Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 11:52, дипломная работа
Работа ОАО «Сегежского ЦБК» ведётся с 1939 года. Сейчас комбинату уже более 70 лет, следовательно, более полувека происходит загрязнение водного объекта на котором расположен комбинат - озера Выг.
Потребность в мешочной и тарной бумаге в современном мире не прекратит своё существование.
Введе-ние………………………………………………………………………………….3
1. Методические подходы к оценке воздействия целлюлозно-бумажных предприятий на водные объекты....................................................................................................5
1.1.Нормирование загрязнений в водных объек-тах………………………………...…5
1.2.Анализ российского и зарубежного природоохранного законодательства в
области нормирования сброса загрязняющих веществ со сточными водами……10
1.3.Наилучшие существующие технологии для производства сульфатной целлюло-зы………………………………………………………………………………15
1.4.Охрана водных объек-тов…………………………………………………….…....23
1.5.Нормативы допустимого воздейст-вия………………………………………….29
1.6. Порядок разработки и утверждения проекта нормативов допустимых
сбросов веществ и микроорганизмов……………………………………………..….30
1.7.Ответственность за несоблюдение действующего природоохранного
законодательст-ва…………………………………………………………...................34
2.Описание водного объекта- озера Выг ……………………………………………..38
2.1.Гидрологическая характеристи-ка…………………………………………………38
2.2.Гидрохимическая характеристи-ка………………………………………………...40
2.3.Расчёт индекса загрязнения во-ды…………………………………………………43
3.Описание предприятия ОАО «Сегежский ЦБК»………………………………….46
3.1 Основные сведения о предпри-ятии…………………………………….................46
3.2.Характеристика предприятия как источника загрязне-ния………………………50
3.3.Общая характеристика производства ОАО «Сегежский ЦБК» ………………...52
3.3.1.Описание варочного це-ха……………………………………………………......54
3.3.2. Характеристика технологических процессов варки, сортировки, промывки целлюло-зы………………………………………………………………………………56
3.3.3 Характеристика основного и вспомогательного оборудова-ния………………61
3.3.4. Экологическое влияние сточных вод варочного це-ха………………………...63
3.5. Цех регенерации химикатов …………………………………………………...…64
3.5.1.Назначение це-ха…………………………………………………………………..64
3.5.2. Характеристика технологического процесса
каустизации по системе «Дор-ра»…………………………………………………...…65
3.5.3.Характеристика основного и вспомогательного оборудова-ния……………....69
3.5.4.Сточные во-ды……………………………………………………………………..71
3.6.Оценка уровня экологичности ОАО «Сегежский ЦБК» по сравнению с наилучшими существующими технологиями…………...……………………………….…..73
3.7.Характеристика образования сточных вод……………………………………….76
3.8. Характеристика очистных сооружений и станция биологической очистки промстоков ...…………………………………………………………………………...78
4.Расчёт нормативов допустимого сбро-са……………………………………………89
5.Расчёт экономического ущерба от загрязнения водоёма в результате
производственной деятельности ОАО «Сегежский ЦБК»………………..…………93
6.Производственная безопас-ность……………………………………………….……95
Вы-вод…………………………………………………………………………………..110
Библиографический спи-сок…………………………………………………………..111
Приложение 1…………………………………………………………………………112
Особо охраняемые водные объекты
1. Водные объекты или
их части, имеющие особое
2. Статус, режим особой охраны и границы территорий, в пределах которых расположены водные объекты, указанные в части 1 настоящей статьи, устанавливаются в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций на водных объектах, предотвращение негативного воздействия вод и ликвидация его последствий
1. В соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и законодательством по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера зонами экологического бедствия, зонами чрезвычайных ситуаций могут объявляться водные объекты и речные бассейны, в которых в результате техногенных и природных явлений происходят изменения, представляющие угрозу здоровью или жизни человека, объектам животного и растительного мира, другим объектам окружающей среды.
2. Собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.
3. Границы территорий,
подверженных затоплению и
4. На территориях, подверженных затоплению, размещение новых населенных пунктов, кладбищ, скотомогильников и строительство капитальных зданий, строений, сооружений без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод запрещаются.
1.5.Нормативы допустимого воздействия
Нормативы допустимого воздействия на водные объекты (НДВ) служат целям установления безопасных уровней содержания загрязняющих веществ, а также других показателей, характеризующих воздействие на водные объекты, с учетом природно-климатических особенностей водных объектов данного региона и сложившейся в результате хозяйственной деятельности природно-техногенной обстановки. Устанавливаются не более чем на 15 лет.
Нормативы допустимого воздействия на водный объект разрабатываются для следующих видов воздействий:
Нормативы допустимого воздействия на водные объекты используются для регламентации видов воздействия на водные объекты исходя из целевого назначения водного объекта. Целевое назначение водного объекта или его участка (или приоритетное использование водного объекта) определяется действующим законодательством. Основной расчетной территориальной единицей при разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты принимается водохозяйственный участок.
Нормативы допустимого воздействия на водные объекты (допустимого совокупного воздействия всех источников, расположенных в пределах речного бассейна или его части, на водный объект или его часть) разрабатываются и утверждаются по водному объекту или его участку в соответствии с гидрографическим и/или водохозяйственным районированием в целях поддержания поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, в том числе для:
обеспечения устойчивого функционирования естественных или сложившихся экологических систем, сохранения биологического разнообразия и предотвращения негативного воздействия в результате хозяйственной и иной деятельности.
сохранения или улучшения
состояния экологической
сведения к минимуму последствий антропогенных воздействий, создающих риск возникновения необратимых негативных изменений в экологической системе водного объекта;
обеспечения устойчивого и безопасного водопользования в процессе социально-экономического развития территории.
1.6. Порядок разработки и утверждения проекта нормативов допустимых сбросов (НДС) веществ и микроорганизмов
Величины НДС рассчитываются
для отдельных
В соответствии с п.2 постановления Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» приказом МПР России от 17.12.2007 г. № 333 утверждена методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей.
Величины НДС определяются исходя из нормативов качества воды водного объекта. Если нормативы качества воды в водных объектах не могут быть достигнуты из-за воздействия природных факторов, не поддающихся регулированию, то величины НДС определяются исходя из условий соблюдения в контрольном пункте сформировавшегося природного фонового качества воды.
Расчетная величина норматива допустимого сброса тесно связана с числовым значением норматива качества вод водных объектов. Нормативы качества воды разрабатываются для условий питьевого, хозяйственно-бытового и рыбохозяйственного водопользования, определяемых в соответствии с действующим законодательством.
Нормативы качества включают:
общие требования к составу
и свойствам поверхностных вод
для различных видов
перечень предельно-допустимых концентраций (ПДК) веществ в воде водных объектов питьевого и хозяйственно-бытового водопользования;
Перечень ПДК веществ для водных объектов рыбохозяйственного значения.
При сбросе сточных вод или других видах хозяйственной деятельности, влияющих на состояние водных объектов, используемых для питьевых и хозяйственно-бытовых целей, нормативы качества вод или их природный состав и свойства выдерживаются на водотоках, начиная со створа, расположенного на 1 км выше ближайшего по течению пункта водопользования (водозабор для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, места купания, организованного отдыха, территория населенного пункта и т.п. вплоть до самого места водопользования), а на водоемах – на акватории в радиусе 1 км от пункта водопользования. В водохранилищах и в нижнем бьефе плотины гидроэлектростанции, работающей в резко переменном режиме, учитывается возможность воздействия на пункты водопользования обратного течения при резкой смене режима работы электростанции или прекращении ее работы.
При сбросе сточных вод или других видах хозяйственной деятельности, влияющих на состояние водных объектов рыбохозяйственного значения, нормативы качества поверхностных вод или их природные состав и свойства (в случае природного превышения этих нормативов) соблюдаются на протяжении всего участка водопользования, начиная с контрольного створа, но не далее, чем 500 м от места сброса сточных вод или расположения других источников загрязнения поверхностных вод (мест добычи полезных ископаемых, производства работ на водном объекте и т.п.).
В случае одновременного использования водного объекта или его участка для различных нужд для состава и свойств его вод принимаются наиболее жесткие нормы качества воды из числа установленных.
Для веществ, относящихся к 1-му и 2-му классам опасности при всех видах водопользования, НДС определяются так, чтобы для веществ с одинаковым лимитирующим признаком вредности (ЛПВ), содержащихся в воде водного объекта, сумма отношений концентраций каждого вещества к соответствующим ПДК не превышала 1. Для сбросов сточных вод в черте населенного пункта НДС определяются исходя из отнесения нормативных требований к составу и свойствам воды водных объектов к самим сточным водам. При сбросе сточных вод в водный объект через рассеивающие выпуски, гарантирующие необходимое смешение и разбавление сбрасываемых вод, нормативные требования к составу и свойствам воды должны обеспечиваться в створе начального разбавления рассеивающего выпуска.
Если фоновая загрязненность водного объекта по каким-либо показателям не позволяет обеспечить нормативное качество воды в контрольном пункте, то НДС по этим показателям разрабатываются исходя из отнесения нормативных требований к составу и свойствам воды водных объектов к самим сточным водам. Для тех веществ, для которых нормируется приращение к природному естественному фону, НДС определяются с учетом этих допустимых приращений к природному фоновому качеству воды. В числе естественных факторов, формирующих качество воды, рассматриваются факторы, не входящие в хозяйственное звено круговорота воды, включающее возвратные воды всех видов (сточные сбросные и дренажные).
Величины НДС разрабатываются и утверждаются для действующих и проектируемых организаций-водопользователей. Разработка величин НДС осуществляется как организацией водопользователем, так и по его поручению проектной или научно-исследовательской организацией. Если фактический сброс действующей организации-водопользователя меньше расчетного НДС, то в качестве НДС принимается фактический сброс, за исключением показателей, значения которых возрастают после биологической очистки (например, нитриты и нитраты).
Перечень нормируемых веществ формируется на основе исходной информации об использовании веществ на конкретном предприятии и анализе данных о качестве исходной сточной воды. Фактическое содержание загрязняющих веществ в сточных водах определяется как среднеарифметическое значение концентрации за год. При разработке НДС перерасчет массы вещества, сбрасываемого в час (г/час), на массу вещества, сбрасываемого в месяц (т/мес), производится умножением допустимых концентраций вещества на объем сточных вод за соответствующий период.
НДС разрабатываются на 5 лет. Пересмотр и уточнение НДС осуществляется до истечения срока их действия, в следующих случаях:
При изменении более, чем на 20% показателей, определяющих водохозяйственную обстановку на водном объекте (появление новых и изменение параметров существующих сбросов сточных вод и водозаборов, изменение расчетных расходов водотока, фоновой концентрации и др.);
При изменении технологии производства, методов очистки сточных вод, параметров сброса;
При утверждении в
установленном порядке
Пересмотр и уточнение ранее утвержденных НДС может быть произведен как одновременно для совокупности водопользователей, расположенных в бассейне водного объекта в пределах водохозяйственного участка, так и индивидуально, для каждого отдельного водопользователя (отдельного выпуска).
1.7.Ответственность за несоблюдение действующего природоохранного законодательства
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.
В Кодексе РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ сказано, что нарушение правил охраны водных объектов и нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Невыполнение или
Незаконная добыча песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава древесины либо нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Информация о работе Общая характеристика производства ОАО «Сегежский ЦБК»