Организация зоны природы в доу, как одна из форм экологического воспитания дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 23:46, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Содержание

Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников
1.1 Сущность, цели и задачи развития экологического воспитания детей дошкольного возраста
1.2 Формы, методы ознакомления детей с природой
1.3 Роль зон природы в дошкольном образовательном учреждении
II. Практическая часть
2.1 Обобщение передового педагогического опыта
2.2 Разработка зон природы в дошкольном образовательном учреждении
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Тема экология.docx

— 75.12 Кб (Скачать файл)

Воспитатель говорит: «Молодцы! Надеюсь мы не собьемся с пути, будем внимательно рассматривать карту, ориентироваться по компасу. Сначала попробуем определить стороны света по приметам». (Дети выбирают характерный ствол дерева, покрытый мхом, с преобладанием веток на одной стороне. Затем сверяют правильность своих выводов с показаниями компаса).

«Чтобы найти первую остановку, давайте посмотрим, в какую сторону  нам надо идти», - продолжает педагог.

Дети ориентируют карту  по сторонам света, с помощью воспитателя  определяют направление движения по компасу и идут к первой остановке  – «Зимний лес». Не доходя 10-15 м  до стоянки, воспитатель предлагает каждому определить на глаз, сколько  шагов осталось, а затем сосчитать  свои шаги – кто определил точно (разрешается подгонять количество шагов – увеличивать или уменьшать  длину шага). Остановка должна быть на открытом пространстве, с которого удобно рассматривать многоярусность смешанного леса: верхний ярус – сосны (самые высокие деревья); ярус пониже – лиственные деревья, ели; следующий ярус – высокие кустарники (сирень, черемуха и подрастающие деревья); самый нижний ярус – травы. Зимой нижний ярус находится под снегом.

В лесу человек – гость, он должен соблюдать правила поведения, чтобы не нарушить жизнь леса и  его обитателей. Дети вспоминают эти  правила: не задевать ветки кустов –  зимой они очень хрупкие и  легко ломаются; не шуметь, чтобы  не напугать лесных жильцов и услышать их голоса и шорохи; не оставлять после себя мусор, горящий костер. Проводится подвижная игра «К названному дереву беги».

Дидактическая игра «Узнай, с какого дерева ветка?» Воспитатель  раздает каждому из детей по небольшой  веточке, подготовленной заранее. Дети должны определить, с какого дерева ветки, объяснить, почему они так  решили (Использованные веточки не выбрасываются).

Сверить по карте-схеме дальнейший путь. Следующая остановка – «Птичья  столовая». До нее дети идут, подражая движениям животных и птиц. На поляне висит кормушка, видны следы птиц.

Воспитатель загадывает загадку  про кормушку: «В зимний день среди  ветвей стол накрыли для гостей». Дети насыпают в кормушку принесенное  лакомство для птиц, вешают кусочки  сала, нанизывают на ветки ломтики  хлеба.

Воспитатель загадывает загадки:

Непоседа, невеличка, желтая почти вся птичка.

Любит сало и пшеничку. Как  зовут ее? (синичка)

Уличный мальчишка в сером армячишке.

По двору гуляет, крошки собирает. (воробей)

Каждый год я к вам  лечу. Зимовать у вас хочу.

И еще красней зимой  ярко-красный галстук мой. (снегирь)

Дети отгадывают загадки. Проводится подвижная игра «Найди свой дом». Каждый играющий получает эмблему  с изображением птицы. На полянке  обозначаются птичьи дома «Север» и  «Юг». По сигналу каждый бежит в  свои дом (перелетные птицы – на юг, зимующие – на север). Затем дети меняются эмблемами, и игра повторяется. Каждый вспоминает приметы о птицах: вороны и галки садятся на верхушки деревьев – к морозу; ласточка прилетала  – скоро гром загремит; увидев грача  – весну встречай и т.д.

Дети прощаются с кормушкой  и отправляются к следующей остановке. По дороге они время от времени  сверяют свой путь с картой (особенно на развилке дорог, проходя помеченные на карте условные приметы).

Следующая остановка «След  и лед» делается на берегу водоема. Воспитатель загадывает загадку  про снег: «Скатерть белая все  поле одела», спрашивает детей: «Что такое  снег, лед, гололедица? Из чего они? Почему снег белый? Чем он полезен? Чем опасна гололедица? Какой бывает снег? (липкий, рассыпчатый, рыхлый, наст и т.д.) Дети через цветные стеклышки рассматривают  снег, лед. Проводится игра «Попади  в цель». Дети бросают снежки в  обозначенную цель (в ствол дерева, в пенек, на лед, в лунку на реке и т.д.)

К следующей остановке  дети идут след в след. Воспитатель  спрашивает: «Чьи же это следы? Может  мышка бежала или ворона прыгала, а может это слон оставил следы? К нам Весна шагает быстрыми шагами, и сугробы тают под ее ногами. Дети подходят к замку Зимы (заранее  строится из снежных сугробов и украшается цветными ленточками, веточками и  т.д.) Их встречают три сторожа  – три зимних месяца. Дети должны отгадать их.

Декабрь. Землю снегом одеваю, елку наряжаю. Кто я?

Январь. А я середина зимы.

Февраль. А я злой, холодный, ветреный и голодный.

Дети снежками разбивают  замок Зимы, оттуда выходит Красавица-Весна  и благодарит детей. Все вместе поют песню о Весне. Короткой дорогой  возвращаются домой. Каждый несет веточку  дерева, использовавшуюся в игре, чтобы  поставить в вазу с водой. Распустившаяся в последствии веточка – подарок весны.

Детям экскурсия очень  понравилась, поскольку дети принимали  активное участие в выполнении заданий, и задавали вопросы. И в дальнейшем просили воспитателей организовать еще такую же экскурсию.

Растения и животных, находящихся  в детском саду, можно по-разному  расположить и сгруппировать, создавая интересные «экологические пространства»  для проведения разнообразной педагогической работы. «Экологическое пространство» - это небольшая территория или  отдельное функциональное назначение. Наиболее традиционными «экологическими  пространствами» как формами  организаций зеленой зон в  детском саду являются групповые  уголки природы.

Уголок природы в группе детского сада

Главная особенность и  преимущество уголка природы – непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных  эколого-педагогических мероприятий  и организации разной деятельности с дошкольниками. При наличии  даже небольшого пространства уголок природы целесообразно иметь  в каждой возрастной группе. Расположить  его можно в групповой комнате, раздевальном помещении. Последний  вариант особенно хорош – растения и животных будут видеть родители, вместе с детьми наблюдать за ними, обсуждать разные моменты, связанные  с их жизнью. Родители смогут увидеть, как дети трудятся в уголке природы, что немаловажно для единства воспитания дошкольников в семье  и детском саду.

Уголки природы в старших  группах включают аквариум с рыбами, птицу в клетке, кого-нибудь из наземных животных (хомячка или черепаху) и растения. Старшим дошкольникам целесообразно видеть в уголке природы  таких животных, которые имеют  интересные приспособительные особенности, могут продемонстрировать закономерные взаимосвязи в природе. Для аквариума  старшей группы подойдут золотые  рыбки в сочетании с карасем  – их диким предком. Это дает возможность  показать хорошую приспособленность  дикого животного и ее отсутствие у декоративной разновидности.

Для аквариума подготовительной к школе группы подойдут рыбы разных слоев воды, на которых можно показать не только приспособленность к разному  образу жизни, но и экологические  ниши в одной экосистеме. Это могут  быть: гуппи или меченосцы (рыбы верхних слоев воды), сомики (донные рыбы), барбусы (обитатели средних слоев воды). Сухопутная черепаха и золотистый хомячок, устроенные в просторных помещениях с «естественным»оформлением, обеспечивают богатое экологическое содержание познавательной деятельности детей 5-7 лет. Из птиц предпочтительнее волнистые попугаи – на них можно показать маскировочную окраску, хорошую приспособленность к лазанию (что доступно и интересно и старшим дошкольникам).

Видовой состав растений в  уголке природы любой группы не имеет  принципиального значения – педагогическую работу можно проводить с теми представителями флоры, которые  давно находятся в помещении  и хорошо себя чувствуют. Важно, как  мы уже говорили, не количеств, а  ухоженность растений, их благополучное  состояние, правильное размещение, красивое оформление. Комнатные растения –  это не учебные пособия, а живые  существа, которых надо любить и  о которых следует заботиться – их сосуществование с человеком  взаимовыгодно. И поэтому их не следует  подменять искусственными растениями.

Кроме постоянных растений и животных в уголке природы могут  находиться временные объекты природы, например, миниогород на окне – лук, чеснок, овес и др. культуры, выращиваемые в ящиках в холодное время года. Особенно важны лук и чеснок – витаминная добавка в питание детей. Кроме того, эти растении выделяют фитокциды и тем самым оздоравливают воздух помещения. Весной воспитатель с детьми выращивает цветочную рассаду однолеток для участка, в конце зимы делает выгонку веток.

Уголок природы должен быть правильно оборудован – без  этого он становится витриной, которая  мало используется в педагогическом процессе. В каждой возрастной группе должно быть два функциональных места  – для выполнения трудовых операций и для хранения кормов и предметов  ухода за обитателями уголка природы. Место для труда – это небольшой  столик, на котором можно разместить клетку с птицей или поддон из нее, емкости с кормами, доску для резания овощей и прочие предметы.

Оборудование по уходу  за водными обитателями включает следующие предметы: сифон для  очищения дна аквариума; резиновая  трубка диаметром 0,5-1 см и длиной 80-120 см для переливания воды и очищения дна, губка для мытья стекол аквариума, плавающая кормушка для рыб, водный термометр, компрессор, сачок из мягкой ткани. Для ухода за птицами нужны  небольшое сито для просеивания  песка, совок для его сбора, ведерко  с песком, кормушки и поилки, маленькие  коробочки для выращивания зелени. Для содержания млекопитающих, сухопутной черепахи необходимы ведерко с опилками, небольшого размера совок и щетка  для их смены, разделочная доска, безопасный нож, терка для приготовления  овощного корма, коробочки для проращивания овса. Банки с любыми сухими кормами  имеют плотные крышки и этикетки с изображением тех животных, для  которых они предназначены. Необходимы также лейки небольшого размера  и с длинными носиками для полива растений (3-4 штуки), фартучки для детей. Все это оборудование не должно нарушать эстетику помещения, поэтому оно  хранится в шкафу, тумбе или на закрытой полке, фартуки могут висеть в туалетной комнате.

Помимо уголков природы  в помещении детского сада могут  быть созданы другие «экологические пространства»: комната или кабинет  природы, зимний сад. Это возможно, если имеется отдельное помещение, в  котором красиво и с учетом условий, необходимых для жизни  растений и животных, можно расставить вольеры с птицами, большие аквариумы  с различными водными обитателями  или черепахами, большие клетки с  курами или кроликами. В разных местах – на полу и стенах, отдельно и  в композициях - устраиваются растения. Если это кабинет, то должно быть также  место для столов, за которыми дети смогут заниматься. Преимуществом «экологических пространств» являются хорошие условия  для растений и животных, а недостатком  – трудность содержания и то, что они большую часть времени  проводят в одиночестве. Должны быть продуманы организация обслуживания и методика использования в педагогическом процессе и жизнедеятельности ДРУ  комнаты природы, зимнего сада. В  равной степени эти «экологические пространства» могут использоваться для отдыха, для углубленной познавательно-ознакомительной  деятельности детей и взрослых (персонала, гостей сада, родителей), для нравственно-трудового (гуманистического) воспитания дошкольников.

 

Вывод

Непонимание ребенком взаимосвязей между животными и неживыми в  природе, неумение объяснить свои наблюдения, сделать правильные выводы ведет  к нарушениям экологических норм и законов. Постоянное наблюдение за явлениями неживой природы невозможно без организации кабинета природы  в ДОУ.

Педагогическое назначение зимнего сада такое же, как и  комнаты природы: обобщение детей  с обитателями, наблюдение за ними, посильное участие в создании и поддержании необходимых условий. Главная особенность и преимущество уголка природы – непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет воспитателю на протяжении различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности с дошкольниками.

Помимо уголков природы  в помещении детского сада могут  быть созданы другие «экологические пространства»: комната или кабинет  природы, зимний сад. Это возможно, если имеется отдельное помещение, в  котором красиво и с учетом условий, необходимых для жизни  растений и животных, можно расставить вольеры с птицами, большие аквариумы  с различными водными обитателями  или черепахами, большие клетки с  курами или кроликами.

 

Заключение

В данной работе мы поднимаем  проблему организации экологического воспитания в старших подготовительных группах детского сада. Решение этой проблемы невозможно без творческого  подхода педагогов и родителей.

В первой главе нашей курсовой работы мы рассматриваем сущность, цели и задачи развития экологической  культуры ребенка, а также предлагаем ознакомиться с формами, методами ознакомления детей с природой. А поскольку  в центре всего педагогического  процесса находится ребенок, то нам  представляется важным исследовать  проблему личностно-ориентированного подхода в экологическом воспитании дошкольников. Во второй главе дипломной  работы мы рассматриваем достижения передового педагогического опыта, для создания зоны природы, которая  играет первостепенную роль в экологическом  воспитании в детском дошкольном учреждении.

На основе полученного  опыта мы предлагаем сценарий экологического урока (план), который мы апробировали на практике.

 

Библиография

1. Веретенникова С.А. Ознакомление  дошкольников с природой. П-1965.

2. Веретенникова С.А. Ознакомление  дошкольников с природой. Изд. 2-е  П-1973.

3. Виноградова Н.Ф. Умственное  воспитание детей в процессе  ознакомления с природой. П-1978.

Информация о работе Организация зоны природы в доу, как одна из форм экологического воспитания дошкольников