-вкусовые (петрушка, сельдерей, мята, базилик), луковые (лук репчатые, лук-батун, чеснок), капустные (белокочанная, краснокочанная, цветная, кольраби), корнеплоды (свекла, репа, редис), бобовые (фасоль, бобы, горох). На участке огорода с лекарственными травами (фитоогород) выращивается: мята перечная, календула лекарственная, родиола розовая, девясил, подорожник, душица, мать-и-мачеха, тысячелистник обыкновенный, и др. Дети знакомятся со всеми описанными выше растениями, проводя сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений, а также с тем, какие именно части растений применяются для лечения болезней.

Альпийская горка может  быть расположена во дворе детского сада, гостеприимно встречая всех гостей. Летом альпийскую горку можно  назвать горкой самоцветов: лепестки цветков переливаются всеми цветами  радуги. Можно сказать, что это  живые самоцветы.

Метеоплощадка со специальным оборудованием служит обучению детей элементарному прогнозированию состояния погоды. Перечень метеооборудования: барометр - прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды; термометр - для изменения температуры воздуха; анемометр - прибор для изменения скорости ветра. На метеоплощадке также могут находиться: флюгер, ветряной рукав - прибор для определения направления и силы ветра, дождеметр - служит ля измерения количества осадков.

На площадке в теплое время  года обитают разнообразные насекомые: пчелы, осы, бабочки, шмели - это все  объекты для наблюдения детей.

В экологическую тропу  может быть включен муравейник. Муравьи - животные барометры, активно помогают предсказывать погоду. Так, муравьи  за несколько часов узнают о приближении  ненастья, готовятся к нему: прячутся от дождя, плотно закрывая почти все  «двери» своего дома.

В почве живут дождевые черви, на площадке можно обнаружить их норки под приподнятыми кусочками  земли.

В экологической комнате  могут быть собраны разнообразные  комнатные растения: цветущие (герань, фиалка, абутилон, гибискус, спатифиллум и др.), с крупными листьями (фикус, лилия, сансевьера, бегония и др.), вьющиеся (комнатный виноград, площ, сциндапсус, хлорофитум, традесканция и др.).

Хвойная полянка - это площадка растений богатых фитонцидами. Фитонциды - это летучие вещества растений, способные убивать микроорганизмы. Они очищают воздух, уничтожают некоторых  возбудителей болезней животных и человека. Знакомство с хвойными растениями начинается со средней группы. В старшем дошкольном возрасте дети узнают о свойствах  всех фитонцидных растений хвойной полянки.

При походе по тропе предусмотрены  места, где можно отдохнуть, поиграть, попить чай из трав, послушать сказку, легенду и т.д. После похода по тропе можно сделать зарисовки  или вылепить из глины, солёного теста  мини-скульптуру какого-нибудь понравившегося объекта. Обращается внимание детей  на красоту природных объектов, их значимость для других.

При путешествии по экологической  тропе используются разнообразные  виды детской деятельности, различные  формы и методы работы: экологически занятия; экологические экскурсии; экологические акции; лаборатория  юного эколога; коллекционирование; экологические выставки; экологические  игры и др. Расширяется и пополняется  экологическая предметно-развивающая  среда разнообразием живых и  неживых объектов.

Во время путешествия  по экологической тропе: дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, но и видеть то, что  их окружает, рассказывать о своих  впечатлениях, ориентироваться во времени  и пространстве, делают зарисовки  и мини-скульптуры объектов. У детей  развивается мышление, речь, память. А самое главное - появляется чувство  прекрасного. Воспитывается любовь к природе, желание беречь её и сохранять!

Таким образом, создание экологического пространства в ДОУ имеет большое  значение для экологического образования  дошкольников, а именно для формирования представлений, знаний и умений, и  развития психологических процессов, привычек и поступков, так как  создает условия для рационального  использования различных методов  при организации процесса взаимодействия ребенка с окружающей его природой. Дает возможность получения информации всеми органами чувств, что накладывает  положительный отпечаток на сознание ребенка.

2.2 Формирование начал  экологической культуры у дошкольников  с использованием метода наблюдения

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому неслучайно перед  педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической  культуры.

Экологическая культура отражает целостное понимание мира, синтез многообразных видов деятельности человека, основанных на знаниях уникальных свойств биосферы, доминирующего  положения в ней человека. Более  того, экологическая культура становится ведущим компонентом общей культуры, развития материальных и духовных ценностей.

Экологическую культуру детей  дошкольного возраста мы рассматриваем  как специфическую субкультуру  определенной социальной группы. [28].

Соответствующий дошкольному  возрасту объем знаний, умений, ценностных отношений в области экологического просвещения ребенок получает в  семье, детском саду, через средства массовой информации, наблюдений, чтение художественной литературы. Влияние  семьи на формирование начал экологической  культуры ребенка определяется отношением ее членов к окружающей природе и  общей культурой членов семьи. Роль детского сада в организации данного  вида деятельности определяется личностными  и профессиональными качествами педагогов, культурным уровнем педагогического  коллектива и оптимальными условиями  воспитания, образования, развития и  созданием эколого-развивающей среды  в детском саду.


Информация о работе Воспитание начала экологической культуры детей дошкольного возраста