Наблюдение – основной метод ознакомления детей с природой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 19:53, реферат

Краткое описание

Наблюдения, рассматривания необходимо сочетать с практической деятельностью ребенка. Это может быть не только труд, но и изобразительная деятельность, опыты и эксперименты. Результат, каким бы он не получился, обязательно удовлетворит малыша.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Общая характеристика методов ознакомления детей с природой 5
1.1 Наблюдение природы детьми 5
1.2 Прогулки и экскурсии в природу 6
1.3 Знакомство детей с природой во время игры 8
1.4 Словесные методы 9
2 Метод наблюдения – основной метод ознакомления детей с природой 13
2.1 Классификация видов наблюдений 13
2.2 Общие требования к организации наблюдения 15
2.3 Организация и методика руководства наблюдениями в разных возрастных группах 16
2.4 Закрепление представлений детей о природе 22
2.5 Циклическая организация наблюдений 24
3 Практико-ориентированные задания 27
3.1 Цикл наблюдений за рябиной осенью 27
3.2 Образцы календарей природы 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 3.38 Мб (Скачать файл)

• Какого цвета и формы листья у рябины?

• Верно, лист у рябины состоит  из нескольких симметрично расположенных  листиков овальной формы

• Что можно сказать о внешнем  виде этого дерева?

• Да оно очень красиво. Все деревья  осенью одеваются в разноцветные одежды: желтые, красные, фиолетовые.

• Изменился ли наряд нашей рябинки?

• Да, листья постепенно покраснели и  стали пурпурными.

• А что мы видим на рябине кроме  листьев?

• Верно. На тонких веточках, которые  прогибаются от тяжести, висят оранжево-красные  ягодки. Ягод много. Они мелкие, сочные с маленькими семечками внутри.

 

Наблюдение 2 Рябина золотой осенью.

Цель: Воспитывать у детей умение любоваться красотой окружающих деревьев, желание беречь эту красоту.

Обходя с  детьми территорию детского сада воспитатель обращает внимание на нарядное убранство деревьев.

• Дети, как называется эта пора осени? Отгадайте  загадку:

Весной  зеленела,

Летом загорала,

Осенью  надела

Красные кораллы (рябина)

• Подойдем ближе к рябине. Какого цвета листья на ней?

• Да, золотой  осенью листья рябины окрашены в пурпурно-оранжевый  цвет и, вместе с яркими гроздьями  алых ягод, создают прекрасную картину.

• Какое  чувство вызывает эта картина  у вас? (Чувства радости восторга)

• Вот, чтобы  мы могли наблюдать эту красоту  каждый год, чтобы у нас чаще было хорошее настроение, необходимо природу  беречь и охранять. Мы сами являемся частью природы.

 

Наблюдение 3 Рябина во время листопада.

Цель: Углубить и обобщить представление детей о подготовке деревьев к зиме. Активизировать слова: листопад, гроздья, пурпурно-красный.

Воспитатель с детьми рассматривают рябину.

• Дети, какие изменения произошли с  нашей рябинкой и с другими  деревьями?

• Верно, это явление называется листопадом.

У различных  деревьев листья опадают постепенно с разных частей веток и в разное время.

• А что  у нас сейчас под ногами? Откуда появился этот ковер?

• Что  же случилось с рябиной, она такая  же, как была?

• А что  произошло с ягодами?

• Верно, они по-прежнему висят на ветках, соблазняя людей и птиц.

• Ребята, давайте поиграем в игру: «С какой  ветки детки? » (Дети собирают листья клена, тополя, березы, рябины. Обговаривают их форму окраску и т. д. Воспитатель показывает лист и спрашивает с какого он дерева. Дети должны подбежать к загаданному дереву)

• Дети, в природе ни чего не происходит просто так. Вот и деревья, сбрасывая  листья, приспосабливаются к суровым  условиям зимней погоды.

• Предлагаю  набрать красивых листьев для  осеннего букета.

 

Наблюдение 4 Рябина – птичья кормушка.

Цель: Воспитывать у детей интерес и доброе отношение к птицам и природе вообще.

Воспитатель подводит детей к знакомой рябинке.

• Какие  изменения произошли с рябиной?

• Правильно, они почти совсем облетели. А вот кисти ягод остались висеть на голых ветках.

• Ребята, посмотрите, что мы видим на земле.Откуда взялись эти ягоды? (их уронили птицы).

• Как  вы думаете, какие птицы побывали на нашей рябинке?

• Ребята, рябина любимое лакомство дроздов. Их так и называют, дрозды-рябинники.

• Видно, что ощипывали дрозды рябину торопливо, много ягод уронили, много обрывков на кистях оставили (если удастся, то обязательно понаблюдать, как птицы клюют ягоды).

• Кроме  дроздов рябину любят и другие птицы. Например, свиристели. Эту красивую птичку еще называют красава. Для дроздов, свиристелей и других птиц рябина является кормушкой.

• А теперь поиграем в игру: «Птички, птички, по домам»

 

Наблюдение 5. О пользе ягод рябины.

Цель: Уточнить представление детей о том, что ягоды рябины не только красивы, но и очень полезны.

Воспитатель приглашает детей подойти к рябине.

• Ребята, вспомните, что такое урожай. В какое время года проходит сбор урожая?

• Какой урожай и откуда собирают люди?

• А с  нашей рябины можно собрать урожай?

• Правильно, можно собрать спелые алые ягоды, которые после первых заморозков стали вкусными и сладкими. (Воспитатель  дает попробовать заранее помытые  ягоды.)

• Ребята, знаете ли вы, что делают из ягод рябины?

• Из ягод рябины варят варенье, готовят очень  вкусную пастилу, начинку для  пирогов и конфет. Ягоды рябины очень богаты витаминами. Их сушат и замораживают, из них делают компоты и витаминный чай.

Вот видите, сколько радости и пользы приносят ягоды рябины взрослым и детям.

3.2 Образцы календарей природы

 

Календарь


погоды

а) Календарь погоды для младшей группы


 

 


б) Календарь природы для средней  группы

КАЛЕНДАРЬ   ПРИРОДЫ


 


 

Календарь природы для старшей  группы

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

Наблюдения  в естественных условиях, благодаря  которым дети воспринимают окружающий мир во всем богатстве, способствуют развитию любознательности, эстетических и нравственных чувств. Исследования педагогов и психологов выявили, что целенаправленные наблюдения способствуют развитию познавательных способностей (наблюдательности, любознательности, самостоятельности), накоплению чувственного опыта и его осмыслению, исключают  возможность образования формальных знаний, не опирающихся на достаточную  чувственную основу. Использование  сравнений повышает интерес и  наблюдательность, обеспечивает более  активное, прочное и сознательное усвоение знаний [1].

Наблюдение  окружающей действительности оказывает  глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включены все  анализаторы: зрительный - ребенок видит  размеры, цвет исследуемого объекта; слуховой - ребенок слышит шум ветра, плеск  воды в реке, стук капель дождя, шелест листьев, журчанье ручейка - все это  прелестно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различить - сладкий вкус меда и соленый  вкус морской воды, вкус родниковой воды и луговой клубники. Осязание - это вторые глаза ребенка. Ощущая предметы природы, ребенок чувствует  все шероховатости коры деревьев, крупинки песка, чешуйки шишек. Запахи волнуют воображение ребенка - запах  тополиных почек после дождя, запах весны, запах теплой земли, нагретой от солнца. Недаром К.Д.Ушинский писал, что ребенок «мыслит формами, красками, звуками». Развивать наблюдательность у детей - вот задача, которая встает перед воспитателями [10].

Ребёнок учится следовать определённым общественным нормам и правилам поведения, и, если в этот процесс будет включено не только формирование эмоционально-положительного отношения к солнцу, чистой воде, свежему воздуху, растениям и  животным, но и норм поведения, не наносящего вреда всему живому, сберегающего и восстанавливающего природу, - это  принесёт положительный результат  не только в детстве, но и во взрослой жизни человека [6].

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Бабаева В.В. Эстетическое воспитание в детском саду: пособие для студентов-заочников 2-5 курсов факультета дошкольного воспитания педагогических институтов / В.В. Бабаева - М.: Просвещение, 1982. – 55с.
  2. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу / А. И. Васильева - Мн.: Народная Асвета, 1972. – 126с.
  3. Венгер Л.А. Дидактические игры в детском саду / Л.А. Венгер – М.: Просвещение, 1978. – 96с.
  4. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. Учебник для учащихся педагогических училищ по специальности «Дошкольное воспитание». Изд. 2-е, перераб. и доп. М., «Просвещение», 1973. - 256с.
  5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений / А.И. Иванова. М.: ТЦ Сфера, 2003. - 56с.
  6. Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н., Маневцова Л.М., Терентьева Е.Ф. Методика ознакомления детей с природой в детском саду: учебное пособие / Под ред. Саморуковой П.Г. – М.: Просвещение, 1991. – 240 с.
  7. Ладудько, Л. К. Ребенок познает мир природы: пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Л. К. Ладутько, С. В. Шкляр. — Мн.: УП «Технопринт», 2005. — 228 с.
  8. Николаева С.Н. Как приобщить ребёнка к природе: методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении / С.Н. Николаева – М.: Новая школа, 1993. - 63 с.
  9. Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой / П.Г.Саморукова - М.: «Просвещение», 1983 – 208с.
  10. Уланова Л.А. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3-7 лет / – Л.А. Уланова, С.О. Иордан - СПб.: Детство – пресс, 2007. – 160 с.

 


Информация о работе Наблюдение – основной метод ознакомления детей с природой