Геоэкологические аспекты сельского хозяйства, транспорта и урбанизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 16:56, реферат

Краткое описание

Рост численности населения и опережающий его рост потребностей общества поставили перед человечеством общемировые задачи обеспечения продовольствием необходимой калорийности и состава, водой приемлемого количества и качества, территорией, обеспечивающей многие аспекты деятельности человека, энергией, не вызывающей глобальных геоэкологических кризисов, продуктами индустриальной деятельности, не приводящей к неприемлемому уровню загрязнения экосферы. Эти потребности неуклонно возрастают, переводя экосферу из кризисного, но все же устойчивого состояния к неустойчивому, а при дальнейшем развитии неустойчивости - и к глобальной катастрофе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. Геоэкологические аспекты сельского хозяйства 3
2. Геоэкологические аспекты транспорта 6
3. Геоэкологические аспекты урбанизации 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16

Вложенные файлы: 1 файл

геоэк.docx

— 59.63 Кб (Скачать файл)

 

 

Низко качественный уголь, используемый для отопления во многих местах этих районов и выделяющий при сжигании большое количество загрязнителей воздуха, вносит свой вклад в эту проблему. Весьма высокое загрязнение воздуха в таких городах как Лос-Анджелес, Мехико и Сантьяго связано не только с большим количеством автомобилей в условиях инверсии температуры, но и вследствие расположения этих городов в межгорных котловинах, благоприятных для развития инверсий.

   В городах умеренного  пояса практически не встречается  малярия не потому, что они  располагаются в относительно  богатых странах с высокими  расходами на здравоохранение,  а благодаря относительно прохладному  климату, в котором возбудитель  малярии не в состоянии пройти  полный цикл развития.

   В Джакарте природные  условия города предопределяют  ряд серьезных геоэкологических проблем, в том числе проблемы качества воды. Равнинный рельеф предопределил выбор канализационной системы города, представляющий сеть открытых коллекторов, собирающих неочищенные бытовые стоки. Эта система была эффективной, когда ее построили для населения города, не превышающего полмиллиона человек. В настоящее время она не может справиться с продуктами жизнедеятельности городского населения численностью 1, 5 млн. человек. Загрязнения поступают не только в поверхностные, но и в подземные воды, и являются серьезной опасностью при водоснабжении. Диаррея, возникающая, в частности, вследствие употребления загрязненной воды, является в Джакарте причиной 20% случаев смерти детей в возрасте до пяти лет. Плотность населения городов - весьма репрезентативный показатель степени антропогенной нагрузки на эти системы, хотя она изменяется весьма сильно в зависимости от имущественного уровня, месторасположения, традиций, транспортных и других условий. В некоторых районах Шанхая и Калькутты плотность составляет 800-1000 чел/га, что можно сравнить с густотой заселения квартир и домов в богатых странах. Плотность населения Бангкока и Сеула также весьма высока и составляет 300-400 чел/га. С другой стороны, этот показатель для городов США обычно равен 70 чел/га и менее. Большие города, как гигантские агломерации, так и менее крупные города-“миллионеры” - это зоны экологического бедствия различного вида и напряженности.

Геоэкологические аспекты урбанизации весьма различны в развитых и развивающихся странах. Чрезвычайно быстрый рост городов беднейших стран приводит к резко усиливающемуся давлению на окружающую среду. К тому же, все системы жизнеобеспечения, без которых город не может существовать, оказываются перегруженными, а их рост не поспевает за приростом населения. К ним относятся системы водоснабжения, канализации, сбора и переработки мусора, снабжения электроэнергией и пр., а также системы образования, медицинской помощи и социального обеспечения. В результате создается обстановка, опасная для жизни и здоровья жителей городов. По крайней мере, 220 млн. жителей городов не имеют источников пригодной питьевой воды. Более чем 420 млн. чел., живущих в городах, не имеют доступа даже к простейшим туалетам. От 30 до 65% городского мусора не убирается. Он постепенно накапливается, в особенности в зонах, где проживает самое бедное население. Такие зоны мало напоминают город, но именно на таких территориях проживает значительная часть населения, которое лишь условно можно назвать городским.

   В развитых странах  некоторые важные геоэкологические проблемы городов в той или иной степени решены. Например, во многих городах за последние десятилетия улучшилось качество воздуха и воды. В Токио в 1960-х гг. полицейские, управлявшие уличным движением, нуждались в кислородных масках. Сейчас состояние воздуха стало значительно лучше.

   Городские системы  потребляют, перерабатывают и превращают  в отходы значительную массу  воды, продовольствия и топлива  (рис. 22). При этом города развитых  стран отличаются повышенным  потреблением всех услуг систем  жизнеобеспечения. Среднестатистический  житель Нью-Йорка потребляет втрое  больше воды и производит в  восемь раз больше мусора, чем  житель Бомбея. Точно так же  и уровень потребления услуг  городских систем жизнеобеспечения  в различных районах в пределах  одного города резко зависит  от уровня благосостояния его  жителей. В этом отношении невозможно  сравнить, например, находящиеся в  одном и том же городе Рио-де- Жанейро поселения на склонах  холмов (“фавелы”) и кварталы вдоль роскошных пляжей побережья Атлантики, таких как Копакабана или Ипанема.

   Некоторое улучшение  геоэкологического состояния городов развитых стран благоприятно для их жителей.

Рис. 22. Схема метоболизма города с населением 1 млн человек (т в сутки) (по Г.В.Стадницкому и А.И.Родионову)

Вместе с тем сами эти города оказывают неблагоприятное воздействие на состояние экосферы на уровне континентов или мира в целом. Расходование природных ресурсов и эмиссия парниковых газов на душу населения городов развитых стран намного превышает соответствующие показатели для беднейших городов развивающихся стран, так что в конечном итоге жители городов развитых стран вносят весьма заметный вклад в усиление глобальных геоэкологических проблем.

   Говоря о геоэкологических проблемах городов, не следует забывать об их роли как центров, влияющих на антропогенную трансформацию значительных прилегающих территорий. Условия и причины могут быть различными. В Африке, где в отдельных странах до 90% населения все еще готовит себе пищу на дровах, все пригодные лесные ресурсы в радиусе 50-80 км от крупных городов истощены. Из-за недостатка дров беднейшие семьи в городах многих стран Африки готовят себе горячую пищу только один раз в день.

   В зонах высокого  загрязнения воздуха вследствие  функционирования предприятий промышленности  или энергетики растительность  трансформирована или полностью  уничтожена на десятки километров  вокруг города или по направлению  вдоль преобладающих ветров. Такова  ситуация в Норильске и окрестностях, где весьма уязвимая естественная  растительность практически уничтожена  на расстоянии до 100 км от промышленных предприятий.

   Все крупные города, располагающиеся на реках, вносят  весьма заметный вклад в загрязнение  воды этих рек, вплоть до  полного уничтожения жизни в  воде на многие километры вниз  по течению. Отмечено много  ситуаций, в особенности в тропиках, когда в реке, протекающей сквозь  большой город, концентрация патогенных  бактерий увеличивается на несколько  порядков.

   Несколько сотен  крупных городов мира и тысячи  более мелких вызывают локальное,  пятнистое ухудшение состояния  окружающей среды. Взятые вместе, они в очень заметной степени  влияют на глобальную ситуацию. Это весьма типичный пример  универсальной геоэкологической проблемы, имеющей локальное, но часто встречающееся распространение, и потому не менее важной. Как пишет один из американских исследователей, “отрицательное воздействие домашнего загрязнения воздуха и выплескиваемых с водой отходов на детскую смертность и ожидаемую продолжительность жизни женщин имеет не меньшие глобальные размеры, чем, скажем, разрушение тропических лесов, и с точки зрения неотложности задач оно может оказаться наиболее срочной из всех общемировых экологических проблем”.

   В этой связи,  наряду с “зеленой” программой, адресованной на глобальные проблемы, такие как изменение климата,  озоновый слой или биологическое  разнообразие, ряд международных  организаций и экспертов выдвигают  “коричневую” программу, которая  включала бы проблемы бедности, загрязнения окружающей среды  и экологической безопасности  в городах. Такие программы  решают практические вопросы  улучшения качества жизни в  городах, включая совершенствование  систем водоснабжения, канализации,  удаления и переработки отходов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Приоритеты человечества в преодолении кризисов изменяются со временем, но сами проблемы не снимаются. Они становятся более комплексными, и проблема выживания все более  усложняется.

Усложнение и углубление кризисных проблем в конечном итоге может привести к глобальной катастрофе, проявляющейся не только и не столько в ухудшении общемирового состояния окружающей среды и  менее эффективном функционировании геоэкологических “услуг”, но и в распаде ранее устойчивых политических, экономических и социальных систем, ухудшении здоровья людей, межнациональных конфликтах, голоде, военных столкновениях и пр.

 Проблема деградации  систем жизнеобеспечения экосферы вызвана увеличением антропогенного давления на природные и природнообщественные системы. В результате возникают такие вопросы как ограниченность природных ресурсов, как возобновимых, так и невозобновимых, дефицит пространства, загрязнение окружающей среды и антропогенная деградация систем жизнеобеспечения (снижение естественной биологической продуктивности, нарушение глобальных биогеохимических циклов, трансформация и деградация естественных ландшафтов, изменение естественного климата, деградация озонового слоя, ухудшение состояние почв и пр.). Основная стратегия на переходный период - сохранение эффективного функционирования систем жизнеобеспечения на основе понимания того, что предотвращение деградации систем существенно проще и экономичнее, чем их восстановление.

   Для выполнения  этой сложной задачи необходимо  сотрудничество всех государств  мира. Именно в этой области  накоплен наибольший опыт разработки  и выполнения международных конвенций  по защите или восстановлению  глобальных систем жизнеобеспечения.

   Геоэкология как  междисциплинарное научное направление  еще только формируется, и деятельность  человечества, преобразующая экосферу, неизбежно потребует дальнейшего развития этого направления.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Геоэкология. Голубев Г.Н., М.: Изд-во ГЕОС, 1999. - 338 с.www.YourLib.net
  2. Геоэкология с основами биогеографии: Уч. Пособие, И.Богданов
  3. Инженерная геоэкология, А.Н. Голицын, Москва, 2007.
  4. Геоэкология, Н.В. Короновский, Г.В. Брянцева, Н. А.Ясаманов, уч. Пособие.

 


Информация о работе Геоэкологические аспекты сельского хозяйства, транспорта и урбанизации