Методика преподавания предмета "Я в мире"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 17:12, контрольная работа

Краткое описание

Природосообразности учета типологических психологических особенностей детей 6-10 лет. Исходя из этого, принят концентрический принцип расположения учебного материала, предполагающий выделение протяженных во времени содержательных линий;
преемственности и перспективности, подчеркивающих пропедевтическое значение начального образования для формирования готовности к дальнейшему обучению и реализующих межпредметные и внутрипредметные связи в содержании образования;

Вложенные файлы: 1 файл

Методика Я в мире. Екатерина.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

Почему мы храним эти вещи? Они интересны нам с исторической точки зрения как предметы старины, культуры, быта, но и они дороги как память о наших родных. Мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства». История вещи – история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Это – замечательная традиция многих семей.

Одна из распространённых традиций – традиция застолья.

За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким – либо кушаньем.

Кулинарные традиции были не на последнем месте. Раньше в почёте были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод – клюква, морошка, мочёная брусника. Из напитков – пиво, квас.

Всё течёт, всё изменяется – меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, становятся традиционными.

– Ребята, какие блюда стали традиционными за вашими семейными праздниками?

Отмечать семейные праздники – тоже традиция.

– Какие праздники отмечают в вашей семье?

Учащиеся рассказывают, как в их семье отмечают праздники.

Исполнение семейных обязанностей – это тоже традиция.

Семья и труд связаны исторически. Самочувствие человека, его здоровье, производительность труда впрямую зависят от качества семьи. В семье закладываются основы усердия и трудолюбия.

Стихотворение.

А дом заставленный добром, – еще не дом. 
И даже люстра над столом, – еще не дом. 
И на окне с живым цветом – еще не дом. 
 
Когда вечерняя сгустится темнота, 
Так эта истина понятна и проста – 
Что от ладоней до окна наполнен дом 
Твоим теплом.


– О каком же тепле идет речь? Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной?

(Дети предлагают  свои варианты ответов.)

Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого, - это любовь к Дому своему. Рождение этой любви – тайна великая требующая размышлений. Поэтом к ней можно только прикоснуться и предпочесть путь неторопливых раздумий и вопросов Великое дело, когда рождаются в душе вопросы. А это уже труд Души.

– Думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного Дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат?

5. Работа с пословицами

– А какие пословицы о семье и о доме вы знаете?

Игра. Составьте из данных слов пословицу о семье.

На что клад, когда в семье лад.

А когда в семье появляются дети, то это уже - союз нескольких любящих сердец, где «все за одного, а один за всех». О дружной семье так говорили – «Согласную семью и горе не берёт».

Узнайте и эту пословицу о детях.

Дети не в тягость, а в радость.

Отметим и такие народные пословицы и поговорки, которые звучат очень современно:

Не та мать, что родила, а та, которая вырастила.

Объясните смысл этих пословиц:

Семья сильна, когда над ней крыша одна. 
При солнышке тепло, при матери добро.


– Какая пословица вам больше всего запомнилась?

6. Викторина

–А теперь я проверю, как вы меня сегодня слушали , кто больше всего запомнил?

  1. Что означает слово СЕМЬЯ?
  2. Что такое семейные традиции?
  3. Что такое генеалогическое дерево?
  4. Что такое семейная династия?
  5. Зачем человеку отчество?
  6. Кто на Руси давал отчество?
  7. Кто имел право носить отчество?
  8. Кто не имел права носить отчество в старину?
  9. Что такое отечество?
  10. Назовите синоним слова ОТЧИЗНА?
  11. Как пишутся слова РОДИНА, ОТЧИЗНА, ОТЕЧЕСТВО?
  12. Какие семейные традиции вы запомнили?

– И в заключении нашего урока, давайте с вами споем все вместе песню о семье:

Где бы ни были мы, но по-прежнему 
Неизменно уверены в том, 
Что нас примет с любовью и нежностью 
Наша пристань родительский дом. 
И пускай наше детство не кончится, 
Хоть мы взрослыми станем людьми, 
Потому что родителям хочется, 
Чтобы мы оставались детьми. 
Поклонись до земли своей матери, 
И отцу до земли поклонись, 
Мы с тобою в долгу неоплаченном, 
Свято помним об этом всю жизнь.


6.Составить конспект  урока на тему: «Выдающиеся деятели  родного края» для учащихся 4 класса.

 

Цели и задачи урока:

1. Образовательная; выявление  уровня знаний учащихся.

2. Развивающая; познакомить  учащихся с выдающимися деятелями родного края.

3. Воспитательная; привить  чувство патриотизма, мужества и  гордости за выдающихся соотечественников., а также знать, любить и ценить  историю и культуру своей Родины.

 Оборудование: Портреты выдающихся деятелей политики, искусства, военного дела.

 

Ход урока:

Организационный момент.


Здравствуйте! Сегодня наш урок будет посвящен новым  знаниям о выдающихся личностях истории нашей с вами родины. Как мы знаем, слово «история» в переводе с древнегреческого означает «повесть», « повесть о жизни», а так как мы изучаем историю своей страны, то мы знаем, что наша история, т. е. повесть о нашей  Родине является одной из самых ярких, захватывающих, интереснейших из всех повестей про страны мира.

    А ведь историю делают люди и каждый образованный человек должен знать основных представителей той плеяды людей, которых мы называем «выдающимися». Благодаря именно таким деятелям истории, будь они  философами, военными, учеными, деятелями культуры, рабочими, наше человеческое общество и движется к дальнейшему прогрессу. Так, давайте же проверим наши знания об этих людях из истории нашей Родины.

 

Вступительное слово учителя:

 

Как сказал однажды Архимандрит Златоверхого Михайловского монастыря Феодосий Софонович, ученик Киево-Могилянской Академии, по поводу гражданской       ответственности украинского народа писал в предисловии к своей книге «Хроники» (1672): «Каждому человеку необходимо знать о своей Родине и другим, которые спрашивают, рассказать, ибо людей, которые не знают своего рода, за дураков считают».

 

        На страницах истории каждого народа чеканится его образ интеллект, духовность, красота, достоинство, способность строить или разрушать, потреблять или творить.

Творение - это важнейшая черта народа, нации, которая включает в себя  сочетание ума и духа, которые приобретаются и передаются из рода в род, из поколения в поколение.

Культура Украины наследует многие религиозные и культурные традиции Византийской империи и Киевской Руси. Большое влияние оказали культуры соседних стран, в частности России, Турции, Польши, и Австрии. Польша и Австрия очень сильно повлияли на Западную, Южную и Восточную часть Украины.

 
  Давайте, ребята, мы с вами поговорим об образовании, а именно о  культуре Украины 20 века.

 

           С 1897 по 1950 г. количество грамотных людей увеличилось с трети населения почти до ста процентов. В 1989 г. почти все работающие были образованы на уровне средней общеобразовательной школы. Украинский язык преобладал над русским, с помощью него обучалось почти 65% населения, остальные 35% обучались на русском. На Украине 149 вузов и университетов, в которых обучается почти 900 тысяч студентов.

 

- Кто знает  в каких городах были самые  престижные университеты? (Учащиеся  называют города сами).

- Как вы  думаете, ребята, почему развитие гуманитарных наук в нашей стране разительно отличается от развития в других странах? (Ребята стараются найти сами ответ).

 
       Наука и культура Украины шли нога в ногу, самыми престижными являются университеты (правильно!) в Киеве, Харькове, Одессе и Львове; например Могилянская академия в Киеве – это ведущий частный университет. А в 80-ти научно-исследовательских институтах Национальной Академии наук Украины работают около 70 тысяч учёных. Но тут, из-за ограничений, которые вводились коммунистической партией, на некоторые виды исследований, такие как, гуманитарные науки, особенно экономика, философия, социология и право, всё это сильно отстало от общемирового уровня.

 

       Сделаем небольшую разминку, для того чтобы вы немножко отдохнули. Дети соединяют поочередно мизинцы, потом безымянные пальцы и т. д.

- Вышли пальцы  погулять.

Заканчивается подготовка поочередным массажем пальцев от

- основания  к ногтю по внешней стороне:

правого большого пальца:

- Этот пальчик  самый сильный;

левого большого пальца:

- Самый толстый  и большой;

правого указательного пальца:

- Этот пальчик  для того...;

левого указательного пальца:

- Чтоб показывать  его;

правого среднего пальца:

- Этот пальчик  самый длинный;

левого среднего пальца:

- И стоит  он в середине;

правого безымянного пальца:

- Этот пальчик  безымянный;

левого безымянного пальца:

- Он избалованный  самый;

правого мизинца:

- А мизинчик  хоть и мал;

левого мизинца:

-Очень ловок  и удал;


 

Культура и искусство Украины.

 
А теперь поговорим о культуре и искусстве нашего родного края!

          Развитие культуры в Украине началось именно с творчества.

Основателями украинской литературы были исторические летописи и религиозная литература Киевской Руси. Культура Украины 16 и 18 века была богата народной поэзией, своими былинами, теологическими трактатами и всевозможными проповедями. Была и процветающая национальная литература, например, в конце 18 века появилась «Энеида».

 

- А кто-то  из вас, ребята, помнит кто написал  поэму «Энеида»? (Иван Котляревский).

-Назовите  выдающихся деятелей культуры Украины, киких вы знаете...

 

Выдающиеся деятели культуры Украины 19 и 20 века были писатели-романтики Тарас Шевченко (1814–1861), Пантелеймон Кулиш (1819–1897), Николай Костомаров (1817-1885), Петр Гулак-Артемовский (1790-1865) и Маркиян Шашкевич (1811–1843). Были и деятели, творившие в стиле реализма - Иван Франко (1856–1916) и Марко Вовчок (1834–1907). Выдающимися модернистами были Леся Украинка (1871–1913), Михайло Коцюбинский (1864–1913), Володимир Винниченко (1880–1951). И, наконец, писатели Украинские и Советские - Мыкола Хвылёвый (1893–1933), Максим Рыльский (1895–1964), Васыль Симоненко (1935–1963), Павло Тычина (1891–1967), Иван Драч (р. 1936), Олесь Гончар (р.1918); диссидент Василь Стус (1938–1985). Развивалась так же драматургия и кинотворчество благодаря таким деятелям, как драматург – экспериментатор Мыкола Кулиш (1892–1942), кинорежиссёр Александр Довженко (1894–1956), который создал известный на весь мир фильм «Земля». Легендарный основатель авангардного театра «Березиль» в 1920-е годы - Лесь Курбас (1885–1942), скульптор – модернист - Александр Архипенко (1887–1963), который позже эмигрировал на Запад, художник Мыкола Бойчук (1882–1939) - основатель школы монументалистов. 

                                       
 Литература и творчество Украины переживало свой расцвет в 20-е годы 20 века. Позже, во время сталинских репрессий и террора 30-х, множество творческих деятелей либо погибло, либо было выслано, либо прекратило свою деятельность, что повлияло на историю культуры Украины. В эти времена украинские писатели и художники могли создавать только то, что относилось к тематике коммунистической партии, то есть на тему «социалистического реализма». Благодаря хрущёвской «оттепели», национальная литература и искусство стали возрождаться, конечно, и благодаря появившемуся в этот период «поколения шестидесятников». Еще больше современная культура Украины стала оживляться после 1987 г., как результат гласности, перестройки и независимости. 
Музеи и библиотеки Украины.

На Украине существуют более 65 тыс. библиотек и 173 музея с богатым фондом, включающим 133,2 млн. экземпляров журналов и книг на украинском языке и 222,1 млн. экземпляров – на русском языке. Но в 1990-х годах, из-за недостаточного финансирования, большинство из них пришли в упадок.

 

-Кто был из вас в  музеях выдающихся деятелей?

-А для чего мы должны  посещать музеи?

 

Теперь, в заключение, чтобы понять, зачем нужны музеи, отметим, что, собственно, они из себя представляют. А представляют они из себя музеи своеобразные хранилища экспонатов, будь то экспонаты из древнего мира или не столь далёкого прошлого, но это всегда предметы, показывающие образ жизни, быт, традиции, обычаи, особенности, события народа и т. п. А значит, музеи - это память, история, культура. Поэтому вопрос о том, зачем нужны музеи, приводит только к одному выводу - чтобы помнили, чтобы знали, чтобы ценили, чтобы берегли.. .

Музеи - это история. И дети, и взрослые должны помнить, что, не зная своего прошлого, люди – в целом и каждый человек – в частности, не смогут построить хорошее будущее.

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

  1. Арцишевский Р.А., Бондарчук С.О.  «Человек и общество», учебник для 11 класса школы.К.:2002 г.
  2. Диптан Н.В., Хитяева Л.П.. «Я и Украина». Планы-конспекты уроков для 1-2, 3-4 классов. Ранок, 2009 г.
  3. Программа общеобразовательной школы по предмету «Я и Украина» - 1-4 классов
  4. Учебники «Я и Украина» - 1-4 классы (по возможности, добыть в школе учебники, по которым дети учили и доучивают в данное время этот предмет).

Информация о работе Методика преподавания предмета "Я в мире"